Программа «Детская риторика»





Скачать 146.7 Kb.
НазваниеПрограмма «Детская риторика»
Дата публикации06.08.2014
Размер146.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Крутинская средняя общеобразовательная школа №2»

Крутинского муниципального района

Омской области

«Утверждаю»

директор школы
______________ Н.А. Беляцкая
«____» ________________ 2012г.

Программа

«Детская риторика»

Для детей в возрасте 8 – 9 лет

2 класс

на 2012– 2013учебный год
Составила: Фролова Л.В.

Учитель начальных классов

Крутинка

2012.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

Рабочая программа составлена в соответствии:

  1. с примерными программами начального общего образования;

  2. с компонентом образовательного учреждения;

  3. с учебным планом МОУ «Крутинская сош №2»;

  4. с учебной программой образовательной системы «Школа 21в» «Риторика» (автор Т. А. Ладыженская)

На изучение данного курса во 2 классе отводится: 17 часов (1 час в неделю)

Учебно-методический комплект.

  1. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях.

  2. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.

Нравственно-риторические идеи курса.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)

Будь своему слову господин. (Пословица)

Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)

Основные риторические умения.

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);

• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;

• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:

• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;

• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к ЗУН учащихся

Вид контроля

план

факт










Обобщение.

2
















1

Проверь себя. Наука риторика.

1

Обобщение. Объяснение нового материала.

Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.

Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их.

Знать значение науки риторики.

Уметь объяснить значение риторических умений.

Тематический







2

Кто – что – кому



1

Объяснение нового материала.

Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит);

Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь;

Текущий контроль.










Кому – кто. Адресат – адресант






Урок-игра.

Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.

Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения.

Текущий контроль.

Творческое задание «Письмо другу».










Как мы говорим.

3
















3

Темп. Громкость



1

Объяснение нового материала.

Знать:

- основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон.

- дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.

Уметь:

- различать оттенки тона.

соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;

- передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.

Текущий контроль.

Игра «Угадай, чей голосок».







4

Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить



1

Объяснение нового материала.







5

Настроение, чувства и тон говорящего


1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Чтение по ролям.

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Как мы говорим






Обобщение

Текущий контроль. Инсценирование беседы с помощью жестов.










Учусь слушать.

3
















6

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!


1

Объяснение нового материала.


Знать:

- слушание как вид речевой деятельности;

- участников слушания: адресат и адресант;

- значение слов, называющих разные виды слушания;

- цели слушания;

-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;

Уметь:

- быть внимательными слушателями;

- понимать текст, воспринимаемый на слух:

  • определять тему звучащего текста;

  • определять его основную мысль;

  • спрашивать о том, что непонятно;

- слушать, обращая внимание:

  • на содержание речи;

  • на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.







7

Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.


1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.







8

Слушаем, как говорят.

Слушаем целый день!

1

Комбинированный урок.

Обобщение.

Текущий контроль.










Вежливая просьба.

1
















9

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.


1

Объяснение нового материала.

Знать:

- просьба как этикетный речевой жанр;

- отличие просьбы от требования, мольбы;

- средства вежливого выражения просьбы;

- прямая и скрытая просьба;

- слова согласия и отказа.

Уметь:

- просить вежливо и убедительно;

- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;

- правильно реагировать на отказ и просьбу.

Текущий контроль.

Устный опрос.

Игра-инсценировка.































Текст. Тема и основная мысль.

1
















10


Тема и основная мысль текста.

Опорные слова.


1

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

- текст;

- тема текста;

- основная мысль текста;

- заголовок текста;

- ключевые (опорные) слова.
Уметь:

- отличать текст от набора предложений;

- определять тему текста;

- подбирать заголовок, отражающий тему текста;

- определять основную мысль текста;

- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;

- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;

- определять тему текста по опорным словам;

- создавать текст на основе опорных слов;

Текущий контроль.

Устный опрос.










Пересказы.

1
















11

Краткий пересказ. План. Текст и план.



1

Комбинированный урок.

Уметь в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет; в пересказе передавать основное содержание текста; соотносить текст и план;

Знать план-оглавление.

Уметь составлять план текста; пересказывать по плану.

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

Игра «Репортер».










Вежливый отказ.

1
















12

Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.


1

Объяснение нового материала.

Знать согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ.

Текущий контроль.










Типы текстов.

3
















12

Типы текстов.


1

Объяснение нового материала.

Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу; подбирать заголовок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.







13

Рассуждение. Примеры в рассуждении.





Комбинированный урок.

Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос, игра.







14

Описание.

Признаки предмета.


1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов.

Текущий контроль.

Игра «Узнай сказку».







15

Описание в объявлении.

Загадки – описания. Сочини загадку.


1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.










Невыдуманный рассказ.

2
















16

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано?


1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре;

Текущий контроль.
Фронтальный опрос.

Тест.







17

Хочу вам рассказать.

Подведем итоги

1

Обобщение.

Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.

Тематический смотр знаний.

Рассказ на тему «Случай из жизни».


Учебно-методическая литература для учителя и обучающихся:

1.Т.А. Ладыженская, Л.В. Салькова, А.С. Киселёва, З.И. Курцева "Детская риторика в

рассказах и картинках" (методическое пособие для 2 класса),

Москва, Просвещение, 2005 г

2. Т.А. Ладыженская «Речевые уроки», Москва, Просвещение, 2005

г З.В.Е.Гольдин "Речь и этикет", Москва, Просвещение, 2004 г

  1. С. И.Львова "Язык В речевом общении", Москва, Просвещение, 2003 г

  2. М.Н. Ночевник "Человеческое общение", Москва, Триумф, 200! г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Детская риторика» iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая литература. Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т. А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Детская...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования по риторике, авторской программы по курсу «Детская...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса «Речь и культура общения» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального...
Программа «Детская риторика» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Программа «Детская риторика» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Программа «Детская риторика» iconКалендарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Школа 2100»
«Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса, автора Т. А. Ладыженской, 2006 -2008г издания, а также дополнительных пособий:...
Программа «Детская риторика» iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке развития речи мы отправляемся в путешествие на необыкновенном поезде по стране Риторика. Слово «риторика» для вас незнакомо....
Программа «Детская риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Детская риторика в рассказах и рисунках», в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова для учащихся 3 класса общеобразовательных...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма кружка «Риторика»
Министерства образования и науки РФ №373 от 06. 10. 2009, на основе авторской программы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской «Риторика»...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Детская литература г. Томск 2010...
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Программа «Детская риторика» iconЕ. В. Решетникова Риторика и культура речи
Ст преп. Е. В. Решетникова Риторика и культура речи: учебное пособие к семинарским занятиям./Сибгути. — Новосибирск, 2008 г.— 179...
Программа «Детская риторика» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Курс «Детская литература»
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск