Скачать 75.96 Kb.
|
Интегрированный урок по истории России в 10-м классе на тему: "Споры о Петре Первом"Володько Елена Николаевна, учитель истории Лякина Галина Алексеевна, заведующая школьной библиотекой, социальный педагог Статья отнесена к разделам: Преподавание истории | Организация школьной библиотеки Форма урока: Урок интегрированный, проводится совместно учителем истории и библиотекарем
Задачи урока: Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации. Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию. Предварительная подготовка учащихся к уроку. Учащиеся 10-го класса получают список литературы для самостоятельного изучения в начале темы. Курс “Информационно-библиографические знания – школьникам” ведется в лицее уже несколько лет. Во время проведения библиотечных уроков библиотекарь обучает ребят грамотным навыкам работы с библиотечным фондом, работе со справочно-информационной литературой, знакомит с принципами расстановки книжного фонда школьной библиотеки, с организацией алфавитного и систематических каталогов. Работая в Школьном информационно-библиографическом центре с электронными носителями информации, в сети Internet, учащиеся приобретают навыки свободного пользования нетрадиционными информационными носителями. Данный урок – плод совместного труда и координации работы учителя истории и библиотекаря-педагога, призван активизировать интерес учащихся к предмету вообще и к теме “Эпоха Петра I”., обращаясь к альтернативным оценкам личности преобразователя, пробудить желание, к самостоятельному поиску информации используя знания и умения, полученные на библиотечных уроках. Грамотно вести информационно-библиографический поиск работая с различными видами источников. Оборудование урока: Портрет Перта Первого, портреты историков : Ключевского В.О., Костомарова Н.И., Погодина М.П., Павленко Н.И., Платонова С.Ф. Цитаты-эпиграфы:
Выставка книг: Репродукции картин В. Сурикова, Н.Ге, А.Боголюбова, В.Серова. План урока: 1. Вступительное слово учителя. Обоснование темы: - Петр I – яркая популярная личность не только в истории России, но ив мировой. Так считает Н.И.Павленко, наш современник – исследователь эпохи Петра. - Если бы среди исторических деятелей проводился конкурс, то в номинации “Самая популярная историческая личность”, Петр I без сомнения был бы среди лидеров. - В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. 2. На экране компьютерная презентация созданная под руководством библиотекаря: а) иллюстративный ряд – основные итоги реформаторской деятельности Петра I, во внутренней, внешней политике, культуре. Ученица дает краткий комментарий событиям. б) оценка реформаторской деятельности Петра I в исторической науке:
3. Прошло уже 333 года со дня рождения Петра I, а интерес к нему не снижается. О Петре спорили знаменитые историки, писатели: М.П.Погодин (“Россия – есть произведение Петра, какую сторону жизни ни возьми, везде он встретиться с нами”) со страниц своих произведений спорит с В.О.Ключевским: (Реформы Петра были борьбой деспотизма с народом, он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно”). А.С.Пушкин восхищаясь, писал о Петре “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”. Но П.Я.Чаадаев не разделяет восторг своего великого современника: (“Петр кинул нас на поприще всемирного прогресса”). Продолжается спор о Петре I и в XX веке. Н.И.Павленко, посвятивший немало работ эпохе Петра пишет: “Петр Великий – уникальное явление не только отечественной, но и всемирной истории. Петр – начало новой эпохи, вся наша культура – от Петра”. Но с учителем не согласен ученик – Е.В.Анисимов: “Власть укрепил, последние остатки демократии забил, народу загубил множество, пытал, казнил.” Исследователи порой противоречат самим себе. Н.Я.Эйдельман в одной из своих лекций так говорит о работе историка Погодина над “Историей Петра” Николая Устрялова: “Читаем шестой том. Какой ужас! Хрустят кости, отец присутствует на пытках собственного сына… Страна в страхе. Строки залиты кровью…” Но через мгновенье Погодин меняется: “Да, но где же я это говорю? – В Петербурге, построенном Петром, в университете, который происходит из его идеи.” 4. Краткая вступительная беседа. “Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: “Каким был Петр I?”, Что вас привлекает в нем, а что вы осуждаете и почему?” Учащиеся обмениваются мнениями о Петре I. У каждого ученика сложился свой образ реформатора. В дискуссии обязательна ссылка на источник, аргументация своей точки зрения. Прервем дискуссии ненадолго. Для грамотного спора нужны яркие аргументы. Где мы их находим. В источниках. 5. Предоставим слово библиотекарю-педагогу. “Работая над любой темой, мы всегда обращаемся к источникам. Информацию можно получать работая с традиционными носителями (книги, справочники, журналы, энциклопедии), с электронными носителями, и наконец из сети Internet. Все они дополняют друг друга. Нельзя отдать приоритет работе с каким-то одним видом источника. Для подготовки информации в нашем случае мы задействовали все виды информационных источников. Библиотекарь-педагог предваряет работу учащихся краткой инструкцией и контролирует выполнение задания у групп. Группа “Библиографы” работает по двум направлениям: использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии. Вопросы:
Группа ребят “Информационный центр” работающая с дисками CD и в сети Internet, помогут собрать информацию по теме: 1. Писатели и историки в оценке личности и деятельности Петра, их противоречия? Учитель истории в отведенное время (15-20 минут) проводит дискуссию с третьей группой “Исследователи”, которые изучают отрывки из первоисточников (А.С.Пушкин, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский, И.Л.Солоневич) и анализируют их, затем отвечают на вопросы:
6. Подведение итогов практической работы и дискуссии. Выступают представителями групп и знакомят с результатами поиска: а) “Библиографы” - представляют вниманию учащихся интересные факты из жизни и деятельности Петра Великого, дают оценку, характеристику источников с которыми они работали ( раскрывают справочно-информационный аппарат энциклопедий, справочников, пути поиска информации: оглавление, различные указатели, статья авторов, предисловие, аннотации). б) “Информационный центр”- знакомит с информацией найденной на CD сети Internet, указывая пути поиска в своем случае( наименование поисковой системы, имена сайтов, где найдена информация). В заключении урока учащиеся подводят итого нашего спора. Вопросы и задания: 1. Обоснуйте свое согласие или несогласие с мнением историков. 2. Прочтя фрагменты первоисточников, заполните таблицу:
Возможны следующие выводы: - Яркая личность Петра как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, политиков и т.д. - Интерес к “делам” Петра I не ослабевает, а усиливается особенно в сложные, переходные периоды истории России (реформы, экономические кризисы, политическая нестабильность, внешнеполитические трения и т.д.). - Простые люди – современники Петра I, его не любили, видели в нем виновника своих бед. По мнению П.Милюкова цена реформ Петра – каждый десятый житель России, погибший на войне, умерший на строительстве столицы, не вынесший тяжелой доли. - Начиная реформы важно не отступать, смело их продолжать, доводить до логического завершения ( проводим параллель с либеральными реформами Александра II ). - Проводя реформы, помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки, соглашаемся с С.М.Соловьевым (цитата), что “Почва для истории великого человека есть история народа”. Приложение 1 Приложение 2 Литература:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделам: Преподавание истории | Спорт в школе и здоровье детей | Статья отнесена к разделам: Преподавание литературы Голубева Ольга Альбертовна, учитель русского языка и литературы, классный | ||
Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе Под музыку П. И. Чайковского “Времена года” дети входят в празднично украшенный зал. На стендах написаны пословицы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Внеклассная работа | Классное руководство | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Образовательная: используя игровую форму, скорректировать знания учащихся по данной теме | Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Обучить аргументированному обсуждению информации по теме, систематизировать знания раздела | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности | Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник по математике 6 класса, авторы Н. Я. Виленкин., В. И. Жохов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделу: Методические рекомендации. Преподавание в начальной школе | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе «Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде» (русский язык), «Океаны» (окружающий мир) | Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Класс празднично оформлен: рисунки детей, высказывания о природе, названия геймов. В игре участвуют две команды | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии Продолжать формировать навыки работы с тонколистовым металлом (разметка, резание, опиливание, сверление, отделка), с технологическими... | Статья отнесена к разделу: Преподавание математики На центральной части доски предварительная запись к уроку в виде таблицы (подчеркнуты линией те записи, которые не должны быть на... | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Методы обучения и воспитания: беседа, работа с книгой, практические (дидактические игры), наглядный, стимулирования поощрение (одобрение,... | Статья отнесена к разделу: Преподавание химии Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине... |