Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1





Скачать 97.09 Kb.
НазваниеРусская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1
Дата публикации10.10.2014
Размер97.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Наталья Гендина

( Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемерово, Россия)

Татьяна Жукова

(Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия)

Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности
Слайд 1.

Титульный лист

Слайд 2.

Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации.

Слайд 3.

Наша ассоциация представляет интересы самой большой библиотечной сети России. Основные цели Ассоциации:

- поддержка инновационной деятельности школьных библиотек;

- создание общественно-государственных механизмов для эффективного управления школьными библиотеками и решения их насущных проблем; продвижение школьной библиотеки в обществе.

Слайд 4.

Прежде всего, позвольте уточнить и определить используемые в докладе термины. В России термин «информационная грамотность» хорошо известен, однако более широко используется термин «информационная культура личности».

Слайд 5.

«Информационная культура личности» - это более широкое, интегративное понятие. Оно включает информационную грамотность, дополняя ее информационным мировоззрением и мотивацией личности. Тем самым подчеркивается необходимость включения информационного образования в сферу культуры.

Слайд 6.

Концепция информационной культуры личности» направлена против  конфронтации двух полярных культур – технократической  и гуманитарной. Она отражает взаимодействие различных «миров»- мира техники и технологии, мира правил и алгоритмов, и мира человеческой личности, включая интеллект и нравственность, разум и душу.

Слайд 7.

И школьные учителя информатики, и школьные библиотекари делают большую работу. К сожалению, в школах России информационная подготовка понимается как ликвидация компьютерной безграмотности и сводится к обучению основам информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но в этом случае не принимаются во внимание два важных аспекта: критический анализ информации и ответственное и этическое информационное поведение. Школьные библиотекари играют большую роль в решении этой проблемы. Они ведут учебный курс «Основы информационной культуры личности». Однако при этом существует проблема новизны и сложности понятия «информационная культура «личности».

Слайд 8.

Таким же сложным и неоднозначным является и понятие «гражданская грамотность». В отличие от понятия информационная грамотность, получившего четкое определение в ряде международных документов, это понятие пока не имеет четкого определения.. Мы убедились в этом, когда участвовали в мероприятиях ИФЛА в Риге и форуме ИФЛА в Крыму. Хочу подчеркнуть, что большой вклад в проведение этих мероприятий внесли Ф.Кирквуд из Канады и Денис и Людмила Очолла из ЮАР. Общение с зарубежными коллегами показало, что в разных странах в это понятие вкладывается разный смысл.

Слайд 9.

Например, в русском языке понятие «гражданин» имеет два значения. Во-первых, оно означает принадлежность человека к определенному государству. Во-вторых, отражает приоритет общественного блага и общественных интересов над личными. . В результате мы имеем множество разных определений понятия «гражданская грамотность». Для России, страны с тоталитарным прошлым, определение понятия «гражданская грамотность» оказалось сложной задачей.

Слайд 10.

В соответствии с историческими традициями для России всегда были характерны сильное государство и авторитарное правление, а права человека никогда не лежали в основе внутренней государственной политики и не являлись приоритетом на уровне общественного сознания. Сегодня в России еще только происходит становление гражданского общества.

Понятие и термин гражданская грамотность появился в России недавно, после распада СССР. В СССР существовал лишь термин «правовая грамотность». Соответственно различаются и учебные курсы, с помощью которых велось обучение в советский период, и ведется сейчас в современной России.

Слайд 11.

Распад СССР обусловил смену государственной идеологии. В свою очередь, это потребовало изменения содержания гражданского образования. Несмотря на то, что учебные курсы «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Обществознание» являются обязательными для школьников, их содержание может существенно отличаться. Оно зависит от личности учителя, его политических убеждений и гражданской позиции, личного отношения к советскому и постсоветскому периоду российской истории. Школьные библиотекари имеют богатые традиции гражданского образования, которое реализуется в работе по правому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников. Однако и для них главная проблема - это отсутствие однозначного понимания гражданской грамотности и целей гражданского образования.

Слайд 12.

Анализ показал, что гражданская грамотность также является сложным и многокомпанентным понятием, предполагающим знания и умения из различных сфер общественной жизни, включая политику и право, межкультурные коммуникации и мораль.

Слайд 13.

Состав компонентов гражданского образования, который представлен на этом слайде, очень важен для представления о том, как в России понимается гражданская грамотность. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и образуют сложное интегративное понятие. Однако в зависимости от того, какой из четырех компонентов в его составе является доминирующим:, выделяются различные подходы и к трактовке понятия «гражданская грамотность», и к организации гражданского образования. Чтобы показать, почему так трудно построить четкое определение гражданской грамотности, воспользуемся образной информацией и попробуем визуализировать это понятие.

Слайд 14.

Для этого каждый компонент представим с помощью образов:

- Фемида, Богиня правосудия - правовой компонент;

- Свобода, ведущая народ, с картины французского художника Э. Делакруа - политический компонент;

- Три богатыря с картины русского художника В.Васнецова «Богатыри», как символ защиты Родины, - патриотизм;

- Святая Троица русского иконописца А..Рублева как символ .духовности и нравственности.

Особо подчеркнем, что и сам состав компонентов гражданской грамотности, и каждый из образов, их символизирующих, отнюдь не бесспорен. Приведенный пример носит исключительно субъективный характер. Его смысл состоит в том, чтобы показать, что гражданская грамотность может иметь резко различающиеся трактовки, обусловленные разницей в идеологических, религиозных, культурных, национальных и политических взглядах предпочтениях людей. Поэтому очень важен поиск разумного компромисс., совместных решений, приемлемых для людей из различных стран. Попытка такого подхода представлена в учебной программе ЮНЕСКО по медиа и информационной грамотности для учителей.

Слайд 15.

В 2011 г. ЮНЕСКО издала эту программу. Термин «гражданская грамотность отсутствует в заглавии и в тексте учебной программы ЮНЕСКО. Тем не менее, как показал анализ, содержание и цели этой программы неразрывно связаны с развитием гражданского общества и гражданской грамотностью. Программа оперирует такими понятиями, как «гражданское общество, гражданская позиция, права граждан, свобода информации, и др.», без знания которых, на наш взгляд, не возможна гражданская грамотность.

Слайд 16.

Метафора «зонтичный термин» не только отражает включение гражданской грамотности в понятие медиа и информационной грамотности, но и обозначает сложную задачу для учителей и библиотекарей: как обеспечить интеграцию знаний из разных областей науки? Для того, чтобы школьник овладел каждой из трех групп компетентностей, представленных на этом слайде, необходимо чтобы такое интегративное знание было создано и оформлено в виде дидактических материалов, пригодных для обучения различных возрастных категорий обучаемых.

Слайд 17.

На практике школьные библиотекари испытывают трудности при реализации идеи «Информация для гражданской грамотности». Проведенный анализ показывает, что в решении такой сложной проблемы недопустим эмпирический подход, непрофессионализм, и субъективизм. Школьный библиотекарь нуждается в поддержке ученых и специалистов для того, чтобы с помощью различных видов информации, используя ИКТ формировать гражданственность как интегративное качество личности, включающее в себя уважение к закону и правам других людей, чувство собственного достоинства, патриотизм и культуру межнационального общения.

Слайд 18

Вот почему наша Ассоциация решила привлечь к решению этой проблемы ведущих российских ученых из университетов культуры и искусств, которые готовят школьных библиотекарей, а также из других научных центров. На этом слайде перечислены университеты и научные центры, с которыми контактирует Ассоциация, а также основные направления такого взаимодействия.

Слайд 19.

Во-первых, в результате совместной работы Ассоциации с учеными появились, концептуальные документы, определяющие стратегию развития школьных библиотек России. Эти документы впоследствии стали основой для обращения Ассоциации к парламенту России, чтобы отстаивать интересы школьных библиотек. Во-вторых, обсуждение с учеными того, каким должно быть содержание подготовки и повышения квалификации современных школьных библиотекарей позволило Ассоциации представить в правительство России обоснование необходимости введения новой должности «педагог-библиотекарь».

Слайд 20.

Ассоциация ежегодно проводит форумы школьных библиотекарей России. Они проходят в музее-заповеднике «Михайловское», родовом имении величайшего русского поэта А.С.Пушкина. Форумы в Михайловском – это взаимообогащающий диалог ведущих российских ученых со школьными библиотекарями. Школьные библиотекари знакомятся с достижениями в области библиотековедения, педагогики, психологии, литературы, информационных технологий. Ученые узнают о наиболее острых проблемах школьных библиотек, которые затем становятся объектом научного исследования. Кроме того, Форумы в Михайловском позволяют встретиться представителям разных наук, что дает старт междисциплинарным исследованиям. Например, проект, который представлен на этом слайде.

Слайд 21.

Особое место на форуме в Михайловском занимает проведение обучающих семинаров по формированию информационной культуры школьников. Это тренинг тренеров по информационной культуре личности. В результате школьные библиотекари получают не только теоретические сведения, но и практические разработки уроков, презентации, тесты и другие полезные материалы, которые они могут использовать на практике.

Слайд 22.

Ассоциация инициирует подготовку и издание различных материалов по информационной культуре. Это книги теоретического характера, учебные программы, учебные пособия, тесты, списки литературы, справочные материалы, которые школьные библиотекари могут использовать в своей ежедневной работе.

Слайд 23.

Наша Ассоциация не только призывает школьных библиотекарей содействовать развитию гражданской грамотности школьников, но и сама реализует активную гражданскую позицию, участвует в развитии гражданского общества в России. Она взаимодействует с различными секторами общества, которые представлены на этом слайде.

Слайд 24.

В 2011 г. в результате социальной инициативы Ассоциации в школьных библиотеках России была впервые введена новая должность – «педагог-библиотекарь». Эту важную новость сообщил В.В. Путин, Председатель Правительства Российской Федерации, а ныне президент России. В должностные обязанности «педагога-библиотекаря» входит формирование информационной культуры школьников, развитие информационной грамотности, как основы всех других видов функциональной грамотности, включая гражданскую грамотность. Наша Ассоциация связывает введение новой должности педагога-библиотекаря не только с повышением статуса школьного библиотекаря, но и с кардинальным изменением роли и места школьной библиотеки в общественном сознании.

Слайд 25.

Ассоциация представила Государственной Думе «Концепцию развития библиотек общеобразовательных учрежде­ний РФ на период до 2015 года». В результате были - приняты рекомендации, направленные на улучшение и развитие школьных библиотек России. Это позволило привлечь к решению проблемы модернизации школьных библиотек не только Министерство образования России, но и органы исполнительной власти субъектов РФ. Ассоциация совместно с Госдумой реализует программу по реализации закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Президент РШБА является экспертом Государственной Думы России. . Ассоциация выступает как транслятор этого закона. Она объединила свои усилия с некоммерческим партнерством «Лига безопасного Интернета» и с российским представительством Google для реализации образовательных проектов на базе школьных библиотек.

Слайд 26.

В ходе подготовки парламентских слушаний Ассоциация провела анализ роли школьных библиотек в развитии детского движения в России. В результате был издан сборник, содержание которого представлено на слайде.

Слайд 27.

При поддержке аппарата полномочных представителей Президента России Ассоциация. провела съезды школьных библиотекарей в пяти федеральных округах Российской Федерации. Результатом съездов стали разработка региональных программ развития школьных библиотек, разработка мер социальной и финансовой поддержки школьных библиотекарей через систему конкурсов, премий, различных доплат.
Слайд 28.

Мы видим три основных барьера, сдерживающих продвижение идей формирования информационной культуры личности и гражданской грамотности в России. Для их преодоления РШБА использует общественно-государственный подход и идеи гражданского общества, пробуждает активность школьных библиотекарей к самоорганизации в профессиональном сообществе, развивает процессы социальной самоорганизации в регионах. Задача Ассоциации сегодня - законодательное закрепление статуса школьной библиотеки как одного из важнейших социальных институтов, способствующих гражданскому становлению подрастающего поколения России.
Слайд 29.

Уникальную возможность повышения статуса школьных библиотекарей, привлечения внимание государства к школьным библиотекам, проблемам РШБА видит в 43-й ежегодной международной конференции Международной ассоциации школьных библиотекарей (ИАСЛ-2014), которая будет проходить в 2014 г. в России. Мы надеемся, что тема и девиз этого получат поддержку наших зарубежных коллег. Мы понимаем всю ответственность такого форума. Мы с радостью говорим: «Добро пожаловать в Россию! До встречи на конференции в Москве!».
Слайд 30.

Благодарю вас за внимание.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 icon«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры...
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconШкольная газета современное средство воспитания патриотизма, формирования...
Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой,...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconОтчет муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система»
Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Пскова
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПротокол рассмотрения и оценки котировочных заявок по запросу котировок...
Наименование – Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Иркутска» (цбс г. Иркутска)
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПротокол рассмотрения и оценки котировочных заявок по запросу котировок...
Наименование – Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Иркутска» (цбс г. Иркутска)
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПодтвержденные докладчики
Сергей Леушкин, Председатель комитета по частному банковскому обслуживанию, Ассоциация российских банков, Россия
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПоложение об организации дополнительных платных услуг муниципального...
«Заключения отдела тарифного регулирования по результатам проверки материалов для установления тарифов на дополнительные услуги,...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconСоставить программу курса Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке
Содержание ее документальных ресурсов направлено на повышение уровня учебных достижений школьников. Школьная библиотека перестала...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconОтчёт работа школьного ученического самоуправления по моу сош №12
...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская школьная библиотечная ассоциация как транслятор идей информационной культуры личности: опыт интеграции усилий российских теоретиков и школьных библиотекарей для формирования гражданской грамотности Слайд 1 icon«Русская матрешка»
Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск