Скачать 2.62 Mb.
|
Федеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» Е.В. Решетникова Риторика и культура речи УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Новосибирск 2008 УДК 808.5 (075.8) Ст. преп. Е.В. Решетникова Риторика и культура речи: учебное пособие к семинарским занятиям./СибГУТИ. — Новосибирск, 2008 г.— 179 с. В учебном пособии по риторике и культуре речи для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены основные вопросы, включенные в государственный стандарт по дисциплине «Русский язык и культура речи». Представлен теоретический материал и практические задания к семинарским занятиям, психологические и лингвистические тесты, а также темы для подготовки публичных выступлений и написания эссе. В учебное пособие включены глоссарий, в котором собраны основные понятия и термины по дисциплине, а также список литературы. Кафедра философии и истории Рецензенты: доцент, к.п.н. Пивченко В.П. Для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения СибГУТИ. Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве учебного пособия. @ Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2007г. оглавление введение………………………………………………………………………4 Текст 1: Владимир Путин как зеркало русской риторики (Радислав Гандопас) 22 3.1. Культура речи 31 4.1. Нормативность литературного языка 45 5.1. Особенности научного стиля 56 6.1. Особенности официально-делового стиля 68 7.1. Особенности публицистического стиля 79 8.1. Логические основы культуры речи. Основные формы 88 мышления 88 9.1. Логические основы культуры речи. Законы формальной логики 97 10.1. Логико-речевое доказательство 105 11.1. Типология красноречия 119 12.1. Агональная риторика 127 13.1. Невербальная коммуникация в речевом общении 139 Введение Воспитание человека активного, умеющего выразить свою мысль убедительно, красиво, адекватно ситуации – потребность современного общества. Риторический бум, начавшийся в 70-80 гг. ХХ века продолжает нарастать и в наши дни. Социальные перемены, возрастающие потоки информации: телевизионной, Интернет, радио - формируют потребность ориентироваться в вербальных потоках, риторически активно себя выражать. Риторика из искусства красиво говорить превращается в более точную науку - детализируются ее важнейшие аспекты: теоретический (развивается теория текста, теория аргументации, теория речевой этики и этикета) и практический (возникают ее новые модификации: политическая риторика, деловая риторика, научная риторика). Преподавание курса «Риторика и культура речи», имеющего своей целью воспитание языковой личности, становится актуальной задачей не только в гуманитарных, но и в технических вузах. Становление языковой личности протекает в процессе активного усвоения и применения знаний:
Риторически подготовленный специалист станет не только конкурентоспособным на рынке труда, но и научится:
При составлении учебного пособия востребованы монографии, учебники и учебные пособия современных авторов: Зарецкой Е.Н., Шатина Ю.В., Львова М.Р., Александрова Д.Н., Грейдиной Н.Л. и др. Структура пособия соответствует перечню основных дидактических единиц ГОС: стилистика, риторика, деловой русский язык, культура речи. Разнообразие практических заданий призвано расширить лингвистический кругозор современного человека, приобщиться к риторическим традициям и новациям, а также сформировать ответственность носителя современного русского языка за речевое поведение. 1.1. Современный русский язык В последнее десятилетие появилось большое количество новой лексики, описание которой в толковых словарях не дает полного представления о ее значении, поскольку новые слова обладают семантической эластичностью. На смену осторожно-чистой, сверхправильной речи времен тоталитаризма пришел резко раскрепостившийся, свободный русский язык нового времени. В основе изменений современного русского языка лежат общественно-политические сдвиги, социальные процессы, которые привели к коренному изменению общественного уклада российского общества и как следствие – к изменению языка. Основными социальными факторами, определяющими развитие и изменения в русском языке, а также их следствиями являются следующие:
Таким образом, в современном русском языке можно выделить три основных тенденции: варваризация, интеллектуализация, американизация. Процесс варваризации охватил все стили речи, особенно масс-медиа, которые когда-то опирались только на нормативный литературный язык. В речь хлынули слова и выражения из различных арго (в первую очередь, уголовного и молодежного). Интеллектуализация языка в первую очередь связана с увеличением книжности, наукообразия речи, которое часто происходит только на уровне обозначающего (формы слова) и не всегда понятно как слушающему, так и самому говорящему, например, парадигма, дискурс, нарратив - часто используются без учета их значения. Знаковое звучание приобрели признаки глобализации, аффиксы типа: мета-, гемма-, кратия-, архи-, квази-, макро-. Экспансия американизмов – глобальное явление, связанное с внедрением компьютерных терминов, заполнивших страницы журналов, засоривших речь специалистов. Молодое поколение играет с американизмами, испытывая естественное желание наполнить семантически безжизненную и морфологически неподвижную английскую единицу русским смыслом и вписать ее в родную парадигму склонения или спряжения. По мнению многих специалистов, период интенсивного развития современного русского языка прошел свой пик и постепенно идет на убыль. Язык восстанавливает свои границы в соответствии с жизненной целесообразностью. Налицо снижение агрессивности диалога, стабилизации стилистической нормы, уменьшение объема заимствований и активное освоение заимствованной лексики. Таким образом, современный носитель русского языка становится перед выбором – какими средствами выразить свою мысль, чтобы быть понятым и принятым в социуме. 1.2. Практические задания к вводному семинару: 1. Прочитайте публицистическую статью и дайте оценку использованию автором лексических средств. Выясните, нуждается ли текст в литературной правке. Отредактируйте предложения, в которых, по вашему мнению, нарушена стилистическая норма. Ум от горя: О чем молчат новые русские философы? ...-1992 Жизнь оказалась нерентабельной. Не только из-за переоценки всего. Согласитесь: новые девизы на знаменах (включая ваучеры с импичментом) не могут считаться достаточным смыслом жизни. Душа обанкротилась. К тому же осень - период очередного самоубийства или запоя, и тут невольно задаешься вопросом: «А как там философия? Разве ж не ей положено по чину растолковывать, что к чему? Жива ль еще старушка, крепка ль конура острозубого русского менталитета?» Еще пару лет назад философия попадалась буквально на каждом шагу: на лотке, на телевизоре, на пиру, даже в Московском метрополитене. Помнится, регулярно в час пик на станции «Таганская», где доля уркаганская, вступал в вагон бродячий высоковольтный мыслитель-террорист и резко сообщал: «Граждане! Я ваш новый пассажир! Проследую с вами до станции «Комсомольская». И притискивался плашмя к произвольно избранной жертве, и, одухотворяя ее ароматами ассенизации, спрашивал в упор: «Ты зачем живешь? А?! Какой смысл твоей жизни?» Потом его арестовали. Но москвичи и гости столицы уже побаивались этого духовного ревизора. Избегали кольцевую линию, как с недавних пор начали избегать всю русскую философию, которую смело уподоблю как раз тому подземному любомудру. Она тоже кругом не дает проходу своими проклятыми вечными вопросами, тоже придирается, тоже века полтора тащится по кольцевой линии. Станцию «Бердяев» уже раз двадцать проехали, пора бы сделать пересадку, пора сменить уставших на кресте, но двери снова закрываются, дальше те же «Соловьев», «Мережковский», «Достоевский»... В итоге нормальные граждане предпочли наземный транспорт, дабы не углубляться в суть вещей. Ненависть к философии и вообще к мышлению сегодня очевидна. Нынче в моде спонтанная энергия. Даже президент напирает на свою беспробудную интуицию. Философы в ответ тоже озлобились и запали в полный сабвей, как кроты. Изрыли подземную валгаллу. Автономный режим, как у полярников. И христианство на шухере. А тут (два года тому) умер Мераб Мамардашвили, последний признанный мыслитель, закрывший тему смерти: «Все, что осталось -устлать цветами наш похоронный процесс». А тут до крошки издали весь «серебряный век», и мы влетели в девяностые, на скаку не заметив, что рядом философов нет. Да и поделом им. Ведь что такое философия? (Даю установку.) Философия есть набор отмычек, переплавленных из человеческого опыта. Есть инструкция спасения. Схема. План эвакуации. Рецепт. Диагноз. Короче - полезная штуковина. Во все века аристотели, монтени, гёты купались в царской хвале и народной любви. Как врачам, им люди подносили сало, фрукты, горилку и червонцы. А что же русский-то философ? Наоборот. Вместо предписанного по службе объяснения жизни он пошел с ней на вражду. Отбился от стаи: отшельник, маргинал, нелюдим. Он выдумывал всякие нездешние идеи (типа соловьевской «философии-красоты»), а когда они не сбывались, обижался на страну, время и остальное. Русский философ страшным голосом пытал смысл жизни у окружающих, хотя сам же его первым потерял. Вот что удивительно: как эта бесполезная каста дотянула до наших дней? А дело в том, что была у нее своя аудитория, своя ниша, своя толпа остервенелых почитателей. Это так называемая «интеллигенция». Страшно мы гордились тем, что нету такого слова больше ни в одном языке, что нету такого класса ни в одном обществе. О эти раннеутробные дискуссии! «Главное в интеллигенте - не образование, а душевность. Интеллигент силен не умом, но бескорыстием, честностью, человечностью. Интеллигентом может быть кто угодно...» Или никто, как теперь выяснилось. Едва только дыхнул ветер перемен, и где эта хваленая интеллигенция? Где кухонные споры о Пастернаке и протопопе Аввакуме до зари? Интеллигенция стремглав рассосалась по коммерциям, партиям и правительствам. Задрав штаны, побросав свое бескорыстие и своих лобастых панургов. Значит, это был такой же фантом, как союз писателей, социалистический реализм и «пятилетка в четыре года». 1992 И вот 1992-й год, как обычно, — роковой. Беспрецедентное явление: философы поперли из-под земли, как сыроежки. Квелые, чахлые, еще не привыкшие к дневному свету, но уже тянущиеся к нему. Чертовски прав дипломат Грибоедов. На Руси от ума приключилось немало горя. Но, может быть, именно горе наконец-то научит нас уму?! Расфасуем же новую россиянскую философию, чтоб знать, к кому обращаться за советом. Есть традиционалисты, мистики-патриоты. «Контекст», «АУМ», «Аура», «Антология русской публицистики», где, предваряя великоросса Константина Леонтьева, великоросска Глушкова колотится в истерике: «Каков исход?! Где предел?! Нет исхода! Нет предела нисходящему процессу. Кругом убожество, тлен, котлован грядущего». Имя глушковым— апокалиптики. Эти лучше б и не вылезали на поверхность - ни строить, ни жить не помогают. На них можно смело поставить крест, тем более они на себе сами его поставили. Замогилыцики... Где-то в полуотрыве от истошной традиции группируются журналы «Логос», «Здесь и теперь», «Странник», «Социум». На сегодня самый многочисленный отряд. В правофланговых Георгий Гачев, Александр Янов, Вячеслав Курицын. У них спаренное лунное и солнечное зрение. Вроде бы неплохие ребята, но заражены извечным отечественным самоедством с мазохистским уклоном. Вообще все мировые философские школы легко сокращаются до двух. Которые корячатся, экспериментируют на себе, хлебают цикуту - это сокра-товцы. А за ними с диктофонами и блокнотами наперевес увиваются вторичные платоновцы. Платонами земля русская нынче полнится, хотя теперь они притворяются Сократами, накручивают себе трагическую судьбу. Свердловчанин Курицын - земляк Ельцина. Уже якобы биография. Или Дмитрий Евгеньевич Галковский, который нынче воистину нарасхват - от «Нашего современника» до «Независимой газеты». Он роет «Бесконечный тупик» и все время припоминает, как его мордовали в школе за то, что мудрый, нецензурно бранила мать за то же самое и ненавидели рабочие АЗЛК по той же причине. Но если ты такой неудачник, то на кой ты лезешь в философы? Настал черед назвать наших фаворитов. После бегства интеллигенции они решились обратиться к кому попало, к человеку вообще. Они совмещают посты физиолога, антрополога, историка и озорника-жиголо. Идею их ключевую можно сформулировать так: поживем-ка еще, ребята, покувыркаемся. Оно, конечно, и цены кусучие, и экология дрянь, и транспорт совсем опоздал. Но что-то впереди мерещится, мерцает. Какое-то утро красит нежным светом стены Белого дома. Человек-то еще не закончен в своем развитии, он в раскоряке эволюции, то есть - незавершенка, долгострой. Жил-был хомо советикус, а теперь какой из него выйдет хомо? Это ж зверски интересно! Вот именно пробуждать тягу к существованию - дело тех, кто группируется вокруг альманаха «Одиссей». Рашковский, Зайцев, Гаврилов, Панченко, Гаспаров, Павлов, Шкуратов, Соловьев говорят: «Каждый человек создает свой собственный мир, как Робинзон Крузо создавал свое жилище на необитаемом острове». Пусть дело Маркса померло, но дело Крузо живет и побеждает! Неокончательный человек нуждается в новой системе координат, в новом учителе и советчике, в новом смысле. Поэтому живой становится объектом новой русской философии. (Мартынов И. II Собеседник. 1992. № 41. С. 3.) 2. Прочитайте слова русского скульптора Эрнста Неизвестного, прокомментируйте их, подтвердите материалом из СМИ. «Литературный язык сегодня – это иностранный язык. Нормальный же язык – это смесь заблатненного языка (жаргона) с канцелярским клише». 1.3. Психолингвистический тест «Умеете ли вы говорить и слушать?» Чем хуже человек владеет речью, тем чаще попадает в нелепые ситуации. Умеете ли вы говорить и слушать? Проверьте это с помощью вопросов, составленных американским психологом В. Маклени. I. Ответьте на вопросы «Да» или «Нет».
а) знаете мысли окружающих; б) задаете вопросы, чтобы это выяснить?
II. Интерпретация результатов. Если вы ответите «да» на все вопросы, кроме 4, 8а, 10, 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника. 1.4. Выполните лингвистические тестовые задания: 1. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: «визави», «протеже».
2. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: «пускать туман в глаза» или «пустить туман в глаза»?
3. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать происхождение слов: карболка, караван.
4. Укажите предложение с речевой ошибкой
5. Укажите предложение без речевой ошибки:
6. Укажите предложение с речевой ошибкой:
7. К какому слою лексики относятся выделенные слова? Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам: - Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын... Я его семь лет не видел... Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему: - А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу. Нету, отвечают. Моя, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят... А ты вон где…
8. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова: Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела маленькая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой. Скорлупка грецкою ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. (Г.Х. Андерсен)
9. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова: - Скажи, могу я у тебя первое время перебиться! Пустишь, нет? - Да можешь, можешь. Куда тебя деть. Вместе будем, если че, обороняться. Старуха тебя, конечно, не пожалеет. У ей счас все косточки против тебя бренчат. Внучонка сподобила, не утерпела, хихикнула Надька. - То-то она все зырила за тобой. Кто бы вот про тебя подумал? Ну, Настена-а! Рисковая ты, рисковая, не сладко тебе придется. Ниче, вместе станем горе мыкать. Я дак уже привычная. Ты так, с пустыми руками и пришла? Ничего не взяла? Может, мне сходить, собрать там? - Не надо. Я потом сама. - Сама. Ты уж досамакалась. Да не вянь ты, не вянь, не пропадешь. Не то бывало. (по В. Распутину)
1.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам: Эссе – франц., опыт, набросок, - жанр литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М. де Монтень, в русской литературе – образцы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского)
2.1. Композиция речи Современный человек, участник коммуникативного процесса, необходимо публичный человек. Поэтому знание основ ораторского искусства становится необходимым средством становления активного члена социума. Оратор - вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Красноречие - дар, данный человеку от природы, а также, умение приобретаемое в результате повседневной практики, систематических упражнений, тренировки. Нужно учиться на лучших образцах ораторского искусства и чаще практиковаться. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора. Это инвенция (изобретение речи), диспозиция (расположение речи) и элокуция (выражение речи). Инвенция или изобретение речи состоит из следующих компонентов: Выбор темы - сбор материала - мысленная основа речи (композиция) - позиция автора. 1. Выбор темы выступления: тема либо задана, либо самостоятельно выбирается, либо востребована ситуацией, либо может быть определена тем материалом, которым автор уже располагает. Тема определяет содержание выступления. Чтобы ваше выступление не напоминало любовные письма, где, по словам Ж. Руссо, начиная, не знаешь, что высказать, и, закончив, не знаешь, что сказал, надо подумать, что нового вы можете сообщить. Тема должна быть озаглавлена. Заглавие должно быть точным, простым содержать ключевые слова. Не советуют использовать в заголовке сокращения, новые термины. Слов должно быть меньше, смысла - больше. Чем более частный вопрос раскрывается, тем более длинное название используется. С развитием риторики массовой коммуникации заголовок становится средством привлечения внимания в условиях альтернативного выбора. 2. Сбор материала: Знания накапливаются всегда впрок, запоминаются, записываются, причем запись прочитанного необходима, поскольку найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад. Оформлять выписки следует на карточках с одной стороны, с указанием выходных данных. Источники материала и его накопление:
Информация из непосредственных источников более ценна, так как пережита автором, окрашена эмоциями, актуальна, чаще применяется в бытовых ситуациях. Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни. При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует обращения к обоим источникам. Успеху сбора материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется. Обратите внимание на то, что:
3. Мысленная основа речи: Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление. Речь подчиняется закону 5± 2, что предполагает либо трехчастное, либо семичастное строение. Композиционно выступление состоит из введения, основной части и заключения (3 части), либо вступления, определения темы, изложения, отступления, аргументации или опровержения и заключения (7 частей). Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным. Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала. Примеры топов (общих мест):
Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, в сборе и организации материала. Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный (чаще используется в агитационных речах), дедуктивный (используется в пропаганде), метод аналогии (в академическом красноречии), концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала – это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения. Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания (если ожидание обманывается, интерес к оратору растет). Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки. Аргументация – это доводы в пользу тезиса, опровержение – это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер. Заключение. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать "закон края" - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце. В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора: еще Цицерон говорил о том, что только тогда будет эффективна речь оратора, когда он сам следует тем принципам, которые стремится передать аудитории. Таким образом, композиция речи оформляется на этапе инвенции, изобретения речи, закрепляется в ее расположении и произнесении. 2.2. Практические задания к семинару по композиции речи:
|
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Темы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи) | ||
Темы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи) | Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | ||
Темы рефератов и контрольных по курсу «Бизнес-риторика» ... | «Культура речи» Авторизованный реферат по курсу «Риторика» Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н э и было связано с потребностями демократического общества высочайшей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроке развития речи мы отправляемся в путешествие на необыкновенном поезде по стране Риторика. Слово «риторика» для вас незнакомо.... | Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | ||
Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи» Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания.... | «Риторика и культура речи: наука, образование, практика» В целом работа по программе в 2012 г направлена на создание технологической интеграционной платформы (телекоммуникационного кластера)... | ||
Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Л. Г. Решетникова мировая финансовая система Л. Г. Решетникова Мировая финансовая система: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036401.... | Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная |