Скачать 383.42 Kb.
|
Городской Научно-методический координационный Центр городского управления по делам образования ПРОГРАММА курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители: учитель русского языка и литературы сшгN 9 Уманская Елена Геннадьевна и учитель русского языка и литературы сшN35 Рышкина Ольга Дмитриевна г. Актобе 2006 год Краткое обоснование необходимости Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать, понимать друг друга, передавать информацию, способствует повышению речевой культуры. Введение данного курса диктуется реалиями современной человеческой жизни, в которой происходит снижение уровня речевой культуры. Предмет исследования Предметом исследования данного курса является качество речи учащихся, работа по устранению ошибок и обогащению речи детей языковыми средствами. Цель курса – формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативными намерениями. Задачи программы: дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета; познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя; обучать умелой, искусной, эффективной речи; помочь школьникам овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия; сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности. Объяснительная записка Риторика (греч. – «ораторское искусство») в самых своих источниках – общественная наука. Возрождению значимости живого, публичного слова способствуют те изменения, которые происходят в общественной жизни Казахстана. Половодье дискуссий и споров выплеснулось на улицы и площади, на трибуны общественных форумов и учебные аудитории. Благодаря бурному развитию телевизионных каналов «Хабар», «Рика-ТВ», «ОРТ», «Астана», кажется, что весь мир говорит с нами. Привычными стали телемосты, пресс-конференции, парламентские игры «Город будущего», «Лидер ХХI века». Многообразие точек зрения, особенности восприятия происходящих событий помогает находить правильные решения. В современных условиях особое значение приобретает изучение риторики. Умение компетентно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения или опровергать мнение оппонентов, владеть культурой речи – все это должно стать обязательным качеством каждого жителя Казахстана. Французский моралист XVIII века, мастер афоризмов Вовенарг, утверждал: «Красноречие оживляет все: без него не преуспеть ни в науках, ни в делах, ни в беседе, ни в сочинительстве, ни даже в погоне за наслаждениями. Оно распоряжается человеческими страстями… все повинуется его голосу». Поэтому, начиная со школьной скамьи, человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и учит учебный предмет, который называется «Школьная риторика». Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что если бы учащиеся любых учебных заведений Казахстана хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры нашей страны поднялся бы, как минимум, на один «балл» за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы его умение владеть ситуацией, знание общей и частной риторики, даже общий кругозор говорящего. Обучение риторике – сложное, но благородной дело. Программа основана на следующих принципах: принцип междисциплинарности; принцип поликультурности; принцип доступности изучаемого материала; принцип связи обучения с практикой речи; принцип наглядности; принцип сквозных методических идей; принцип учета сферы повышенной речевой деятельности. Содержание и структура курса Содержание курса 10-11 классов составляет изучение истории риторики, общения, основ ораторского искусства и полемического мастерства на основе теоретического материала, текстов для анализа, речей выдающихся людей, практических упражнений. Изучение «Школьной риторики» будет способствовать систематизации знаний учащихся, развитию коммуникативных возможностей современного человека, достижению успеха в различных ситуациях общения. Структура курса 10-11 классов базируется на связи риторики с другими учебными предметами по соответствующим учебным программам (культура речи, русский язык, литература, история Казахстана, история Древнего Мира). Значительному обогащению и углублению восприятия данного курса будет способствовать работа с техническими средствами обучения, учебниками, наглядным и дидактическим материалом. В программе указано количество уроков, отводимых на изучение каждой темы. Но учитель может внести свои коррективы в объем, и в расположение материала в каждом классе. Поэтому программа риторики носит открытый, примерный характер. Важно, чтобы у учеников не погасло стремление в полной мере овладеть бесценным даром – даром слова. Методика преподавания курса Курс риторики в школе сугубо практический, поэтому на уроке имеют место такие методы и приемы преподавания как вступительное и заключительное слово учителя, беседа, риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры, речевая разминка, первичный контроль, текущий контроль, рефлексия, составление схем-рисунков, работа по таблице. Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на взаимодействии учителя с учениками: личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, технология проблемного и развивающего обучения. В зависимости от возможностей школы курс может рассчитан на один или два часа в неделю (34 или 68 часов в год). Предполагаемы результаты Курс призван: - осознать общечеловеческие ценности у учащихся (риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой); - научить гуманитарному мышлению учащихся (риторика направляет на поиск разных вариантов решения одной и той же задачи: как отказать, не обидев человека; как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом); - развить способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; - сформировать позитивное отношение к миру, к личности; - способствовать воспитанию толерантности, евразийской поликультурности, речевой этики; - готовить выпускников к успешной работе в коллективе. Таким образом, в соответствии с «Концепцией об образовании РК до 2015 года», педагоги сумеют выполнить важный социальный заказ в воспитании и образовании конкурентоспособной личности. Тематический план
Содержание программы 10 класс Идеи курса Искренность, ответственность, гибкость культуры речевого поведения. Коммуникабельность – важное условие достижений в деловой сфере и в повседневном общении. Ответственное отношение к каждому слову: написанному, напечатанному, произнесенному.
Содержание программы 11 класс Идеи курса Дар речи возвышает человека над животными. (Сократ) Не делай того, что осуждает твоя совесть, Не говори того, что не согласно с правдой. (Марк Аврелий)
Список литературы
Разработка урока по риторике на тему: «Всегда ли молчание – золото?» Учитель русского языка, литературы и риторики сшг.№9 Уманская Елена Геннадьевна ТЕМА: Молчание - золото? ЦЕЛЬ: оценить молчание как одно из средств общения, дать понять и осознать учащимся, в каких ситуациях молчание полезно и даже необходимо, а в каких-нежелательно. ХОД УРОКА
- Почему люди молчат? ( не хотят продолжать бесполезный разговор, не располагают необходимой информацией в данной области, не имеют права разглашать чью – либо тайну). - Какими невербальными средствами общения иногда сопровождается речь? (улыбка, кивок головой, покачивание головой, рукопожатие, поднятие брови, отвернуться, нахмуриться). См. приведенные пословицы (на доске): Лучший ответ дураку – молчание. Промолчишь – не поссоришься. Молчание – знак согласия. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. И за молчанье гостинцы дают. Заставив человека молчать, вы еще не убедили его. Умный молчит, когда дурак ворчит. - Чем молчание отличается от паузы? ( молчание заменяет словесную реплику, а пауза задерживает словесную реплику). 4. Тренировочные упражнения. Анализ ситуаций. Выявить причины молчания. Уместно или неуместно молчание? А) Инсценирование сказки «Кто умнее» (упр. 105) Сошлись раз Козел, Бык и Баран и начали спорить, кто из них умнее. Один говорит, что он умнее, другой говорит, что он умнее. Никому не хочется быть глупее других. Пошли они к Ослу, чтобы он рассудил их. - Осел, скажи, пожалуйста, кто из нас умнее. Осел дал им задачу. - Пусть каждый из вас скажет, почему трава растет. Бык говорит: - Трава растет потому, что идет дождь. Козел говорит: - Трава растет потому, что греет солнце. А Баран молчит. Молчит день , молчит два, молчал год, молчал два, молчал три года. И Осел решил, что Баран умнее всех. - Почему молчал Баран? Почему Осел решил, что Баран умнее всех? Согласны ли вы с мнением Осла? (Возможно, Барану нечего было добавить к словам Козла и Быка, и поэтому он молчал. Тогда Баран умен, т.к. нет смысла повторять уже сказанные мысли. А возможно, у Барана нет ответа по обсуждаемому вопросу и мнение Осла считается ошибочным. У Осла нет оснований для признания Барана самым умным). Б) Запишите в две колонки: Слова – синонимы однокоренные слова к слову «молчать» Молча Не шуметь Замолчать Не издавать звуки Молчун Не шептаться Молчанка Не говорить Молчаливый Не произносить не слова Молчок Молчком Умолкнуть -Какие из однокоренных слов характеризуют человека? ( Молчун - тот, кто постоянно молчит. Молчаливый – не любящий много говорить). В) Упр. 104 Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. (А.С. Пушкин) -Ответила ли словами рыбка рыбаку? - Как она ему ответила? -Какая из пословиц подходит к описанной ситуации? Лучший ответ дураку – молчание. Помолчишь - не поссоришься. Молчание - знак согласия. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. - Почему неуместна пословица: «Молчание – знак согласия»? ( Рыбка не согласилась выполнить просьбу старика, но рыбка не считает старика дураком, т.к. он только повторил требования вредной старухи. Пословица «Лучший ответ дураку – молчание» тоже не подходит к данной ситуации). Г) Расскажите о тех случаях, когда вы молчали, потрясенные красотой природы, здания, музыки, живописного полотна и т.д. Д) Упр. 110 - В каких ситуациях можно сказать, что «молчание - золото»? Объясните свой ответ. -Кто разбил окно? Сейчас же признавайтесь! Я молчу, я знаю, что Петя сейчас признается: -Это я виноват! ***** -Опять Танька про меня учительнице наябедничала, что я ее обижаю! Пойду разберусь с ней ,- говорит Ленька. Я промолчал, хотя я знаю, что Ленька не прав, и мне жалко Таньку. ***** - Кто дежурный ? Почему доска грязная? Все молчат. ***** - Завтра контрольная по математике, готовиться неохота. И ты, Мишка, не готовься. Подумаешь, двойки поставят. Я ничего не говорю, с колей бесполезно спорить. Е) Упр. 111 - О каком герое говорит Софья из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Как ее высказывание объясняет фамилию этого персонажа? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. Ж) Упр. 113 - Вы попали в дискуссионный клуб, где обсуждается вопрос «Можно ли назвать молчание золотом?» Что бы вы сказали на эту тему? Мудрые изречения: Молчание не всегда доказывает присутствие ума, зато доказывает отсутствие глупости. (П. Буаст) Ни одно произнесенное слово не приносило столько пользы, сколько множество несказанных. (Плутарх) Никому не повредит, что он промолчал, но может повредить то, что он сказал. (Като Младший) З) Упр. 114 - В какой ситуации можно было бы исполнить песню известного барда А. Дольского «Говорите , я молчу»? Говорите, говорите Я молчу, О полотнах и о моде О вещах и о погоде, И вообще о чем угодно. Вы же видите, Я слушать вас хочу, Говорите, говорите, Я молчу. 5. Вывод. -Что же такое молчание?( средство общения) -Что обозначает? ( согласие, несогласие, протест, одобрение, неодобрение, удивление, восхищение, дружелюбное или враждебное внимание) - В каких ситуациях молчание помогает? (когда нужно сохранять тайну, уйти от конфликта, уклониться от нежелательного разговора, прекратить ненужный спор, не располагаешь сведениями по данному вопросу) 6. Домашнее задание. УРОК РИТОРИКИ |
Пояснительная записка рабочие программы по риторике для 5-9 классов... Рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по программе «Школьная риторика» Т. А. Ладыженской 2008г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Программы курса Литература 5—9 классы», авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва, «Русское слово», 2006 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе «Программы курса 5 – 7 классы». Составители: А. И. Кравченко, И. С. Хромова. Москва. «Русское слово».... | Задания и рекомендации для студентов по освоению курса «Риторика» Отечества», «История мировой литературы и искусства». Изучение дисциплины «Риторика» является важным условием для формирования коммуникативной... | ||
Рабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология» Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины... | Литература Проектная деятельность учащихся. Литература. 1 Литература.... Литература. 5-11 классы. Дрофа. Вся школьная программа. Чтение стихов, рефераты, сочинения | ||
Рабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала... | Темы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи) | ||
Темы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи) | Программа «Детская риторика» «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях | ||
Образовательная программа культурологической направленности «Слова врата разума» Рабочая программа «Слова врата разума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроке развития речи мы отправляемся в путешествие на необыкновенном поезде по стране Риторика. Слово «риторика» для вас незнакомо.... | Программа элективного курса «Риторика» Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская сош №1» | ||
Программа кружка «Риторика» Министерства образования и науки РФ №373 от 06. 10. 2009, на основе авторской программы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской «Риторика»... | Рабочая программа по риторике для 7 класса разработана в соответствии... Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Соответствует учебному пособию «Школьная... |