Скачать 84.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» _______________________________________________________________________________________________________ Институт Кибернетики Направление Информационные системы и технологии Кафедра Афтоматики и компьютерных систем Эвристические методы реферат по курсу менеджмента Выполнили студенты гр.8И01 Фам Ван Мань (подпись студента) Проверил асситент кафедры Николаенко В.С менеджмента (подпись преподавателя) Томск – 2013 Введение Разработка управленческих решений творческих задач является трудным занятием. В управленческой практике такие задачи встречаются обычно. Они решаются постепенно, путем обсуждения, концентрации идей и развития новых подходов. Эвристический метод используется при невозможности решить проблему стандартными, формализованными методами принятия управленческих решений. Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач. Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в "Учении о методах механики" подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название "Эвристика". Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации, конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью полного удовлетворения потребностей моделей. Главная часть 1. Определение Эвристика - это отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека (по википедии). Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи Эвристические методы - это последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. 2. Основные условия Для эффективного использования данного метода необходимо удовлетворяются следующие условия:
Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией как участников такого обсуждения, так и его организатора. 3. Основной набор приемов эвристического метода Существует около 30 наборов приемов, входящих в состав эвристического метода. Приведем последовательность действий для одного из них:
4. Классификация 4.1. Метод "Мозгового штурма" Прямая "мозговая атака" является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Обратная "мозговая атака" предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся. Правила для участников • критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям; • критика излагается лаконично, позитивно. • выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу; • продолжительность выступления в течение 15-20 мин; • желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке. Обратная "мозговая атака" может быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования идей формируются контридеи. 4.2. Метод ключевых вопросов Метод целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Принципиальные требования к использованию метода. Проблемность и оптимальность: Искусно поставленными вопросами необходимо снижать Проблемность задачи до оптимального уровня или снижать неопределенность проблемы. Дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы. Целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы. 4.3. Метод ассоциаций Основан на использовании в творческом процессе ассоциаций, метафор и случайно выбранных понятий. Между любыми двумя разными понятиями можно осуществить логическую связь, т.е. переход в 4-5 этапов. «Древесина» – «мяч» «Древесина» – «лес», «лес» - «поле», «поле» – «футбольное», «футбольный» – «мяч». В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы. 4.4. Метод аналогий В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники. Виды аналогий: Прямая – находится в биологических системах (Георг де Местраль – изобрел застежку липучку – аналог репейника, вертолет – аналог стрекозы). Символическая (абстрактная) аналогия – это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. Необходимо отрешиться от словесного описания задачи и создать ее зрительный образ. Фантастическая аналогия – позволяет представить вещи в новой ипостаси, которую они не имеют или не получают (дельфины для охраны ВМФ баз, голуби для точного наведения ракет). Личная аналогия – отождествляем себя с чем-либо или кем-либо. ЛПР должен поставить себя на место изучаемой проблемы. 4.5. Метод инверсии Инверсия - изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот. Классический пример инверсии – изобретение ракеты. К. Циолковский думал, что придумал пушку, но летающую. 4.6. Метод Дельфи Метод представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Экспертам предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются в целях получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует. В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными. При опросе сохраняется анонимность ответов экспертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным). 4.7. Метод 635 • Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную проблему. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению проблемы (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. • Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры. • Условия: рекомендуемое количество участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Метод позволяет получить до 108 (6х3х6) предложений. 4.8. Метод синектики Синектика - совмещение разнородных элементов. Метод синектики заключается в получении наиболее оригинальных идей за счет обучения участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально. Условия и требования: • проблема формулируется в общем (образном) виде; • обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию; • не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения; • при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема; • выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников; 4.9. Метод каталога метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. В результате получаются списки идей и предложений по новым модификациям объекта. 4.10. Метод "Пять почему" Этот метод применяется в различных областях деятельности в процессе анализа проблем и поиска первопричин их возникновения. Целью метода является поиск истинных причин рассматриваемой проблемы с целью эффективного их разрешения. Суть метода - эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении "Почему?", мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему. Ожидаемым результатом является получение информации, необходимой для принятия решений. Зключение Таким образом одним из основных методов, который позволяет проявить творческую активность в процессе обучения умениям решать физические задачи, является эвристический метод. Не смотря на популярность и широкую область применения, эти методы обладают достоинства рядом с некоторыми недостатками. Это: 1. Отсутствие механизма для составления списка всех возможных вариантов (а значит, нет гарантии выхода на самые выгодные, экономичные решения); 2. Отсутствие объективных критериев отбора лучших вариантов: предложения оцениваются специалистами, и выбирают они, естественно, то, что подсказывает им здравый смысл (т.е. психологическая инерция): генерирование нетривиальных идей сводится на нет тривиальным отбором. |
Только факты сгпэк за период а прель май 2012 года Асу2А: Н. Алтыновой, А. Соколовой, О. Бажановой, Л. Казаковой, И. Макаровой. Студенты группы По2а м. Ежов, Г. Юданов, А. Фадеев,... | Отчет по программе педагогической практики Выполнили: студенты 512 группы Педагогическая деятельность преподавателя профессионального учебного заведения №30 | ||
Сто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка) Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие... | Методические рекомендации по написанию рефератА по дисциплине «Электронная коммерция» По данному курсу студенты пишут реферат по одной из предложенных тем. Студент может самостоятельно сформулировать тему и взять её... | ||
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся... Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства», «Горенка», «Вышивка» | Тест Розенцвейга К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые выполнили все задания практических и лабораторных занятий под руководством... | ||
Литература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые выполнили все задания практических и лабораторных занятий под руководством... | Реферат Тема: История реки Енисей Выполнили авторы : Клейн Ольга, Солдатова Яна- учащиеся 6 «а» класса мбоу сош №16 | ||
Схема аттестации по курсу теоретической грамматики немецкого языка за 1 семестр учебного года Студенты, посетившие не менее половины занятий в семестре, а также сдавшие реферат по морфологии немецкого языка до 1 декабря включительно,... | Уважаемые студенты и сотрудники иэуп! Вашему вниманию представляется программа запланированных мероприятий в рамках недели факультета менеджмента и маркетинга | ||
Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | Выполнили: студенты 266 группы Гумерова Е. Толоконникова Ю. Проверила Ромашова Т. В Северного Ледовитого и Тихого океанов. На западе территория района граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом. С юга Дальний... | ||
Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета (реферат) Мищенко С. В. (Ред.) Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета (реферат) | Контрольная работа для магистров заочной формы обучения Контрольная... Студенты, чья фамилия начинается с буквы а по к выбирают рефераты по темам 1-20 из предложенных. Студенты, чья фамилия начинается... | ||
Тематика рефератов по курсу «Основы менеджмента» Ответственность руководителя при разработке и реализации управленческого решения | Реферат по безопасности жизнедеятельности Тема: Самые разрушительные... Смерч — это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению... |