Логические задачи на уроках математики в начальной школе





Скачать 211.87 Kb.
НазваниеЛогические задачи на уроках математики в начальной школе
Дата публикации29.07.2013
Размер211.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Министерство образования и науки РТ

Дрожжановский муниципальный район

МОУ «Старокакерлинская средняя школа»

ТЕМА:
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выполнила учитель начальных классов

Халиуллина Рузия Нурисламовна
2009 год.
Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправданно? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок. Тому, как вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными, и посвящена данная работа.

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала.

Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая форма предполагает рассуждения, и, наконец, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.

Можно широко использовать математические развлечения: задачи-шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Необходимо уделить развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения: «Найти недостающую фигуру», «Чем отличается?», «Отгадай число» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место в работе занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т. д.) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т. д.). Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.

В работу включены игровые и занимательные задания по всем разделам программы по математике: количество и счет, величина, форма, пространство и время. Они рассчитаны на детей младшего школьного возраста.

Роль математики в развитии логического мышления очень велика. Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей. Внимательно слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной в этой работе. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Целью данной работы является использование логических задач на уроках математики в начальных классах.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

Мышление ребенка дошкольного возраста наглядно-образное, предмет его мысли – предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки.

С началом обучения в школе у ребенка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами представления и понятия становятся более полными и точными.

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями. Первоклассник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме. Высказывать предположения, выражать и, тем более, оценивать вероятность, возможность наличия того или иного признака, той или иной причины ребенок еще не может.

Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности. Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Большие возможности в этом плане дает решение логических задач.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Существует значительное множество такого рода задач; особенно много подобной специализированной литературы было выпущено в последние годы. Конкретные примеры логических задач приведены в приложении.

Однако что зачастую наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Но извлекается ли из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся может вновь испытывать затруднения при решении.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей.Это :

1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - с вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

Составить задачу:

  • используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

  • решаемую в 1, 2, 3 действия;

  • по данному ее плану решения, действиям и ответу;

  • по выражению и т.д.

6. Решение задач с недостающими или лишними данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных согласно приведенной выше схеме, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Приведем несколько игр со спичками. В личной библиотеке М. Горького среди множе¬ства книг сохранилась книга, изданная в 1907 году, под названием «Игра со спичками». На ней есть сделанная рукой Горького надпись: «Сынище! Вот хорошая книжка для вечерних занятий. Если ты будешь решать задачи, не заглядывая в решения,— молодчиной назову!..» .

Что же это за задачи? Попробуем решить некоторые из них. Тем более что такое занятие не только увлекательно, но, как считают психотерапевты, очень полезно для нервной системы.

1. Переложите 5 спичек так, чтобы получилось 2 квадрата (рисунок 1).


2.Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата (рису­нок 2).


3. Из 10 спичек сложите ключ (рисунок 3); перело­жите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.



4. Из 9 спичек сложите фонарь (рисунок 4); пере­ложите 6 спичек так, что­бы получилось 4 равных треугольника.

5. Из 9 спичек сложите весы (рисунок 5). Перело­жив 5 спичек, сделайте так, чтобы весы оказались в состоянии равновесия.



6. «Изгородь» квадратно­го сада составлена из 16 спичек, В «саду» — «дом», представленный квадра­том из 4 спичек (рисунок 6). Взяв еще- 10 спичек, попробуйте разделить «сад» (без «дома») на 5 равных по величине и одинаковых по форме участков.



Дидактические игры

Назови геометрическую фигуру

Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2—3 таблицы.



Найди предмет такой же формы

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д. Он показывает ребенку одну из фигур, например круг. Ребенок должен назвать предметы такой же формы.


Достань названный предмет

В присутствии ребенка взрослый показывает, а затем кладет в мешок предметы разных геометрических форм: треугольники, овалы, квадраты, круги, прямоугольники (по 2 предмета каждого вида). Затем взрослый предлагает ребенку на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.


Угадай, что спрятали

На столе перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Ребенок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано.


Конструктор

Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Материал. Разные фигуры (из бумаги или от старых мозаик).

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таблицу. Сосчитать, сколько и каких геометрических фигур требуется для построения той или иной картинки. Затем ребенок самостоятельно строит изображение на своем листе.



Какие геометрические фигуры использовал художник

для изображения поросят? для изображения клоуна и неваляшки?



Кто лишний и почему?

Каких фигур недостает?

Сколько треугольников?


Геометрический конструктор
Математические игры по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур используются с давних времен. Наиболее попу-лярными из этих игр являются «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Для составления плоскостных фигур по образцу необходимо не только знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.

Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

Не допускать наложения одной части на другую.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ «Танграм»

Обучение детей играм «Тантрам» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных спо­собностей ребенка.

Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточ­нение их названия, соотношение частей по разме­рам, усвоение способов соединения их между со­бой.

Дети должны знать и уметь практически выде­лять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в со­здании разнообразных новых геометрических фи­гур из фигур данного набора.

Фигуры, составленные из частей игры «Танграм»

На какие фигуры села бабочка? Будь внимательным!



Список используемой литературы


1. Давыдов В.В. « Психическое развитие младших школьников ». М. Педагогика 2000 г.
2.Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983.
4.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
5.Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.
6.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра : математика. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль»Академия развития»-1997.
7.Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 1988.
8.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», 1999.
9.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М.: Педагогика, 1981.
10.Формирование учебной деятельности школьников. / Под. ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М.: Просвещение, 1982.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

1 КЛАСС.
1. Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на другой. ( 4 и 2 )

2.У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на правую руку? (2)

3.В семье 4 детей. Сестер столько же сколько и братьев. Сколько девочек в семье? (2)

4.В корзине сидят котята. У всех котят три пары ушей. Сколько котят в корзине? (3)

5.Дима выиграл у Алеши 3 партии в шахматы. Алеша проиграл Диме столько же партий и

одну партию мальчики сыграли вничью . Сколько всего партий сыграли дети? ( 4)

6.По дороге друг за другом идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идет

девочка. Сколько девочек идет по дороге? (2)

7.Я задумала два числа. Когда сложила их, то получила 6, когда вычла одно из другого, то

тоже получила 6. Какое число я задумала? (6 и 0 )

8.Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Дима в пятый вагон от конца поезда. В одном ли вагоне едут мальчики? ( нет ) .

9.Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки? ( 5 ) .

10.Пётр – сын Сергея, Сергей – сын Фёдора. Кем приходится Пётр Фёдору ? ( внук ) .

11.Из книги выпало несколько листов. На первой странице стоит № 5, на последней

№ 10. Сколько листов выпало из книги ? ( 3 листа ).

12.Меня зовут Иваном Сергеевичем, а моего деда - Петр Николаевич. Как зовут моего

отца ? ( Сергей Петрович ).

13.Мама купила детям три пары варежек, Сколько варежек на одну руку ? ( 3 ).

14.В парке было 7 скамеек. 3 скамейки заменили новыми. Сколько скамеек в парке ?

15.На уроке физкультуры учитель попросил 10 учеников рассчитаться слева на право по порядку. Юра оказался третьим. Каким по счету будет Юра, если расчет пойдет справа на лево? ( 8 ).

16.У всех цыплят, сидящих в корзине, Юля насчитала 10 ног. Сколько было цыплят в корзине ? ( 5 )

17.Наташа сказала, что у неё кукол больше 5, но меньше 8. Сколько кукол у Наташи ?

18.Коля старше Сережи, Сережа старше Миши. Назови имя самого маленького мальчика. ( Миша )

19.Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Коля насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке ?

20.Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему понадобилось ?

21.В слове «кошка» 5 букв. Придумай слово в котором букв на одну меньше и оно обозначает животного. ( тигр ).

22.В слове «кот» и в слове « мяу» по три буквы. Одинаковое ли количество слогов в словах?

23.Роме подарили столько значков, сколько у него было. Рома пересчитал значки и их оказалось 8. Сколько значков было у мальчика ? ( 4 )

24.Чтобы рассадить 7 детей не хватает два стула. Сколько стульев в комнате ? ( 5 )

25.У паука 4 пары ног, а у жука 3 пары ног. На сколько ног меньше у жука ? ( на одну пару т.е. 2 ноги ).

26.Сестра старше брата на один год. На сколько сестра лет сестра будет старше брата через 5 лет ? ( на один год ) .

27.В ящике стола лежат деньги, на которые можно купить два одинаковых стула и одно кресло. Что дороже кресло или стул ? ( кресло )

28.Купили пакет кефира. Половину пакета выпили Никита и Даша. В пакете осталось 2 стакана. Сколько стаканов кефира было в пакете ? ( 4 )

29.Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите пример такого выражения. ( таких выражений мн-во 6-3=3, 14 – 7=7 ит.д. )

30.Бабушка положила на тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли по одной груше, осталось 8 груш. Сколько внуков у бабушки ? ( 4 ).

2 КЛАСС.

1.В саду 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета ? ( 3 зеленые и 1 коричневая )

2.Петя и Паша живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Паши. Паша живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя ? ( на 8 или 9 )

3.Колесо велосипеда имеет 8 спиц. Сколько промежутков между спицами ? ( 8 )

4.Купили щуку, леща и окуня. Щука тяжелее леща, а лещ тяжелее окуня. Какая рыба самая лёгкая ? ( окунь )

5.В большой клетке 6 волнистых попугайчиков, а в маленькой - 5. Из большой клетки в маленькую пересадили 1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков в клетках ? ( нет )

6.На этой неделе в гостях у бабушки Галя была в среду, четверг, пятницу, а Лариса - в четверг, субботу, пятницу, воскресенье. Сколько дней гостила у бабушки хотя бы одна внучка ? ( «Хотя бы одна» значит либо Галя, либо Лариса, либо обе вместе одновременно. Значит среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. )

7.В корзине и пакете по 6 апельсинов. Из пакета переложили в корзину один апельсин. На сколько апельсинов меньше стало в пакете ? ( на 2 )

8.У меня три фото. На двух я и на двух мама. Может ли это быть ? ( да, на одной из фото я вместе с мамой )

9.Масса двух одинаковых пирогов такая же как и одного торта. Масса пирога - 1 килограмм. Какова масса торта ? ( 2 КГ. )

10.Половину всех своих золотых монет Буратино отдал в харчевне, а остальные по совету кот Базилио и лисы Алисы закопал на поле чудес. Сколько монет было у Буратино ? ( 6 )

11.У брата было 5 орехов. Один орех он отдал сестре, у которой уже были орехи, и орехов у них стало поровну. Сколько орехов было у сестры ? ( 6 )

12.Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножнк для того, чтобы изготовить стульчики для Пьеро, Мальвины, Буратино ? ( 4+4+4=12 12 меньше 13 значит хватит ножек )

13.У Веры 9 конфет, а у Оли 5 конфет. Сколько конфет Вера должна отдать Ольге, чтобы конфет стало поровну ? ( 2 )

14.На одной чашке весов лежит арбуз и гиря в 3 кг. На другой - две гири по 5 кг. Найди массу арбуза. ( 7 кг. )

15.К празднику мама приготовила Маше. Нине, Оле подарки: мишку, куклу и собачку. Какой подарок получила каждая девочка, если Маша выбрала себе не куклу и не собачку, а Оля тоже не взяла куклу ? ( Маша- мишка, Нина- кукла, Оля-собачка )

16.Термометр показывает 12* мороза. Через некоторое время столбик ртути в термометре опустился на 3* . Теплее стало или холоднее и на сколько градусов ? ( холоднее на 3* )

Может ли сумма двух чисел быть равной их разности ? ( несколько вариантов решения например 3+0=3 и 3-0=3. )

17.В вазе на 20 конфет больше, чем в двух одинаковых пакетиках. В вазе 30 штук. Сколько конфет в пакетике ? ( 30-20=10:2=5 конфет )

18.На столе стоят матрешки. В каждой из 3 больших умещается по 5 маленьких матрешек. Сколько матрешек на столе ? ( 15+3=18 или если в каждом комплекте 1 большая + 5 маленьких=6 штук, а комплектов три, значит матрешек 18 )

19.Каждую головку сыра продавец разрезал пополам. Сколько головок сыра было если получилось 6 половинок ? ( 3 головки )

20.В пакете столько же лимонов сколько и в корзине. Из пакета взяли 3 лимона , а из корзины взяли 5 лимонов. Где осталось лимонов больше и на сколько ? ( на 2 в пакете)

21.В двух ваза поровну конфет. Когда из одной взяли 5, а в другую положили 5, то в обеих вазах конфет стало 20. Сколько конфет было в каждой вазе сначала ? ( по 10 конфет )

22.Петя полил в саду столько же яблонь, сколько и Оля. Когда Петя полил еще и грушу, то оказалось он полил 9 деревьев. Сколько яблонь полил Петя ? ( 9-1=8:2=4)

23.Чтобы рассадить всех детей в зале не хватает 6 стульев. Когда принесли несколько стульев, то 2 стула оказались лишними. Сколько стульев принесли в зал ? (6+2=8)
3 КЛАСС.
1. Трое друзей поехали на дачу. Дорога заняла 6 часов. Сколько часов ехал каждый ?

( 6 часов )

2. На дереве сидели 3 галки и 2 вороны.2 птицы улетели. Сколько и какие птицы

могли остаться ? ( 3 галки, 1 ворона и 2 галки, 2 вороны и 1 галка. )

3. Внашем доме живут Катя, Маша и Лена. Вчера я видела Катю и Машу. Одной из них 9 лет, другой - 8 лет. Сегодня я видела Машу и Лену. Одной из них 10 лет, другой - 9 лет. Кому сколько лет ? ( М – 8, К – 8, Л – 10. )

4. При встречи три товарища пожали друг другу руки. Подсчитай число рукопожатий. ( 3 рукопожатия )

5.На аллее в парке через каждые 4 метра посажены рябины. Кроме этого по одной рябине посажено в начале аллее и в конце. Длина аллеи 32 метра. Сколько рябин на аллее ? ( 10 штук )

6.На блюдце разложили 18 штук вафлей так : 4, 5, 2, 7. Как можно не трогая вафли на 2 стола так, чтобы на одном было в 2 раза больше, чем на другом ? ( первый стол 5 и 7, второй стол 4 и 2. )

7.Масса арбуза и ещё половина такого же арбуза равна 9 кг .Найди массу арбуза. ( 6 кг )

8.На тарелке лежат сливы. Марина взяла половину всех слив, а Алёша - остальные 4 сливы. Узнай сколько слив было на тарелке ? ( 8 слив )

9.Попугай, сидя на плече у клоуна, раздает детям карточки в таком порядке: белая, синяя, зеленая, красная. Незнайка был седьмым. Какого цвета карточку он получит ? ( зеленую )

10.Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло ? ( 10 семян )

11.Кусок проволоки 12 см. согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки ? ( 12 : 2 = 6 значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2. )

12.Нина написала четырехзначное число. Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Нина ? ( 1000 – 1 == 999 )

13.Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом берегу находится Женя ? ( на правом )

14.Ване надо встать завтра в 9 часов утра. Вечером в 6 часов он завел будильник на 9 часов и лег спать. Через какое время его разбудит будильник ? ( будильник зазвенит в 9 часов вечера, значит через 3 часа )

15.К трехзначному числу слева приписали единицу. На сколько увеличилось число ? ( на 1000 )

16.Используя цифры 0, 4, 2, 7, 9, 1, запиши наибольшее и наименьшее шестизначное число. ( 974210 и 102479 )

17.Каждый торт разрезали пополам, потом каждую половинку еще раз пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов ? ( 12 : 4 = 3 т.к. каждый торт разрезан на 4 части )

18.Число 16 запишите в виде произведения двух таких чисел, сумма которых наименьшая. ( 16 = 8 х 2 16 = 16 х 1 16 = 4 х 4

8 + 2 = 10 16 + 1 = 17 4 + 4 = 8 )

19.Мотоцикл поехал 160 км. Со скоростью 80 км/ час, насколько раз останавливался в пути. Сколько времени мотоцикл затратил на весь путь, если остановка заняла 25 минут ? ( 160 : 80 + 25 = 2 часа 25 минут )

20.В комнату 20 м. кв. и шириной 4 м. хотят положить ковер размером 3 х 2 м. Можно ли это сделать ? ( Длина комнаты 20 : 4 = 5 м. значит можно )

21.Сколько получится если число 1 умножить на себя 1000 раз ? Объясни почему.

22.Площадь пр-ка 12 см. кв. Какими могут быть его стороны ? ( 12 и 1, 3 и 4, 6 и 2 )

4 КЛАСС.
1.Запишите все двухзначные числа, в которых число десятков в 3 раз меньше числа единиц или больше. ( 13, 26, 39. или 31, 62, 93. )

2.Запишите все трехзначные числа, в которых каждая следующая цифра на 1 больше предыдущей. ( 123, 234, 345. 456. 567, 678. 789. )

3.Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь и пойду домой.» Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду ? Объясни ответ. ( нет т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу. )

4.К числу 5 приписать справа и слева цифру 5 .Во сколько раз увеличилось число ?

( в 111 раз )

5.Анна - дочь Марии. Мария - дочь Светланы. Кем приходится Светлана Анне ?

( бабушка )

6.Каждая из девочек Саша и Маша пошли в кино с мамой. Сколько человек пошли

в кино ? ( или 3, или 4.)

7.При каком значении х выражение 200 : х принимает наименьшее значение ? ( при х = 200 т.к. 200 : 200 = 1 )

8.При каком значении а выражение 500 : а принимает наибольшее значение.? ( при а = 1 т.к 500 : 1 = 500 )

9.Покупатель купил 15 голубых конвертов и 10 с марками. На 5 голубых конвертах были марки. Сколько конвертов купил покупатель ? ( 20 конвертов )

10.В корзине яблок меньше 10. Эти яблоки можно разделить поровну между 2 детьми или 3 детьми. Догадайся, сколько яблок в корзине ? ( 6 яблок )

11.Кот Матроскин, Шарик, Галчонок, решили сфоторгафироваться и послать фото Дяде Федору. Они уселись на скамеечке возле дома. В каком порядке слева направо они могут сидеть ? ( несколько вариантов ответа : 1 – М,Ш,Г. 2 – М,Г,Ш. 3 – Ш,М,Г. 4 – Ш,Г,М. 5 – Г,Ш,М. 6 – Г,М,Ш. )

12.Доктор Пилюлькин прописал Незнайке принимать ложку лекарства через каждые 20 минут. На сколько времени хватит Незнайке этого лекарства, если в пузырьке его ровно на 3 приема ? ( на 40 минут )

13.Масса 4 одинаковых яблок такая же, как масса одного грейпфрута. Масса яблока и грейпфрута равна 750 г. Найди массу яблока. ( Положим на весы вместо грейпфрута 4 яблока тогда будет 5 яблок и их масса = 750 гр. Значит 750 : 5 = 150 гр. Вес одного яблока )


Фотоматериалы проведенных занятий по математике:




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconЛогические минутки на уроках информатики в начальной школе
Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconДоклад на тему «Система типовых заданий для формирования личностных...
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconПрограмма Составлена на основе примерной основной образовательной...
Фгос – это новые стандарты образования для начальной школы. Ребенок в начальной школе, по стандартам фгос, должен, не только учится...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconИкт на уроках окружающего мира в начальной школе
Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2)
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе icon«Проектная деятельность в начальной школе»
Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено»
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconУчебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconУроках математики с использованием икт» (из опыта работы учителя...
Казывания Дмитрия Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация...
Логические задачи на уроках математики в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск