Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 450.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации18.12.2013
Размер450.08 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Коротышская средняя общеобразовательная школа»»

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Коротышская СОШ»

___________ Р,И,Рогожкина

Образовательная программа дополнительного образования детей фольклорного объединения «Завалинка»

«Смотрим в будущее, изучая наследие отцов»

Возраст: 12 –15 лет

Срок реализации: 3 года

Руководитель

фольклорного объединения

Чернозуб Алла Александровна

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой МБОУ « Коротышская СОШ», имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.

Образовательная программа «Смотрим в будущее, изучая наследие отцов» ориентирована на реализацию идеи изучения и развития российской культуры, основ русского фольклора в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовного богатства русского народа.

В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.

Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация процесса воспитания.     

В последние годы особо возрастает ценность эстетического  образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно. Одно из существенных противоречий сложившейся системы воспитания  - недопустимое сужение рамок передачи новым поколениям национально-культурных традиций и, в первую очередь, традиций фольклорного искусства. В современных условиях у детей практически нет возможности познакомиться с фольклорными традициями и, естественно, перенять их. В создавшейся ситуации важным каналом вовлечения подрастающего поколения в фольклорное творчество может стать дополнительное образование детей в форме детского фольклорного коллектива, который позволит обеспечить культурную преемственность, самобытность, социокультурную идентичность ребенка и его ориентацию в поликультурном пространстве.

Приобщение к фольклору поможет ребятам лучше понять историю России, ее духовное наследие. Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов Орловского края,  учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма, поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.

Реализация программы в рамках объединения поможет ребятам в формировании человеческих взаимоотношений. Основной задачей объединения «Завалинка» является, воспитание творчески активной и гармонично развитой личности. Театрализация фольклорных обрядов поможет учащимся сформировать свое мировоззрение, эстетический вкус, потребность самостоятельно мыслить.

         Народное театральное искусство  отличается оригинальными  условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям. Литературные произведения подвергались переосмыслению и переделке, приспосабливаясь к народным эстетическим понятиям и вкусам. Изучение фольклора и его театрализация предполагают возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей в разноплановых занятиях и развитие их способностей. А программный подход позволит моделировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.

         Образовательная программа «Смотрим в будущее, изучая наследие отцов» ориентирована на развитие навыков у ребят эстетической оценки обрядового фольклора, оптимизации процесса развития речи и ее культуры, голоса, фантазии, воображения, чувства ритма и пластики движений, артистичности, интеллекта, умения воспроизводить старинные песни в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра. Т.е. у ребенка будут формироваться универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Новизна данной программы в органичном соединении в себе познавательной деятельности обучающихся по овладению теории, истории фольклора, навыками театрального исполнения, элементами актерского мастерства с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего (программа первого года обучения) к истокам русской культуры и духовным корням фольклорного театра России.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора;

- в формировании самостоятельно и креативно мыслящей личности.

  Педагогическая целесообразность программы в реализации задачи передачи накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры театрально-игровыми методами;  в формировании культурного модуса личности и раскрытие яркой творческой индивидуальности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной театральной  культуры как части общечеловеческой культуры.  

  Цель и задачи программы.

Цель изучение фольклорного наследия русского народа  во всем многообразии его компонентов и формирование культуры личности  с раскрытием творческих способностей обучающегося в условиях фольклорного коллектива.

Задачи программы:

Обучающие:                                         

 - изучать жанры русского фольклора;

- познакомить с  местными фольклорными особенностями на примере Орловской области, продолжить изучение родного края посредством привития интереса к  народным традициям, фольклорным произведениям;

-  познакомить с формами, особенностями и приемами игры в  фольклорном театре;

- обучить приемам устранения  недостатков: речевых, пластически - ритмических.

- обучить особенностям игры в разных формах русского обрядового фольклора;

- научить систематизировать и работать с поисковыми материалами по краеведению.

 Развивающие:

- сформировать интерес к культурно-историческому прошлому России и национальному фольклорному театру;

- развить способность к импровизации, поиску собственного пути в творчестве;

- сформировать потребность у учащихся к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;

- сформировать потребность в  самостоятельном и креативном мышлении;

- сформировать навыки освоения  фольклорного материала на примере своей области;

-сформировать навыки  игры в  инсценировках обрядов и  праздничных театрализованных

   - сформировать навык публичного выступления   на театральных площадках Сельского Дома культуры, районного ДК,  на районных, областных конкурсах и фестивалях.  

 Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

 - воспитать толерантность к разным культурам и национальностям, населяющим Россию;

 - привить культуру общения;

 - сформировать чувство коллективизма;

 - воспитать ответственность и взаимопомощь;

  - сформировать национальное самосознание на основе русского фольклора и народного театра;

- воспитать потребность в процессе учения – постижения и открытий  в искусстве и в самом себе;

Отличительные особенности программы от программ:

- развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского и Актёрское мастерство //Я вхожу в мир искусств, 2008.-№1\\; и Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота-подросткам.- Ивантеевка, 1994 -

-       в применении инновационной технологии в образовательном процессе   (в теме «Элементы актерского мастерства» предлагается психотренинг - в котором используется имитационная теория сценического перевоплощения, например: изображения объектов, проецируемые на экран /животные, дети, старики и т.д./, которые предлагаются как образцы для подражания);

-       в обучении основам актерского мастерства на достижениях фольклорного  театра и устном народном творчестве;

-       в формировании национального самосознания на основе русского фольклора и традиций народного театра;

-         в  воспитании толерантности к иным культурам и национальностям;

- проектная и исследовательская деятельность краеведческой направленности.

Важнейшими принципами построения данной программы являются:

- принцип индивидуальности, то есть личностно ориентированная направленность;

- принцип креативности (творчесва)- творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке;

- принцип связи с жизнью: искусство рассматривается как искусство живое, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.

Реализация этих принципов возможна лишь тогда, когда способом освоения материала станет сопереживание, а общение будет строиться по законам, где дети – актеры, исполнители, слушатели, зрители, а педагог – режиссер и актер.

Классификация программы

Название

Смотрим в будущее, изучая наследие отцов


Продолжительность освоения


3 года


Возрастной диапазон

12- 15лет


По форме составления


авторская, интегрированная


По форме реализации


групповая


По функциональному назначению

Воспитательная, профессионально

ориентированная

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 3 года, на еженедельную 4х-часовую работу в неделю с 12 - 15 летними слушателями. На реализацию данной программы требуется по 152 часа ( каждый год обучения)

При наборе детей в группы принимаются все желающие. При этом проводится собеседование с каждым ребенком с целью выявления его художественно-творческих способностей. Особое внимание уделяется детям с асоциальным поведением.

На проводимых занятиях должно быть как можно меньше всякого рода запретов и больше свободы, фантазии для развития творческого воображения. И тогда дети станут участниками интересных занятий, получат хорошее дополнительное образование в данном разрезе.

Занятия строятся по принципу сменяемости впечатлений. Программа интегрирует изучение искусства слова, актерского мастерства, фольклора, этнографии.

На занятиях дети знакомятся с народным календарем, с основными жанрами фольклора, изучают народные традиции, обычаи, обряды. Также им предстоит игровое участие в обрядах и других фольклорно-игровых программах, театрализация обрядов и народных произведений. В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, эмоциональный настрой. Поэтому, как было сказано, урок строится по принципу сменяемости впечатлений (от изучения нового теоретического материала переход к тренировке сценической речи, актерского мастерства, знакомство с народными играми). Эмоциональное переживание сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия материала. Поэтому, объясняя материал, знакомя детей с той или иной темой, необходимо владеть приемами актерского мастерства, по возможности давать словесную картину, помогающую детям рисовать сценки из жизни славян. Итог своей работы ребята видят, участвуя в концертах, театрализованных праздниках.

Программа рассчитана на три года обучения. Изучение фольклора по данной программе способствует созданию положительной мотивации обучения. Программа не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей , способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.

Формы работы

Программа ориентирована на чередовании различных форм обучения:

- собеседование, наблюдение, анкетирование;

-тренинги, ролевые игры, репетиции;

-постановки представлений и обрядовых спектаклей;

- уроки, конкурсы, экскурсии, путешествия;

- самостоятельная работа: работа над образом, работа с текстом;

- организация совместного досуга детей, родителей, педагога.

Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

-групповые (10) ;

-мелкогрупповые (от 2 до 5 человек) при работе над отдельной мизансценой

-индивидуальные (наиболее применяемая форма раскрытия творческих способностей ребенка, его раскрепощения).

При первом этапе обучения для активизации процесса восприятия фольклора ребенком необходимо проводить занятия в игровой форме, поскольку игра — любимое развлечение детей. В процессе игры дети обучаются простейшим действиям: слушать, видеть, ходить, сидеть, а также фантазировать, рассказывать, изображать, общаться друг с другом и с учителем. Обязательна работа над выразительностью речи.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения   трех лет  обучения:

К концу первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

- малые жанры русского фольклора;

- праздники «Народного календаря»;

- народные игры и забавы;

-особенности, формы и способы игры в русском фольклорном театре;

-особенности Орловского фольклора;

-историю русского национального костюма.

Уметь:

-владеть простой терминологией;

- работать в коллективе и подчиняться общим правилам; 

- выполнять упражнения на расслабление;

- владеть сценическим самочувствием,

- ориентироваться  в  пространстве сцены;

- взаимодействовать с партнером;

- пользоваться невербальными сигналами (мимика, жесты, позы);

- имитировать любой предложенный объект (животные, дети, старики и т.п.);

- рассказать и показать малые жанры русского фольклора;

- играть в народные игры и водить хороводы; 

- объяснить назначение   праздников народного календаря;

 Обучающиеся 2ого года будут:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск