Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог





Скачать 136.38 Kb.
НазваниеЯ. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог
Дата публикации26.08.2014
Размер136.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Описание системы работы «Компьютер на уроке черчения»

Всеми возможными способами нужно воспламенять

в детях горячее стремление к знанию и к учению.

Я. А. Коменский
На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технологий явля­ется средством обучения, обес­печивающим эффективность образовательного процесса; ин­струментом познания, расширяющим кругозор, откры­вающим новые возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности; средством развития личности, способной адаптироваться к но­вым достижениям научно-техни­ческого прогресса.

Компьютерные технологии — это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий - яр­ких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. Я считаю, что информационные технологии необходимо использовать так, чтобы они по­могали решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения черчению. Использование компьютера в обучении черчению спо­собствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формиро­ванию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе.

Мне кажется, что сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Однако следует обсудить способы и методы использования компьютера в уроке черчения.
Использование компьютерных технологий как инновационная деятельность.

В современной педагогике много говорят об инновациях в процессе обучения.

Инновации прежде всего связывают с новыми техноло­гиями. Чаще всего объектами инноваций оказываются одни и те же педагогические проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.

Специалисты всего мира единодушны в критике тради­ционной педагогики. Ей противопоставляется педагогика инновационная. При этом говорится о новой науке, основны­ми задачами которой является изменение господствующей теории и реорганизация всей учебно-воспитательной систе­мы на основе инновационных преобразований.

Первым инновационным направлением развития педагогической теории приходится признать возврат к классическим основаниям природосообразной педагогики Я. А. Коменского.

Второе направление инновационных преобразований в педагогической науке связано с применением новых информационных средств массовой коммуникации. Сегодня мы находимся лишь на начальной стадии этих преобразований, пытаясь применить для совершенствования дидактического процесса новые информационные средства: интерактивные компьютерные программы, средства накопления, хранения и обработки информации, дистанционное обучение и т.д. Все они призваны решить старую задачу: внедрить знания в сознание обучающихся.

По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Использование компьютера в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической (от греч. mnemonikon – искусство запоминания), творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека.
Использование компьютерной техники на уроке черчения.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В своей работе я выделяю следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • «проникающая» технология (приме­нение компьютерного обучения: по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).

  • монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опирается на применение компьютера).

С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • формирование умения работать с информа­цией, развитие коммуникативных способностей;

  • стремлюсь воспитывать личность «информационного об­щества»;

  • даю каждому так много учебного материа­ла, как он может усвоить;

  • формирую исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения.

«Проникающая» технология использования компьютера способствует не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развития у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Работу «проникающей» технологии позволяет обеспечить использование мультимедийной презентации. Презентация позволяет реализовать наглядный метод обучения, что очень важно на уроке черчения.

При использовании такой технологии на некоторое время обучающее воздействие передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

В рамках реализации монотехнологии я предлагаю учащимся использовать систему автоматизированного проектирования при выполнении графических работ. В этом случае каждый ученик контактирует с компьютером.

С использованием современной компьютерной техники стало возможной подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке черчения.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. На мой взгляд, это обеспечивает усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализацию, интенсификацию процесса обучения и повышение качества обучения на каждом этапе урока черчения.

Использование мультимедийных презентаций на уроках черчения.

Каким должен быть современный урок? Современный урок - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать вы­сокую мотивацию и эмоциональную окраску уро­ка. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие ди­дактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.

Мультимедийная презентация, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Использование презентаций на уроке черчения дает воз­можность:

  • ярко и наглядно проиллюстрировать изу­чаемый материал;

  • обсудить просмотренный материал с уча­щимися;

  • принять совместное решение по предлагае­мым заданиям;

  • организовать индивидуальную работу с по­следующей проверкой на экране.

Презентации я стараюсь использовать своевременно, в самых необходимых моментах урока, как линейку, циркуль и другое оборудование. В кабинете черчения имеются проектор, экран и компьютер.

Это оборудование позволяет:

  • учить детей работать в группе;

  • развивать коммуникативные навыки, на­выки сотрудничества;

  • учителю со своего рабочего места руково­дить действиями группы учащихся и в нужный момент оказать необходимую помощь.

Уроки черчения обладают рядом отличи­тельных особенностей, которые необходимо учи­тывать при конструировании современного уро­ка с использованием презентации:

• содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний;

• большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и анализировать;

• черчение служит опорным предметом для изучения некоторых других дисциплин;

• теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения графических задач.

Использовать презентацию можно на любом этапе урока черчения: провер­ки домашнего задания, организации фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля, выполнения практической работы. Но нужно помнить, что каждый этап урока требует детальной проработки.

На этапе актуализации знаний слайд использую для созда­ния проблемной ситуации. Даю задания, с которыми ученики справляются, не испытывая затруднений. Далее предлагаю выполнить за­дание, с которым учащиеся не знакомы, тем самым акцентируя внимание учащихся на актуальности темы урока.

На этапе проверки домашнего задания слайды позволяют провести мозговой штурм по основным понятиям, проверить внимательность учащихся (для этого на слайд размещаю задание «лови ошибку»).

На этапе изучения нового материала сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала, провести словарную работу, анализ изделия, чтение чертежа. Педагог может продемонстрировать пошаговое выполнение алгоритма построения технического рисунка, привести примеры, показать связь изучаемого материала с жизнью.

На этапе первичного закрепления и по­вторения ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке. В этом случае мною практикуется заполнение содержания слайдов графическими задачами разного уровня слож­ности, а также подсказками, алгоритмами и справоч­ными материалами. Для организации работы с учащимися низкой мотивации на слайдах предлагаю опорные схемы и карты.

При организации контроля знаний я используют тесты, вопросы к которым размещаю на сладе, с последующей взаимопроверкой и взаимным контролем, а так же графические задания. Подобный способ проверки знаний разнообразит содержание урока черчения. В ходе работы с тестом уча­щийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Размещение на слайдах графических заданий обеспечивает реализацию наглядного метода обучения, а так же экономит время учителя.

Обобщая свой опыт использования интерактивной презентации на уроке черчения, могу предложить таблицу, которая характеризует сочетание традиционных средств обучения с интерактивными презентациями.

Методы обучеиия

Применение традиционных средств

и их дидактические возможности

Применение интерактивных средств

Словесные.

Печатное слово (учебники и учебные

пособия, книги). Ведущее средство- живое слово, которое легко сочетается с другими

средствами обучения. Позволяет в сжатые

сроки обогатить память учащихся

обобщенными научными знаниями.


Подача текстовой информации с экрана,

точно такого же содержания. Гиперссылка позволяет найти быстро нужную информацию

Наглядные:


Натуральные объекты, модели, макеты, таблицы, схемы, иллюстрации.


Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях

Практические:

Упражнения, практические работы

Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций

Методы контроля:

Устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое и контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка результатов усвоения материала отсрочена на некоторое время

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная оценка с указанием ошибки и одновременной коррекции результатов

;
Безусловно, умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квали­фикации и мастерства учителя, методики, кото­рую он применяет. Но грамотное использование презентации разнообразит учебный процесс, повышает его эффективность, стимулирует познавательный интерес учащихся.
Использование систем автоматизированного проектирования на уроке черчения

На мой взгляд, на уроках черчения учитель должен готовить своих учеников к продолжению образования в ВУЗах, профессиональных училищах, политехнических колледжах. А в настоящее время в большинстве ВУЗов, политехнических колледжей в обучении используют системы автоматизированного проектирования при выполнении чертежей конструкций и изделий. Следовательно, каждый учитель черчения должен не только уметь работать в системах автоматизированного проектирования, но и включать элементы работы с САПР в свои уроки.

Конечно же для организации такого обучения необходимо выполнение следующих требований:

- хорошая техническая база, а именно, наличие кабинета информатики и информационных технологий;

- достаточная подготовка учащихся: обучение компьютерной грамотности, начинается с первой ступени;

- высококвалифицированный преподаватель, который является специалистом в области черчения и достаточно хорошо владеет компьютером;

- гибкость в системе управления образовательного учреждения, ее способность распознавать и осваивать новое, перестраиваться и порождать прогрессивные организационные формы и методы учебной работы.

В нашей гимназии все вышеперечисленные требования выполняются, что позволяет проводить уроки в компьютерном классе и выполнять графические работы в специализированных программах проектирования.

Для выполнения чертежных работ мною применяется специальная программа Компас – 3D. Выбор именно этой программы обусловлен тем, что ученики знакомятся с основами работы в ней на уроках информатики в 7 классе. К тому же, система автоматизированного проектирования Компас – 3D не просто графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в машиностроении и различных графических работ в архитектуре, строительстве и т.д. Результатом работы системы является создание, редактирование и выдача на принтер или плоттер чертежей, графиков, схем и подобных изображений. Кроме того после работы в этой программе ученикам будет достаточно легко освоить работу в программе AutoCad.

Работа на компьютерах в системе Компас – 3D на уроках черчения чередуется с работой на бумаге: когда учитель дает основные базовые сведения, тонкости учебного материала. После усвоения теории ученики переходят к компьютерам. Интенсивное использование ЭВМ и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства, используемого на немногих уроках информатики превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой деятельности.

Я вижу, что такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников гимназии достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т.д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных персональными ЭВМ становится обязательной частью современного общества. Современная жизнь показывает, что наиболее активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические работники, для которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования рабочего места.

Влияние использования компьютера на уроках черчения на качество знаний учащихся

Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для учителя: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Анализируя результаты контрольных срезов по черчению за 2007 – 2008 и 2008 – 2009 уч. Годы можно смело сказать о том, что использование компьютерных технологий позволяет стимулировать качества знаний учащихся. Такой вывод можно сделать, анализируя следующие диаграммы, отражающие успеваемость учащихся.

Успеваемость 8 «а» класса за 2007-2008 уч. год



Средний балл – 4,1, процент качества знаний составляет – 90%

Успеваемость 9 «а» класса за 2008-2009 уч. год



Средний балл – 4,4, процент качества знаний составляет – 96%

Успеваемость 8 «б» класса за 2007-2008 уч. год



Средний балл – 4,3, процент качества знаний составляет – 80%

Успеваемость 9 «б» класса за 2008-2009 уч. год



Средний балл – 4,3, процент качества знаний составляет – 85%

Анализируя опыт, накопленный мною, можно сделать вывод о том, что использование современных компьютерных технологий на уроке черчения позволяет:

  • сделать процесс обучения более интерес­ным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;

  • эффективно решать проблему наглядно­сти обучения;

  • индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися
    учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;

• совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно ана­лизировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи

• организовывать учебно-исследователъскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников, твор­ческую активность.

Уроки с использованием компьютерных технологий помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию изучению черчения.



Учитель черчения Куроедов Алексей Алексеевич

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconМетодические рекомендации Автор: Егорова Наталия Алексеевна
Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений,...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconНовые информационные и педагогические технологии
...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение информационных технологий повышает профессиональную компетентность учителя. Новые информационные технологии стали одним...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconУрокам черчения по теме: «Разрезы»
Представленное пособие разработано в помощь учителю к проведению уроков черчения и является одним из компонентов методического комплекса...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconКомпьютерные технологии в преподавании курса обж
На начальном этапе, когда уровень компьютерной подготовки учителей еще не очень высок, разработка новых методик невозможна порой...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория и методика обучения черчению» – одна из основных учебных дисциплин педагогического института, завершающих процесс формирования...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconПлан классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам
Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог icon«Компьютерные технологии и информатика»
Контрольная работа по дисциплине «Компьютерные технологии и информатика» для студентов заочной формы обучения
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconПрограмма
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил:...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconКнига также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим...
Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconОценка реологических свойств в штукатурных составах
Л. С. Стреленя, к Х. н., главный технолог, М. С. Илларионова, руководитель лаборатории, Н. Г. Сергиенко, химик-технолог; Н. А. Шкута,...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconПлан работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014...
Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconРабочая программа дисциплины «Компьютерные технологии в современной науке и образовании»
Целью дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» является освоение обучающимися основных методов...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconРабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”...
Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных...
Я. А. Коменский На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают со­вершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технолог iconТема: Использование икт на уроках химии
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск