Организация профориентационной работы со старшеклассниками





Скачать 91.07 Kb.
НазваниеОрганизация профориентационной работы со старшеклассниками
Дата публикации09.09.2014
Размер91.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Организация профориентационной

работы со старшеклассниками.
На жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Одна из главных задач, которую пытаются решать старшеклассники и, конечно же, их родители, это правильно сорентироваться в выборе профессии. В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место, а правильно выбрать профессию также важно, как не ошибиться с выбором спутника жизни. В наше стране 42 % людей меняют профессию уже в течении первых двух лет после окончания профессионального учебного заведения, а в целом до 80 % населения работают не по специальности, указанной в дипломе о профессиональном образовании. К сожалению, многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели профориентационной работы

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии.



Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Как среди этого многообразия профессий молодому человеку выбрать одну-единственную? Во многом помощь школьникам оказывают учителя, классные руководители, социальный педагог. В нашей школе налажена систематическая профориентационная работа с учащимися старших классов. Особое внимание уделяется учащимся 9 класса. Ведь им уже сегодня надо определиться с выбором профессии, так как им предстоит выбрать профиль дальнейшего обучения. В ходе профориентационной работы учащиеся знакомятся с океаном профессий (в мире существуют специалисты более 10 000 тыс. профессий), узнают свои индивидуальные способности и интересы.
Для того, чтобы работа была эффективной в 9-ых классах ведется такой предмет как профориентационная работа (1 час в неделю). Занятия ведутся по разработанной программе.

Целью программы «Я выбираю профессию» является формирование и развитие у учащихся 9 классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.

Для реализации основной цели программы необходимо решить ряд задач:
• Познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

• Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

• С помощью тестов, в том числе и компьютерных, а также психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности учащихся;

• Информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;

• Способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр.

Параллельно этому курсу проводятся психологические консультации со старшекласснирками, которые включают в себя:

- беседы по результатам тестирования;

- проведение консультаций для родителей;

- построение индивидуального плана развития;

- помощь в выборе профильного последующего обучения в школе, лицее, учебных заведениях.
На своих занятиях уделяю большое внимание побуждению учащихся к саморазвитию и самопознанию. Для этого сначала провожу опрос, используя например опросник «Перекресток», который предназначен для определения наиболее привлекательных для учащихся предметов и средств труда. Это позволяет в итоге выявить наиболее привлекательные профессии. Здесь важно подтолкнуть старшеклассников к размышлениям над сложными мировоззренческими проблемами, связанные с выбором профессии и учебного заведения.

Профориентационные занятия насыщены разнообразными тестами. Они позволяют старшеклассникам глубже узнать себя, свои возможности. Перед вами представлена таблица «Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса». Проведение психодиагностики на этапе предпрофильного обучения стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников (формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария могут выступать и различные компьютерные игры и тренажеры.

Большое внимание уделяется профориентационным играм( например одна игра), различным турнирам. Цель которых: представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической помощи учащимся. В ходе профориентационных игр ребята знакомятся с редкими профессиями, пополняют словарь современных профессий, который они ведут в своих тетрадях.
Широко применяются компьютерные технологии при работе с учащимися на этапе предпрофильной подготовки. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию повышению эффективности обучение учащихся, их учебной мотивации развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для развития познавательных способностей сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления. При организации психологического просвещения и группового консультирование старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, ресурсы Интернет и разработанные презентации. Так успешное применение ИКТ на профориентационных занятиях позволило участвовать на районном конкурсе «Урок с применением ИКТ» и занять призовое место.

Профессионально определиться – это выбрать из многообразия видов труда наиболее предпочтительный, - значит самостоятельно и осознанно согласовать свои физические, умственные и психологические возможности с содержанием труда, а также найти смысл выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Правильно сделанные профессиональное самоопределение и на его основе выбор профессии напрямую связаны с успешностью последующего трудоустройства. Т.е. важно не только правильно выбрать профессию, но и суметь в дальнейшем трудоустроиться. С этой целью изучается рынок труда: самые востребованные профессии. Такую информацию можно посмотреть на сайте Центра Занятости и трудоусторйства.( полагают, что наибольшим спросом на рынке труда в течение ближайших десяти лет будут пользоваться профессионалы в области информационных технологий, телекоммуникаций и связи, также очень востребованными обещают оставаться специалисты топливно-энергетического комплекса, самыми перспективными в ближайшие годы останутся такие специальности, как разработка газовых и нефтяных месторождений. Особенно перспективны на сегодняшний день области тонкой химической технологии и фармацевтики, а также металлургии, Требуются инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы, специалисты по техническому надзору)

По развивающей программе психологической поддержки профессионального самоопределения со старшеклассниками проводятся профориентационные занятия. В ходе реализации этой программы учащиеся были вовлечены в работу тренинговых групп, активно принимают участие в тренингах «Моя профессия» (цель: активизировать размышления участников тренинга о выборе профессии), «Повышение активности и уверенности в себе» ( цель: формирование позитивного образа «Я» ), « Внимание – сила» (цель: обучение методикам концентрации), «Общение» (цель: приобретение компетентности, грамотности в общении), тренинге личностного роста (цель: повышение мотивации на достижении цели).
В рамках недели предпринимательства 27 октября после уроков преподаватель-организатор ОБЖ Иванов Ю.Ю., заместитель директора по воспитательной работе Пушкина И.И. с учащимися 9-11 классов были на экскурсии в предприятии ОАО «Сеспель». Нас ознакомили с технологией работы производственных цехов, побывали в слесарном цехе, где рабочие на примере показывали работу некоторых станков. В новом цехе нам продемонстрировали стадии изготовления огромных бочек.
Профориентационная работа не только с учащимися старших классов. Уже в начальном звене учащиеся знакомятся с миром профессий. В октябре – ноябре в 3 классе были проведены занятия по программе «Введение в мир профессий». Цель данной программы: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Каждое занятие было связано с рассмотрением профессии, где учащиеся имели возможность узнать об этой профессии больше и испытать себя применительно к этой профессии. Учащиеся при рассмотрении профессии «Архитектор» развивали способности, связанные с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным мышлением. Особенно ребятам понравилось знакомиться с профессией «Следователь», где были задания связанные с логическим мышлением, зрительной и вербальной памятью и умением слушать.

В рамках профориентационного месячника в школу были приглашены преподаватели Московского автомобильно-дорожного института. Старшеклассники с интересом слушали и активно участвовали в беседе. Кроме этого, учащиеся 11 класса встретились с преподавателями Чебоксарского кооперативного института и ЧГСХА.
В ходе месячника проводятся различные занятия и беседы, тренинги с учащимися с1-11 классы, основная цель которых ознакомление с миром профессий и сопровождение учащихся старших классов в профессиональном самоопределении.


Не остаются без внимания и ученики 5-6 классов. Интересно прошел профориентационный КВН «5+МЫ» между учащимися . Цель игры: ознакомить с миром профессий. Состязались команды «Солнце» и «Звезда». В ходе игры ребята отправились в космическое путешествие на неизвестную планету «5 +МЫ». Соревновались на угадывание профессий, особенно понравилась игра « Звездный час»: из данных букв сумели расшифровать более 14 профессий. Ребята активно выполняли все задания, и победителем стала команда «Солнце». Ученики 4 класса проявили свои знания о мире профессий.
Учащиеся 7-8 классов активно участвовали в профориентационном занятии «Мир профессий»: обсуждали профессии родителей, знакомились с новыми профессиями, типами профессий. По методике ДДО Е.А.Климова постарались определить свои профессиональные интересы. Ребята диспутировали о профессиях будущего, придумывали сами названия новых профессий. В рамках данной акции Государственной службой занятости населения Моргаушского района был проведен конкурс рисунков «Профессии моих родителей», где активно участвовал 3 класс и конкурс сочинений «Моя будущая профессия», где Ильина Вероника заняла II место.
В кабинете социального педагога накоплен объемный диагностический материал, справочный по профессиональным учреждениям Чувашской Республики. Для профессионального просвещения учащихся в школе создан стенд «Выбор профессии - путь к успеху», где можно узнать о мире профессий и получить информацию об учебных заведениях. Для того, чтобы ознакомить старшеклассников способами получения профессий школа сотрудничает со многими учебными заведениями: организовываются встречи с представителями Чебоксарского кооперативного института, Московского автомобильно-дорожного института, Института туризма и сервиса, Чувашской государственной сельскохозяйственной академии и других учебных заведений. Старшеклассники сами выезжают на Открытые дни в учебные заведения. В библиотеке имеются справочники по всем учебным заведения России. Ребята часто пользуются справочниками, находят электронные адреса и через Интернет находят нужную информацию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconПлан профориентационной работы школы на 2012-2013 учебный год
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconПлан мероприятий по проведению профориентационной работы с обучающимися...
Разработка и утверждение образовательными учреждениями Приозерского района перспективных (годовых) планов осуществления профориентационной...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заседание П(Ц)К хореографического отделения: выпускные экзамены 4 курса. Организация профориентационной работы
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconПаркова Тамара Михайловна Родионова Светлана Михайловна Беч Евгения...
Организация модели профориентационной работы в школе как условие успешной социализации обучающихся
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconЗанятие по организации групповой профориентационной направленности с подростками. Цель: 1
Цель: 1 Актуализация опыта и знаний, относящихся к профориентационной направленности
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconРешение практических задач заказчика проекта
Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconБ лекции библиотекаря о зож, организация выставки книг. Конференция...
...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconМетодическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию
Цель Акции «Мы – граждане России!» – воспитание гражданственности и патриотизма в среде 14-летних подростков, получающих паспорт...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconПрограмма профессионального самоопределения учащихся 1-11 классов...

Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconМетодическое пособие Томск 2013 удк
Модели профориентационной работы с сельскими учащимися на основе социального партнерства
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconМетодическое пособие Томск 2013 удк
Модели профориентационной работы с сельскими учащимися на основе социального партнёрства
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconКлассный час- практикум: «Ты и твоя будущая профессия»
Система профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconМожет быть предложена как педагогом так и обучающимя. Во втором случае...
В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых старшеклассниками, реферат имеет регламентированную структуру,...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»
Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками icon1. Что такое «окружающая среда» (ОС)?
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как...
Организация профориентационной работы со старшеклассниками iconПротокол №11) 25. 05. 2011г. (протокол №12)
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск