Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/9
Дата публикации26.09.2014
Размер1.11 Mb.
ТипДиссертация
100-bal.ru > Информатика > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента

Кафедра институциональной экономики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению 081100.68
«Государственное и муниципальное управление» магистранта группы №2431

(магистерская программа «Управление образованием»)
На тему: Управление изменениями в образовательном процессе на основе мониторинга состава студентов

Студентка группы № 2431

Тарасенко

Вера Леонидовна

Руководитель ВКР

д.п.н., чл. корр. РАО

Лебедев Олег Ермолаевич

Санкт-Петербург, 2013

РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ



Структура диссертации.

Объём диссертации – 80 страниц.

Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, 2 приложения. Работа содержит 10 таблиц, 21 рисунок. Список литературы содержит 58наименований.

Ключевые слова: состав студентов, профессиональное обучение, повышение качества образовательного процесса, образовательный процесс, результативность образовательного процесса, организация управления учебным процессом, система мониторинга, методики изучения состава студентов.

Краткая характеристика работы.

Тема: «Управление изменениями в образовательном процессе на основе мониторинга состава студентов».

Объект исследования: состав студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: качества студентов, влияющие на результативность образовательного процесса.

Цель исследования: выявление возможностей мониторингового исследования для проектирования необходимых изменений в образовательном процессе, обусловленными изменениями в составе студентов педагогического колледжа.

Комплекс методов исследования:

- теоретические: анализ опыта работы средних профессиональных образовательных учреждений для выявления особенностей организации образовательной деятельности студентов;

- эмпирические: опросы студентов с последующей статистической обработкой данных; дискриптивная статистика, метод математической и статистической обработки и интерпретации данных с помощью статистических программ пакета SPPSS; контент-анализ; интроспективное интервью с преподавателями.

Для изучения вопроса изменения в образовательном процессе, был проведен опрос преподавательского состава, в ходе которого определились факторы, влияющие на учебный процесс. Такими факторами выступили качества и характеристики состава студентов. Эти данные определили ход дальнейшего исследования. Совместно с социологической лабораторией образования и науки высшей школы экономики была разработана методика по изучению состава студентов. Результаты проделанной работы выявили взаимосвязь состава студентов и возможность изменения результатов образовательного процесса. Чем выше будет оценка того или иного показателя в составе студентов, тем выше будет конечный результат образовательного процесса и наоборот. Изучение состава студентов помогает определить уровень различных сторон и в случае низкой оценки той или иной характеристики продумать пути решения для повышения этой оценки. Нами было констатировано, что есть ряд качеств студентов, которые мы можем использовать с целью повышения результативности обучения. Это такие качества как чувство принадлежности, прошкольная культура, вовлечённость в обучение, нормативность. На такие характеристики как социально-экономическое положение семьи, базовый уровень образования, некоторые мотивационные установки мы повлиять не можем и, соответственно, рассматривать их и включать в методику для дальнейшего использования в изучении состава не целесообразно. В ходе исследования были выявлены и противоречия по ряду характеристик.

Результаты исследовательско - аналитической работы могут определять приоритетные педагогические задачи.

Содержащиеся в диссертации основные положения, выводы и полученные результаты ориентированы на применение в сфере образования.

Материалы исследования могут быть использованы:

- руководителями учреждений педагогического среднего профессионального образования;


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6

1 ГЛАВА. СОСТАВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ОБЪЕКТ…………………………………………………………………. 12

1.1 Проблемы повышения результативности профессионального образования в современных условиях………………..............................................................12

1.2 Соответствие образовательного процесса особенностям состава студентов как фактор результативности образовательного процесса …………………. 21

1.3 Мониторинг как инструмент исследования изменений в составе студентов…………………………………………………………………………25

2 ГЛАВА. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТАВА СТУДЕНТОВ…………………………………… 29

2.1 Организация мониторинга состава студентов..............................................29

2.2 Изучение изменений в образовательном процессе на основе опроса педагогического состава колледжа……………………………………………..35

2.3 Связь характеристик студентов педагогического колледжа с успеваемостью…………………………………………………………………...59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………81

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………...90

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей управления качеством образовательного процесса в системе профессиональной подготовки является обеспечение состояния его функционирования и результатов требованиям, нормам, стандартам, соотнесенным с определенной государством целью профессионального образования. Многие вопросы в среднем специальном учебном заведении связаны с изменениями в подходах к профессиональной подготовке специалистов в результате востребованности новых качеств профессионала, основанных на умении самоактуализироваться, саморазвиваться, налаживать эффективные коммуникации.

Проблема повышения качества подготовки в системе среднего специального образования «СПО» рассматривается с различных позиций. В исследованиях В.М. Зуева, С.М. Вишняковой, Н.Е.Колесник, Г.В. Мухаметзяновой, А.А. Скамницкого, раскрываются направления развития системы «СПО» на основе повышения качества профессиональной подготовки.

Возможности управления качеством подготовки специалистов в начальном и среднем звене профессиональной школы можно проследить в работах А.Т. Глазунова, Г.И. Ибрагимова.

В психолого-педагогической литературе в настоящее время уделяется повышенное внимание вопросам мониторинга: рассматриваются различные виды мониторинга по содержанию и формам (В.А. Кальней, С.Е. Шишов, А.Н. Майоров, П.И. Третьяков).

Цель среднего профессионального образования, определяется как подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, компетентного, свободно владеющего специальностью и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективному выполнению профессиональных обязанностей.

Отечественные исследователи в области образования считают, что создание современной системы управления качеством образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях России должно быть связано с реализацией процессного подхода (в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО-9000 версия 2000 г.), в контексте которого образовательное учреждение рассматривается как система обеспечения качества, представляющая собой совокупность внутрисистемных компонентов (процессов и ресурсов), обеспечивающих возможность достижения требуемого качества подготовки специалистов среднего звена. Согласно идеологии всеобщего управления качеством философия качества распространяется на каждый процесс, вид деятельности каждого преподавателя и сотрудника образовательной системы.1

Качество подготовки будущих специалистов основывается на трёх факторах: качество организации образовательного процесса, качество созданных условий, степень соответствия запланированных и достигнутых результатов. Для того чтобы оценить результат деятельности учебного заведения необходим ряд показателей, которые позволят измерить как реальный (фактический или ожидаемый) так и требуемый (желаемый или целевой) результаты. Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач.

Одним из факторов определяющим качество образовательного процесса является соответствие образовательного процесса с особенностями состава учащихся. Предложенные позиции относятся и к среднему педагогическому профессиональному образованию. Целью среднего педагогического образования является обеспечение кадровой потребности образовательных учреждений в квалифицированных специалистах. Результатом образовательной деятельности в педагогическом колледже будет являться освоение основной профессиональной образовательной программы и соответствие качеству подготовки. Результат может не соответствовать поставленной цели, так как не учитываются изменения в составе студентов. Анализ изменений состава учащихся предполагает проведение мониторингового исследования.

При изучении проблем организации мониторинга состава студентов возможно использовать имеющиеся исследования по проблемам качества образовательного процесса в различных образовательных система. Особенности управления качеством образовательного процесса отмечены в работах С.Я. Батышева, С.А. Гильманова, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Е.А. Ямбурга, К.М.Ушакова. Мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов. Результаты мониторинга в педагогической системе предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы.

Одной из задач мониторинга в педагогическом колледже является фиксация и анализ изменений в составе студентов. Такой анализ позволят определить факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Для выявления указанных факторов, необходимо определить, какие именно изменения в составе студентов могут влиять на качество образовательного процесса.

При изучении проблем организации мониторинга состава студентов возможно использовать имеющиеся исследования. В настоящее время среди научных работников и управленцев нет единства в подходах к построению мониторинга в системе среднего профессионального образования. Различие выражается в понимании понятия эффективности и результативности работы образовательного учреждения, а так же в походах к оценке возможностей учебного заведения и ответственности за результаты деятельности. С одной стороны мониторинг рассматривается как способ описания реальности, с другой, как метод, обеспечивающий область управления оперативной информацией. Остаётся неисследованной роль мониторинга в организации образовательной среды учреждений среднего профессионального образования и изучения влияния этой среды на развитие профессиональных и социальных компетенций студентов, а так же участников этого процесса, в данном случае непосредственных участников процесса, студентов.

Вопрос по изучения состава студентов среднего профессионального образования освещён не достаточно полно. Как правило, рассматривается один из аспектов в изучении состава обучающихся: формирование учебно-профессиональных навыков, мотивационная сторона обучения, личностные характеристики, условия обучения, качество подготовки специалистов, оценка результатов обучения.

Нет возможности опираться на специальные исследования поэтому вопросу. В связи с этим возникает необходимость в разработке такой методики изучения изменений в составе студентов педагогического колледжа, которая дала бы возможность ответить на вопрос о том, а что надо менять в образовательном процессе в связи с изменением состава студентов для повышения его качества.

Основными противоречиями, определяющими актуальность исследования могут быть:

  • наличие в учебной практике выбора способов и инструментария достижения целей и отсутствием обоснованных рекомендация и способов принятия соответствующего управленческого решения;

  • необходимость осуществления мониторинга состава студентов и отсутствием единой методологии измерений, а так же несовершенствование оценочных методик и процедур;

  • между традиционными представлениями учебных дисциплин и личностными образовательными потребностями студентов;

  • между существующей организацией управления учебным процессом и повышенным требованиям к качеству профессиональной подготовки.

Цель исследования: выявление возможностей мониторингового исследования для проектирования необходимых изменений в образовательном процессе, обусловленными изменениями в составе студентов педагогического колледжа.

Объект исследования: состав студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: качества студентов, влияющие на результативность образовательного процесса.

Гипотеза исследования:

  1. Качество образовательного процесса в педагогическом колледже можно повысить, если при проектировании образовательного процесса будут анализироваться качества студентов.

  2. Качества студентов можно охарактеризовать как совокупность их социально-психологических характеристик, мотивационных установок и показателей отношений к учебному процессу.

  3. Мониторинг состава студентов колледжа позволит уточнить педагогические задачи по повышению качества подготовки будущих специалистов.

Задачи исследования:

  1. Определить теоретические основы исследования.

  2. Разработать методику изучения состава студентов педагогического колледжа.

  3. На основе разработанной методике исследовать изменения в составе студентов и влияние этих изменений на результаты образовательного процесса.

  4. Выявить возможности, препятствующие управленческому решению на основе полученных данных мониторинга состава студентов.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- теоретические: анализ опыта работы средних профессиональных образовательных учреждений для выявления особенностей организации образовательной деятельности студентов;

- эмпирические: опросы студентов с последующей статистической обработкой данных; метод факторного анализа, метод факторного анализа, метод математической и статистической обработки и интерпретации данных с помощью статистических программ пакета SPPSS; интроспективное интервью с преподавателями.

1ГЛАВА.СОСТАВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ОБЪЕКТ

1.1 Проблемы повышения результативности профессионального образования в современных условиях


В законе РФ «Об образовании» под качеством образования выпускников понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Здесь подчеркивается целевой аспект проблемы качества образования.2

Под качеством образования понимается и определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений) физического, психического, нравственного и гражданского развития, который достигается на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.3 В данном определении ценным является выделение этапного характера качества образования.

По мнению М.М. Поташника, под качеством образования принято определять соотношение цели и результата, меры достижения целей(результата), при том, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития обучающегося. При этом они обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой эти результаты достигнуты. [12]

В литературных источниках можно встретить термин «качество профессиональной подготовки», где понимаются результаты процесса профессиональной подготовки, а не характеристика данного процесса. Условия, создаваемые в процессе образования, обеспечивают качество профессиональной подготовки выпускников. В различных источниках качество профессиональной подготовки определяется по ряду характеристик: числу выпускников, степени развитости личности, сформированности профессионально-значимых качеств, конкурентоспособности после завершения обучения, удовлетворение самих обучающихся результатами обучения.

Сегодня в образование внедряются современные системы менеджмента качества, согласно которым конкурентоспособность образовательных учреждений профессионального уровня определяется способностью и умением готовить квалифицированных специалистов, качество которых не только удовлетворяет требованиям потребителей, но и превосходит их ожидания. Необходимо подчеркнуть, что цель качества профессионального образования - это удовлетворение потребности и ожидания потребителей, а также соответствие продукции и услуг внешним запросам, удовлетворение требований к трудовому потенциалу выпускника, где учитываются интересы основных потребителей и реальные возможности сферы профессионального образования. Только в этом случае получаемое профессиональное образование в значительной степени будет соответствовать потребностям рынка труда.

В качестве основного фактора востребования профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Политика образования удерживает в зоне своего внимания подготовку кадров системы СПО и стоит вопрос о необходимости обеспечения нового качества профессиональной подготовки. Общество, государство нуждаются в специалистах среднего звена. Об этом свидетельствует и Концепция модернизации российского образования, где говорится, что предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы. Экономика предъявляет новые требования к образованию, следовательно, повысились требования к уровню, масштабам и качеству подготовки высококвалифицированных кадров.

Но выделяют и проблемы в подготовке специалистов среднего звена. Например, по словам С.Я. Батышева, одна из таких проблем это управление доступностью. Управление доступностью образования требует решения многих проблем. Проблема доступности распространяется на все уровни профессионального образования – начальное и среднее профессиональное образование – далеко не вся молодежь может попасть в соответствующие учреждения из-за ограниченности приема, транспортной недоступности т.п.[39]

Президент союза директоров ссузов РФ В.М. Дёмин, одной из системной проблемы выделяет слабую мотивацию преподавателей и мастеров производства обучения к результатам своей деятельности и низким уровнем учебно-материальной базы. Так же, одна из проблем – слабая мотивация молодёжи к работе на предприятии, где низкая культура производства, недостаточная заработная плата. В регионах не сложилась система ранней профильной работы в школах. 4

Среднее профессиональное образование складывалось в Российской Федерации как централизованная система, ориентированная, прежде всего, на удовлетворение кадровых запросов министерств и ведомств. В 1990-е гг. произошла значительная демократизация и децентрализация управления сферой среднего профессионального образования. Решение ряда вопросов было передано с федерального уровня на региональный, существенное развитие получила автономность средних специальных учебных заведений по многим направлениям их деятельности, в том числе связанным с определением содержания и форм организации образовательного процесса.

Государственная политика в области образования и в частности профессионального образования, может являться фактором, определяющим качество среднего профессионального образования, то есть, это наличие общепризнанных критериев, нормативов и стандартов качества образования. Под стандартами можно понимать стандартизированную систему оценки качества образования, а не только минимум содержания образования. Так же это уровень подготовки и развития объектов образовательного процесса: преподавателей и студентов. Наличие и содержание учебных программ, методических материалов, материально-техническое обеспечение, социальные условия и информационная инфраструктура, способы оценки качества, современность и адекватность технологий обучения и воспитания и организация, управление образовательного процесса в целом.

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии системного мышления у студентов, формировании у них научной картины мира, умений научно-исследовательской работы.

В качестве результата профессионального обучения в системе среднего профессионального образования можно рассматривать образовательный продукт через модель выпускника, которая определяется следующими позициями:

  • специалист среднего звена, освоивший общие и профессиональные компетенции, обеспечивающие готовность к реализации усложненных видов профессиональной деятельности;

  • профессионал, способный получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам. Приспосабливаться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития;

  • личность, стремящаяся к совершенствованию профессиональной среды;

  • специалист, освоивший ряд функций, содержащихся в профессиональном стандарте, в рамках программ дополнительного профессионального образования;

  • специалист, готовый к деятельности, требующей синтеза практических и теоретических знаний, способный к самостоятельному поиску информации, необходимой для решения профессиональных задач.

Формирование таких позиций будет являться основными характеристиками выпускника, как результата образовательной деятельности. Осуществление данной работы возможно лишь в процессе интенсивного и качественного освоения образовательной программы на основе мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Эффективности функционирования учреждений профессионального образования является одной из практических задач. Для того, чтобы полноценно оценить результат деятельности образовательного учреждения, степень эффективности должна выражаться системой показателей через критерии, объективная и точная оценка которых обеспечивается соответствием требованиям измеримости, компонентам содержания оценки, с учетом специфики предмета и субъекта оценки – учебной, воспитательной, научной, инновационной, и других видов деятельности образовательного учреждения. Не существует какого-либо единственного показателя, при помощи которого можно было бы объективно оценить результаты деятельности учреждений профессионального образования. Типы показателей и критериев оценки зависят от вида учебных заведений, поставленных перед ними целей и состава решаемых задач. В качестве прямых показателей для оценки деятельности учреждений профессионального образования обычно используются следующие: качество образовательных услуг; число получателей образовательных услуг; степень удовлетворения студентами, полученными образовательными услугами; обеспеченность равного доступа населения к предоставляемым услугам; доход, получаемый от оказанных образовательных услуг. 5

Основополагающими критериями в достижении результата образовательного процесса в среднем профессиональном учреждении будут являться:

1. научно-методическое обеспечение:

-спектр реализуемых основных профессиональных образовательных программ

- содержание основных профессиональных образовательных программ

-содержание программ и планов практики по реализуемым специальностям

-содержание программ дополнительного профессионального образования

-уровень квалификации персонала

-учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

2. оценивание учебных достижений

3. активная позиция студента

Способом достижения и оценка образовательной деятельности будет являться приобретение умений и навыков будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное вхождение в систему профессиональных отношений. Значительное место в этом процессе принадлежит усилиям самого студента, его готовности к самосовершенствованию, саморазвитию, самоанализу, самообразованию и самовоспитанию.

Результаты обучения – ожидаемые показатели того, что обучаемый должен знать, понимать или быть в состоянии выполнить по завершению процесса обучения. Диагностика учебных достижений студентов проводится на разных этапах обучении, необходимо осуществляется комплексный и всесторонний анализ полученных результатов. Можно выделить рубежные этапы диагностики и оценки учебных достижений студентов: входной контроль, готовность к обучению на профессиональной ступени, государственная итоговая аттестация. Результаты входного контроля учебных достижений позволяют определить проблемное поле, выработать программу мер воздействий на него и механизмы их реализации. В качестве таких механизмов может выступать: создание психологических комфортных условий всех субъектов образовательного процесса, научно-методическое обеспечение эффективности образовательного процесса, совершенствование форм организации учебного процесса, использование современных систем оценки образовательных результатов, современная комплексная система воспитательных мероприятий, внедрение форм педагогической помощи и поддержки с целью повышения роли студента в процессе обучения. В основе оценки учебных достижений лежит итог комплексного анализа ключевых компетенций, а именно:

- способность решать коммуникационные задачи

- способность работать с информацией

- умение вести дискуссию

- умение работать в команде

- способность к объективной само - и взаимооценке

Анализ использования современных форм и методов оценивания достижений обучающихся позволяет отметить достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм оценивания, оправданность и целесообразность их применения, эффективность их конструктивного сочетания.

В настоящее время среднее профессиональное образование – это стабильно развивающийся, востребованный уровень в системе непрерывного образования, который ориентирован на обеспечение профессиональной реализации личности и потребности кадрового потенциала. Это заложено и в самом определении качество профессионального образования – это степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека.5Однако, термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели».6

Таким образом, понятие «качество профессионального образования» в современных условиях приобретает новый смысл, где:

  1. на смену знаниево - информационному образованию, которое основывалось на личностно-ориентированном подходе, пришёл модульно - компетентностей подход, где требуется оптимизация всего образовательного процесса и всесторонняя переориентация на планируемый результат;

  2. результаты профессионального обучения ориентированы на спрос рынка труда в рамках инновационной экономики;

  3. результаты профессионального обучения – соответствие индивидуальных образовательных достижений обучающихся требованиям потребителей образовательных услуг;

  4. модернизация профессионального образования заключается в повышении качества образования, развитии мобильности обучающихся ив повышении престижа, привлекательности профессионального образования.

Качеством самого процесса будут являться результаты образовательной деятельности, соответствующие общественно-экономическому, социальному запросу с определённой степенью сформированности профессионально - личностных качеств будущего специалиста. Качество подготовки основывается на организации образовательного процесса, созданных условий и степени соответствия запланированных и полученных результатов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск