Скачать 140.03 Kb.
|
МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА художественной направленности «Экология слова» Возраст обучающихся: 16-17 лет Срок реализации программы: 1 год Составитель рабочей программы: Найденкова Ирина Борисовна, педагог дополнительного образования г. Домодедово, с. Красный Путь 2014 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Экология слова» основана на авторской программе Л.Н.Щукиной. Программа состоит и 3-х разделов:
Главное направление программы - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания обучающихся на словесном материале художественного текста, на их образах – персонажах и их речи. Приемы, методы и формы работы определяются указанными задачами курса и его содержанием: медленное чтение, погружение в языковую стихию текста; оценка мастерства речевой характеристики; размышление о национальной специфике русских слов – понятий; анализ изобразительно – выразительных средств русской речи, авторских находок; изучение словаря поэта, писателя; сочинение собственных произведений; реферат; исследовательская работа; целенаправленные выписки; творческая работа в жанре эссе, интервью, репортажа; зачетная работа. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает не только полноценное восприятие обучающимися художественно – языковой формы произведения, но и дает возможность воспитать в себе любовь к слову, развивает желание приобщиться к прекрасному в языке и мире, желание сохранить, вернуть то лучшее, что присуще речи эстетически воспринимающего жизнь человека. ЦЕЛЬ курса – формирование у обучающихся представлений о русской литературе как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности. ЗАДАЧИ курса
Условия реализации образовательной программы Материал курса «Экология слова» рассчитан на 36 часов (1 занятие в неделю) и предназначен для обучающихся старшего звена (16-17 лет). Ожидаемые результаты Обучающиеся должны ЗНАТЬ:
Обучающиеся должны УМЕТЬ:
Обучающиеся должны ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
Критерии и формы оценки качества знаний. Оценить качество знаний обучающихся помогут итоговые занятия, на которых ребята будут защищать свои зачетные работы: рефераты, проекты, авторские творческие работы. Учебно-тематический план
Итого: 36 часов СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «Царственные» слова поэзии Серебряного века (6ч). Силуэт Серебряного века, попытка создать «заумный» язык, соединить небо и землю, «сказаться душой». «Высокое косноязычье». Слово как главный герой поэзии В.Брюсова, К. Бальмонта, В. Хлебникова, Н.Гумилева, И. Анненского, И. Северянина. Языковая культура выдающихся русских поэтов и писателей XX века (20ч). И.Бунин – король изобразительности. Лирическая проза И.Бунина. Язык и стиль автора «Антоновских яблок», «Темных аллей». А.Блок. Лирика. Слова – образы в лирике А. Блока. Экспрессия слова в лирике В.Маяковского, М. Цветаевой. Словарь В. Маяковского. «Зримые и слышимые» слова И. Шмелева в повести «Лето Господне». А.А.Ахматова. Жизнь и «работа» слова в поэзии А.Ахматовой. М.Горький. Колорит главных героев рассказов писателей. М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Булгаков – мастер полилога. Лексика, синтаксис, ритмическая, звуковая организация текста (работа с главами). А.Платонов. Особенности выразительных средств, языка романа «Чевенгур». Лексика, время, эпоха. Е.Замятин «Мы». Замысел автора, реализуемый при помощи выразительных средств. М.Шолохов. Роман «Тихий Дон». Тематика пословиц, поговорок в романе, их подтекст. Пейзажная лексика в романе. А.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Язык поэмы: народная речь, фразеологизмы, лексика военного быта. Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго». Метафора и ее роль в произведениях Пастернака. Экология слова (культура русской речи) (6+2ч). Современное состояние русского языка: факты, причины оскудения речи (жаргонизмы, канцеляризмы, штампы). Стихотворение В. Шефнера «Гаснет устная словесность». Публицистика. А.И.Солженицын «Русский словарь языкового расширения». Ирония – сожаление автора в рассказе «Двор». В.Распутин «Из вечного родника». К.Паустовский: «…для полного овладения русским языком… нужно общение с пашнями, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком…» Экология слова – путь к чистоте души. Защита зачетных работ, рефератов, проектов, представление авторских творческих работ. МАТЕРИАЛЬНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ, КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета от «29» августа 2014г. №1 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________ Л.Т. Филаткина «29» августа 2014г. |
Планработ ы на 2011 2012 учебный год Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Программа по хореографии Возраст: 7-11 лет Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности | ||
Конспект дня здоровья «В жизни главное здоровье!» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Предварительная работа: Составить план проведения всего дня 2 Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Сценарий дня здоровья «андрейка-неболейка в гостях у ребят» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | План мероприятий, посвященный Неделе и дню (7 апреля) здоровья Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Конспект нод в cреднем дошкольном возрасте «Быть здоровыми хотим» Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Образовательная программа культурологической направленности «Слова врата разума» Рабочая программа «Слова врата разума» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе " семья здоровый образ жизни" Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Fiesta» относится к художественной направленности | ||
Занятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной... ... | Информационный бюллетень Организация физкультурно оздоровительной... Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Московский городской дворец детского (юношеского) творчества План составлен в соответствии с авторской программой по художественной росписи ткани «Мир фантазии», имеющая художественно-эстетитечскую... | Однокоренные слова и формы слова Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова | ||
Конспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада... Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | Реферат Отчет 26 с., 7 ч Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, учебный... |