Скачать 123.08 Kb.
|
Анализ и самоанализ урока К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач и рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Наиболее распространенные типы анализа:
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: 1. дидактический, 2. психологический, 3. методический, 4. организационный, 5. воспитательный и т.д. Наибольшее распространение имеют следующие схемы анализа урока.. Первый вариант общей схемы анализа урока. 1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока. 2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. 3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы. 4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение. 5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника. 6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:
7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете. 8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. 9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения. 10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника. 11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время). 12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами. 13. Выводы.
Анализ посещенного урока
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий (нужное подчеркните). Второй вариант общей схемы анализа урока 1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. 2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3. Организационное начало урока:
4. Организационная структура урока:
5. Анализ содержания учебного материала урока:
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
7. Деятельность учителя:
8. Деятельность учащихся:
9. Выводы:
С помощью приведенной общей схемы можно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов: 1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? 5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7. Как отбирались для урока формы обучения? 8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся? 10. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока? 11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценке его рациональности. При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее: 1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко, 2. доступность изложения учебного материала, 3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников, 4. оптимальным ли был темп изучения нового, 5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения. При закреплении изученного материала: 6. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме, 7. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий, 8. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников, 9. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения. При сообщении домашнего задания: 10. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы 11. прокомментировано ли домашнее задание, 12. требования к оформлению, 13. дифференцировано ли домашнее задание. В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках. Самоанализ проведенного урока
Примерная схема записи урока 1. Школа, класс, предмет, учитель, дата. 2. Тема урока. 3. Цель урока и его задачи (узнать у учителя до начала урока). 4. Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока. |
Конспект урока №58 21. 02. 2011г по физической культуре для учащихся... Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол | Тема программы Цели урока: Пробуждать интерес к учебной деятельности и устранять напряженность при ответах на вопросы заданий | ||
Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | Тема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный | ||
Конспект открытого урока по русскому языку тема: Секреты винительного... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо | План урока Профессия «Сварщик» Тема программы Тема программы: № «Наплавка валиков и сварка пластин в нижнем, наклонном и горизонтальном положении шва» | ||
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении.... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо | Тема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии» Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,... | ||
Конспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс... Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | Тема урока : «Стыд, вина, извинение». Цели урока Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» | ||
Конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская... ... | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Краткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки... ... | Конспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | ||
Методическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:... Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие | Конспект урока по физической культуре Учитель : Верховодова М. Д... Совершенствование изученных элементов техники в учебной игре. Двухсторонняя игра с добавлением второго мяча |