Скачать 262.66 Kb.
|
Дополнительная образовательная программа культурологической направленности «Слова – врата разума»
Надым – 2012 Пояснительная записка Рабочая программа «Слова - врата разума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе авторской программы Ладыженская Т.А. Программа «Школьная риторика» (авторы Т.А.Ладыженская, Н.А. Ипполитова), М. Баласс, 2011. Цель – научиться успешно общаться, ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённых коммуникативных задач. Задачи обучения: - сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей; - способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях; - научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи; - освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой; - обучение умелой, искусной речи; - обучение умению выражать собственные мысли своими словами; - обучение умению работать с различными источниками информации. Условия реализации программы Курс реализуется в течение 1 года обучения - 144 часа в год (4 часа в неделю). Программа рассчитана на обучающихся 10-14 лет. Характеристика программы В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому программа дополнительного образования «Слова – врата разума» призвана помочь решить задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». Являясь программой культурологической направленности программа «Слова – врата разума» даёт возможность школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Межпредметные связи В программе кружка осуществляются тесные межпредметные связи с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование); с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй); с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Особенности организации учебного процесса – риторический анализ устных и письменных текстов; – риторические задачи; – риторические игры; - ортологические разминки; -импровизационные задачи. Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий; • что хотел сказать; • что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – кому говорит – пишет (адресат); – почему (причина); – для чего, зачем (задача высказывания); – что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); – когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно. Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке): Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д. Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка. Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие Формы контроля Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -публичные выступления ребёнка; -участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; -иллюстрирование, выразительное чтение; -сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. -решение риторических задач; -знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время). Ожидаемые результаты: - сформировано представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей; - усвоены основные правила нормативной речи на разных уровнях; - ориентирование в ситуации общения, при учете адресат, умение сформулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи; - освоены коммуникативной, языковедческой и культуроведческой; - умелая, искусная речь; - умению выражать собственные мысли своими словами. - умение работать с различными источниками информации. – уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; – распознавать и вести этикетный диалог; – отличать текст от набора предложений, записанных как текст; – сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте. Критерии оценки Зачет ставится если ученик:
Незачет ставится если ученик:
Материально-техническая база реализации программы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литература Литература для учителя 1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 2. Асмолов А.Г. [и др.]; под ред. Асмолова А.Г. , Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли : пособие для учителя / -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. 3. Виноградов В.В.Поэтика и риторика // Избр. труды: О языке художественной прозы. М., 1980. 4. Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986. 5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 7. Демидова М.Ю. [и др.]; под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в школе: Система заданий в 2-х ч. ч.1. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. 8. Ладыженская Т.А. Школьная риторика в рассказах и рисунках: учебное пособие для 5 класса. – М.: Баллас, 2011. 9. Ладыженская Т. А. Уроки риторики в школе: пособие для учителя. – М.: Баллас, 2012. 10.Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985. 11. Топоров В.Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Учебная литература для учащихся 1. Ладыженская Т.А. “Школьная риторика. В рассказах и рисунках” Учебник для 5класса М. Баласс 2011 г 2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 4. Мишакина Т.Л., Ермолаева В.Г., «Тренажёр по развитию речи в школе. Учимся понимать пословицы». Ювента,2010,-48с 5.Михайличенко Н.А. Риторика: Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1993. 6.Ораторское искусство: Хрестоматия. М., 1978. 7. Шарова И.Ш., “Развиваем речь, или маленький оратор” Школа развития, Феникс, 2010,-240с |
Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.... | Рабочая программа кружка дополнительного образования культурологической... Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального... | ||
Образовательная программа культурологической направленности В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пресс-центр гимназической газеты «Школьный экспресс» отдельная рубрика (статьи исторической, толерантной, культурологической, социальной... | ||
Московский городской дворец детского (юношеского) творчества План составлен в соответствии с авторской программой по художественной росписи ткани «Мир фантазии», имеющая художественно-эстетитечскую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой мбоу «Коротышская сош», имеет художественно-эстетическую... | ||
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | Программа художественной направленности «Экология слова» Дополнительная общеобразовательная программа «Экология слова» основана на авторской программе Л. Н. Щукиной | ||
Образовательная программа спортивно-технической направленности «Взлет» Образовательная программа спортивно-технической направленности «Авиамоделирование» | Образовательная программа дополнительного образования детей «берегиня» ... | ||
Страноведение и культурология на уроках английского языка Поэтому одной из отличительных особенностей нового обязательного минимума содержания образования по иностранному языку является акцентирование... | Библиотека сайта «Свет Разума» Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного... | ||
Доклад подготовила Чеснокова Ольга Сергеевна учитель начальных классов... Использование этно – культурологической направленности на уроках русского языка, на примере изучения грамматической категории числа... | Луна: корень землян, врата в Мир Олег Ермаков Все те, кто поистине... Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
Программа театральной студии «Вся жизнь театр» Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской... | «Устаревшие слова» Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления... |