Е. В. Решетникова Риторика и культура речи





НазваниеЕ. В. Решетникова Риторика и культура речи
страница1/18
Дата публикации28.04.2015
Размер2.62 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и

информатики»

Е.В. Решетникова

Риторика и культура речи


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Новосибирск 2008
УДК 808.5 (075.8)
Ст. преп. Е.В. Решетникова Риторика и культура речи: учебное пособие к семинарским занятиям./СибГУТИ. — Новосибирск, 2008 г.— 179 с.

В учебном пособии по риторике и культуре речи для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены основные вопросы, включенные в государственный стандарт по дисциплине «Русский язык и культура речи». Представлен теоретический материал и практические задания к семинарским занятиям, психологические и лингвистические тесты, а также темы для подготовки публичных выступлений и написания эссе. В учебное пособие включены глоссарий, в котором собраны основные понятия и термины по дисциплине, а также список литературы.


Кафедра философии и истории
Рецензенты: доцент, к.п.н. Пивченко В.П.
Для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения СибГУТИ.
Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве учебного пособия.

@ Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2007г.
оглавление

введение………………………………………………………………………4

Текст 1: Владимир Путин как зеркало русской риторики (Радислав Гандопас) 22

3.1. Культура речи 31

4.1. Нормативность литературного языка 45

5.1. Особенности научного стиля 56

6.1. Особенности официально-делового стиля 68

7.1. Особенности публицистического стиля 79

8.1. Логические основы культуры речи. Основные формы 88

мышления 88

9.1. Логические основы культуры речи. Законы формальной логики 97

10.1. Логико-речевое доказательство 105

11.1. Типология красноречия 119

12.1. Агональная риторика 127

13.1. Невербальная коммуникация в речевом общении 139


Введение
Воспитание человека активного, умеющего выразить свою мысль убедительно, красиво, адекватно ситуации – потребность современного общества. Риторический бум, начавшийся в 70-80 гг. ХХ века продолжает нарастать и в наши дни. Социальные перемены, возрастающие потоки информации: телевизионной, Интернет, радио - формируют потребность ориентироваться в вербальных потоках, риторически активно себя выражать. Риторика из искусства красиво говорить превращается в более точную науку - детализируются ее важнейшие аспекты: теоретический (развивается теория текста, теория аргументации, теория речевой этики и этикета) и практический (возникают ее новые модификации: политическая риторика, деловая риторика, научная риторика). Преподавание курса «Риторика и культура речи», имеющего своей целью воспитание языковой личности, становится актуальной задачей не только в гуманитарных, но и в технических вузах.

Становление языковой личности протекает в процессе активного усвоения и применения знаний:

  • основных норм литературного языка,

  • особенностей функционирования языка в различных стилях,

  • логических основ культуры речи,

  • построения речи в соответствии с ритуальной, провокационной и императивной целевыми установками,

  • этических основ культуры речи,

  • риторических приемов изобретения, расположения и исполнения речи,

  • приемов современных речевых технологий.

Риторически подготовленный специалист станет не только конкурентоспособным на рынке труда, но и научится:

  • противостоять речевой агрессии,

  • отстаивать свое мнение,

  • получать удовольствие от публичных выступлений.

При составлении учебного пособия востребованы монографии, учебники и учебные пособия современных авторов: Зарецкой Е.Н., Шатина Ю.В., Львова М.Р., Александрова Д.Н., Грейдиной Н.Л. и др. Структура пособия соответствует перечню основных дидактических единиц ГОС: стилистика, риторика, деловой русский язык, культура речи. Разнообразие практических заданий призвано расширить лингвистический кругозор современного человека, приобщиться к риторическим традициям и новациям, а также сформировать ответственность носителя современного русского языка за речевое поведение.


1.1. Современный русский язык

В последнее десятилетие появилось большое количество новой лексики, описание которой в толковых словарях не дает полного представления о ее значении, поскольку новые слова обладают семантической эластичностью. На смену осторожно-чистой, сверхправильной речи времен тоталитаризма пришел резко раскрепостившийся, свободный русский язык нового времени.

В основе изменений современного русского языка лежат общественно-политические сдвиги, социальные процессы, которые привели к коренному изменению общественного уклада российского общества и как следствие – к изменению языка. Основными социальными факторами, определяющими развитие и изменения в русском языке, а также их следствиями являются следующие:

  • Современное российское общество стремится к осуществлению принципа политической свободы. Это проявляется в активизации политического дискурса, развитии полемических форм диалога, плюрализации коммуникативного поведения людей, возрастании роли публичной и вообще устной речи, существенных изменениях в языке публицистики.

  • Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества, а также страх перед рынком, утрата людьми чувства тотальной пожизненной государственной защищенности, боязнь безработицы, нехватка средств к существованию в сфере языка проявляется в росте агрессивности диалога, увеличении удельного веса оценочной лексики в речи, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизации речи отдельных слоев населения и т.д.

  • Свобода слова, снятие цензуры, политический плюрализм, расширение доступа людей к информации, относительная независимость средств массовой информации, разнообразие печатной продукции, радио и телепрограмм в стране, расширение прямого эфира на радио и телевидении, возвращение ранее запрещенных авторов в научный и культурный обиход в языковом плане приводит к значительному расширению тематики устного общения, расширению активного словарного запаса значительного круга людей, совершенствованию навыков неподготовленной устной речи, ускоренному развитию устной формы существования языка, расширению функций устной и разговорной речи.

  • Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Вакуум, который образуется на месте разрыва между новой реальностью и ее осознанием, более или менее настоятельно требует заполнения. Не все языковые лакуны заполняются сниженными словами. Реалия, пришедшая с Запада осознается и именуется в иноязычной лексике. Ставшее модным раскованное поведение в эфире в языковом плане приводит к повышенной громкости, убыстренному темпу речи, повышенной напряженности артикуляции и чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, рискованных речевых эпитетов и метафор, сомнительных речевых приемов поддержания внимания.

  • Политический плюрализм в обществе, демократизация общественно-политической жизни в стране, реальная политическая борьба партий и отдельных кандидатов на выборах в органы власти различных уровней приводит к существенному обновлению, пополнению и структурной перестройке политического лексикона в русском языке, и в конечном итоге – к формированию особого подъязыка – подъязыка политической деятельности, причем этот подъязык в нынешних условиях формируется и развивается по плюралистической модели: вырабатывается особый политический язык тех или иных партий, организаций и отдельных политических деятелей. Возникает также политический жаргон.

  • Развитие в стране рыночной экономики приводит к появлению новых сфер экономической и финансовой деятельности, возникновению новых и восстановлению старых, дореволюционных учреждений. Возникают понятия, характеризующие различные аспекты рыночных отношений, что приводит к активному заимствованию современной рыночной терминологии, активизации историзмов, активным семантическим процессам в лексике. Развитие конкуренции, бизнеса, торговли, реорганизация системы сервиса в направлении к потребителю, клиенту ведут к диалогизации общения, увеличению роли диалога в общении. Развивается подъязык делового общения, система деловой документации, формируются устные и письменные деловые речевые шаблоны, деловой речевой этикет.

  • Конкуренция в сфере экономики реализуется и поддерживается посредством рекламы. Наиболее удачные рекламные слоганы становятся речевыми штампами, метафоризируя обыденный язык. Развитие рекламного дискурса протекает при использовании современных речевых технологий, таких как агональная коммуникация. Воздействуя на бессознательное потенциальных покупателей, рекламный дискурс побуждает их к действию. Растет эмоционально-оценочный компонент языковых средств, возрастает экспрессивность речи.

  • Открытость российского общества связана, прежде всего, с развитием широких контактов россиян с зарубежными странами, что приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к значительному улучшению знаний в области иностранных языков в основном в устной форме. Увеличилось число надписей на иностранном языке, иностранной литературы, газет и технической документации. Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Это объясняется, с одной стороны, действием общемировой тенденции к интернационализации лексического фонда развитых языков, с другой – потребностями в номинации новых предметов и понятий, вошедших в российскую жизнь в период перехода к рынку.

  • Высококачественная современная связь – мобильные телефоны, компьютерная связь, факсы, пейджеры и др. – приводит к сокращению традиционной письменной формы общения (особенно в межличностной сфере), увеличивается доля телефонного общения и общения при помощи технических средств. Уменьшение объема письма и чтения, которым предпочитается телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, приводит к снижению грамотности населения, особенно молодежи. Сокращается по этой же причине объем чтения художественной литературы, особенно высокохудожественной. Увеличение доли общения со средствами массовой информации (радио, телевидение) ведет к преобладанию у современного человека восприятия информации на слух и ослаблению навыков понимания и интерпретации письменного текста.

  • Демократизация российского общества вскрыла низкий риторический уровень носителей языка. Возможность высказать свое мнение часто оказывается нереализованной из-за неумения логически ясно, риторически уместно и красиво выразить мысль. У большинства членов общества отсутствуют риторические навыки и умения.

  • В российском обществе произошла смена коммуникативной парадигмы, то есть доминирующего в общественной практике типа общения. На смену монологической коммуникативной парадигме тоталитарного общества («один говорит, все слушают и выполняют») пришла диалогическая парадигма плюралистического общества. Наиболее заметными последствиями смены коммуникативной парадигмы в обществе являются несколько взаимосвязанных друг с другом процессов, возникших в русском языке. Эти процессы таковы: орализация общения; диалогизация общения; плюрализация общения; персонификация общения.

  1. Орализация общения проявляется в значительном возрастании роли устной речи, расширении ее функций, увеличении ее удельного веса в общении и повышении значимости устной речи как формы существования языка, а также в адаптации письменных текстов с целью их озвучивания с учетом адресата.

  2. Диалогизация общения проявляется в увеличении удельного веса диалога в общении, повышении роли диалога в процессе коммуникации, расширении функций диалогической речи в структуре общения, развитии новых видов и форм диалога, расширении потребности общества в диалоге, формировании новых правил диалогического общения, увеличении общественной эффективности диалогического общения по сравнению с монологическим.

  3. Плюрализация общения проявляется в формировании традиции сосуществования разных точек зрения при обсуждении той или иной проблемы, в демократическом, толерантном сосуществовании дискурсов различного типа.

  4. Персонификация общения заключается в росте индивидуальной неповторимости личностного дискурса, в формировании непохожести выражения и оформления сходных идей и мыслей разными людьми, в увеличении числа индивидуально неповторимых личностных дискурсов в коммуникативном пространстве языка.

Таким образом, в современном русском языке можно выделить три основных тенденции: варваризация, интеллектуализация, американизация.

Процесс варваризации охватил все стили речи, особенно масс-медиа, которые когда-то опирались только на нормативный литературный язык. В речь хлынули слова и выражения из различных арго (в первую очередь, уголовного и молодежного).

Интеллектуализация языка в первую очередь связана с увеличением книжности, наукообразия речи, которое часто происходит только на уровне обозначающего (формы слова) и не всегда понятно как слушающему, так и самому говорящему, например, парадигма, дискурс, нарратив - часто используются без учета их значения. Знаковое звучание приобрели признаки глобализации, аффиксы типа: мета-, гемма-, кратия-, архи-, квази-, макро-.

Экспансия американизмов – глобальное явление, связанное с внедрением компьютерных терминов, заполнивших страницы журналов, засоривших речь специалистов. Молодое поколение играет с американизмами, испытывая естественное желание наполнить семантически безжизненную и морфологически неподвижную английскую единицу русским смыслом и вписать ее в родную парадигму склонения или спряжения.

По мнению многих специалистов, период интенсивного развития современного русского языка прошел свой пик и постепенно идет на убыль. Язык восстанавливает свои границы в соответствии с жизненной целесообразностью. Налицо снижение агрессивности диалога, стабилизации стилистической нормы, уменьшение объема заимствований и активное освоение заимствованной лексики. Таким образом, современный носитель русского языка становится перед выбором – какими средствами выразить свою мысль, чтобы быть понятым и принятым в социуме.
1.2. Практические задания к вводному семинару:
1. Прочитайте публицистическую статью и дайте оценку использо­ванию автором лексических средств. Выясните, нуждается ли текст в литературной правке. Отредактируйте предложения, в которых, по вашему мнению, нарушена стилистическая норма.
Ум от горя: О чем молчат новые русские философы?

...-1992

Жизнь оказалась нерентабельной. Не только из-за переоценки всего. Со­гласитесь: новые девизы на знаменах (включая ваучеры с импичментом) не могут считаться достаточным смыслом жизни. Душа обанкротилась. К тому же осень - период очередного самоубийства или запоя, и тут невольно зада­ешься вопросом: «А как там философия? Разве ж не ей положено по чину рас­толковывать, что к чему? Жива ль еще старушка, крепка ль конура острозубо­го русского менталитета?»

Еще пару лет назад философия попадалась буквально на каждом шагу: на лот­ке, на телевизоре, на пиру, даже в Московском метрополитене. Помнится, регу­лярно в час пик на станции «Таганская», где доля уркаганская, вступал в вагон бродячий высоковольтный мыслитель-террорист и резко сообщал: «Граждане! Я ваш новый пассажир! Проследую с вами до станции «Комсомольская». И при­тискивался плашмя к произвольно избранной жертве, и, одухотворяя ее аромата­ми ассенизации, спрашивал в упор: «Ты зачем живешь? А?! Какой смысл твоей жизни?» Потом его арестовали. Но москвичи и гости столицы уже побаивались этого духовного ревизора. Избегали кольцевую линию, как с недавних пор нача­ли избегать всю русскую философию, которую смело уподоблю как раз тому подземному любомудру. Она тоже кругом не дает проходу своими проклятыми вечными вопросами, тоже придирается, тоже века полтора тащится по кольце­вой линии. Станцию «Бердяев» уже раз двадцать проехали, пора бы сделать пере­садку, пора сменить уставших на кресте, но двери снова закрываются, дальше те же «Соловьев», «Мережковский», «Достоевский»... В итоге нормальные граж­дане предпочли наземный транспорт, дабы не углубляться в суть вещей. Нена­висть к философии и вообще к мышлению сегодня очевидна. Нынче в моде спонтанная энергия. Даже президент напирает на свою беспробудную интуицию.

Философы в ответ тоже озлобились и запали в полный сабвей, как кроты. Изрыли подземную валгаллу. Автономный режим, как у полярников. И христи­анство на шухере. А тут (два года тому) умер Мераб Мамардашвили, после­дний признанный мыслитель, закрывший тему смерти: «Все, что осталось -устлать цветами наш похоронный процесс». А тут до крошки издали весь «се­ребряный век», и мы влетели в девяностые, на скаку не заметив, что рядом философов нет. Да и поделом им. Ведь что такое философия? (Даю установ­ку.) Философия есть набор отмычек, переплавленных из человеческого опыта. Есть инструкция спасения. Схема. План эвакуации. Рецепт. Диагноз. Короче - полезная штуковина. Во все века аристотели, монтени, гёты купались в царской хвале и народной любви. Как врачам, им люди подносили сало, фрукты, горил­ку и червонцы. А что же русский-то философ? Наоборот. Вместо предписан­ного по службе объяснения жизни он пошел с ней на вражду. Отбился от стаи: отшельник, маргинал, нелюдим. Он выдумывал всякие нездешние идеи (типа соловьевской «философии-красоты»), а когда они не сбывались, обижался на страну, время и остальное. Русский философ страшным голосом пытал смысл жизни у окружающих, хотя сам же его первым потерял.

Вот что удивительно: как эта бесполезная каста дотянула до наших дней? А дело в том, что была у нее своя аудитория, своя ниша, своя толпа остервене­лых почитателей. Это так называемая «интеллигенция». Страшно мы гордились тем, что нету такого слова больше ни в одном языке, что нету такого класса ни в одном обществе. О эти раннеутробные дискуссии! «Главное в интеллиген­те - не образование, а душевность. Интеллигент силен не умом, но бескорыс­тием, честностью, человечностью. Интеллигентом может быть кто угодно...» Или никто, как теперь выяснилось. Едва только дыхнул ветер перемен, и где эта хваленая интеллигенция? Где кухонные споры о Пастернаке и протопопе Аввакуме до зари? Интеллигенция стремглав рассосалась по коммерциям, парти­ям и правительствам. Задрав штаны, побросав свое бескорыстие и своих лоба­стых панургов. Значит, это был такой же фантом, как союз писателей, социали­стический реализм и «пятилетка в четыре года».

1992

И вот 1992-й год, как обычно, — роковой. Беспрецедентное явление: философы поперли из-под земли, как сыроежки. Квелые, чахлые, еще не привыкшие к дневно­му свету, но уже тянущиеся к нему. Чертовски прав дипломат Грибоедов. На Руси от ума приключилось немало горя. Но, может быть, именно горе наконец-то научит нас уму?! Расфасуем же новую россиянскую философию, чтоб знать, к кому обращать­ся за советом. Есть традиционалисты, мистики-патриоты. «Контекст», «АУМ», «Аура», «Антология русской публицистики», где, предваряя великоросса Константина Леонтьева, великоросска Глушкова колотится в истерике: «Каков исход?! Где предел?! Нет исхода! Нет предела нисходящему процессу. Кругом убожество, тлен, котлован грядущего». Имя глушковым— апокалиптики. Эти лучше б и не вылезали на поверх­ность - ни строить, ни жить не помогают. На них можно смело поставить крест, тем более они на себе сами его поставили. Замогилыцики...

Где-то в полуотрыве от истошной традиции группируются журналы «Ло­гос», «Здесь и теперь», «Странник», «Социум». На сегодня самый многочис­ленный отряд. В правофланговых Георгий Гачев, Александр Янов, Вячеслав Курицын. У них спаренное лунное и солнечное зрение. Вроде бы неплохие ре­бята, но заражены извечным отечественным самоедством с мазохистским ук­лоном. Вообще все мировые философские школы легко сокращаются до двух. Которые корячатся, экспериментируют на себе, хлебают цикуту - это сокра-товцы. А за ними с диктофонами и блокнотами наперевес увиваются вторич­ные платоновцы. Платонами земля русская нынче полнится, хотя теперь они притворяются Сократами, накручивают себе трагическую судьбу. Свердловча­нин Курицын - земляк Ельцина. Уже якобы биография. Или Дмитрий Евгенье­вич Галковский, который нынче воистину нарасхват - от «Нашего современни­ка» до «Независимой газеты». Он роет «Бесконечный тупик» и все время при­поминает, как его мордовали в школе за то, что мудрый, нецензурно бранила мать за то же самое и ненавидели рабочие АЗЛК по той же причине. Но если ты такой неудачник, то на кой ты лезешь в философы?

Настал черед назвать наших фаворитов. После бегства интеллигенции они реши­лись обратиться к кому попало, к человеку вообще. Они совмещают посты физио­лога, антрополога, историка и озорника-жиголо. Идею их ключевую можно сформу­лировать так: поживем-ка еще, ребята, покувыркаемся. Оно, конечно, и цены кусучие, и экология дрянь, и транспорт совсем опоздал. Но что-то впереди мерещится, мерцает. Какое-то утро красит нежным светом стены Белого дома. Человек-то еще не закончен в своем развитии, он в раскоряке эволюции, то есть - незавершенка, долгострой. Жил-был хомо советикус, а теперь какой из него выйдет хомо? Это ж зверски интересно! Вот именно пробуждать тягу к существованию - дело тех, кто группируется вокруг альманаха «Одиссей». Рашковский, Зайцев, Гаврилов, Панченко, Гаспаров, Павлов, Шкуратов, Соловьев говорят: «Каждый человек создает свой собственный мир, как Робинзон Крузо создавал свое жилище на необитаемом ост­рове». Пусть дело Маркса померло, но дело Крузо живет и побеждает!

Неокончательный человек нуждается в новой системе координат, в новом учителе и советчике, в новом смысле. Поэтому живой становится объектом новой русской философии.

(Мартынов И. II Собеседник. 1992. № 41. С. 3.)
2. Прочитайте слова русского скульптора Эрнста Неизвестного, прокомментируйте их, подтвердите материалом из СМИ.
«Литературный язык сегодня – это иностранный язык. Нормальный же язык – это смесь заблатненного языка (жаргона) с канцелярским клише».
1.3. Психолингвистический тест «Умеете ли вы говорить и слушать?»

Чем хуже человек владеет речью, тем чаще попадает в нелепые ситуации. Умеете ли вы говорить и слушать? Про­верьте это с помощью вопросов, составленных американ­ским психологом В. Маклени.

I. Ответьте на вопросы «Да» или «Нет».

  1. Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внима­тельно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?

  2. Подбираете ли вы слова, соответствующие его под­готовке?

  3. Обдумываете ли вы указания, распоряжения, прежде чем их высказать?

  4. Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли, что он понял ее?

  5. Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?

  6. Обдумываете ли вы предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?

  7. Поощряете ли вы вопросы?

  8. Вы считаете, что:

а) знаете мысли окружающих;

б) задаете вопросы, чтобы это выяснить?

  1. Различаете ли вы факты и мнения?

  2. Ищите ли вы все новые возражения против аргумен­тов собеседника?

  3. Стараетесь ли Вы, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?

  4. Всегда ли вы говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?

  5. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому со­браться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?

II. Интерпретация результатов.

Если вы ответите «да» на все вопросы, кроме 4, 8а, 10, 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собесед­ника.
1.4. Выполните лингвистические тестовые задания:
1. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: «визави», «протеже».

  • словарем омонимов

  • словарем антонимов

  • фразеологическим словарем

  • толковым словарем русского языка


2. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: «пускать туман в глаза» или «пустить туман в глаза»?


  • толковым словарем русского языка

  • фразеологическим словарём

  • словарём иностранных слов

  • орфоэпическим словарём


3. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать происхождение слов: карболка, караван.

  • этимологическим

  • орфоэпическим

  • толковым

  • словарем синонимов


4. Укажите предложение с речевой ошибкой

  • Если человек не будет выполнять каждый день несколько физических упражнений, его мышцы очень быстро потеряют упругость.

  • К вечеру пошёл дождь, и, пока мы ехали по просёлку, лошади еле преступали, будто потеряли последние силы.

  • Картины Шишкина известны как в нашей стране, так и за рубежом.

  • Это эмоциональное произведение обладает яркой авторской позицией.


5. Укажите предложение без речевой ошибки:


  • Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

  • Необычайный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

  • В комнате, возле печки, стояла девушка, она была жарко натоплена.

  • А вы на земле проживете, как черви слепые живут.


6. Укажите предложение с речевой ошибкой:

  • Чувствительной героине, образ которой принимает дочь Фамусова, нужен мечтательный и робкий собеседник.

  • Вещи Пушкина в музеях живут особой жизнью и хранители читают скрытые в них письмена.

  • Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

  • Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.


7. К какому слою лексики относятся выделенные слова?
Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам:

- Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын... Я его семь лет не видел...

Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему:

- А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон
где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу. Нету,
отвечают. Моя, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю,
мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят... А ты вон где…

  • просторечные,

  • разговорные,

  • устаревшие,

  • общеупотребительные


8. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела маленькая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой. Скорлупка грецкою ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. (Г.Х. Андерсен)

  • эмоционально-оценочные

  • жаргонные

  • общеупотребительные

  • разговорные


9. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Скажи, могу я у тебя первое время перебиться! Пустишь, нет?

- Да можешь, можешь. Куда тебя деть. Вместе будем, если че, обороняться. Старуха тебя, конечно, не пожалеет. У ей счас все косточки против тебя бренчат. Внучонка сподобила, не утерпела, хихикнула Надька. - То-то она все зырила за тобой. Кто бы вот про тебя подумал? Ну, Настена-а! Рисковая ты, рисковая, не сладко тебе придется. Ниче, вместе станем горе мыкать. Я дак уже привычная. Ты так, с пустыми руками и пришла? Ничего не взяла? Может, мне сходить, собрать там?

- Не надо. Я потом сама.

- Сама. Ты уж досамакалась. Да не вянь ты, не вянь, не пропадешь. Не то бывало.

(по В. Распутину)

  • общеупотребительные

  • диалектные

  • устаревшие

  • просторечные


1.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:

Эссе – франц., опыт, набросок, - жанр литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М. де Монтень, в русской литературе – образцы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского)

  1. Каким вы видите русский язык сегодня?

  2. В какой форме в современном русском языке используются пословицы и поговорки?

  3. Что такое мужской и женский язык, что сегодня происходит с языком мужчин и женщин?

  4. Какие мужские и женские жанры в литературе вы знаете?

  5. Какой литературный жанр сегодня доминирует?

  6. Почему риторика становится сегодня такой модной?

  7. Что сегодня из классики современно?

  8. Что такое «бук-кроссинг»?

  9. Какие фразы из фильмов, художественных произведений стали цитатами, афоризмами для вас?

  10. В какой сфере человеческой жизнедеятельности, на ваш взгляд, необходимо в совершенстве владеть современным русским языком?

2.1. Композиция речи
Современный человек, участник коммуникативного процесса, необходимо публичный человек. Поэтому знание основ ораторского искусства становится необходимым средством становления активного члена социума. Оратор - вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Красноречие - дар, данный человеку от природы, а также, умение приобретаемое в результате повседневной практики, систематических упражнений, тренировки. Нужно учиться на лучших образцах ораторского искусства и чаще практиковаться. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора. Это инвенция (изобретение речи), диспозиция (расположение речи) и элокуция (выражение речи).

Инвенция или изобретение речи состоит из следующих компонентов:

Выбор темы - сбор материала - мысленная основа речи (композиция) - позиция автора.

1. Выбор темы выступления: тема либо задана, либо самостоятельно выбирается, либо востребована ситуацией, либо может быть определена тем материалом, которым автор уже располагает. Тема определяет содержание выступления.

Чтобы ваше выступление не напоминало любовные письма, где, по словам Ж. Руссо, начиная, не знаешь, что высказать, и, закончив, не знаешь, что сказал, надо подумать, что нового вы можете сообщить.

Тема должна быть озаглавлена. Заглавие должно быть точным, простым содержать ключевые слова. Не советуют использовать в заголовке сокращения, новые термины. Слов должно быть меньше, смысла - больше. Чем более частный вопрос раскрывается, тем более длинное название используется. С развитием риторики массовой коммуникации заголовок становится средством привлечения внимания в условиях альтернативного выбора.

2. Сбор материала:

Знания накапливаются всегда впрок, запоминаются, записываются, причем запись прочитанного необходима, поскольку найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад. Оформлять выписки следует на карточках с одной стороны, с указанием выходных данных.

Источники материала и его накопление:

1).Источники непосредственного опыта:

  • опыт текущей жизни,

  • целенаправленные записи, ведение дневника,

  • научный эксперимент,

  • участие в экспедициях, научных и социальных программах,

  • креативные источники - воображение, интуиция, творчество.

2).Источники опосредованного опыта:

  • система образования,

  • печатное слово: книги, журналы, справочники, словари,

  • СМИ,

  • Музеи, выставки, памятники,

  • информационные системы типа Интернет.



Информация из непосредственных источников более ценна, так как пережита автором, окрашена эмоциями, актуальна, чаще применяется в бытовых ситуациях. Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни.

При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует обращения к обоим источникам.

Успеху сбора материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется. Обратите внимание на то, что:

  • накапливаемый материал должен быть избыточен - лишнее отсекается позже,

  • подготовка иллюстративного материала: таблиц, схем, диаграмм, звукозаписей украсит ваше выступление,

  • накопление языковых средств: слов, оборотов речи, образов, сравнений, цитат, риторических вопросов, - разовьет вашу языковую способность.

3. Мысленная основа речи:

Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление. Речь подчиняется закону 5± 2, что предполагает либо трехчастное, либо семичастное строение. Композиционно выступление состоит из введения, основной части и заключения (3 части), либо вступления, определения темы, изложения, отступления, аргументации или опровержения и заключения (7 частей).

Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным.

Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала.

Примеры топов (общих мест):

  • род и вид (риторика и академическое красноречие).

  • целое и часть (композиция речи и вступление или заключение)

  • причина и следствие (переохлаждение организма и заболевание)

  • сходство и различие (греческая агора и электронная агора)

Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, в сборе и организации материала.

Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный (чаще используется в агитационных речах), дедуктивный (используется в пропаганде), метод аналогии (в академическом красноречии), концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала – это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения. Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания (если ожидание обманывается, интерес к оратору растет).

Отступление или экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки.

Аргументация – это доводы в пользу тезиса, опровержение – это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер.

Заключение. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать "закон края" - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце. В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора: еще Цицерон говорил о том, что только тогда будет эффективна речь оратора, когда он сам следует тем принципам, которые стремится передать аудитории.

Таким образом, композиция речи оформляется на этапе инвенции, изобретения речи, закрепляется в ее расположении и произнесении.
2.2. Практические задания к семинару по композиции речи:


  1. Прочитайте предложенные тексты, выделите в них композиционные части: вступление, основную часть, заключение. Проанализируйте, все ли составляющие присутствуют с точки зрения семичастной структуры.

    • Составьте свое вступление, добавив к предложенному недостающие элементы.

    • В основной части сформулируйте проблемы, опираясь на примеры, выделите кульминацию.

    • В заключении продумайте, каким образом закрепить результат, полученный в основной части, как сделать комплимент аудитории.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconТемы рефератов и контрольных по курсу «Бизнес-риторика»
...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи icon«Культура речи» Авторизованный реферат по курсу «Риторика»
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н э и было связано с потребностями демократического общества высочайшей...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке развития речи мы отправляемся в путешествие на необыкновенном поезде по стране Риторика. Слово «риторика» для вас незнакомо....
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconРабочая программа элективного курса «Культура русской речи»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи icon«Риторика и культура речи: наука, образование, практика»
В целом работа по программе в 2012 г направлена на создание технологической интеграционной платформы (телекоммуникационного кластера)...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconВопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял
Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине...
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconЛ. Г. Решетникова мировая финансовая система
Л. Г. Решетникова Мировая финансовая система: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036401....
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура...
Е. В. Решетникова Риторика и культура речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск