МКОУ «Ункурдинская СОШ»
Утверждаю:
Директор школы
_____ Т.И. Челпанова
План работы совета по вопросам регламентации доступа
к информации в сети Интернет
на 2012-2013 учебный год.
Тема заседания
| Дата заседания
| Что такое контентная фильтрация?
Рассмотрение системы классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу.
| сентябрь
| Ребёнок и Интернет.
Рассмотрение списка сайтов не имеющих отношение к образовательному процессу.
| ноябрь
| 1. Обновление каталога образовательных ресурсов.
2. Безопасность детей в Интернете. Линия помощи Дети Онлайн.
| январь
| Результаты работы системы контентной фильтрации за 2012-2013 учебный год.
Утверждение плана работы на 2013-2014 учебный год.
| апрель
|
Протокол № 1
заседания школьного Совета по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.
Дата: 20.09.2012 г
Присутствующие: Челпанова Т.И.
| директор школы
| Шаламова Т.Л.
| заместитель директора по УВР
| Шархиева Л.В.
| учитель информатики
| Шаламова Л.И.
| председатель родительского комитета
| Пересторонина Л.Л.
| заместитель директора по ВР
| Азнабаев Р.
| представитель органов ученического самоуправления ученик 10класса
| Королёва Т.И.
| секретарь школы
| План заседания:
Что такое контентная фильтрация?
Рассмотрение системы классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу
Ход заседания:
По первому вопросу выступила Шархиеву Л.В. готовила ответы на интересующие всех вопросы касающиеся контентной фильтрации:
Как осуществляется фильтрация?
В концепции СИД предусмотрена двухуровневая система фильтрации. На уровне оператора связи, предоставляющего Интернет в школу, ограничить доступ к ресурсам, запрещенные законодательством Российской Федерации: содержащие порнографию, пропаганду наркотических средств, сайты, посвященные экстремизму. Кроме того, программное обеспечение, поставленное во все школы в пакете «Первая помощь 1.0», позволяет настроить более гибкую фильтрацию, учитывающую как возрастные категории пользователей, так и социокультурные особенности региона. Таким образом, даже в пределах одной школы, в разных кабинетах, на разных компьютерах, возможно настроить работу фильтра индивидуально.
В каждом субъекте Федерации органами управления образованием приняты регламенты доступа в Интернет, на основании которых и настраивается программное обеспечение.
Функционирование Системы исключения доступа основано на обращениях к базе данных категоризированных ресурсов Центра Анализа Интернет-Ресурсов (ООО «МегаВерсия»), разработавшего и внедрившего СИД. На настоящий момент база данных составляет более 6 млн. записей. Однако, поскольку Интернет – это активная и динамично развивающаяся среда, в которой постоянно появляются все новые и новые сайты, то и база также ежедневно пополняется в среднем 2-5 тысячами ресурсов. В базу попадают сайты, которые прошли проверку, на основании которой ресурсу присвоена та или иная категория (новостные, корпоративные, порнография, игровые, хобби и т.д.) Всего в системе более 60 категорий сайтов.
Кто определяет, соответствует ли тот или иной ресурс целям и задачам образования?
Во-первых, основные принципы работы Системы представлены Министерством Образования и Науки РФ в методических рекомендациях. На основании рекомендаций в каждом субъекте РФ были разработаны регламенты доступа учащихся к ресурсам Интернет. Дополнительно, в 2008 году ЦАИР по заказу Федерального агентства по образованию РФ был разработан и запущен сервис для экспертов системы образования с возможностью оценки интернет-ресурсов.
СИД – система с обратной связью: на странице блокировки есть функция «Сообщить о неверной категоризации ресурсов». Любой пользователь (будь то ученик или учитель) может обратиться с запросом о неверной (сомнительной) категоризации того или иного ресурса. Решение об ограничении доступа к ресурсам принимает Экспертное сообщество.
По состоянию на 01.11.2009 года число сотрудников системы образования РФ, принимающих участие в оценке Интернет-ресурсов, составляет 2553 человека. Всего экспертами было принято 5695 решений по сомнительным ресурсам. Их участие позволило ограничить доступ к тем ресурсам, которые, по мнению большинства участников голосований, являются несовместимыми с образовательной деятельностью.
По второму вопросу выступила Шархиева Л.В. довела до сведения собравшихся систему классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу
Решение: Утвердить систему классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу (Приложение 1)
Председатель совета: _____________ /Челпанова Т.И./
Приложение №1
к протоколу № 1
заседания школьного Совета по вопросам
регламентации доступа к информации в сети Интернет
от 20.09.2012 г.
Система классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу.
1. Классификацию информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению и не имеющей отношения к образовательному процессу, осуществляют, как правило, специальные экспертно - консультативные органы (советы) при органах управления образованием.
2. Классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению, применяется в единообразном виде на всей территории Российской Федерации.
3. Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, может содержать как части (разделы), рекомендуемые к применению в единообразном виде на всей территории Российской Федерации, так и части (разделы), рекомендуемые к использованию экспертно – консультативными органами (советами) регионального и (или) муниципального уровня.
4. Экспертно - консультативные органы (советы), создаваемые при органах управления образованием различных уровней, являются независимыми органами.
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации общеобразовательное учреждение свободно в выборе и применении классификаторов информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, а также несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетентности.
Классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, разработаны в соответствии с проведенным анализом законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Приложение №1
к протоколу № 1
заседания школьного Совета по вопросам
регламентации доступа к информации в сети Интернет
от 20.09.2012 г
Классификатор информации
| Тематическая
категория
| Содержание
| 1
| 2
| 3
| 1
| Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
| - информация, направленная на пропаганду, разжигание национальной, расовой или религиозный ненависти и вражды;
- информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение
| 2
| Злоупотребление свободой СМИ – экстремизм
| Информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы
| 3
| Злоупотребление свободой СМИ – наркотические средства
| Сведения о способах, методах разработки, изготовления использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров
| 4
| Злоупотребление свободой СМИ – информация с ограниченным доступом
| Сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористических операций
| 5
| Злоупотребление свободой СМИ – скрытое воздействие
| Информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающая вредное влияние на их здоровье
| 6
| Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм)
| a) экстремистские материалы, то есть предназначенные для обнародования документы или информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии; публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
b) экстремистская деятельность (экстремизм) включает деятельность по распространению материалов (произведений), содержащихся хотя бы один из следующих признаков:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывом к насилию;
- унижение национального достоинства;
- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, сопровождаемые насилием или угрозой его применения;
- публичная клевета в отношении лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи их исполнением, сопровождаемая обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
- применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угроза применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением
| 7
| Вредоносные программы
| Программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
| 8
| Преступления
| - клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию);
- оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме); - публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
- склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
- незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов;
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
- информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также социального, расового национального и религиозного неравенства;
- публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
| 9
| Ненадлежащая реклама
| Информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий
| 10
| Информация с ограниченным доступом
| Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну
| Приложение №1
к протоколу № 1
заседания школьного Совета по вопросам
регламентации доступа к информации в сети Интернет
от 20.09.2012 г
Перечень категорий классификатора информации, не имеющей отношения к образовательному процессу.
№
п/п
| Тематическая категория
| Содержание
| 1
| 2
| 3
| 1
| Алкоголь
| Реклама алкоголя, пропаганда потребления алкоголя. Сайты компаний, производящих алкогольную продукцию
| 2
| Баннеры и рекламные программы
| Баннерные сети, всплывающая реклама, рекламные программы
| 3
| Вождение и автомобили (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Не имеющая отношения к образовательному процессу информация об автомобилях и других транспортных средствах, вождении, автозапчастях, автомобильных журналах, техническом обслуживании, аксессуарах к автомобилям
| 4
| Досуг и развлечения (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Не имеющая к образовательному процессу информация:
-фотоальбомы и фотоконкурсы;
-рейтинги открыток, гороскопов, сонников;
-гадания, магия, и астрология;
-ТВ-программы;
-прогнозы погоды;
-тесты, конкурсы онлайн;
-туризм, путешествия;
-тосты, поздравления;
-кроссворды, сканворды, ответы к ним;
-фантастика;
-кулинария, рецепты, диеты;
-мода, одежда, модные аксессуары, показы мод;
-тексты песен, кино, киноактеры, расписания концертов, спектаклей, кинофильмов, заказ билетов в театры, кино и т. п.
-о дачах, участках, огородах, садах, цветоводстве, животных, питомцах, уходе за ними;
- о рукоделии, студенческой жизни, музыке, музыке и музыкальных направлениях, группах, увлечениях, хобби, коллекционировании;
- о службах знакомств, размещении объявлений онлайн;
- анекдоты, «приколы», слухи;
- о сайтах и журналах для женщин и для мужчин;
-желтая пресса, онлайн-ТВ, онлайн-радио;
- о знаменитостях;
- о косметике, парфюмерии, прическах, ювелирных, украшениях
| 5
| Здоровье и медицина (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Не имеющая отношения к образовательному процессу информация о шейпинге, фигуре, похудении, медицине, медицинских учреждениях, лекарствах, оборудовании, а также иные материалы на тему «Здоровье и медицина», которые, являясь академическими, по сути, могут быть также отнесены к другим категориям (порнография, труппы и т. п.)
| 6
| Компьютерные игры (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Не имеющие отношения к образовательному процессу компьютерные онлайновые и оффлайновые игры, советы для игроков и ключи для прохождения игр, игровые форумы и чаты
| 7
| Корпоративные сайты, итернет-представительства негосударственных учреждений (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, сайты коммерческих фирм, компаний, предприятий, организаций
| 8
| Личная и немодемируемая информация
| Немодемируемые форумы, доски объявлений и конференции, гостевые книги, базы данных, содержащие личную информацию (адреса, телефоны и т. п.), личные странички, дневники, блоги
| 9
| Отправка SMS с использованием Интернет ресурсов
| Сайты, предлагающие услуги, по отправке SMS-сообщений
| 10
| Модернизируемые доски объявлений (ресурсы данной категории ,не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, модернизируемые доски сообщений /объявлений, а также модернизируемые чаты
| 11
| Нелегальная помощь школьникам и студентам
| Банки готовых рефератов ,эссе, дипломных работ и пр.
| 12
| Неприличный и грубый юмор
| Неэтичные анекдоты и шутки, в частности обыгрывающие особенности физиологии человека
| 13
| Нижнее белье, купальники
| Сайты ,на которых рекламируется и изображается нижнее белье
| 14
| Обеспечение анонимности пользователя , обход контентных фильтров
| Сайты, предлагающие инструкции по обходу прокси и доступу к запрещенным страницам ; Peer-to-Peer программы, сервисы бесплатных прокси-серверов, сервисы, дающие пользователю анонимность
| 15
| Онлайн-казино и тотализаторы
| Электронные казино, тотализаторы, игры на деньги, конкурсы и пр.
| 16
| Платные сайты
| Сайты ,на которых вывешено объявление о платности посещения веб-страницы
| 17
| Поиск работы, резюме, вакансии (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Содержащие информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу, интернет-представительства кадровых агентств , банки вакансий и резюме
| 18
| Поисковые системы (ресурсы данной продукции, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Содержащие информацию , не имеющую отношения к образовательному процессу, интернет-каталоги, системы навигации и поиска в Интернет
| 19
| Религии и атеизм (ресурсы данной категории , не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Сайты, содержащие не имеющие отношения к образовательному процессу информацию религиозной и антирелигиозной направленности
| 20
| Системы поиска изображений
| Системы для поиска изображения изображений в Интернете по ключевому слову или словосочетанию
| 21
| СМИ (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| СМИ, содержащие новостные ресурсы и сайты СМИ (радио, телевидения; печати), не имеющие отношения к образовательному процессу
| 22
| Табак, реклама табака, пропаганда потребления табака
| Сайты, пропагандирующие потребление табака; реклама табака и изделий из него
| 23
| Торговля и реклама ( ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Содержащие не имеющие отношения к образовательному процессу сайты следующих категорий: аукционы, распродажи онлайн, интернет-магазины, каталоги товаров и цен, электронная коммерция, модели мобильных телефонов , юридические услуги, полиграфия, типография и их услуги, охранные услуги, таможенные услуги, иммиграционные услуги, услуги по переводу текста на иностранные языки, канцелярские товары ,налоги , аудит, консалтинг, деловая литература дом, ремонт, строительство, недвижимость, аренда недвижимости ,покупка недвижимости, продажа услуг мобильной связи (например, картинки и мелодии для сотовых телефонов),заработок в Интернете ,е-бизнес
| 24
| Убийства, насилие
| Сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т.п.
| 25
| Чаты (ресурсы данной категории, не имеющие отношения к образовательному процессу)
| Не имеющие отношения к образовательному процессу сайты для анонимного общения в режиме онлайн
| |