Программа художественной направленности «Экология слова»





Скачать 140.03 Kb.
НазваниеПрограмма художественной направленности «Экология слова»
Дата публикации07.03.2015
Размер140.03 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа








УТВЕРЖДАЮ







Директор школы
___________С.В. Юдина

«29» августа 2014г.



Дополнительная общеобразовательная

ПРОГРАММА

художественной направленности

«Экология слова»

Возраст обучающихся: 16-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель рабочей программы:

Найденкова Ирина Борисовна,

педагог дополнительного образования

г. Домодедово, с. Красный Путь

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Экология слова» основана на авторской программе Л.Н.Щукиной.

Программа состоит и 3-х разделов:

  • в первом анализируется процесс поиска Слова в поэзии Серебряного века;

  • во втором – свойства человеческого слова в литературе 2 – ой половины XX века;

  • в третьей изучается язык публицистики, раскрываются причины «загрязнения» языка в современном обществе.

Главное направление программы - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания обучающихся на словесном материале художественного текста, на их образах – персонажах и их речи.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными задачами курса и его содержанием: медленное чтение, погружение в языковую стихию текста; оценка мастерства речевой характеристики; размышление о национальной специфике русских слов – понятий; анализ изобразительно – выразительных средств русской речи, авторских находок; изучение словаря поэта, писателя; сочинение собственных произведений; реферат; исследовательская работа; целенаправленные выписки; творческая работа в жанре эссе, интервью, репортажа; зачетная работа.

Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает не только полноценное восприятие обучающимися художественно – языковой формы произведения, но и дает возможность воспитать в себе любовь к слову, развивает желание приобщиться к прекрасному в языке и мире, желание сохранить, вернуть то лучшее, что присуще речи эстетически воспринимающего жизнь человека.

ЦЕЛЬ курса – формирование у обучающихся представлений о русской литературе как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности.
ЗАДАЧИ курса

  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;

  • формирование языкового вкуса;

  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;

  • углубление знаний о языке как полифункциональной системе;

  • повышение культуры владения языком;

  • совершенствование умений и навыков анализа и оценки явлений и факторов в текстах художественных и публицистических стилей разных жанров с эстетической и практической точек зрения;

  • обеспечение совершенствования умений и навыков общения в социально – культурной сфере;

  • расширение знаний обучающихся о том, что слово – это средство создания словесно – художественного образа, способ обогащения нравственно – эстетического опыта, возможность развития представлений о прекрасном в языке и мире;

  • убеждение обучающихся, что в «кругу экологической проблемы и наш язык», что чистоте родного языка надо учиться.


Условия реализации образовательной программы

Материал курса «Экология слова» рассчитан на 36 часов (1 занятие в неделю) и предназначен для обучающихся старшего звена (16-17 лет).
Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны ЗНАТЬ:

  1. Основные эпохи в развитии русской литературы.

  2. Основные стили и направления в русской художественной литературе.

  3. Роль литературы для современности.

  4. Роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности.

  5. Выдающиеся памятники русской литературы.

  6. Основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской литературы.

Обучающиеся должны УМЕТЬ:

  1. Отличать и анализировать произведения русской художественной литературы.

  2. Давать самостоятельную оценку художественных произведений.

  3. Объяснить роль и значение русской литературы для духовного развития современного человека.

  4. Пользоваться словарной и справочной литературой, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.

Обучающиеся должны ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  1. Что такое экология слова?

  2. Об эстетических и художественных ценностях.


Критерии и формы оценки качества знаний.

Оценить качество знаний обучающихся помогут итоговые занятия, на которых ребята будут защищать свои зачетные работы: рефераты, проекты, авторские творческие работы.
Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Примечание

теория

практика

всего



«Царственные» слова поэзии Серебряного века (6ч).

Силуэт Серебряного века, попытка создать «заумный» язык, соединить небо и землю, «сказаться душой». «Высокое косноязычье».

Слово как главный герой поэзии В.Брюсова.

1




1

ИКТ



Слово как главный герой поэзии К. Бальмонта.

0,5

0,5

1

ИКТ



Слово как главный герой поэзии В. Хлебникова.

0,5

0,5

1

ИКТ



Слово как главный герой поэзии Н.Гумилева.

0,5

0,5

1

ИКТ



Слово как главный герой поэзии И. Анненского.

0,5

0,5

1

ИКТ



Слово как главный герой поэзии И. Северянина.

0,5

0,5

1

ИКТ



Языковая культура выдающихся русских поэтов и писателей XX века (20ч).

И.Бунин – король изобразительности. Лирическая проза И.Бунина. Язык и стиль автора «Антоновских яблок», «Темных аллей».

1




1

ИКТ



И.Бунин – король изобразительности. Лирическая проза И.Бунина. Язык и стиль автора «Антоновских яблок», «Темных аллей».

0,5

0,5

1

ИКТ



А.Блок. Лирика. Слова – образы в лирике А. Блока.

1




1

ИКТ



А.Блок. Лирика. Слова – образы в лирике А. Блока.

0,5

0,5

1

ИКТ



Экспрессия слова в лирике В.Маяковского,

М. Цветаевой. Словарь

В. Маяковского.

1




1

ИКТ



«Зримые и слышимые» слова И. Шмелева в повести «Лето Господне».

1




1

ИКТ



А.А.Ахматова. Жизнь и «работа» слова в поэзии А.Ахматовой.

1




1

ИКТ



А.А.Ахматова. Жизнь и «работа» слова в поэзии А.Ахматовой.

0,5

0,5

1

ИКТ



М.Горький. Колорит главных героев рассказов писателей.




1

1

ИКТ



М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Булгаков – мастер полилога. Лексика, синтаксис, ритмическая, звуковая организация текста (работа с главами).

0, 5

0,5

1

ИКТ



Булгаков – мастер полилога. Лексика, синтаксис, ритмическая, звуковая организация текста (работа с главами).

0, 5

0,5

1

ИКТ



А.Платонов. Особенности выразительных средств, языка романа «Чевенгур». Лексика, время, эпоха.

0, 5

0,5

1

ИКТ



Е.Замятин «Мы». Замысел автора, реализуемый при помощи выразительных средств.

0, 5

0,5

1

ИКТ



М.Шолохов. Роман «Тихий Дон». Тематика пословиц, поговорок в романе, их подтекст. Пейзажная лексика в романе.

0, 5

0,5

1

ИКТ



М.Шолохов. Роман «Тихий Дон». Тематика пословиц, поговорок в романе, их подтекст. Пейзажная лексика в романе.

0, 5

0,5

1

ИКТ



А.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Язык поэмы: народная речь, фразеологизмы, лексика военного быта.

0, 5

0,5

1

ИКТ



А.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Язык поэмы: народная речь, фразеологизмы, лексика военного быта.

0, 5

0,5

1

ИКТ



Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго». Метафора и ее роль в произведениях Пастернака.

0, 5

0,5

1

ИКТ



Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго». Метафора и ее роль в произведениях Пастернака.

0, 5

0,5

1

ИКТ



Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго». Метафора и ее роль в произведениях Пастернака.

0, 5

0,5

1

ИКТ



Экология слова (культура русской речи) (8ч).

Современное состояние русского языка: факты, причины оскудения речи (жаргонизмы, канцеляризмы, штампы).

1




1

ИКТ



Стихотворение В. Шефнера «Гаснет устная словесность».

0, 5

0,5

1

ИКТ



Публицистика.

Публицистика.

1

1

ИКТ






А.И.Солженицын «Русский словарь языкового расширения». Ирония – сожаление автора в рассказе «Двор».

0, 5

0,5

1

ИКТ



А.И.Солженицын «Русский словарь языкового расширения». Ирония – сожаление автора в рассказе «Двор».

0, 5

0,5

1

ИКТ



В.Распутин «Из вечного родника».

1




1

ИКТ



К.Паустовский: «…для полного овладения русским языком… нужно общение с пашнями, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком…»

1




1






Экология слова – путь к чистоте души.




1

1

ИКТ



Защита зачетных работ, рефератов, проектов, представление авторских творческих работ.







1

ИКТ

36.

Защита зачетных работ, рефератов, проектов, представление авторских творческих работ.




1

1

ИКТ

Итого: 36 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

«Царственные» слова поэзии Серебряного века (6ч).

Силуэт Серебряного века, попытка создать «заумный» язык, соединить небо и землю, «сказаться душой». «Высокое косноязычье». Слово как главный герой поэзии В.Брюсова, К. Бальмонта, В. Хлебникова, Н.Гумилева, И. Анненского, И. Северянина.

Языковая культура выдающихся русских поэтов и писателей XX века (20ч).

И.Бунин – король изобразительности. Лирическая проза И.Бунина. Язык и стиль автора «Антоновских яблок», «Темных аллей». А.Блок. Лирика. Слова – образы в лирике А. Блока. Экспрессия слова в лирике В.Маяковского,

М. Цветаевой. Словарь В. Маяковского. «Зримые и слышимые» слова И. Шмелева в повести «Лето Господне». А.А.Ахматова. Жизнь и «работа» слова в поэзии А.Ахматовой. М.Горький. Колорит главных героев рассказов писателей. М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Булгаков – мастер полилога. Лексика, синтаксис, ритмическая, звуковая организация текста (работа с главами). А.Платонов. Особенности выразительных средств, языка романа «Чевенгур». Лексика, время, эпоха. Е.Замятин «Мы». Замысел автора, реализуемый при помощи выразительных средств. М.Шолохов. Роман «Тихий Дон». Тематика пословиц, поговорок в романе, их подтекст. Пейзажная лексика в романе. А.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Язык поэмы: народная речь, фразеологизмы, лексика военного быта. Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго». Метафора и ее роль в произведениях Пастернака.

Экология слова (культура русской речи) (6+2ч).

Современное состояние русского языка: факты, причины оскудения речи (жаргонизмы, канцеляризмы, штампы). Стихотворение В. Шефнера «Гаснет устная словесность». Публицистика. А.И.Солженицын «Русский словарь языкового расширения». Ирония – сожаление автора в рассказе «Двор». В.Распутин «Из вечного родника». К.Паустовский: «…для полного овладения русским языком… нужно общение с пашнями, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком…» Экология слова – путь к чистоте души.

Защита зачетных работ, рефератов, проектов, представление авторских творческих работ.
МАТЕРИАЛЬНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ, КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Презентации «Жизнь и творчество поэтов и писателей»

  2. Видеофильмы «Жизнь и творчество поэтов и писателей»

  3. Иллюстративный материал «Жизнь и творчество поэтов и писателей»

  4. CD «Жизнь и творчество поэтов и писателей»

  5. Фонотека:

    • Литературно – музыкальное сопровождение к презентациям

    • Беседы о литературе

    • Стихотворения в исполнении артистов



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахтин М.М. «Язык в художественной литературе»: в 5 т. М.,1997

  2. Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества», М., 1979

  3. Бирюкова К.С. «Словарь культурологической лексики русской классики», М., 2001

  4. Вербицкая Л.А. «Давайте говорить правильно», М., 1993

  5. Горбачевич К.С. «Нормы современного литературного языка», М., 2007

  6. Граудина Л.К., Ширяева Е.Н. «Культура русской речи», М., 2001

  7. Жирмунский В.М. «Теория литературы. Поэтика. Стилистика», Л., 1979

  8. Кожевникова Н.А. «Словоупотребление в русской поэзии начала XX века», М., 1986

  9. Лукин В.А. «Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа», М.,2000

  10. Шанский Н.М. «Художественный текст под лингвистическим микроскопом», М., 1987

  11. Шанский Н.М. «В мире слов», М., 1985

  12. Штильман С.Л. «Учимся читать классику от заглавия до последней строки: пособие для учителей и учащихся», М., «Школьная Пресса», 2002

  13. Хализев В.Е. «Теория литературы», М., 2001


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

от «29» августа 2014г. №1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

___________ Л.Т. Филаткина

«29» августа 2014г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа художественной направленности «Экология слова» iconПланработ ы на 2011 2012 учебный год
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconПрограмма по хореографии Возраст: 7-11 лет
Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности
Программа художественной направленности «Экология слова» iconКонспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconПредварительная работа: Составить план проведения всего дня 2
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconСценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconПлан мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconКонспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим»
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconОбразовательная программа культурологической направленности «Слова врата разума»
Рабочая программа «Слова врата разума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа художественной направленности «Экология слова» iconКонспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни"
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Fiesta» относится к художественной направленности
Программа художественной направленности «Экология слова» iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Программа художественной направленности «Экология слова» iconИнформационный бюллетень Организация физкультурно оздоровительной...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconМосковский городской дворец детского (юношеского) творчества
План составлен в соответствии с авторской программой по художественной росписи ткани «Мир фантазии», имеющая художественно-эстетитечскую...
Программа художественной направленности «Экология слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Программа художественной направленности «Экология слова» iconКонспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Программа художественной направленности «Экология слова» iconРеферат Отчет 26 с., 7 ч
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, учебный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск