Умения
| Понятийные и инструментальные знания
|
ОБЩЕНИЕ
|
| Для чего люди общаются.
Понятие о риторике.
|
Виды общения
|
У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах).
У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях.
| Устное и письменное общение
(чем различаются).
Словесное и несловесное общение.
Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
|
Речевая деятельность
|
У-1. Слушать учителя, его объяснения.
У-2. Быть хорошим слушателем.
У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения.
У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.
У-2. Уместно, умело использовать
громкость, темп речи в устных высказываниях.
У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности.
У-2. Сочинять считалки, загадки.
У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации.
У-2. Пользоваться подходящими
приемами ознакомительного чтения.
| Слушание.
Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)
Вывеска.
Скороговорка.
Чистоговорка.
Считалка.
Загадка.
Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).
Некоторые приемы ознакомительного чтения.
|
У-1. Анализировать шрифтовые
выделения (в том числе и цветом)
в текстах учебников.
| Письменная речь. Графическая
структура письменного текста:
шрифтовые выделения (о чем нам
говорят шрифт, иллюстрации).
|
Речь правильная и хорошая (эффективная)
|
У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.
У-2. Исправлять замеченные ошибки.
| Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь.
|
Речевой этикет
|
У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения.
У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения.
У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы.
| В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).
Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Разговор по телефону.
|
ТЕКСТ. Речевые жанры
|
У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст.
У-1. Определять тему и основную мысль текста.
У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста.
У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов.
| Что такое текст.
Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста.
Ключевые (опорные) слова.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
|
Этикетные речевые жанры
|
У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах.
| Приветствие.
Прощание.
Благодарность.
Извинение.
|
У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости.
| Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
|
№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Дидактические цели урока
| Форма
организации
познавательной деятельности
| Дата
| Примечание
|
знать
| уметь
|
| 1 четверть
Часть 1. Общение.
| 9 ч.
18 ч.
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Проверь себя.
|
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Слова приветствия, прощания, благодарности, извинения.
| Анализировать речевую ситуацию, определять ее компоненты.
| Беседа.
|
|
|
| Наука риторика.
| 3 ч.
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Наука риторика.
|
| Комбинированный урок.
| Науку «риторика», значение этой науки. Значение риторических умений.
|
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
3.
| Кому – кто. Речевая ситуация.
|
| Комбинированный урок.
| Общение как процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит). Понятие речевой ситуации.
| Определять компоненты речевой ситуации (кто -кому- о чем) ; учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь. Анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
4.
| Кто, кого и как приглашает.
|
| Комбинированный урок.
| Функции адресата и адресанта.
| Определять функции адресата и адресанта. Выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит(пишет) – кому говорит (пишет).
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Как мы говорим.
| 5 ч.
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Темп – от медленного до скороговорки. Громкость – от шепота до крика.
|
| Комбинированный урок.
| Темп и громкость как средство выразительности устной речи.
| Уметь говорить медленно и быстро, тихо и громко.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
6.
| Тон речи.
|
| Комбинированный урок.
| Тон как средство выразительности устной речи.
|
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
7.
| Настроение, чувство и тон говорящего.
|
| Комбинированный урок.
| Настроение, чувство и тон как средство выразительности устной речи.
| Различать оттенки тона.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
8.
| Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
|
| Комбинированный урок.
| Мимика, взгляд, жесты, поза как дополнительные средства выразительности устной речи.
| Анализировать речевые ситуации.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
9.
| Обобщающий урок по теме: «Как мы говорим».
|
| Проверка знаний.
| Основные понятия «Устная речь. Как мы говорим».
|
|
|
|
|
| 2 четверть
Учусь слушать.
| 7 ч.
5 ч.
|
|
|
|
|
|
|
10.
| Мы слушаем - нас слушают.
|
| Комбинированный урок.
| Слушание как речевая деятельность. Роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания.
| Быть внимательным слушателем.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
11.
| Слушали и услышали.
|
| Комбинированный урок.
| Цель слушания.
| Быть внимательным слушателем.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
12.
| Слушаем и стараемся понять.
|
| Комбинированный урок.
|
| Понимать текст, воспринимаемый на слух; определять тему звучащего текста, его основную мысль; выделять непонятное в тексте.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
13.
| Слушаем, как говорят
|
| Комбинированный урок.
| Содержание речи. Несловесные средства выразительности устной речи: тон, темп, громкость, мимика, жесты, поза.
| Уметь слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передается несловесными средствами выразительности устной речи.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
14.
| Слушаем на уроке.
|
| Комбинированный урок.
| Приемы слушания.
| Слушать, понимать и запоминать устную речь.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Вежливая речь.
| 2 ч.
|
|
|
|
|
|
|
15.
| Просить, умолять, требовать.
|
| Комбинированный урок.
| Просьба как этикетный речевой жанр; отличие просьбы от требования, мольбы; средства вежливого выражения просьбы.
| Уместно употреблять разные средства выражения просьбы.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
16.
| Ненавязчивая просьба.
|
| Комбинированный урок.
| Скрытую (ненавязчивую) просьбу.
| Просить вежливо и убедительно; выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| 3 четверть
Учусь читать и писать.
| 10 ч.
2 ч.
|
|
|
|
|
|
|
17.
| О чем говорит шрифт.
|
| Комбинированный урок.
| Шрифты. Показать, как оформление текста на письме помогает понять его смысл.
|
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
18.
| Рисунки, таблицы, схемы.
|
| Комбинированный урок.
|
| Читать схемы, таблицы; понимать значение рисунков в учебных книгах.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Часть 2. Текст.
| 16 ч.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема и основная мысль.
| 3 ч.
|
|
|
|
|
|
|
19.
| Текст. Тема и заголовок текста.
|
| Изучение нового материала.
| Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.
| Отличать текст от набора предложений. Определять тему текста и тип заголовка.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
20.
| Основная мысль текста.
|
| Изучение нового материала.
| Основную мысль текста.
| Определять основную мысль текста.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
21.
| Опорные слова.
|
| Изучение нового материала.
| Опорные (ключевые) слова.
| Выделять опорные (ключевые) слова в тексте; по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать текст.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Пересказы.
| 3 ч.
|
|
|
|
|
|
|
22.
| Подробный пересказ.
|
| Комбинированный урок.
| Виды пересказа: подробный.
| Воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов и не добавляя того, чего в тексте нет.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
23.
| Краткий пересказ.
|
| Комбинированный урок.
| Виды пересказа: краткий.
| Передавать основное содержание текста.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
24.
| План. Текст и план.
|
| Комбинированный урок.
| План – оглавление.
| Составлять план. Соотносить текст и план, исправляя допущенные неточности.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Вежливый отказ.
| 2 ч.
|
|
|
|
|
|
|
25.
| Согласие или отказ.
|
| Комбинированный урок.
| Согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ.
| Вести диалог со значением «вежливый отказ», пользуясь различными этикетными свойствами.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
26.
| Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.
|
| Комбинированный урок.
| Средства, смягчающие отказ: вежливые слова, объяснение причины отказа, обещанием выполнить просьбу впоследствии, соответствующими мимикой, жестами, тоном.
| Уметь вежливо отказывать, уместно реагировать на отказ.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Типы текстов.
| 1 ч.
|
|
|
|
|
|
|
27.
| Типы текстов.
4 четверть
| 8 ч.
| Изучение нового материала.
| Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
| Определять тип текста в простейших случаях: устный – письменный, диалог – монолог; повествование, описание, рассуждение.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Рассуждение.
| 2 ч.
|
|
|
|
|
|
|
28.
| Рассуждение. Примеры и правило в рассуждении.
|
| Изучение нового материала.
| Тексты простейших рассуждений.
| Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в нее примеры, правила.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
29.
| Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.
|
| Изучение нового материала.
| Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.
| Создавать точные и убедительные рассуждения.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Описание.
| 3 ч.
|
|
|
|
|
|
|
30.
| Понятие об описании. Признаки предмета.
|
| Изучение нового материала.
| Понятие об описании, его отличительных признаках. Признаки предмета, основную мысль текста.
| Определять и находить текст – описание. Выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
31.
| Описание в объявлении.
|
| Изучение нового материала.
| Объявление, в основе которого – описание.
| Составлять объявления – описания.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
32.
| Загадки – описания.
|
| Изучение нового материала.
| Особенности загадок, включающих признаки предметов.
| Конструировать загадки, используя прием описания.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
| Невыдуманный рассказ.
| 2 ч.
|
|
|
|
|
|
|
33.
| Было или придумано.
|
| Комбинированный урок.
| Невыдуманный рассказ.
| Отличать правду от вымысла (рассказ о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии).
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
34.
| Части рассказа. Обобщение по теме: «Текст».
|
| Комбинированный урок.
| Структуру невыдуманного рассказа.
| Составлять невыдуманные рассказы; анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошел с рассказчиком.
| Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|