№/№
| Тема урока
| Планируемые результаты
(что должны знать, уметь)
| Формы занятий
(теоретические
практические);
традиционные, инновационные
| Приемы и методы преподавания
| Виды
деятельности
| Способы
и формы
оценки достижения
этих результатов
|
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
|
1.
| Россия – наша Родина
| Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции
(многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств норм.
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный, фронтальный,
групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики
Героев РОССИИ
|
Блок 2. Основы светской этики. (16 часов)
|
2.
| Что такое светская этика?
| Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный,
индивидуальный,
групповой
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
|
3.
| Мораль и культура
| Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный, работа в парах
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,
|
4.
| Особенности морали.
| Расширение знаний уч -ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге.
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.
|
5.
| Добро и зло.
| Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.
| Урок усвоения новых знаний.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа
|
6.
| Добро и зло.
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
| Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,
|
7.
| Добродетель и порок
| Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
|
8.
| Добродетель и порок
| Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
|
9.
| Свобода и моральный выбор человека
| Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.)
Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.
Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
|
10.
| Свобода и ответственность
| Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.
Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.
| Урок совершенствования знаний
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с
выборочным пересказом текста.
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
|
11.
| Моральный долг
| Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.
|
12.
| Справедливость
| Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)
|
13.
| Альтруизм и эгоизм
| Познакомить с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким
людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.
Самостоятельная работа учащихся.
|
14.
| Дружба
| Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
|
15.
| Что значит быть моральным
| Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность",
Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, к друг другу.
| Урок систематизации знаний. Урок-диспут.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа
| Коллективный, индивидуальный
Групповой, работа в парах
| Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».
|
16.
| Творческие работы учащихся.
| Развитие способностей учащихся общаться
друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.
|
17.
| Презентация творческих работ
| Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса.
| Урок подведения итогов изучения курса.
| Урок-праздник.
| Индивидуальный, групповой.
| Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
|
Блок 3. Основы светской этики. (12 часов)
|
18.
| Род и семья
-исток нравственных отношений
в истории человечества
| Формировать чувство гордости за свою семью,
бережное отношение к
жизни человека, забота
о продолжении рода.
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа;
комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.
|
19.
| Нравственный поступок
| Укрепление
нравственности,
основанной на свободе,
воле и духовных
отечественных
традициях, внутренней
установке личности
поступать согласно
своей совести.
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| фронтальный,
групповой
| Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
|
20.
| Золотое правило нравственности
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный,
работа в
группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
|
21.
| Стыд, вина и извинение.
| Готовность и
способность выражать и
отстаивать свою
позицию, критически
оценивать собственные
намерения, мысли и
поступки.
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
| Коллективный, индивидуальный
| Работа с понятиями стыд, вина, извинение
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий
|
22.
| Честь и достоинство
| Знать понятия честь и достоинство;
Воспитывать чувство собственного достоинства.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;
сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.
|
23.
| Совесть.
| Развитие совести как
нравственного
самосознания личности,
способности
формулировать
собственные
нравственные
обязательства,
осуществлять
нравственный
самоконтроль, требовать
от себя выполнения
моральных норм, давать
нравственную
самооценку своим и
чужим поступкам.
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана
| Коллективный,
работа в
группах.
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.
|
24-25.
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
| Развитие духовной,
культурной и
социальной
преемственности
поколений.
| Комбинированный
| Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
Работа в группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
26.
| Образцы нравственности в культуре Отечества.
| Укрепление веры в
Россию, чувства
Личной ответственности за
Отечество перед
прошлыми,
настоящими и
будущими
поколениями.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
27.
| Этикет
| Развитие этических чувств и норм.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана
| Коллективный, индивидуальный
Работа в группах
| Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.
|
28.
| Семейные праздники
| Понимание и
поддержание таких
нравственных устоев
семьи, как любовь,
взаимопомощь,
уважение к родителям,
забота о младших и
старших,
ответственность за
другого человека.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
29.
| Жизнь человека-высшая нравственная ценность
| Осознание ценности
других людей,
ценности человеческой
жизни, нетерпимость к
действиям и влияниям,
представляющим
угрозу жизни,
физическому и
нравственному
здоровью, духовной
безопасности
личности, умение им
противодействовать.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа
|
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
|
30.
| Любовь и уважение к Отечеству
| Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа
|
31.
| Подготовка творческих проектов
| Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ.
| Работа в группах,
индивидуальный
| Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом
|
32-34
| Выступления уч-ся со своими творческими работами
| Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.
| Урок-подведение итогов изучения курса
| Урок-праздник
| Индивидуальный
групповой
| Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
|