Тема урока: «Базы данных. Сортировка в базе данных»
Класс: 9
Цели урока:
Образовательные: формировать понятие "сортировка информации"; рассмотреть виды сортировок; познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок; научить сортировать данные в Microsoft Access; формировать умение работать с конструктором запросов; развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных.
Развивающие: развивать алгоритмическое и логическое мышление; развивать умение работать в группе; развивать умение анализировать результаты своей работы; развивать информационно-коммуникативные компетенции учащихся средствами сетевого взаимодействия.
Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, ответственности, аккуратности.
Оборудование и материалы:
мультимедийная презентация, экран, проектор;
компьютеры учащихся с установленной СУБД Microsoft Access с выходом в Интернет;
заранее заготовленные и записанные на всех компьютерах базы данных "Автосалон", «Агентство недвижимости», «Магазин бытовой техники», «Товары для дома», «Видеосалон», «Компьютерный салон»;
дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы, а также расширенной практической работы для тех, кто раньше других справится с заданием;
дидактический материал с алгоритмом сетевого взаимодействия.
Структура урока:
Организационный момент - 1 мин.
Актуализация знаний учащихся - 5 мин.
Изучение нового материала - 5 мин.
Практическая работа и первичное закрепление нового материала - 7 мин.
Закрепление изученного материала и организация сетевого взаимодействия учащихся – 7 мин.
Рефлексия – 3 минуты.
Домашнее задание - 1 мин.
Оценка работы и подведение итогов - 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветственное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем работать в парах. Каждой такой паре будет присвоен номер, соответствующий номеру ПК и номеру задания.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, перед тем как перейти к новой теме, я предлагаю вашему вниманию две карточки (на одной карточке – текст, на другой таблица с данными), ваша задача как можно быстрее ответить на мои вопросы по тексту (задаю следующие вопросы: 1. В каком году был найден алмаз Звезда Сьерра-Леоне? (1972) 2. Какой из алмазов весит 770 карат? (алмаз победы) 3. Какие алмазы были найдены в Индии? (кохинор и великий монгол)
Скажите, а с какой из карточек вам было проще работать и почему?
(Учащиеся отвечают, что карточка с таблицей наглядней представляет информацию, структурировано и ничего искать не приходится.)
Скажите, а знакомо ли вам понятие БАЗА ДАННЫХ? Что вы понимаете под этим понятием? И где мы с вами можем встретиться с данным понятием в жизни?
(Учащиеся высказывают свое мнение, учитель подводит к совместному определению понятия)
Хорошо! А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам предстоит разгадать "Чайнворд" (на столах и на доске появляется чайнворд).
Вопросы к "Чайнворду":
Один из видов моделей данных, в котором принята свободная связь между элементами разных уровней.
Столбец табличной базы данных.
Объект СУБД Access, предназначенный для поиска и отбора данных по заданному условию.
Тип данных, который заполняется компьютером автоматически с вводом каждой новой записи.
Основной объект СУБД Access, предназначенный для хранения данных.
Объект СУБД Access, выводящий данные из таблиц в удобном для чтения виде.
Один из видов моделей данных, в котором информация хранится в виде таблиц.
Уникальное поле, записи которого не повторяются.
Один из режимов работы с объектами СУБД Access (Режим, в котором создаётся структура таблицы).
Строка табличной базы данных.
Ответы: 1 - сетевая, 2 - поле, 3 - запрос, 4 - счётчик, 5 - таблица, 6 - форма, 7 - реляционная, 8 - ключевое, 9 - конструктор, 10 - запись.
Ключевое слово - сортировка.
3. Изучение нового материала.
Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка информации в БД". Записываем в тетрадь.
Эпиграфом к уроку являются слова Александра Анатольевича Стекольникова:
"Наш мир - не случайность, не хаос, есть система во всем"
И сегодня мы с вами должны… а как вы думаете что мы с вами должны сделать и чему научиться? (учащиеся высказывают мнения, учитель фиксирует их на доске)
А зачем (высказывания)?
Конечно, вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access. Но кроме этого, мы попробуем организовать свое сотрудничество в сети.
Ну что ж, давайте начнем с определения, попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка" (на доске фишбоун, заполняем вместе, выводим определение) Определение записываем в тетрадь.
Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей.
Виды сортировки: простая и вложенная (демонстрация видео) А теперь обратите внимание, на ваших партах есть конверты с заданием, которое вам необходимо выполнить за компьютером. У каждой группы задание своё (учащиеся находят на партах конверты с объявлениями).
Теперь представьте, что мы с вами сотрудники огромного торгового центра. В этом торговом центре есть и автосалон (группа с объявлениями о продаже машин) и компьютерный салон, и видеосалон, и отдел товаров для дома, и магазин бытовой техники и даже агентство недвижимости. Вашей паре необходимо создать свою базу данных в зависимости от специфики товара, причем записи вносить лишь в том порядке в котором они у вас указаны на объявлениях.
4. Практическая работа. Первичное закрепление изученного материала.
Перед выполнением практической работы учитель:
раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы;
озвучиваем задание сортировки ученической базы данных;
акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку записей в своей БД);
раздаёт дидактический материал для совместного взаимодействия в сети
Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.
Если учащиеся быстро выполнили задания практической работы, тогда они продолжают заполнять свою БД; добавляют новые поля, записи или улучшают дизайн формы (при помощи дидактического материала с алгоритмами различных способов расширения базы данных). 5.Закрепление изученного материала, организация сетевого взаимодействия:
Молодцы! А теперь я предлагаю вам закрепить изученный материал и выполнить совместную работу в сети. Для этого вам необходимо пройти по ссылке https://docs.google.com/presentation/d/1AJmfA3SAiZw-Bx-pbzqgwMi_nBfDLjECXGElI-jb0Yo/edit?usp=sharing
На каждом слайде указаны ваши номера (номер группы) и задание (нажав, переходите по ссылке), которое вам необходимо выполнить и получить правильный ответ внести полученное слово в общую презентацию, время на выполнение у вас 5 минут. Результатом вашей работы будет совместная презентация, желаю успеха!
Давайте посмотрим, что у вас получилось! (демонстрация общей презентации)
Вопросы учащимся (приём «Лови ошибку»).
6.Рефлексия
А теперь я предлагаю вам оставить небольшой синквейн на память об уроке на сайте wikiwal.ru.
Правила составления синквейна и подсказку по работе с сервисом вы можете найти у себя на столах (дублирую на экране).
Ну, вот и все, наш урок подошел к концу, предлагаю вам записать домашнее задание.
7.Домашнее задание.
Придумать 10 записей для базы данных «Рецепты», спроектировать свою БД в тетради.
8.Оценка работы и подведение итогов.
Учитель объявляет оценки за практическую работу.
Затем подводятся итоги урока.
Что мы сегодня изучили? (Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей).
Для чего нужна сортировка? (Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию).
Что происходит в процессе сортировки данных? (Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).
В каких случаях применяется вложенная сортировка? (Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).
Сегодня, ребята, вы хорошо поработали. Мне было очень приятно с вами сотрудничать. Мы много успели сделать. На этом наш урок закончен, до свидания. |