Тема урока: олимпийские и паралимпийские ценности.
Цели урока:
актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у школьников;
расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх;
включение школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей;
устойчивые знания и понимание школьниками ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения;
вовлечение учащихся в конкурс на создание идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 г.
Тип урока: интерактивный диалог-обсуждение.
Техническое и иное обеспечение:
мультимедийный проектор, компьютер, экран;
презентация;
бланки-заявки на участие в конкурсе.
Структура урока
Актуализация имеющейся у учащихся информации о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения.
Мотивация учащихся к активному освоению новой информации.
Диалог-обсуждение.
Обобщение полученной информации.
Стимулирование учащихся к созданию идей будущих Талисманов Игр (рисование).
Содержание/деятельность
| Экран
| Хроно-
метраж
| 1. Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях
Примерные вопросы учителя:
Учитель:
– Что вам известно об Олимпийских играх?
– С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"?
|
| 3 мин.
| Учитель:
– Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?
– Что значит Паралимпийские?
Обратите внимание на сроки проведения Игр.
– Через сколько лет у нас будут проводиться Игры?
– Чем вы планируете заниматься в это время?
– Что вы знаете о Паралимпийских играх?
– Кто смотрел по телевизору, как проходят Паралимпийские игры?
– Что запомнилось?
|
| 3 мин.
| Учитель:
– Сколько олимпийских зимних видов спорта?
Всего 7 олимпийских зимних видов спорта по классификации МОК, что соответствует числу международных федераций. Лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды. Всего их 15.
В России более распространена другая классификация – 15 видов, которые соответствуют 15 названиям на слайде.
Количество видов спорта, включенных в Игры, постоянно растет.
Так в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд. Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде?
Обратите внимание на символ Олимпийских игр: пять колец. Что они символизируют? (В августе 1913 года Кубертен отметил в "Олимпийском ревю", что "эмблема была выбрана, чтобы проиллюстрировать и представить мировой конгресс 1914 года..: пять переплетенных колец разных цветов – синего, желтого, черного, зеленого и красного – помещены на белом листе бумаги. Эти пять колец представляют пять частей света, которые сегодня завоеваны олимпизмом, и желают принимать соревнования здоровья".)
|
| 2 мин.
| Учитель:
– Паралимпийских зимних видов спорта всего пять. В отличие от олимпийских, эти виды спорта регулируются не международными спортивными федерациями, а непосредственно Международным паралимпийским комитетом. Исключение составляет паралимпийский керлинг, который регулирует WCF (Всемирная федерация керлинга).
Обратите внимание на символ Паралимпийских игр (в правом верхнем углу): три агитоса символизируют соответственно разум, тело и несломленный дух. (Agitos = "я двигаюсь" на латыни.) Три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.
Смотри подробнее Википедию:
http://en.wikipedia.org/wiki/Paralympic_symbols
|
| 2 мин.
| Учитель:
–Предлагаю вам познакомиться с талисманами игр прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр.
–Известно ли вам, когда будет выбран талисман наших Игр 2014 года?
Талисман Игр 2014 года в Сочи всенародно будет выбран за 3 года до их
начала.
Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа, которые будут любимы всеми жителями нашей страны.
– А вы знаете, что в России каждый может принять участие в создании Талисмана Игр в Сочи?
С 1 сентября по 5 декабря в рамках конкурса идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 в нашей стране будет проходить сбор конкурсных работ. Каждый может принять участие и прислать на конкурс свое изображение будущего Талисмана. Нужно просто нарисовать того, кто, на ваш взгляд, может стать Талисманом Игр. Те, чьи работы жюри выберет как самые интересные и оригинальные, станут победителями и получат призы. 7 февраля 2011 г. в прямом эфире телевизионного шоу страна будет выбирать Талисман Игр Сочи 2014 г. Вы можете стать участниками конкурса, выполнив домашнее задание этого урока!
|
| 2 мин.
| 2. Мотивация школьников к освоению новой информации
Учитель:
– Какими видами спорта вы увлекаетесь? Есть в вашем классе те, кто уже профессионально занимается спортом и планирует свое будущее связать со спортом?
– Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
Все эти качества объединяются в некоторые жизненные принципы, следуя которым можно добиться успеха и в спорте, и в жизни. Это ценности Олимпийского и Паралимпийского движения.
|
| 3 мин.
| 3. Проведение диалога-диспута
|
|
| a. Ценности олимпийского движения
Учитель:
– Если проанализировать достижения участников Олимпийских игр, то обнаруживается положительная динамика в их показателях. Например, посмотрите данные в таблице рекордов по бегу на 100 метров.
Каждый результат, кажется, достигнут на пределе человеческих возможностей, в стремлении достичь совершенства в выбранной деятельности. Но со временем он превосходится атлетами нового поколения. Как вы думаете, почему человечество бежит быстрее?
| На экране таблица рекордов в беге на 100 м
| 5 мин.
| Учитель:
–Можно ли достичь в чем-либо совершенства? Как вы понимаете ценность "Совершенство"?
Международным олимпийским комитетом она трактуется так: "Полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Речь идет не столько о победе, сколько о борьбе за достижение поставленных целей, преодолении себя".
|
| 1 мин.
| Учитель:
– Современный мир отличается нестабильностью: политические амбиции, экономический кризис – все это обуславливает зачастую непредсказуемые последствия. Олимпийские игры изначально были проектом мира и устойчивого развития. Вам, конечно, известно, что в Древней Греции в период проведения Олимпийских игр прекращались войны.
Политика сотрудничества, внимания стран друг к другу и сегодня является приоритетом для олимпийской семьи.
Знаете ли вы, что в мире развивается инициатива Международного олимпийского комитета ОЛИМПИЙСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ? Какова ее миссия, цели? Цель Олимпийской солидарности состоит в оказании помощи всем Национальным олимпийским комитетам (НОК ), прежде всего в развивающихся странах, с тем, чтобы они могли совершенствовать собственные структуры во имя развития спорта в своих странах.
Вопрос.
– Подумайте, какие проекты может реализовывать Олимпийская солидарность, какие меры предпринимать, чтобы спорт развивался во всех странах. Как им помочь?
(Ответы учащихся.)
Учитель:
– Все ваши предложения в различной степени реализуемы при одном условии: если они будут осуществляться совместно, с опорой на такую ценность Олимпийского движения, как ДРУЖБА.
|
| 3 мин.
| Учитель:
– Приведем еще пример. В 1936 году Олимпийские игры проходили в нацистской Германии. Гитлер впадал в ярость от побед чернокожих спортсменов. Однако неожиданно для него весь мир обошла фотография немецкого легкоатлета Лутца Лонга, который весело болтал со своим чернокожим соперником – четырехкратным олимпийским чемпионом Джесси Оуэном. Они подружились на Олимпийских играх. Какие отношения между народами пропагандирует олимпизм?
|
| 1 мин.
| Учитель:
– Итак, ценность "Дружба" понимается как поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия.
(Дополнительную информацию можно получить на сайте: http://www.olympic.org/en/content/The-IOC/Commissions/Olympic-Solidarity/?Tab=0)
|
| 1 мин.
| Учитель:
– В спорте есть такой термин как Фэйр Плей (Fair Play). Кто знает, как это переводится? Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без допинга (запрещенных лекарств).
Как вы относитесь к этой проблеме? Расскажите об антидопинговых программах.
– Знаете ли о программах WADA?
ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство, англ.) — независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК). ВАДА была учреждена 10 ноября 1999 в Лозанне, Швейцария, для координации борьбы с применением допинга в спорте. В 2001 штаб-квартира ВАДА переехала в Монреаль, Канада. Основным документом ВАДА является Всемирный антидопинговый кодекс, последняя редакция вступила в силу с 2009 года. Борьба с допингом регламентируется Международными стандартами. (Дополнительную информацию можно получить на сайте: http://www.wada-ama.org/en/World-Anti-Doping-Program/)
– Олимпизм предполагает соблюдение признанных правил, правил честной игры. Как вы сформулируете эту ценность?
(Ответы школьников.)
|
| 1 мин.
| Уважение.
|
|
| Учитель:
– Итак, мы с Вами сформулировали три ценности олимпийского движения.
Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"
– Вы можете привести примеры проявления этих ценностей из своей жизненной практики?
|
| 3 мин.
| Учитель:
– Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает уважение к людям и окружающей среде.
Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.
Одновременно с возведением Олимпийских объектов, в городе модернизируют дороги, строят очистные сооружения, создают современную систему обращения с отходами, внедряют наилучшие технологии, "Зеленые стандарты" строительства. Оргкомитет "Сочи 2014" разработал экологическую стратегию.
Вот основные направления экологической стратегии "Сочи 2014":
• Игры в гармонии с природой,
• Игры без климатических изменений,
• Игры без отходов,
• Игры просвещения.
Что еще нужно для того, чтобы сделать Сочи центром развития спорта и курортом мирового уровня?
Как обеспечить гармоничное включение Игр в уникальную природу Сочи?
(Ответы школьников.)
|
| 2 мин.
| Учитель:
– Мы уже говорили сегодня о том, что в Сочи будут проводиться и Паралимпийские игры.
– Вы знаете, как выступили наши спортсмены-паралимпийцы в Ванкувере?
(38 медалей.)
– Расскажите о наиболее ярких победах.
– Какие качества проявили наши спортсмены-паралимпийцы в этой борьбе?
– Слышали имя – Ирек Зарипов?
Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через 2 года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014".
– Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов?
(Ответы учащихся.)
|
| 4 мин.
| Смелость.
Учитель:
– Раскройте это понятие. Используйте материалы слайда.
|
| 1 мин.
| Учитель:
– Успех – это результат огромных усилий, и добиться его, самореализоваться всем нелегко, особенно людям с инвалидностью. В Пекине после Паралимпийских игр коренным образом изменилось отношение к таким людям, там сумели создать безбарьерную среду, стараясь обеспечить равные условия и возможности для всех. Каким вы представляете себе город, соответствующий стандартам всеобщей доступности?
(Ответы учащихся.)
|
| 3 мин.
| Учитель:
Мы сейчас обсуждали равенство возможностей в жизни.
А что такое равенство в спорте?
Это вторая ценность Паралимпийского движения.
(Ответы учащихся.)
|
|
| Учитель:
– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.)
|
|
| (Ответы школьников.)
Учитель:
– Согласитесь, что решимость связана с таким качеством, как ответственность, сила воли. Можно принять решение, но важно довести его до воплощения. Те спортсмены-паралимпийцы, о которых мы сегодня говорили, сумели не только принять решение, но и следовать поставленной цели.
(Решимость)
|
| 1 мин.
| Учитель:
– Вы знаете что-либо о Премии Паралимпийского вдохновения?
Этой награды удостаиваются не только спортсмены, но и те, кто помог им добиться побед (родные, близкие, тренеры, учителя). Вот история американского горнолыжника Джо Томпкинса:
"После окончания средней школы, я, как и многие подростки, планировал свою жизнь. Все изменилось 23 января 1989 г. В ту ночь мы вместе с друзьями ехали в машине. Водитель оказался пьян, и мы попали в серьезную аварию. Один мой друг погиб, другой длительное время находится в коме. Меня парализовало ниже пояса. Моя жизненная траектория круто изменилась. Цели и мечты были разрушены в возрасте 19 лет. Я чувствовал себя лишним в этом мире. Уходил от реальности с помощью наркотиков и алкоголя. Я потерял волю к жизни. Сейчас я знаю, что если бы не любовь, забота и поддержка моей матери, я не был бы жив сегодня".
Это только одна судьба. А их тысячи…
Премия Паралимпийского вдохновения – это признание заслуг тех, кто никогда не получит свои собственные олимпийские медали, но сделал все для того, чтобы это стало возможным для других.
Претенденты отбираются Олимпийским комитетом США, а общественное голосование организовано через страницу голосования Facebook. Это позволяет посетителям получить информацию о каждой номинации Премии и голосованием отметить самые впечатляющие и вдохновляющие, по их мнению, судьбы. Посетители также могут прокомментировать и поделиться историями и размышлениями с друзьями Facebook.
Узнать больше о Премии Паралимпийского вдохновения и проголосовать за любимого спортсмена-паралимпийца можно на сайте:
www.facebook.com / octanner.appreciation.
|
| 1 мин.
| Вдохновение – еще одна ценность Паралимпийского движения.
|
| 1 мин.
| Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!"
|
| 1 мин.
| Обобщение полученной информации
Учитель:
Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к профессиональным спортсменам.
Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, с окружающим миром и другими людьми.
|
| 1 мин.
| 4. Домашнее задание
1) Напишите эссе на темы:
а) ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения,
б) спорта и окружающей среды.
2) Нарисуйте свои варианты талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр надо рисовать отдельно (на разных рисунках).
Ремарка учителя:
"Не забудьте рассказать о конкурсе своим родственникам, друзьям и знакомым. Ведь чем больше интересных идей будет прислано на конкурс, тем более интересным и уникальным может стать наш Талисман Сочи 2014!"
|
|
|
|
| 40 мин.
| При проведении Первого олимпийского урока необходимо предусмотреть соответствующее оформление учебного кабинета. С этой целью можно использовать иллюстрации из соответствующих презентаций в зависимости от экспозиционных возможностей учебного кабинета. Презентации к урокам можно скачать на сайте АНО "Оргкомитет "Сочи 2014": www.sochi2014.com в разделе "Образование". |