Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители





Скачать 383.42 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
страница1/2
Дата публикации12.03.2015
Размер383.42 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса
  1   2
Городской Научно-методический координационный

Центр городского управления по делам образования

ПРОГРАММА

курса «Школьная риторика»

(10-11 классы)
Составители:

учитель русского языка и литературы сшгN 9

Уманская Елена Геннадьевна

и

учитель русского языка и литературы сшN35

Рышкина Ольга Дмитриевна

г. Актобе

2006 год
Краткое обоснование необходимости

Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать, понимать друг друга, передавать информацию, способствует повышению речевой культуры.

Введение данного курса диктуется реалиями современной человеческой жизни, в которой происходит снижение уровня речевой культуры.

Предмет исследования

Предметом исследования данного курса является качество речи учащихся, работа по устранению ошибок и обогащению речи детей языковыми средствами.

Цель курса – формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативными намерениями.

Задачи программы: дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета; познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя; обучать умелой, искусной, эффективной речи; помочь школьникам овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия; сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
Объяснительная записка

Риторика (греч. – «ораторское искусство») в самых своих источниках – общественная наука. Возрождению значимости живого, публичного слова способствуют те изменения, которые происходят в общественной жизни Казахстана. Половодье дискуссий и споров выплеснулось на улицы и площади, на трибуны общественных форумов и учебные аудитории. Благодаря бурному развитию телевизионных каналов «Хабар», «Рика-ТВ», «ОРТ», «Астана», кажется, что весь мир говорит с нами. Привычными стали телемосты, пресс-конференции, парламентские игры «Город будущего», «Лидер ХХI века». Многообразие точек зрения, особенности восприятия происходящих событий помогает находить правильные решения. В современных условиях особое значение приобретает изучение риторики. Умение компетентно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения или опровергать мнение оппонентов, владеть культурой речи – все это должно стать обязательным качеством каждого жителя Казахстана.

Французский моралист XVIII века, мастер афоризмов Вовенарг, утверждал: «Красноречие оживляет все: без него не преуспеть ни в науках, ни в делах, ни в беседе, ни в сочинительстве, ни даже в погоне за наслаждениями. Оно распоряжается человеческими страстями… все повинуется его голосу». Поэтому, начиная со школьной скамьи, человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и учит учебный предмет, который называется «Школьная риторика».

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что если бы учащиеся любых учебных заведений Казахстана хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры нашей страны поднялся бы, как минимум, на один «балл» за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы его умение владеть ситуацией, знание общей и частной риторики, даже общий кругозор говорящего.

Обучение риторике – сложное, но благородной дело.

Программа основана на следующих принципах:

принцип междисциплинарности;

принцип поликультурности;

принцип доступности изучаемого материала;

принцип связи обучения с практикой речи;

принцип наглядности;

принцип сквозных методических идей;

принцип учета сферы повышенной речевой деятельности.
Содержание и структура курса

Содержание курса 10-11 классов составляет изучение истории риторики, общения, основ ораторского искусства и полемического мастерства на основе теоретического материала, текстов для анализа, речей выдающихся людей, практических упражнений. Изучение «Школьной риторики» будет способствовать систематизации знаний учащихся, развитию коммуникативных возможностей современного человека, достижению успеха в различных ситуациях общения.

Структура курса 10-11 классов базируется на связи риторики с другими учебными предметами по соответствующим учебным программам (культура речи, русский язык, литература, история Казахстана, история Древнего Мира). Значительному обогащению и углублению восприятия данного курса будет способствовать работа с техническими средствами обучения, учебниками, наглядным и дидактическим материалом.

В программе указано количество уроков, отводимых на изучение каждой темы. Но учитель может внести свои коррективы в объем, и в расположение материала в каждом классе. Поэтому программа риторики носит открытый, примерный характер. Важно, чтобы у учеников не погасло стремление в полной мере овладеть бесценным даром – даром слова.
Методика преподавания курса

Курс риторики в школе сугубо практический, поэтому на уроке имеют место такие методы и приемы преподавания как вступительное и заключительное слово учителя, беседа, риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры, речевая разминка, первичный контроль, текущий контроль, рефлексия, составление схем-рисунков, работа по таблице.

Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на взаимодействии учителя с учениками: личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, технология проблемного и развивающего обучения. В зависимости от возможностей школы курс может рассчитан на один или два часа в неделю (34 или 68 часов в год).
Предполагаемы результаты

Курс призван:

- осознать общечеловеческие ценности у учащихся (риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой);

- научить гуманитарному мышлению учащихся (риторика направляет на поиск разных вариантов решения одной и той же задачи: как отказать, не обидев человека; как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом);

- развить способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

- сформировать позитивное отношение к миру, к личности;

- способствовать воспитанию толерантности, евразийской поликультурности, речевой этики;

- готовить выпускников к успешной работе в коллективе.

Таким образом, в соответствии с «Концепцией об образовании РК до 2015 года», педагоги сумеют выполнить важный социальный заказ в воспитании и образовании конкурентоспособной личности.


Тематический план




Наименование темы

Кол-во часов

10 класс

1.

Введение. Риторика - учебный предмет.

1 час

2.

Из истории ораторского искусства.

5 часов

3.

Общение.

1 час

4.

Жесты.

2 часа

5.

Голос.

2 часа

6.

Интонация

1 час

7.

Внешний облик и поведение оратора в момент выступления.

6 часов

8.

Этапы предтекстовой подготовки

4 часа

9.

Качество речи и риторические фигуры

7 часов

10.

Композиция речи.

3 часа

11.

Повторение. Диагностика в конце учебного года.

2 часа

Всего : 34 часа

11 класс

1.

Повторение. Диагностика в начале учебного года.

2 часа

2.

Подготовленная и неподготовленная речь.

2 часа

3.

Молчание – золото?

1 час

4.

Речевая деятельность.

3 часа

5.

Социально-бытовые речевые жанры.

4 часа

6.

Деловые жанры.

2 часа

7.

Деловое общение.

4 часа

8.

Ораторская речь.

4 часа

9.

Экскурсионная речь.

2 часа

10.

Основы полемического мастерства.

4 часа

11.

Газетные жанры. Портретный и путевой очерк.

2 часа

12.

Риторика и современные информационные технологии.

2 часа

13.

Повторение. Диагностика в конце учебного года.

2 часа

Всего: 34 часа


Содержание программы

10 класс

Идеи курса

Искренность, ответственность, гибкость культуры речевого поведения.

Коммуникабельность – важное условие достижений в деловой сфере и в повседневном общении.

Ответственное отношение к каждому слову: написанному, напечатанному, произнесенному.



Тема урока

Кол-во час.

Риторические умения и навыки

Понятийные и инструментальные знания

Введение

1

Введение. Риторика как учебный предмет

1 ч.

Определять компоненты речевой ситуации

Понятие о риторике. Адресат-адресант, коммуникативная ситуация

Из истории ораторского искусства

2

Риторика в Древней Греции и Древнем Риме

1 ч.

Отличать взгляды риторов на ораторское искусство

Софисты. Работы древних ораторов (Аристотель «Риторика», Цицерон «Оратор», Квинтилиан «Риторические наставления»)

3

Риторика в России XVII-XIXвв. От ранних риторик к риторике Ломоносова М.В., Сперанского М.М., Кошанского Н.Ф.

1 ч

Работа с хрестоматийным материалом, умение владеть разными средствами выражения мысли

Общая, частная, профессионально-ориентированные риторики и их особенности.

4

Ораторское искусство древних казахов

1 ч

Определять особенности казахских ораторских изречений

Ораторское посвящение, размышление, дискуссия

5

Традиции казахского народного ораторского искусства с ХІ по ХVIIIвв (Жиренше, Асанкайгы, Коркут, Толе би, Казыбек би, Айтеке би)



Работа с литературой, умение выделять главное, анализировать тексты

Знать тематику и структуру казахских ораторских изречений

6

Сообщение о древних риторах.

Практикум



Умение говорить, слушать, анализировать

Расширение знаний о риторах древности.

Общение

7

Виды общения



Определять известные виды общения; пользоваться средс твами общения

Официальное- неофициальное, межличностное, групповое- публичное, контактное- дистантное общение. Личностное пространство

Жесты

8-9

Невербальные средства общения. Поза. Значение мимики и жестикуляции в общении



Оценивать роль визуального контакта, связи жестов, позы, мимики. Создать инсценировку.

Компоненты невербального общения. Уместные, неуместные жесты, позы. Способы улучшения коммуникативных действий.

Голос

10

Великая сила голоса

1 ч

Обосновывать, какие чувства отражаются в голосе говорящего. Наблюдать за голосами окружающих.

Звучность, высота, сила, тембр, устойчивость, гибкость, полетность голоса.

11

«Лепим» свой голос



Гимнастика, тренировка голоса в ситуации общения (диалогическая и монологическая речь)

Голосообразование

Интонация

12

Интонация в речи и пауза

1 ч

Анализировать воздействие интонации на слушателя. Интонирование в речи

Типы интонации и пауз

Внешний облик и поведение оратора в момент выступления

13

Оратор на трибуне. Внешность. Манеры

1 ч

Определять особенности внешнего вида, его значение в ситуации общения.

Коммуникативное значение внешнего вида, манер оратора. Способы улучшения коммуникативных действий

14

Поведение оратора при произнесении речи. Визуальные и вспомогательные средства



Умение использовать данные средства в речевой ситуации. Отбор средств, обеспечивающих эмоциональное, убедительное выступление

Главные критерии критики поведения оратора

15

Взаимодействие оратора со слушателями. Позиция слушателей.

1 ч

Умение достичь контакта со слушателями в момент выступления

Ораторский монолог, открытый и скрытый диалог, аплодисменты

16

Как развить в себе уверенность?

1 ч

Создавать ситуацию успеха

Советы начинающим

17

Ответственность оратора – опасность риторики

1 ч

Умение строить речь по законам речевой этики. Совершенствовать содержание и форму устных и письменных высказываний

Опасности риторики

18

Первые речи. Практикум

1 ч

Умение создавать речь, слушать, анализировать.

Как готовиться к выступлению?

Этапы предтекстовой подготовки

19 -

20
21

-

22

Выбор темы.

Определение целевой установки
Отбор информации перед выступлением.

2 ч


2 ч

Отличать виды речи. Создавать речь на заданную тему.

Умение создавать и анализировать выступление.

Развлекательная, информационная, воодушевляющая, призывающая, траурная, торжественная, речь в дружеском кругу.
Этапы подготовки устной речи

(инвенция,диспозиция,элокуция,меморио, акцио).

Качества речи и риторические фигуры

23

Точность. Понятность, чистота и разнообразие словаря говорящего

1 ч

Определять достоинства и недостатки речи (Обзор прочитанного текста с анализом качества речи литературного героя)

Достоинства и недостатки речи. Цицерон об уместности речи.

24

Образность речи. Выразительность речи.



Определять достоинства и недостатки речи. Умение выразительно читать текст (по выбору), учитывая замысел автора

Средства выразительности.

25

Риторические фигуры



Какие риторические фигуры сделали бы текст убедительнее, украсили бы его?

Риторическое обращение, восклицание, сравнение, образный ряд, повтор.

26

Я - редактор



Анализировать, совершенствовать текст.

Этапы редакторской правки в тексте.

27-28

Нормативность языка (грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические)

2 ч

Определять нормативность речи выступающего в СМИ

Нормы произношения и ударения

29

Коммуникативные помехи и неудачи

1 ч

Определять промахи, неудачи, ошибки; объяснять причины их проявления. Вносить правку (по возможности) в произнесенный или написанный текст.

Причины коммуникативных ошибок и неудач. Развитие самоконтроля.

Композиция речи

30

Начало речи. Вступление – заключение. Главная часть (содержание)

1 ч

Умение строить текст по заданной композиции.

Композиция речи. Логические формы изложения. Законы логики.

31

Свободная речь. Способы связи речи.

1 ч

Умение создавать свободную речь.

Приемы изложения и объяснения, виды аргументов, иды связи речи.

32

Примеры речей

1 ч

Умение анализировать речи выдающихся ораторов

Развитие самокнтроля.

Повторение

33-34

Диагностика и повторение в конце учебного года

2 ч

Определять свои знания, умения, навыки приобретенные в течение учебного года.

Теория и практика курса.


Содержание программы

11 класс

Идеи курса

Дар речи возвышает человека над животными.

(Сократ)

Не делай того, что осуждает твоя совесть,

Не говори того, что не согласно с правдой.

(Марк Аврелий)




Тема урока

Кол-во час

Риторические умения и навыки

Понятийные и инструментальные знания

Повторение

1

Повторение изученного материала

1 ч







2

Диагностика в начале учебного года

1 ч










Подготовленная и неподготовленная устная речь

3

Неподготовленная устная речь

1 ч

Различать подготовленную, частично подготовленную, неподготовленную речь

Особенности речи. Приемы подготовки

4

Подготовленная устная речь

1 ч

Пользоваться разными приемами подготовки к устным высказываниям




Молчание – золото?

5

Удивительное средство общения



Пользоваться молчанием как средством общения.

Молчание – средство общения

Речевая деятельность

6

Способы и приемы слушания

1 ч

Пользоваться приемами слушания. Организовать свое слушание

Слушание речи. Сигналы слушающих

7

Учимся отвечать



Создавать четкий по содержанию и структуре ответ

Развернутый ответ. Общая структура ответа

8

Учимся читать. Изучающее, реферативное, ознакомительное чтение.

1 ч

Понимать графическую структуру текста, объяснять знаки.

Внешние, библиографические данные книги.

Социально- бытовые, речевые жанры

9

Инсценировка. Структурные части

1 ч

Создать инсценировку на основе небольшого текста. Умение использовать разные виды речевой деятельности

Инсценировка как речевой жанр.

10

Комплимент и похвальное слово

1 ч

Различать комплимент и похвальное слово. Создание речевых жанров

Особенности комплимента и похвального слова.

11

Застольное слово. Культура застолья

1 ч

Отличать тост от других форм устной свободной речи

Признаки, виды тоста. Культура застолья

12

Произнесение речи. Практикум.

1 ч

Создавать и произносить речь

Культура речи. Развитие самоконтроля.

Деловые жанры

13

Отчет о работе. Протокол.



Анализировать деловые жанры. Вести деловую переписку. Отчитываться (устно и письменно)

Деловая переписка. Отчет. Протокол

14

Реферат. Доклад.

1 ч

Анализировать деловые жанры. Создавать реферативное сообщение

Различия в создании и оформлении реферата и доклада.

Деловое общение

15

Деловая беседа

1 ч

Пользоваться приемами беседы «согласия» (термин М.В.Ломносова)

Особенности беседы. Отличие от разговора

16

Деловые переговоры

1 ч

Умение использовать переговоры как эффективное средство общения

Особенности переговоров. Структурные элементы.

17

Телефонные разговоры

1 ч

Умение использовать основные требования предъявляемые к данному разговору

Особенности композиции данного разговора. Правило ведения разговора по телефону

18

Произнесение речи. Практикум

1 ч

Создавать и произносить речь

Культура речи. Развитие самокнтроля.

Ораторская речь

19

Ораторская речь. Условия успеха. Кодекс оратора.

1 ч

Определять особенности ораторской речи, структурные части ораторской речи.

Оратор. Ораторская речь

20

Виды ораторской речи, ее части

1 ч

Анализировать ораторские речи по структуре и содержанию

Виды речей, сфера их применения

21

Академическая и социально- политическая речь

1 ч

Анализировать ораторские речи по структуре и содержанию

Виды речей, сфера их применения

22

Судебная речь

1 ч

Анализировать ораторские речи по структуре и содержанию

Виды речей, сфера их применения

Экскурсионная речь

23

Экскурсионная речь как речевой жанр

1 ч

Определять особенности экскурсионной речи, осуществлять предтекстовую подготовку

Как готовиться к экскурсии

24

Советы экскурсоводу и экскурсантам

1 ч

Вести экскурсию

Как вести экскурсию

Основы полемического мастерства

25

Что такое спор? Классификация споров

1 ч

Определить тему, цель, результат спора.

Компоненты спора

26

Из истории искусства спора

1 ч

Приводить аргументы, использовать невербальные методы общения

Правила поведения в споре

27

Спорим. Практикум

1 ч

Умение подводить итоги спора.

Культура спора.

28

Дискуссионная речь и приемы ведущего



Определять вид дискуссии по цели и результату. Вести дискуссию и участвовать в ней.

Диспут. Полемика. Дебаты.

Газетные жанры

Портретный и путевой очерк

29

Портретный очерк

1 ч

Определять газетный жанр, оценивать его достоинства. Готовить газетный жанр

Типология газетных жанров.

30

Путевой очерк

1 ч

Определять жанрообразующие признаки путевого очерка

Основа и задача путевого очерка. Выдумка. Домысел.

Риторика и современные информационные технологии

31

Риторика и современные информационные технологии

1 ч

Раскрыть положительные факторы применения новейшей техники при массовой коммуникации




32

Общение и Интернет. Деловая речь и компьютер

1 ч

Создание монологических (диалогических) жанров речи с помощью компьютера

Интернет. Компьютер

33-34

Диагностика и повторение в конце учебного года

2 ч

Определять свои знания, умение, навыки приобретенные в течение учебного года.

Теория и практика курса.



Список литературы

  1. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. М., Издательство «БАЛАСС», 2000 год.

  2. Т.А.Ладыженская, Н.А.Ипполитова и др. Школьная риторика. Учебники для 6-9 классов.

  3. Т.А.Ладыженская. Методические рекомендации. М., издательство «БАЛАСС», 1999 год.

  4. Д.Н.Александров. Риторика. М., издательство «ЮНИТИ», 1999 год

  5. Х.Лиммерман. Учебник риторики. (Тренировка речи с упражнениями). Перевод с немецкого. М., издательство «Интерэксперт», «Культура и спорт», 1997 год.

  6. Б.Адамбаев. казахское народное ораторское искусство (авторизованный перевод с казахского языка). Алматы, издательство «Ана», 1997 год.

  7. Н.Н.Кохтев. Риторика 8-9 класс. М., издательство «Просвещение», 1997 год

  8. Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов- на – Дону, издательство «Феникс», 1995 год

  9. Л.А.Введенская. Культура речи. Ростов- на – Дону, издательство «Феникс», 2003 год

  10. Поль Л.Сопер. Основы искусства речи. М., издательство «Прогресс», «Прогресс - Академия», 1992 год


Разработка

урока по риторике на тему:

«Всегда ли молчание – золото?»

Учитель русского языка,

литературы и риторики сшг.№9

Уманская Елена Геннадьевна


ТЕМА: Молчание - золото?

ЦЕЛЬ: оценить молчание как одно из средств общения, дать понять и осознать учащимся, в каких ситуациях молчание полезно и даже необходимо, а в каких-нежелательно.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. Произнесение речей. «Достоинства речи». 3. Вступительное слово учителя. Беседа. Значение молчания как одного из средств общения часто недооценивается. Между тем молчание может выражать целую гамму чувств – от одобрения до протеста. Сознательный или подсознательный выбор этого средства общения обычно не случаен, а связан с конкретной ситуацией.

- Почему люди молчат? ( не хотят продолжать бесполезный разговор, не располагают необходимой информацией в данной области, не имеют права разглашать чью – либо тайну).

- Какими невербальными средствами общения иногда сопровождается речь? (улыбка, кивок головой, покачивание головой, рукопожатие, поднятие брови, отвернуться, нахмуриться).

См. приведенные пословицы (на доске):

Лучший ответ дураку – молчание.

Промолчишь – не поссоришься.

Молчание – знак согласия.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

И за молчанье гостинцы дают.

Заставив человека молчать, вы еще не убедили его.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

- Чем молчание отличается от паузы? ( молчание заменяет словесную реплику, а пауза задерживает словесную реплику).

4. Тренировочные упражнения.

Анализ ситуаций. Выявить причины молчания. Уместно или неуместно молчание?

А) Инсценирование сказки «Кто умнее» (упр. 105)

Сошлись раз Козел, Бык и Баран и начали спорить, кто из них умнее. Один говорит, что он умнее, другой говорит, что он умнее. Никому не хочется быть глупее других. Пошли они к Ослу, чтобы он рассудил их.

- Осел, скажи, пожалуйста, кто из нас умнее.

Осел дал им задачу.

- Пусть каждый из вас скажет, почему трава растет.

Бык говорит:

- Трава растет потому, что идет дождь.

Козел говорит:

- Трава растет потому, что греет солнце.

А Баран молчит. Молчит день , молчит два, молчал год, молчал два, молчал три года.

И Осел решил, что Баран умнее всех.

- Почему молчал Баран? Почему Осел решил, что Баран умнее всех? Согласны ли вы с мнением Осла? (Возможно, Барану нечего было добавить к словам Козла и Быка, и поэтому он молчал. Тогда Баран умен, т.к. нет смысла повторять уже сказанные мысли. А возможно, у Барана нет ответа по обсуждаемому вопросу и мнение Осла считается ошибочным. У Осла нет оснований для признания Барана самым умным).
Б) Запишите в две колонки:

Слова – синонимы однокоренные слова

к слову «молчать» Молча

Не шуметь Замолчать

Не издавать звуки Молчун

Не шептаться Молчанка

Не говорить Молчаливый

Не произносить не слова Молчок

Молчком

Умолкнуть

-Какие из однокоренных слов характеризуют человека? ( Молчун - тот, кто постоянно молчит. Молчаливый – не любящий много говорить).
В) Упр. 104

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

(А.С. Пушкин)

-Ответила ли словами рыбка рыбаку?

- Как она ему ответила?

-Какая из пословиц подходит к описанной ситуации?

Лучший ответ дураку – молчание.

Помолчишь - не поссоришься.

Молчание - знак согласия.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

- Почему неуместна пословица: «Молчание – знак согласия»? ( Рыбка не согласилась выполнить просьбу старика, но рыбка не считает старика дураком, т.к. он только повторил требования вредной старухи.

Пословица «Лучший ответ дураку – молчание» тоже не подходит к данной ситуации).
Г) Расскажите о тех случаях, когда вы молчали, потрясенные красотой природы, здания, музыки, живописного полотна и т.д.

Д) Упр. 110

- В каких ситуациях можно сказать, что «молчание - золото»?

Объясните свой ответ.

-Кто разбил окно? Сейчас же признавайтесь!

Я молчу, я знаю, что Петя сейчас признается:

-Это я виноват!
*****

-Опять Танька про меня учительнице наябедничала, что я ее обижаю!

Пойду разберусь с ней ,- говорит Ленька.

Я промолчал, хотя я знаю, что Ленька не прав, и мне жалко Таньку.

*****

- Кто дежурный ? Почему доска грязная?

Все молчат.

*****

- Завтра контрольная по математике, готовиться неохота. И ты, Мишка, не готовься. Подумаешь, двойки поставят.

Я ничего не говорю, с колей бесполезно спорить.
Е) Упр. 111

- О каком герое говорит Софья из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Как ее высказывание объясняет фамилию этого персонажа?

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

Ж) Упр. 113

- Вы попали в дискуссионный клуб, где обсуждается вопрос «Можно ли назвать молчание золотом?» Что бы вы сказали на эту тему?

Мудрые изречения:

Молчание не всегда доказывает присутствие ума, зато доказывает отсутствие глупости. (П. Буаст)

Ни одно произнесенное слово не приносило столько пользы, сколько множество несказанных. (Плутарх)

Никому не повредит, что он промолчал, но может повредить то, что он сказал. (Като Младший)
З) Упр. 114

- В какой ситуации можно было бы исполнить песню известного барда А. Дольского «Говорите , я молчу»?

Говорите, говорите

Я молчу,

О полотнах и о моде

О вещах и о погоде,

И вообще о чем угодно.

Вы же видите,

Я слушать вас хочу,

Говорите, говорите,

Я молчу.
5. Вывод.

-Что же такое молчание?( средство общения)

-Что обозначает? ( согласие, несогласие, протест, одобрение, неодобрение, удивление, восхищение, дружелюбное или враждебное внимание)

- В каких ситуациях молчание помогает? (когда нужно сохранять тайну, уйти от конфликта, уклониться от нежелательного разговора, прекратить ненужный спор, не располагаешь сведениями по данному вопросу)

6. Домашнее задание.

УРОК РИТОРИКИ

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПояснительная записка рабочие программы по риторике для 5-9 классов...
Рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по программе «Школьная риторика» Т. А. Ладыженской 2008г
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Программы курса Литература 5—9 классы», авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва, «Русское слово», 2006
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе «Программы курса 5 – 7 классы». Составители: А. И. Кравченко, И. С. Хромова. Москва. «Русское слово»....
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconЗадания и рекомендации для студентов по освоению курса «Риторика»
Отечества», «История мировой литературы и искусства». Изучение дисциплины «Риторика» является важным условием для формирования коммуникативной...
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconРабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология»
Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины...
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconЛитература Проектная деятельность учащихся. Литература. 1 Литература....
Литература. 5-11 классы. Дрофа. Вся школьная программа. Чтение стихов, рефераты, сочинения
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconРабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса
А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала...
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПрограмма «Детская риторика»
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconОбразовательная программа культурологической направленности «Слова врата разума»
Рабочая программа «Слова врата разума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке развития речи мы отправляемся в путешествие на необыкновенном поезде по стране Риторика. Слово «риторика» для вас незнакомо....
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПрограмма элективного курса «Риторика»
Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская сош №1»
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconПрограмма кружка «Риторика»
Министерства образования и науки РФ №373 от 06. 10. 2009, на основе авторской программы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской «Риторика»...
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители iconРабочая программа по риторике для 7 класса разработана в соответствии...
Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Соответствует учебному пособию «Школьная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск