Администрация города Междуреченска





Скачать 150.23 Kb.
НазваниеАдминистрация города Междуреченска
Дата публикации16.08.2014
Размер150.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Администрация города Междуреченска

Муниципальное учреждение управления образованием-

Комитет образования

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 24»

Игровой компонент уроков ОИВТ как средство развития творческих способностей гимназистов

Автор:

Емельянова Вероника Владимировна

Учитель ОИВТ

МОУ « Гимназия № 24»


Междуреченск
2010г

Введение

Сегодня существует более ста тысяч компьютерных игр. Миллионы детей играют в эти игры на домашних компьютерах и в компьютерных салонах. В различных исследованиях показано, что существует некоторая психологическая зависимость человека от компьютерной игры, очевидно, что любая зависимость является негативной, что, естественно, делает негативным отношение к компьютерным играм.

Именно с таким отношением идет на урок обычный учитель информатики, который с легкостью перечислит все причины своего недовольства: компьютерная игра мешает учебному процессу, компьютерные игры снижают значимость предмета “информатика”, а, следовательно, и значимость учителя, компьютерные игры не развивают, а калечат детей своим сюжетом, лексиконом и т.п. Но, как известно, запретный плод сладок, и работа учителя информатики превращается в постоянную борьбу с распространением компьютерных игр.

В данном случае мы наблюдаем прямое противоречие между учителем и учеником. Учителем, который требует от учащихся изучения текстовых и графических редакторов, и учеником, которых только и ждет того, чтобы учитель разрешил поиграть ему в компьютерную игру.

Естественно, можно решить данную проблему, путем изменения институциональных ресурсов (закрыть все дисководы, отключить доступ к записи на диск и т.п.), путем изменения ролевых отношений (основные методы: педагогическое требование и наказание) а также путем изменения культуры (сформировать негативное отношение к компьютерным играм и играм вообще).

Как же сделать так, чтобы ученики шли с радостью на урок ОИВТ не только ради компьютерных игр, а потому, что сам процесс обучения доставлял бы им удовольствие, а кроме того, на уроках шло бы развитие мышления и познавательных интересов? Ведь без развитых творческих способностей, предпосылки к которым заложены природой, невозможно представить целостное воспитание и развитие индивида.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения детей является игра.

В настоящей работе рассматривается проблема использования игрового компонента на уроках информатики для развития творческих способностей гимназиста, в которой показано, как элементы игрового компонента позволяют повысить эффективность проведения уроков, способствуют развитию творческих способностей учеников.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Цель данной работы : создание пакета игр и апробация его на уроках информатики в 5-6 классах.

В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза : если разработать пакет игр для развития логического мышления , включить его в учебно-воспитательный процесс, то, возможно произойдет развитие мыслительных операций как факторов, влияющих на творческие способности обучающихся.

Поэтому передо мной встали задачи ОАР:

  1. изучение литературы по теории вопроса;

  2. Подготовка пакета заданий для использования на уроках ОИВТ;

  3. Проведение эксперимента (апробация игр на уроках) ;

  4. Диагностика развития мышления.

Объектом исследования служил учебно-воспитательный процесс преподавания ОИВТ

Предмет: развитие творческих способностей на уроках ОИВТ.

Методы, применяемые в ходе работы : Изучение литературы по данной теме, эксперимент, тестирование с использованием различных методик, анкетирование, статистическая обработка результатов.

1. Использование игрового компонента для формирования творческих способностей гимназиста


“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”

Б.Асафьев

    1. Понятие “творческие способности”

Рассмотрим понятие «творческие способности», его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний).

При формировании творческих способностей гимназиста учителю необходимо знать основные этапы творческого процесса:

  • Осознание имеющейся проблемной ситуации .

  • Постановка основного и вспомогательного вопросов;

  • Обоснование, подтверждение предложенного варианта выполнения задания и его результата.

Из всего вышеперечисленного следует, что в первую очередь следует развивать мышление учащихся.

1.2 Основные закономерности развития мышления


В процессе обучения особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря обучению мыслительным действиям, приёмам познавательного поиска.

Под приёмами мыслительной деятельности мы будем понимать способы, с помощью которых она реализуется. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, сравнение ,конкретизация, классификация, систематизация. Основными являются анализ и синтез. Остальные же - производные от первых двух.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности. При этом мышление опирается на знание, а приобретение новых знаний- на мышление.

Мышлением называется опосредованное, обобщённое отражение действительности в понятиях средствами аналитико-синтетической деятельности.

Понятие-это элементы мышления, различные сочетания которых позволяют протекать этому процессу в различных видах.

В чём же сущность самого понятия "развитие мышления"?

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения мы понимаем формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

Таким образом развитие мышления включает в себя:

  1. Развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.

  2. Формирование и совершенствование мыслительных операций.

  3. Развитие умений:

  • Выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;

  • Находить главные связи и отношения предметов и явлений реального мира;

  • Делать правильные выводы из фактов и проверять их;

  • Доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;

  • Излагать свои мысли определённо, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

4.Выработку умений осуществлять перенос операций и приёмов мышления из одной области знаний в другую.

5.Совершенствование умений и навыков по применению законов логики.
В современной школе задача развития мышления решается попутно с усвоением учащимися программного материала и не выделяется как самостоятельная. Обычно учителя много внимания уделяют передаче учебного содержания своего предмета и очень мало работают над тем, чтобы научить детей приёмам мыслительной деятельности. При таком подходе ученик может хранить в памяти большой объем информации, но не уметь ею пользоваться ни в рамках учебного процесса, ни тем более в нестандартных условиях.


    1. Значение игр для развития ребёнка



Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств в воспитании детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средство воспитания.


С первых лет жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения различными формами деятельности. Первой, и наиболее значимой из них является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь.

Игра для ребёнка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, как предполагают непосвящённые, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира. Психологами и педагогами установлено, что если ребёнок не играет, то у него происходит задержка умственного или физического развития.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

1.4 Понятие игрового компонента

Под игровым компонентом мы будем подразумевать совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого , когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.

Игровой компонент имеет свою специфику, которая выражается прежде всего в том, что его элементы можно применять как в урочное, так и во внеурочное время, его ведущим может быть как учитель, так и ученик, дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником.

Элементы игрового компонента


Структура игрового компонента может быть представлена в виде следующей схемы:


Игровой компонент

головоломки


Собственно игры

викторины

Логические задачи






ребусы

устные

дидактические

криптограммы

иллюстрированные

Задачи-шутки


анаграммы

подвижные

Викторины имен

занимательные


Сюжетно-ролевые

исторические


сканворды


кроссворды

хронологические


Классификация игр


Существуют многочисленные классификации игр, разработанные педагогами, психологами, философами и другими. Предлагаю классификацию, в которой в качестве основополагающего признака используется вид учебной деятельности. Следуя данной классификации, все школьные игры можно подразделить на три класса - дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые. Предлагаемое деление условно, ибо практически всегда в учебном процессе реализуется обучающая, развивающая и воспитательная цели. Деление идёт в зависимости от того, что развивается непосредственно: дидактические игры направлены на развитие умственных способностей обучаемых, подвижные- физических, сюжетно-ролевые вырабатывают навыки социального общения.

Дидактические игры берут на себя познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития ребёнка. Они развивают умение оперировать как предметами, так и понятиями. Данный класс игр помогает ребёнку в развитии интеллектуальных способностей, памяти, мышления, сообразительности.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д.). Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли.                Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т. п.     Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс.


2.Экспериментальное изучение влияния игрового компонента на развитие мышления учащихся.

2.1 Организация и использование игрового компонента на уроках ОИВТ

В ходе эксперимента разработан пакет заданий, который в течение двух лет использовался в ходе преподавания ОИВТ В 5-х, 6-х классах гимназии. Для определения влияния игрового компонента на развитие творческих способностей гимназистов определена база эксперимента: экспериментальная группа- учащиеся 5а,б классов- 31 человек, контрольная группа- учащиеся 5б класса- 15 человек. Интеллектуальное развитие учащихся контрольной и экспериментальной групп находится на одном уровне.

В течение 5-6 классов в экспериментальной группе проводились уроки с использованием элементов игрового компонента, в контрольной группе такие уроки не проводились.

В ходе эксперимента проведено исследование развития мышления по следующим параметрам:

  • логический аспект математического мышления;

  • способность дифференциации существенных признаков от несущественных;

  • выявление характера логических связей и отношений между понятиям;

  • понимание сложных логических отношений.


2.2 Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
Проведя вышеперечисленные методики, я исследовала уровень развития учащихся в начале эксперимента и в конце. Полученные данные были сведены в таблицы для экспериментальной и контрольной групп.

Исходя из данных таблицы, можно найти средние показатели по каждой группе в каждом из проводимых тестов.



Сравнивая показатели в диаграммах, можно заметить, что в контрольной группе рост показателей к концу эксперимента либо очень мал, либо его вообще нет. То есть развития мышления в контрольной группе не наблюдалось. Я рассмотрела подробнее показатели по каждой методике. По результатам проведения всех тестов были выборочно построены диаграммы.
Сравнительные диаграммы по результату проведения теста: «простые аналогии»

в экспериментальной группе: в контрольной группе:



Из приведённых диаграмм видно, что количество правильных ответов в экспериментальной группе к концу эксперимента возросло, а в контрольной группе, в которой эксперимент не проводился, количество правильных ответов возросло лишь в единичных случаях, а в основном уровень правильных ответов упал ниже начального уровня. Таким образом, можно сделать вывод: в экспериментальной группе произошло развитие логического мышления.

Предложенные методики были в основном направлены на исследование развития мыслительных операции, выявление логических связей. В результате проведения анализа видно, что в среднем развитие мыслительных операций повысилось на 10%, а именно: на 16 % повысились показатели по проведенной методике « Сложные аналогии» , что дает право заключить, что детям стало более доступно понимание абстракций и выявление сложных логических связей, применение логических рассуждений. Сравнивая данные в экспериментальной и контрольной группах видно, что в экспериментальной группе эти показатели повысились в 3,5 раза, тогда как в контрольной в среднем в 2 раза.

По данным методики «простые аналогии» показатели повысились на 12%, а следовательно, и повысился уровень развития логического мышления.

Графики, полученные в результате проведения теста: «Числовые ряды»


Экспериментальная группа: Контрольная группа:

По методике « Числовые ряды» данные в экспериментальной группе возросли на 3%, но по диаграммам очень хорошо видно, что практически у всех учащихся повысился индивидуальный уровень, а в контрольной группе такое повышение наблюдается лишь у отдельных учащихся , а в целом по группе повышения нет.

Нельзя сказать , что развитие мышления происходило только на уроках ОИВТ , на учащихся также оказывало влияние внешних факторов: окружение, генетическая предрасположенность, занятия другими предметами и т.д. поэтому нельзя говорить о чистоте эксперимента, и по многим исследованиям данные порой противоречивы. Тем не менее, из всего вышеперечисленного следует, что уровень развития логического мышления , способность дифференциации существенных признаков от несущественных значительно повысились в экспериментальной группе, что дает право утверждать, что выдвинутая гипотеза была верна, и что в процессе включения игр в учебно- воспитательный процесс произошло развитие творческих способностей детей , а именно их мыслительной деятельности.
Заключение

Рассмотрев в данной работе проблему использования игрового компонента для развития творческих способностей гимназистов выяснено , что элементы игр позволяют повысить эффективность проведения уроков. В процессе обучения предполагается опосредованное воздействие на учащегося, и знания прививаются нетрадиционными способами. Дидактические игры развивают умение оперировать предметами и понятиями, помогают в развитии интеллектуальных способностей, памяти, мышления, сообразительности. Огромное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально- пассивных детей и на тех, кто испытывает трудности в обучении. Дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Дети нуждаются в игре, ведь игра- эффективная форма развития способностей, подготовки к жизни.

В настоящей работе предлагаются результаты исследования, проведенного в 2002-2004 годах в гимназии № 24, которые указывают на положительное влияние игры на уроках информатики в средних классах на развитие мышления.

В результате анализа выявлено, что игровой компонент способствует развитию мыслительных операций в среднем на 10 %, так как улучшились следующие факторы: на 16% повысились показатели по проведенному исследованию « Сложные аналогии», что дает право заключить, что детям стало более доступно понимание абстракций и выявление сложных логических связей, применение логических рассуждений. На 12% повысились показатели по методике « Простые аналогии» , следовательно повысился уровень развития мышления- логическое мышление преобладает над наглядным. На 10% повысились показатели по методике « Выделение существенных признаков», следовательно, абстрактно- логическое мышление у этой группы преобладает над конкретно- ситуационным. На 3% выросли данные по методике «Числовые ряды», значит , ученики стали лучше анализировать цифровой материал, увидели в нем скрытые закономерности, логическое мышление в математике стало более развито.

В ходе проведения эксперимента был разработан и апробирован пакет заданий для использования его на уроках ОИВТ. В него входят такие элементы игрового компонента, как дидактические игры и головоломки. Эти задания, а также нетрадиционные уроки, проведенные в виде игр-конкурсов в испытуемых классах, приводятся в приложениях, а также сборниках: «Игровой компонент в обучении информатике» и « Нестандартные формы уроков информатики». Данные сборники могут быть рекомендованы как методические пособия для учителей информатики, так как приведенные в них задания можно использовать на любых уроках для активизации мыслительной деятельности.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого развития: Инновационный курс. Кн.2. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.

2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение , 1987.

3.Альманах психологических тестов. М:Издательство «КСП»,1995

4.Зубрилин А.А ., Яшина О.В. Игра как метод обучения при решении задач на уроках информатики.//Информатика и образование ,2000. № 1.

5. Зубрилин А.А. Игровой компонент на уроках информатики. // Информатика и образование ,2001. № 8-10.

6. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся ст. классов сред. Шк./ под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение , 1991.

7.Информатика в начальном образовании , №3-2001.,М.: Образование и информатика.

8.Информатика в школе №5-2003, М.: Образование и информатика.

9.Компьютерные игры, как элемент школьного курса информатики: http://www.computerra.ru/online/influence/15326/

  1. Методобъединение: дидактическая игра в школе: http:// lotos.dtn.ru/mo_m_shul_01.html

  2. Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики.// Информатика и образование , 2003. № 11.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрация города Междуреченска iconРоссийской Федерации Администрация Краснодарского края Администрация...
Фгбоу впо «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»
Администрация города Междуреченска iconАдминистрация города ленинска-кузнецкого постановление
О внесении изменений в постановление администрации города от 06. 03. 2008 №308 «Об утверждении перечней и тарифов на платные медицинские...
Администрация города Междуреченска iconРешение Тверской городской Думы от 10. 08. 2007 n 113 (159) «Об утверждении...
Наименование отчитывающейся организации Администрация города Твери Тверской области
Администрация города Междуреченска iconАдминистрация города томска
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Администрация города Междуреченска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. №375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры»,...
Администрация города Междуреченска iconРоссийская Федерация Администрация города Канска Красноярского края постановление
Правительства Красноярского края от 23. 11. 2010 №586-п, на основании протокола заседания комиссии по вопросам разработки городских...
Администрация города Междуреченска iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Администрация города Междуреченска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Администрация города информирует о проведении областного конкурса «Лучший бренд года»
Администрация города Междуреченска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел образования администрация Октябрьского района городского округа города Уфы рб
Администрация города Междуреченска iconАдминистрация города Курска
Ооо «Спортивно – оздоровительный центр имени В. Терешковой» (г. Курск, парк Солянка) состоится 2-этап Фестиваля работающей молодежи...
Администрация города Междуреченска iconОтчет главы администрации города о своей деятельности и деятельности...
Одская администрация представляет отчет о проделанной работе. 2010 год не стал исключением: все основные структурные подразделения...
Администрация города Междуреченска iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Детский мир», м-н «Школьник», Администрация города Костромы, м-н «Умка», сеть аптек «Панацея»
Администрация города Междуреченска icon1. Общая характеристика учреждения
Учредитель: администрация закрытого административно – территориального образования города Радужный Владимирской области в лице уполномоченного...
Администрация города Междуреченска iconАдминистрация моу «сош №61» города Перми приглашает к участию в I...
Пермской Земли, желания узнать как можно больше о своей малой Родине и сделать свои открытия
Администрация города Междуреченска iconКонкурса
Администрация города Канска информирует о проведении в 2011 году «Открытого Всероссийского конкурса культурологических, образовательных,...
Администрация города Междуреченска iconУчебник А. А. Плешакова
Администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации заключили настоящее соглашение о том, что в течение 20 г администрация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск