Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 154.75 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.04.2014
Размер154.75 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
100-bal.ru > Философия > Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование

по речи и культуре общения

34 часа (1 час в неделю)

1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Речь и культура общения» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы Т.А. Ладыженской «Детская риторика».

( Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа). Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баллас, 2003.

Программа обеспечена:

Для учащихся;

Учебной тетрадью:

Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. – М.: Баллас, 2009.

Для учителя:

Методические рекомендации для учителя. Уроки риторики. 1 класс. – М.: Баллас, 2004.

Уровень программы: базовый.

Цели курса:

Обучающие цели: сформировать базовые общеучебные речевые, читательские, коммуникативные умения и навыки учебного сотрудничества

Развивающие цели: развитие речи, а именно: обогащение и усложнение её словарного запаса, овладение художественными образами, выразительными средствами языка; содействовать развитию у детей умений общаться; обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи

Воспитательные цели: способствовать формированию опыта нравственного поведения; способствовать обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.

Умения

Понятийные и инструментальные знания

ОБЩЕНИЕ




Для чего люди общаются.

Понятие о риторике.

Виды общения

У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах).

У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях.

Устное и письменное общение

(чем различаются).

Словесное и несловесное общение.

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Речевая деятельность

У-1. Слушать учителя, его объяснения.

У-2. Быть хорошим слушателем.

У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения.

У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил.

У-2. Уместно, умело использовать

громкость, темп речи в устных высказываниях.

У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности.

У-2. Сочинять считалки, загадки.

У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации.

У-2. Пользоваться подходящими

приемами ознакомительного чтения.

Слушание.

Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)

Вывеска.

Скороговорка.

Чистоговорка.

Считалка.

Загадка.

Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).

Некоторые приемы ознакомительного чтения.

У-1. Анализировать шрифтовые

выделения (в том числе и цветом)

в текстах учебников.

Письменная речь. Графическая

структура письменного текста:

шрифтовые выделения (о чем нам

говорят шрифт, иллюстрации).

Речь правильная и хорошая (эффективная)

У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.

У-2. Исправлять замеченные ошибки.

Недочеты в речи.

Правильная и неправильная речь.

Речевой этикет

У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения.

У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы.

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Разговор по телефону.

ТЕКСТ. Речевые жанры

У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст.

У-1. Определять тему и основную мысль текста.

У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста.

У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов.

Что такое текст.

Тема и основная мысль текста.

Текст и заголовок текста.

Ключевые (опорные) слова.

Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Этикетные речевые жанры

У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах.

Приветствие.

Прощание.

Благодарность.

Извинение.

У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости.

Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

По программе 34 часа.

По тематическому плану 34 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень)

Учащиеся должны знать понятийные компоненты:

- общение,

- речевая ситуация,

- виды общения,

- речевой этикет

- риторические этапы полготовки текста,

- качества речи;

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать общение – корректность речевого поведения в ситуациях, уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его, умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения;

- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития;

- способны решать следующие жизненно-практические задачи: участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, использовать умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сфере.

Таблица ( расчасовка ) изучаемого предмета по блокам.

Тема блока

Количество часов

Примечание

1. Общение

2. Речь: устная и письменная

3. Текст. Речевые жанры

7 ч.

11 ч.

16 ч.








Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дидактические цели урока

Форма

организации

познавательной деятельности

Дата

Примечание

знать

уметь




1 четверть

Часть 1. Общение.

9 ч.

18 ч.



















1.

Проверь себя.




Урок обобщения и систематизации знаний.

Слова приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Анализировать речевую ситуацию, определять ее компоненты.

Беседа.










Наука риторика.

3 ч.



















2.

Наука риторика.




Комбинированный урок.

Науку «риторика», значение этой науки. Значение риторических умений.




Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







3.

Кому – кто. Речевая ситуация.




Комбинированный урок.

Общение как процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит). Понятие речевой ситуации.

Определять компоненты речевой ситуации (кто -кому- о чем) ; учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь. Анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







4.

Кто, кого и как приглашает.




Комбинированный урок.

Функции адресата и адресанта.

Определять функции адресата и адресанта. Выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит(пишет) – кому говорит (пишет).

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Как мы говорим.

5 ч.



















5.

Темп – от медленного до скороговорки. Громкость – от шепота до крика.




Комбинированный урок.

Темп и громкость как средство выразительности устной речи.

Уметь говорить медленно и быстро, тихо и громко.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







6.

Тон речи.




Комбинированный урок.

Тон как средство выразительности устной речи.




Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







7.

Настроение, чувство и тон говорящего.




Комбинированный урок.

Настроение, чувство и тон как средство выразительности устной речи.

Различать оттенки тона.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







8.

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.




Комбинированный урок.

Мимика, взгляд, жесты, поза как дополнительные средства выразительности устной речи.

Анализировать речевые ситуации.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







9.

Обобщающий урок по теме: «Как мы говорим».




Проверка знаний.

Основные понятия «Устная речь. Как мы говорим».
















2 четверть

Учусь слушать.

7 ч.

5 ч.



















10.

Мы слушаем - нас слушают.




Комбинированный урок.

Слушание как речевая деятельность. Роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания.

Быть внимательным слушателем.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







11.

Слушали и услышали.




Комбинированный урок.

Цель слушания.

Быть внимательным слушателем.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







12.

Слушаем и стараемся понять.




Комбинированный урок.




Понимать текст, воспринимаемый на слух; определять тему звучащего текста, его основную мысль; выделять непонятное в тексте.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







13.

Слушаем, как говорят




Комбинированный урок.

Содержание речи. Несловесные средства выразительности устной речи: тон, темп, громкость, мимика, жесты, поза.

Уметь слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передается несловесными средствами выразительности устной речи.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







14.

Слушаем на уроке.




Комбинированный урок.

Приемы слушания.

Слушать, понимать и запоминать устную речь.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Вежливая речь.

2 ч.



















15.

Просить, умолять, требовать.




Комбинированный урок.

Просьба как этикетный речевой жанр; отличие просьбы от требования, мольбы; средства вежливого выражения просьбы.

Уместно употреблять разные средства выражения просьбы.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







16.

Ненавязчивая просьба.




Комбинированный урок.

Скрытую (ненавязчивую) просьбу.

Просить вежливо и убедительно; выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










3 четверть

Учусь читать и писать.

10 ч.

2 ч.



















17.

О чем говорит шрифт.




Комбинированный урок.

Шрифты. Показать, как оформление текста на письме помогает понять его смысл.




Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







18.

Рисунки, таблицы, схемы.




Комбинированный урок.




Читать схемы, таблицы; понимать значение рисунков в учебных книгах.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Часть 2. Текст.

16 ч.






















Тема и основная мысль.

3 ч.



















19.

Текст. Тема и заголовок текста.




Изучение нового материала.

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.

Отличать текст от набора предложений. Определять тему текста и тип заголовка.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







20.

Основная мысль текста.




Изучение нового материала.

Основную мысль текста.

Определять основную мысль текста.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







21.

Опорные слова.




Изучение нового материала.

Опорные (ключевые) слова.

Выделять опорные (ключевые) слова в тексте; по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать текст.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Пересказы.

3 ч.



















22.


Подробный пересказ.





Комбинированный урок.


Виды пересказа: подробный.


Воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов и не добавляя того, чего в тексте нет.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







23.

Краткий пересказ.




Комбинированный урок.

Виды пересказа: краткий.

Передавать основное содержание текста.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







24.

План. Текст и план.




Комбинированный урок.

План – оглавление.

Составлять план. Соотносить текст и план, исправляя допущенные неточности.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Вежливый отказ.

2 ч.



















25.

Согласие или отказ.




Комбинированный урок.

Согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ.

Вести диалог со значением «вежливый отказ», пользуясь различными этикетными свойствами.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







26.

Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.




Комбинированный урок.

Средства, смягчающие отказ: вежливые слова, объяснение причины отказа, обещанием выполнить просьбу впоследствии, соответствующими мимикой, жестами, тоном.

Уметь вежливо отказывать, уместно реагировать на отказ.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Типы текстов.

1 ч.



















27.

Типы текстов.

4 четверть

8 ч.

Изучение нового материала.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Определять тип текста в простейших случаях: устный – письменный, диалог – монолог; повествование, описание, рассуждение.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Рассуждение.

2 ч.



















28.

Рассуждение. Примеры и правило в рассуждении.




Изучение нового материала.

Тексты простейших рассуждений.

Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в нее примеры, правила.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







29.

Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.




Изучение нового материала.

Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.

Создавать точные и убедительные рассуждения.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Описание.

3 ч.



















30.

Понятие об описании. Признаки предмета.




Изучение нового материала.

Понятие об описании, его отличительных признаках. Признаки предмета, основную мысль текста.

Определять и находить текст – описание. Выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







31.

Описание в объявлении.




Изучение нового материала.

Объявление, в основе которого – описание.

Составлять объявления – описания.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







32.

Загадки – описания.




Изучение нового материала.

Особенности загадок, включающих признаки предметов.

Конструировать загадки, используя прием описания.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.










Невыдуманный рассказ.

2 ч.



















33.

Было или придумано.




Комбинированный урок.

Невыдуманный рассказ.

Отличать правду от вымысла (рассказ о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии).

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.







34.

Части рассказа. Обобщение по теме: «Текст».




Комбинированный урок.

Структуру невыдуманного рассказа.

Составлять невыдуманные рассказы; анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошел с рассказчиком.

Фронтально- индивидуальная работа. Беседа.


































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск