Тема: Использование икт на уроках химии





Скачать 128.18 Kb.
НазваниеТема: Использование икт на уроках химии
Дата публикации02.10.2014
Размер128.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
V межрайонные педагогические чтения по теме: «Воспитание и обучение (традиции, инновации, результативность)»

Тема: Использование ИКТ на уроках химии

Максимова С.С.

МБОУ «Лудонская

основная общеобразовательная школа»,

учитель химии

Струги Красные,2012 г.

Аннотация

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии.

Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Можно ли достичь такого уровня преподавания химии, чтобы эти желания сбылись?

Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них, по моему мнению, использование информационных технологий. Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. В своей практике, наряду с иллюстративно-объяснительными методами обучения, использую широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования. Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации (Интернет), позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Информационные технологии активно вовлекают учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.

Учитель, используя компьютерные технологии, может создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся.

Результаты работы показывают, что использование компьютерных технологий в обучении химии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете ведет к лучшему усвоению материала.

Как видим соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • Информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся в усвоении химии (предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею).

  • Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)

  • Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

Введение

Современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь? Этой теме посвящен не один научный труд, но многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны, и ученики считают минуты до конца урока. Интерес должен возникнуть с первой минуты или, наверное, еще раньше, когда ребенок заходит в класс. А что интересно нашим детям? В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера, следовательно, они привыкли к яркому, красочному, находящемуся в постоянном движении виртуальному миру. Именно поэтому на уроке с учителем, объясняющим у доски с мелом в руке, им скучно, неинтересно. Вот с чем необходимо считаться и построить так учебный процесс, чтобы компьютер и проекционная техника стали незаменимыми «помощниками» на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений науки в образовательный процесс.

Сегодня учащиеся готовы к урокам с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим учащиеся знакомятся на уроках информатики.

Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Как повысить познавательную активность школьников на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время.

Цель – познакомить слушателей с методологическими и теоретическими основами использования ИКТ на уроках химии.

Основная часть

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знания, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологиях обучения химии. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе.

Технология обучения химии – это особый вид методики обучения химии, который предусматривает:

-- тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко сформированный методический замысел и спланированный конечный результат;

-- специально методически обработанное (преобразованное) в соответствии с замыслом химическое содержание;

-- систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариативности, т.е. воспроизводимую в сходных условиях школьной деятельности, минимально зависимую от индивидуальности учителя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха;

- достаточно точный временной режим;

- диагностику достигнутости промежуточных и конечного результата.

Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения, отобранные с помощью длительных предварительных обсуждений дидактические единицы содержания, но особенность технологии в том, что все это соединено вместе и завязано в жесткую, строгую систему.

Технологии обучения классифицируются:

- по организационным формам ( коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.);

- по доминирующему методу обучения (программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение, обучение на основе соревнования, опережающее обучение и пр.);

- по адресной направленности (для одаренных детей, для трудных детей, для классов коррекции и т.д.);

- по характеру общения между учителем и учеником (технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.).

При использовании информационных технологий перед учителем встают задачи:

    1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.

    3. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    4. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

    5. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

    6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению химии. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать учебные задания по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях.

Информационные технологии значительно повышают эффективность преподавания.

Существуют конкретные технологии проведения мультимедийных занятий. Одна из этих технологий --- урок- презентация. Презентация -- форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Мультимедийный урок-презентация имеет значительные преимущества в том, что информация в нем преподносится:

- графически выразительно (легче запоминается и понимается);

- в сочетании с изображением, текстом и звуком ( эмоционально воспринимается);

- любым объемом (сообразно конкретным потребностям учебного процесса).

При этом учитель химии может наглядно:

- показать протекание какого-либо химического процесса и его схему;

- обозначить причинно-следственные связи;

-раскрыть отдельную химическую закономерность в различных ее аспектах. Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – как техническое средство, позволяющее демонстрировать презентацию в учебном процессе.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему, цель и задачи урока, определить место презентации на уроке. Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется темой урока. В своей практике я не раз использовала уроки-лекции. Я старалась строить презентацию таким образом, чтобы оптимально решать поставленные на уроке задачи. Я не просто читаю лекцию, но веду беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память, речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Так, мною разработаны и проведены уроки с использованием компьютерных презентаций по темам: «Серная кислота и ее свойства», «Сероводород», «Основания» и др..

Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. Часто в практической деятельности учителя возникает необходимость некоторые наглядные пособия показывать не сразу, а в определенный момент. Обычно я шла на хитрость, закрывая часть наглядной информации. Компьютер же позволил выполнить видеоряд эффективно и в нужный момент. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Презентация позволяет научить создавать опорные конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не только самим учителем (проблемный вопрос), а и самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами. В ходе этого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяет традиционную методику подготовки и проведения типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Мною разработан урок по теме «Основные классы неорганических веществ».

При помощи компьютера можно осуществлять виртуальные экскурсии на химическое производство, тем самым расширить свой кругозор и понять сущность того или иного процесса .

Главным достоинством компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсических веществ, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемых.

Использование разных форм ИКТ на уроках химии способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь это создает оптимальные условия для усвоения для усвоения знаний в системе межпредметных связей.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Заключение.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как способ создания проблемной ситуации,

- как способ объяснения нового материала,

- как форма закрепления изученного,

- как форма проверки домашнего задания,

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Информационно-коммуникационные технологии работают на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Использование учителем информационно-коммуникационных технологий на уроках дает:

  1. Экономию времени на уроке;

  2. Глубину погружения в материал;

  3. Повышенную мотивацию обучения;

  4. Интегративный подход в обучении;

  5. Возможность одновременного использования аудио-, видио-, мультимедиа- материалов;

  6. Возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока на всех его этапах;

  7. Привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить , рассуждать, научившихся самостоятельно добывать необходимую информацию.

Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке знаний учащихся.

Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, содержащие всевозможные презентации, которые, безусловно, являются хорошим помощником в обучении. Они ориентируют учащихся на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания. Контроль знаний проводится немедленно.

Список используемых материалов:

  1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. – М.: Просвещение, 1968. – 138с.

  2. Дендербер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии, М.: 2007

  3. Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования / Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР, Научно-исслед. ин-т педагогической психологии Академии пед. наук ГДР. – М.: Педагогика, 1982. – С.163-169.

  4. ФГОСы основного общего образования

  5. Лекция Кузнецова А.А. «Стандарты 2-го поколения: концепция, особенности внедрения, новый базисный план. Процедура внедрения.»

  6. Интернет- ресурсы:ict.edu.ru

http://konf-sot-2011/ucoz.ru


  1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М.Владос,2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Использование икт на уроках химии iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Тема: Использование икт на уроках химии iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Тема: Использование икт на уроках химии iconРеферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского...
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт
Тема: Использование икт на уроках химии iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Тема: Использование икт на уроках химии icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Тема: Использование икт на уроках химии iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
Тема: Использование икт на уроках химии iconИспользование интерактивной доски на уроках химии
Таким образом, использование интерактивной доски в учебном процессе имеет неограниченные возможности, дает основу учителю химии существенно...
Тема: Использование икт на уроках химии iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Тема: Использование икт на уроках химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: Использование икт на уроках химии iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
Тема: Использование икт на уроках химии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Преимущества использования икт на занятиях по математике
Тема: Использование икт на уроках химии iconИспользование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся

Тема: Использование икт на уроках химии iconИспользование икт на уроках химии и биологии
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?...
Тема: Использование икт на уроках химии iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Тема: Использование икт на уроках химии iconПовышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт

Тема: Использование икт на уроках химии iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск