Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства»





Скачать 345.03 Kb.
НазваниеРеферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства»
страница1/3
Дата публикации25.04.2015
Размер345.03 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»
Русский народный костюм жителей Томской области

и его сценическое воплощение.

Реферат с элементами исследовательской работы.

Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства», «Горенка», «Вышивка».

Жданова Юля, 13 лет;

Субач Евгения, 13 лет;

Зоммер Ирина, 12 лет;

Гавриловская Екатерина, 12 лет;

Малкова Анна, 12 лет;
Руководители:

Волкова Любовь Павловна,

Голосова Юлия Александровна,

Иванникова Екатерина Анатольевна.

Колпашево - 2011

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………….4

  2. Основная часть………………………………………………………..5

    1. Поселения………………………………………………………………5

    2. Традиционная одежда…………………………………………………7

      1. Сарафан…………………………………………………………....9

      2. Рубаха…………………………………………………………….10

      3. «Парочка»……………………………………………………...…11

    3. Поверья, связанные с одеждой. Обряды………………………...…13

        1. Пояс…………………………………………………………….…13

        1. Вышивка, украшения……………………………………………15

        1. Обряды……………………………………..…………………..…17

    1. Исследования по применению традиционной одежды в

современном мире………………………………………………….….19

  1. Практическая часть

    1. Вышивка (детское объединение «Вышивка»)………………….…21

    2. Рубаха (д/о «Школа швейного мастерства»)……………….….….21

    3. Сарафан (д/о «Школа швейного мастерства»)………………..…..22

    4. Украшение (д/о фольклорный ансамбль «Горенка»)……….…..…22

4.Заключение……………………………………………………………..……23

5..Информационное обеспечение…………………………………………….24

6.Приложение

Русский народный костюм жителей Томской области

и его сценическое воплощение.

Цель: Определить роль русского народного костюма в современном мире.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения женской одежды на территории Томской области.

  2. Изучить технологию изготовления одежды (рубаха, сарафан, головной убор, украшения).

  3. Изготовить женский народный костюм.

  4. Воспитать бережное отношение к прошлому своего народа.

Методы:

  • поиск информации в специализированной литературе;

  • экскурсия;

  • анализ информации;

  • интервьюирование с жителями Колпашевского района Томской области.


Гипотеза: народный костюм - основной элемент в возрождении традиций и культуры русского народа.
Объект: народный костюм.

Предмет: традиционная женская одежда 17-19вв.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать на уроках истории, литературы, технологии, внеклассного чтения в начальных классах, внеклассных мероприятиях.

1. ВВЕДЕНИЕ

Русский народный костюм — значительная область традици­онной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В народном костюме ярко выражены религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его характер, высокий уровень духовной и материаль­ной культуры.

Русский народный костюм формировался на протяжении ве­ков, и его развитие было обусловлено социально - экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими националь­ными культурами.

«По одежке встречают...», — говорит народная пословица. Действительно, в старину многое можно было узнать о встречном человеке по костюму. Одежда рассказывала о занятиях человека, его возрасте, социальном и семейном положении. Она была тес­но связана со всем многовековым укладом и обычаями русской деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресеньям, в престольные праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорон и траура.

В наше время своеобразный язык и значение символов русского на­родного костюм понятны лишь узкому кругу специалистов. Лучшие, высокохудожественные образцы русского национально­го костюма можно увидеть, как правило, только на немногочисленных выставках или в книгах. При этом большая часть музей­ных коллекций десятилетиями не экспонируется, а книги и альбомы издаются малыми тиражами, не способными удовлетво­рить возрастающий спрос.

В общеобразовательных школах дети до сих пор не получают даже общих представлений о столь значительном явлении нацио­нальной культуры, каким является русский народный костюм.

Многие десятилетия на нашей сцене царят очень вольные подделки под русский народный костюм. Они искажают образ народной одежды, не только прививают плохой вкус зрителю, но и вводят в заблуждение самих артистов в представлениях об эстетических, духовных ценностях народной культуры.

2. Основная часть.

2.1. Поселения.

Большинство поселений сибиряков в Томском крае основывались по берегам рек – Оби, Томи, Чулыму, Кети, Парабели, Чае и другим притокам, так как реки служили первым и основным транспортным путём продвижения русских в Сибирь.

Выбор места для поселения на первых этапах освоения Сибири русскими определялся природной защищенностью местности и поэтому ориентировался чаще всего на крутые, обрывистые берега рек. Таким был и Томский городок, основанный в 1604г. На Воскресной горе. На высоких мысах основывались и некоторые пригородные селения, например д. Киргизка, возникшая в 17 в. Уединённые поселения старообрядцев нередко располагались на муче – крутой излучине реки, где поселение с трёх сторон ограждалось высоким и обрывистым берегом, а с четвёртой сооружался непроходимый забор из колючих кустарников.

Одной из особенностей выбора мест для поселения в Томском крае было предпочтение невысоких, затопляемых по весне берегов р.Оби. Почти каждую весну жители таких селений плавали по улицам на обласках, жили на чердаках домов, но не переносили селения на более высокое место. Причиной этому были богатые рыболовные места, которые тянули жителей Нарымского края к воде, как земля хлебопашца.

Места, заселённые старожилами, назывались, как правило, Сибирью или Чалдонским краем, а части с более поздними переселенцами носили названия в зависимости от мест выхода жителей или даже из вероисповедания.

Основным типом сельского поселения в Сибири, как и в России, были деревни, обычно небольших размеров. В середине 14 в. В Томском округе насчитывалось 420 деревень, 47 сёл, 6 починков, 2 выселка и 1 станица. Число дворов в них колебалось от 1 до 250, причём в почти половине селений было не более 50 дворов.

Село отличалось от деревни не столько размерами, сколько наличием церкви и административных органов (здание волостного правления, торговые лавки, школа, больница.)

В результате роста числа населения на уже освоенной территории недалеко от старого села возникали выселки – новое поселение. Так , в Новоильинской сотне Кетской волости кроме с.Новоильинского, основанного в 1700 – 1710гг., переселенцами из Пензенской, Тамбовской и Саратовской губерний было 4 выселка – Белояровский, Федоровский, Романовский и Бобылёвский. Все они, кроме Белояровского, были названы по фамилиям основателей. Состав русского населения Томском крае в конце 19 – начале 20вв. был очень неоднородным. По времени переселения они довольно чётко делились на старожилов и переселенцев. Предки старожилов, или, как их ещё называли по всей Сибири, чалдонов или челдонов, переселились сюда до 1861г. и успели за это время сложиться в одну группу со своими языковыми и культурно-бытовыми особенностями. Название « чалдоны» воспринималось большинством старожилов как обидное, неприятное прозвище, употреблялось чаще всего с обидными эпитетами «желторотый», «желтопупый». Однако со временем прозвище утратило обидный оттенок и закрепилось как название сибиряков.

Основная масса первопоселенцев была из северных и северо-восточных уездов России. Были также выходцы из центральных и южных губерний. В селениях русских сибиряков нередко проживали переселенцы других национальностей – белорусы, украинцы, чуваши и др., существенно отличающиеся по своим культурно-бытовым традициям от старожилов.

Календарные праздники, особенно престольные в жизни селян имели не только ритуально-обрядовый характер, но и способствовали сплочению сельского сообщества и формированию общих традиций.

2.2. Традиционная одежда.

С самого начала освоения Сибири население регулярно снабжалось «русским и «восточными» товарами. В Западной Сибири большую роль в обеспечении товарами играл город Томск – крупный центр всей сибирской торговли.

При изготовлении одежды наибольшей популярностью пользовались такие покупные ткани, как ситец, сатин, сатинет и другие хлопчатобумажные ткани. Для шитья праздничной одежды приобретали шерстяные (кашемир, камлот) и шёлковые ткани (чунчу, суру, атлас), а на отделку и вставки Манчестер (ткань типа бархата).

Покупными были также и украшения – серьги, бусы, кольца, гребёнки, различная отделка для одежды – кружева, ленты, пуговицы, сутаж тесьма. Эти мелкие товары часто приобретали у разносчиков, лоточников, которые посещали пригородные и даже более отдалённые селения. Приобрести эти товары можно было как за деньги, так и за продукты своего хозяйства – за яйца, сало, сметану, молоко и пр.

Шитьё. Повседневную одежду из холста и дешёвых покупных тканей шили сами женщины для всей семьи. Праздничную одежду обычно заказывали шить деревенским модисткам, обычно самоучкам. При раскрое повседневной одежды обходились без выкроек, руководствуясь шириной ткани, измерением своей «четвертью» и на глазок. Для старинных видов одежды была характерна экономичность покроя, при котором не оставалось никаких отходов, так как все разрезы были по прямой линии, а срезаемые клинья находили своё место в общем покрое.

Умению изготавливать одежду матери начинали обучать своих дочерей с ранних лет. С 7 – 8 лет девочки учились прясть на специальных маленьких прялках. К 12 – 13 годам девочки уже умели не только прясть, но и шить, вязать, стирать, учились ткать. В 15 лет девушки начинали усердно готовить себе приданое: ткали холсты, полотенца, скатерти, шили и вышивали. Всё это складывалось в яркий, расписной сундук. К свадьбе этот сундук должен быть полон – он составлял одну из существенных частей приданного.

Умение молодой девушки тонко прясть, ткать и шить с особым мастерством было немаловажным критерием при выборе невесты. Даже в частушках пели: «Моя милка часто шьёт, аккуратно вяжет».

Значение рукоделия невесты подчёркивалось и в самом свадебном обряде: по приезде жениха с дружкой подводили к столу, заваленному пустыми катушками, веретенами, напёрстками, сломанными иголками, и требовали выкуп за работу невесты.

Важным этапом был сам процесс изготовления одежды. С древности вышивка и цветная оторочка располагались по швам, по краям и отверстиям одежды, где было наиболее открыто лицо. У русского населения Томской края эта традиция сохранялась в использовании для оторочки краёв одежды, подола и низа рукавов ткани другого, чаще всего красного цвета. К красному цвету было двойственное отношение: с одной стороны, из различных оттенков, от алого до малинового, шили праздничную одежду, особенно мужские рубахи, верхнюю часть женских рубах и парочки. Ношение «красных рубах» считалось отличительной чертой старожилов, тогда как переселенцам они были не по карману.

Ткань красного цвета применялась и в магических целях, для подшивки краёв рукавов и подола, а охотники брали с собой красную тряпку, чтобы протирать ружьё на промысле от «всяческих поветрий». В Томском крае считалось, что человека в красной одежде или даже платке во время грозы обязательно поразит молния. Красную одежду ни в коем случае нельзя было одевать на похороны. В Пасху же, наоборот, полагалось наряжаться и надевать красное. А у старообрядцев бытовали запреты на ношение одежды красного цвета, особенно в последнюю, страстную неделю перед Пасхой.

В конце XIX– начале XX вв. в одежде сибирячек Томского края преобладал так называемый городской комплекс из юбки и кофты. В Западной Сибири он вытеснил традиционный костюм из сарафана и рубахи уже в первой половине XIX в., хотя тот сохранялся у старообрядцев и иногда встречался у переселенцев, принёсших его с собой.
2.2.1. Сарафаны.

Наиболее старинный покрой сарафана – глухой, косоклинный – был известен у старообрядцев. Причём такой сарафан на «широких лямках» надевался только для молений, а повседневно носили косоклинный сарафан на узких «лямках». Этот сарафан отличался такими новыми элементами покроя, как сборки на груди, а сзади он выкраивался цельным с неотрезными лямками из двух полос ткани. Эта часть перехода стана в лямки называлась лягушка. Она обязательно делалась цельным и наделялась, по-видимому, какими-то важными символическими функциями.

Появление круглого сарафана в Сибири обусловлено приездом российских переселенцев, в конце XIX начале XX веков. Этот тип сарафана был довольно широко распространён в Европейской России под названиями «круглый», «московский»1. Шили круглые сарафаны из 3-6 полотен. Прямые полотна кругом сшивали, закладывали складки в количестве, которое позволяло ширина сшитых полотен. Большое количество мелких складок (1-2 мм) показывало мастерство женщины и уровень достатка в семье, такие сарафаны считались богатыми. Если семья была не очень хорошо обеспечена, закладывали меньшее количество более крупных складок. Круглые сарафаны носят девушки и молодые женщины. Сарафаны берегли, небогатая женщина, управляясь по дому, снимала его. Также и при работе в поле в жаркую погоду могли сбросить сарафан или подтыкали его вверх под пояс, чтобы подол не мешал и не обтирался.

Еще один тип покроя сарафанов, сарафан на кокетке - горбач. Был распространен только у староверов. Такие сарафаны появились под городским влиянием в конце XIX начале XX века. Горбачи используются в качестве праздничной и будничной молельной одежде.

Поверх сарафана сибирячки дважды опоясывались узорным поясам с кистями.
2.2.2. Рубахи.

В комплекте с сарафаном русские женщины исстари носили холщёвые рубахи с длинными рукавами. У сибирячек рубахи были как самостоятельной одеждой – «вместо кофты», так и использовались в качестве нижнего белья. Обычно женские рубахи назывались рукава, становина, станушка – от названия её составных частей.

По конструкции стана рубахи были сплошные – из одной полосы ткани от плеча до подола – и отрезные – с пришивным чуть ниже талии станом.

По покрою рубахи были довольно разнообразными: туникообразные с прямыми поликами, на кокетке и со швами на плечах, из одного полотнища ткани, перегнутого на плечах.2 Для повседневной носки шили составные рубахи, верхняя и нижняя часть которых делались из ткани разного качества. Верхнюю часть рукава обычно шили из ситца, сатина или тонкого холста из пестрой ткани, а нижнюю становину из грубого холста или из покупной плотной ткани.

Швы соединяющий полик, рукава и основное полотнище рубашки украшали вышивкой или цветной тесьмой, обшивали красной оторочкой. Вокруг ворота рубахи собирали в сборку мелкие складки или пришивали небольшой стоячий воротничок.

Со временем женские рубахи всё более переходили в разряд нижнего белья, и покрой их несколько упрощался; рукава укорачивались до локтя или совсем убирались.

Нагрудная одежда.

Необходимым элементом женского повседневного и даже праздничного костюма был передник – запон, фартук. Замужним женщинам полагалось его носить постоянно, а у девушек был передник особого покроя – туникообразный, из полотнища, перегнутого на плечах, или они вообще обходились без передника. У женщин наиболее распространены были передники в виде прямого присборенного полотнища, с завязками по талии и фартуки с нагрудкой.

Женская одежда Русского населения Томского края была довольно сложным, историческим явлением, в котором древние традиционные элементы сосуществовали и сменялись поздними стадиями развития покроев, видами одежды и головных уборов, представлениями об их функциях и о необходимости их носить или не носить. Всё это было обусловлено как общерусскими процессами этого времени, так и взаимодействиями различных традиций.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconРеферат с элементами нир может рассматриваться в качестве первой...
Организации и проведении конкурса на лучший реферат с элементами нир для студентов младших курсов в рамках ниу
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconКонкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской...
Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconСеминар для учителей и руководителей детских объединений «Возможные...
«Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития»
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconПоложение о реализации долгосрочной целевой программы «Лестница успеха»...
Постановка проблемы: в волгоградскую областную общественную организацию «Федерация детских организаций» входят 40 районных общественных...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconРеферат сложная форма письменной исследовательской работы, свидетельствующая...
Реферат – сложная форма письменной исследовательской работы, свидетельствующая о знании литературы по конкретной теме, собственном...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconОформление исследовательской работы, реферата
Перед вами стоит непростая задача: представить свою работу жюри наилучшим образом. Хотим дать несколько советов. Вы представляете...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconРеферат с элементами нир, представляемый на Конкурс может содержать следующие разделы
К положению об организации и проведении конкурса на лучший реферат с элементами нир для студентов младших курсов в рамках ниу
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconКомитет образования
Победы в Великой Отечественной войне», а также в целях активизации работы туристско-краеведческих объединений в рамках движения «Отечество»,...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconРеферат, курсовую, диплом Безрукова Валентина Сергеевна
Научные тексты главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения важная составляющая труда исследователя....
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconРеферат с элементами исследовательской деятельности на тему: Символика цвета в повести
Целесообразность использования слов со значением цвета в повести А. Грина «Алые паруса»
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconМетодические материалы для организации исследовательской работы. Подгорнова С. Н
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconПоложение об областном конкурсе на лучшее сочинение и реферат «iii...
Андрея Первозванного проводит Епархиальный отдел образования и катехизации, огоу ао «Православная гимназия» и Астраханская региональная...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconУрока в 6 классе Урок №18-19 Тема урока
Данный урок является одним из уроков по разделу «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)» в 6 классе, на котором продолжаются...
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconГаббасов нуржан
Работу выполнили ученики 8 класса междугореой основной общеобразовательной школы
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства» iconПояснительная записка Актуальность дополнения школьной программы курса «Общая биология»
Кроме этого, значительное место в программе отводится «Проблемной мотивации ученика» через самостоятельную работу при формулировке...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск