Скачать 55.24 Kb.
|
МБОУ «СОШ с. Сухой Карабулак Базарно- Карабулакского района Саратовской области» Мастер- класс «Активизация познавательной деятельности на уроках математики с использованием ИКТ» (из опыта работы учителя начальных классов, работающего по УМК «Школа России».) Выступила на МО Шентерякова Галина Михайловна 2012- 2013 учебный год Шентерякова Г.М. Хочу начать своё выступление с высказывания Дмитрия Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». А начальная школа- это особый этап в жизни ребёнка. Знания, полученные в начальной школе, служат фундаментом для дальнейшего обучения. Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь. Мы убедились, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения. памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Сегодня ученикам известны различные источники информации, но ребята не знают, как её пользоваться для собственного развития. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее. продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок , ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить и поддержать которую – одна из важнейших творческих задач учителя. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Урок – игра, урок – путешествие, урок – сказка особенно любимы детьми .Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многие другие. И здесь на помощь ученику и учителю может прийти мультимедиа со всеми её возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного- движения. Использование ИКТ не только поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку, но и даст возможность учителю использовать его как конструктор, так как на основе готовых слайдов можно создавать собственные варианты задач, заменяя лишь числовые данные. Шентерякова Г.М. Покажу фрагменты отдельных уроков. – Проверьте, верны ли равенства. В некоторых равенствах расставьте скобки так, чтобы получились верные высказывания. 30*9-6:2=45 30*9-6:2=180 30*9-6:2=132 (Для проверки кликнуть мышкой: появление скобок). 30*(9-6):2=45 30*(9-6:2)=180 (30*9-6):2=132 - Какое число может быть лишним? Почему? (Лишним может быть число 180,так как оно круглое, а остальные нет; сумма цифр числа 132 не равна 9, а у остальных чисел – равна; 45 – двузначное число, а остальные числа трёхзначные; это нечётное число, а остальные числа – чётные.) -Какой была скорость вашей мысли во время выполнения задания? (Большой, высокой, медленной.) – А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? (Скорость сближения, скорость удаления.) Такие задания активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют знания таблицы умножения и деления, знания порядка выполнения действий. Фрагмент урока. Постройте прямоугольник площадью 18кв.см. Есть ли другие прямоугольники площадь которых тоже равна 18 кв.см? Учащиеся строят прямоугольники заданной площади, стороны которых: а)6см и 3см; б)9см и 2см; Убеждаются в многовариантности ответов и добавляют ещё один вариант, который нельзя построить в тетради. Это 18см и 1см. Варианты сторон прямоугольников записываются в тетради. На ещё более высоком уровне можно работать с данным материалом по следующим вопросам.- Как вы думаете, одинаковые ли будут периметры у данных прямоугольников? (Нет.) – Почему? У какого прямоугольника периметр будет больше? Здесь нужна сообразительность , быстрота умственной ориентировки и знание суммы смежных сторон. (У какого прямоугольника длина больше, у того и периметр больше.) Так мы работаем одновременно с двумя разными понятиями, на одном пособии и на материале одной задачи. Устный счёт.3клаасс. Представь 0,знак умножения и скобки не применять. 0=12:3-4 Изобрази число 24 цифрами от1до5. 24=12++4+5 Шентерякова Г.М. Логическая задача .Один гусь впереди, а два позади, один позади, а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд .Сколько было всего гусей? Задания запускаются автоматически, ответ по щелчку мыши. Составляю различные кроссворды, ребусы, интересные занимательные вопросы, задачи в стихах. Детям нравятся такие задания, они вызывают интерес и радость от возникшей догадки, развивают логическое мышление, память, внимание, интерес к предмету. Экран притягивает внимание ребёнка, которого порой мы не можем добиться при фронтальной работе. При использовании ИКТ на уроках , я учитываю современные требования к презентационным материалам: тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Преимущество работы над задачами с использованием компьютерных анимационных слайдов в том, что можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных фрагментах, выслушать различные мнения, обсудить разные способы решения. Фрагмент урока. Задача. В туристский поход пошли 19чеповек. На каждого взяли по 2 банки мясных консервов и по 3 банки овощных. Сколько всего банок с консервами взяли? Валя решила так: (2+3) *19=95, а Оля так: 19*2+19*3=95 Кто решил правильно? Почему? Как рассуждала Валя? Оля? Какой способ решения более удобный? Подобные вопросы позволяют мотивировать ученика, активизировать его деятельность, включаться в активное взаимодействие при выполнении задания. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Фрагменты уроков, на которых я использую анимационные слайды,- яркие и эффективные. Глаза детей радуются анимационным героям: зайчику и собаке, машинкам и трактору, катерам и поездам. Применяя компьютер, учитель может ставить новые развивающие задачи в процессе обучения, составлять и распечатывать задания для каждого ученика. Информационно- коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность, способствуют развитию пространственного воображения, образного мышления. Шентерякова Г.М. Литература. 1.Математика, учебник для 3 класса,ч.1-2/ Сост. М.И.Моро; М.А. Бантова и др.М.; Просв.,2008г. 2.Журнал «Начальная школа». 3.Поурочные разработки по математике, О.А. Мокрушина, М.,»ВАКО»,2007г. 4.Примени математику. И. А.Сергеев.М.Наука,2005г. |
Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного... Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных... | ||
Методическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо... Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних... | Анализ анкетирования учителей начальных классов в апреле мае 2012 год Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ» | ||
Урок математики в 1 классе. Умк «Школа России» Сборник разработок уроков учителей начальных классов мбоу «Большегондырская сош» в 2011-2012 учебном году. Б. Гондыр, 2012г | Уроках математики с использованием икт (описание проведения методического объединения) ... | ||
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших... Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ» | «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | ||
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России»... Программа: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головина Литературное чтение Школа России. Концепция и программы для начальных... | Слайд Итак, тема мастер-класса: «Тест как дидактическая единица русского... Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ» | ||
Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой... | ||
Положение о районном конкурсе учителей начальных классов «Лучшая... «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» | Справка о проведении Недели начальных классов С большой ответственностью относятся учителя к подготовке и проведению уроков, внеклассных мероприятий, используя различные формы... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре |