Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу





Скачать 125.51 Kb.
НазваниеКонкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу
Дата публикации15.10.2013
Размер125.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Березовская основная общеобразовательная школа

Конкурс
Новый взгляд на школьный предмет.
Тема исследовательской работы.
Слово школьницы об уроках русского языка.


Работу выполнила

Антонова Елена,

8 класс, 01.06.1997.

Руководитель:

Харитоненко Галина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы.

Березовка, 2012 год

Содержание

I. Введение

  1. Определение предмета, объекта исследования 3

  2. Постановка целей и задач 3

  3. Актуальность темы 4

  4. Место, сроки и продолжительность исследования 4

II. Основная часть.

  1. Обоснование и описание методов сбора и обработки материалов 5

  2. Результаты анкетирования ровесников 5

  3. Консультация учителя русского языка и литературы об особенностях организации проектной работы на уроке 6

  4. Практическая попытка самостоятельной разработки урока – проекта на примере темы: «Наречие как часть речи» 8

  5. Результаты проектной деятельности и их обсуждение 9

III. Заключение.

  1. Выводы по результатам достижения поставленных целей 11

  2. Перспективы продолжения работы 11

IV. Список литературы и источников 13

V. Приложение


I. Введение

1. Определение учебного предмета, объекта исследования.

Когда в 5 классе мы изучали пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», я осуждала девочку – королеву: какая капризная, властная, невоспитанная, жестокая, ленивая, легкомысленная… Не хочет учиться, перечит прожившему жизнь профессору, угрожает ему казнью за то, что он дает мудрые советы.

Сейчас я неслучайно вспомнила эту литературную героиню: в ней узнала себя. На уроках чувствую внутренний протест указаниям учителей: прочитай это, спиши то, выучи наизусть… Никто не спросит, интересно ли это, нужно ли тратить столько времени на задание, которое раздражает, тяготит, не доставляет удовольствия.

В отличие от королевы я понимаю, что нужно знать тонкости русского языка, и с удовольствием, подумав, поставлю запятую там, где она нужна: «Казнить нельзя, помиловать!»

Но с преподаванием нужно что-то делать.

Для исследования я выбрала русский язык и небольшую, но сложную тему: «Наречие как часть речи». Почему этот предмет?

Русский язык – одна из трудных школьных дисциплин по своей многогранности. Чего только не обязаны уметь ученики! Правильно произносить слова, строить предложения и тексты, грамотно писать диктанты, изложения, сочинения, выполнять тесты. Наверное, и преподавать его труднее всего. Это же подтверждает оформление учебника. Какой учебник самый серый, скучный, непривлекательный? Учебник русского языка и геометрии. Они сразу отбивают желание учиться. Но я люблю преодолевать препятствия. Предложу ребятам самим создать макет хотя бы одной главы учебника.

2. Постановка целей и задач.

Вышеизложенные мысли помогли мне определить цели и задачи исследования.

Цели: 1) Чтобы определить свой «новый» взгляд на школьный предмет,

найти ответы на вопросы:

- как организовать учебное занятие, чтобы школьники максимально самостоятельно, с желанием изучали основы наук?

- как сделать, чтобы учитель был не указчиком, а сопровождающим в увлекательный мир знаний?

- только ли оценка – толчок к получению знаний, пониманию их необходимости?

2) Выяснить причины, не позволяющие учителям всегда проводить уроки, которые нравились бы ученикам.

Задачи: - опросить ровесников;

- проконсультироваться у учителя;

- попробовать самостоятельно разработать и провести урок,

который дал бы ответы на поставленные вопросы.

3) Актуальность темы.

Когда мне предложили участвовать в данном конкурсе, я засомневалась, получится ли у ученицы сказать свое «незрелое» слово о школьном предмете. Но снова вспомнила героиню Маршака.

Она открыто своим поведением говорила профессору , что скучно на уроках писать диктанты, которые ничего не дают.

Актуальность темы вижу в том, что пора нам, школьникам, заявить: учебные занятия – это часть нашей жизни и на них мы должны жить, активно работая, радуясь открытиям, общаясь друг с другом, применяя свои знания не когда-нибудь на экзаменах, а сейчас же, на уроке.

Все газеты, телевидение постоянно сообщают о проектах. Герои художественных фильмов тоже создают проекты, участвуют в конкурсах, получают гранты. Значит и нам нужно этому учиться.

4) Место, сроки и продолжительность исследования.

МКОУ Берёзовская основная общеобразовательная школа, кабинет русского языка и литературы.

Продолжительность исследования: февраль, март 2012 года (краткосрочный проект)

II Основная часть.

  1. Обоснование и описание методов сбора и обработки материалов.

Так как я выбрала исследовательскую работу, то буду вести поиск. Сначала подумаю, что меня не устраивает в современном уроке, соберу необходимые материалы. Буду сравнивать, анализировать, выдвигать предположения, доказывать их правильность или опровергать, обобщать, делать выводы. Проведу анкетирование среди ровесников, ведь то, что не нравится мне, не значит – не нравится другим. Попрошу консультацию у учителя русского языка. Попробую самостоятельно разработать проект урока «Наречие как часть речи» (небольшой опыт я имею: мы выпускали школьную стенгазету методом проектной деятельности). Предложу учителю вместе провести урок в качестве эксперимента.

2) Результаты анкетирования ровесников.

Из сказанного во «Введении» формулирую пробный вариант «нового» взгляда на школьный предмет, а именно на уроки русского языка:

- максимальная самостоятельность учеников;

- учитель не указывает, что делать, а предлагает, сопровождает;

- радость открытия мы должны выражать не мимикой (улыбкой, огоньком в глазах), а полноценно делясь ей в процессе делового общения на уроке.

Чтобы проверить справедливость своей точки зрения, на классном часе предлагаю провести анкетирование по вопросу:

Что вы хотели бы изменить на уроке, чтобы ваша успеваемость повысилась?

Маслова Ирина. «Мама говорит, что у меня дырявая память. Я запоминаю

что-то яркое, занимательное, то, что меня взволнует.

Правила запоминаю по схемам, опорным конспектам.

Хочу, чтобы на уроках всё было ярким».

Глуханцева Лена. «Я очень медлительная, во всем сомневаюсь. Мне нужно

постоянно спрашивать, правильно ли я поступаю, так ли

надо делать. За урок успеваю выполнить половину

того, что делают другие, поэтому получаю «тройки».

Хочу, чтобы заданий было меньше.

Самойленко Кристина. «Я люблю шевелить мозгами, где надо придумать

сказку, ребус. Остальные задания для меня чужие.

Я их выполняю долго, неохотно, очень устаю,

поэтому плохо учусь».

Анализ анкет показывает, что в целом мое «слово» о школьном предмете правильное. Вношу дополнения из высказываний ребят:

- учителю подбирать необычные задания, которые «взволнуют» ученика, станут запоминающимися;

- учителю нужно организовать занятие так, чтобы каждый нашел задания «по душе»;

- на уроке создавать обстановку сотворчества, чтобы медлительные ученики не отставали, а сомневающиеся вовремя получали поддержку.

3)Консультация учителя русского языка, об особенностях организации проектной работы на уроке.

Свои выводы по результатам анкетирования я показала учителю русского языка и спросила, можно ли по нашим предложениям организовать занятия.

На кружке нам рассказали об особенностях урока-проекта. Иногда такие уроки уже проводили, но мы не заметили новизны (просто не задумывались).

Итак, я узнала, что цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают навыки общения, работы в группах; развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы). В проектном обучении у ученика имеются возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свои знания. В работе над проектом осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и между собой в группах, возможно привлечение консультантов из других сфер деятельности, например, истории, живописи, музыки.

Каждый учащийся, работая над проектом, имеет возможности применения своего опыта, знаний, проявить свои способности к творчеству, учитывая свои интересы и склонности, уровень обученности, умение регулировать темп работы, осуществляя выбор темы проекта, подтемы, партнеров, способ представления результатов, имея доступ к получению необходимой информации с помощью учителя, руководителя проекта.

Проект имеет направленность на достижение трудной цели, на конечный результат – продукт проекта, защита которого способствует повышению ответственности учащихся.

Школьные проекты бывают: творческие, исследовательские,

информационные, игровые, ролевые;

по предметно-содержательной области интересов: экологические,

филологические, правовые,

художественные;

по участию в разработке: личностные, групповые;

по аудитории: школьные, региональные;

по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные;

по форме представления, защиты: пленарные, стендовые.

Этапы работы над проектом.

I Обучение исследовательской деятельности, постановке целей и задач, формулированию проблемы, получению результата.

II Ознакомление со структурой научного труда, требований к нему.

III Выбор темы, проблемы; планирование работы согласно собранному материалу.

IV Актуальность.

V Разработка гипотезы.

Гипотеза – это научное предположение, которое нужно проверить, подтвердить или опровергнуть. Гипотеза поможет определить, каким образом автор будет достигать поставленную цель.

VI Усвоение приемов работы с информацией, техникой конспектирования, написания реферата.

VII Планирование.

- Определить обязанности и объём, если групповая работа;

- Составить список литературы, определить источник информации(архивы, музеи, встречи с очевидцами событий)

- Определить форму представления результатов.

VIII Оформление.

Систематизация полученного материала, на котором предполагается обоснование. Если групповая работа, создается проект как единое целое. Главное назначение проекта – изменить, украсить окружающий мир.

IX Защита проекта.

Прочитав после консультации свои записи, я поняла, что восьмиклассники во многом еще не готовы к таким серьезным научным занятиям, но то, о чем мы мечтаем (самостоятельность, деловое общение, применение знаний), возможно осуществить именно при создании проекта.

4) Практическая попытка самостоятельной ( в сопровождении учителя) разработки урока-проекта на примере темы: «Наречие как часть речи».

Тема: «Наречие как часть речи»

Литература 1. М.Т. Баранов «Русский язык» (учебник для 7 класса)

2.В.В. Волина «Весёлая грамматика»

3.В.Г. Бурмако «Русский язык в картинках».

Вид проекта: информационный, групповой.

Время проведения: 2 урока

Цели: 1) изучить особенности происхождения, способов образования, употребления наречий в речи;

2)создать макет главы учебника «Русский язык» для 7 класса; плакат для стенда в кабинет русского языка.

Обязанности и объем работы

В группе 4 человека, поэтому тему разбиваем на 4 подтемы, определяем проблемы.

1 подтема Общее значение наречий.

Проблема Как «работают» наречия?

Обязанности Написать сказку.
2 подтема Способы образования наречий.

Проблема Когда возникли наречия? От каких частей речи и как

образуются? Как наречия отличить от других частей речи?

Обязанности Написать исследование.
3 подтема Смысловые группы наречий.

Проблема Как употребляются наречия?

Обязанности Написать доклад-миниатюру. Составить ребусы.
4 подтема Орфография наречий.

Проблема Каково правописание наречий?
Обязанности Составить опорный конспект по правилам правописания.

Каждый выбирает подтему по своим интересам и наклонностям, готовится к презентации результатов. На занятиях кружка мы редактируем наработанный материал и изготавливаем плакат для стенда и макет главы учебника по данной теме.

(Приложения 1,2)

5)Результаты проектной деятельности и их обсуждение.

В ходе подготовки материалов для продукта проекта мы самостоятельно планировали свою работу на уроке, определяли цель и достигли её, изучили теоретический материал по теме: «Наречие как часть речи». Нам обязательно поставят «пятёрки», потому что всегда за проявление самостоятельности, и даже за небольшое открытие нам ставят «отлично». Но не высокая оценка манит, а сама атмосфера. Ира Маслова любит сочинять, фантазировать – взялась за лингвистическую сказку. Саша Казанцев любит конструировать, рисовать – выбрал составление опорного конспекта по правописанию; Лена Глуханцева может просто пересказать то, что прочитала, - ей поручили доклад-миниатюру; я люблю наблюдать, сравнивать, искать, доказывать, опровергать мысли- выбрала исследование. Мы делали своё задание и наблюдали, как работают другие – так регулировали темп; попутно советовались, как лучше сформулировать мысль, что главное в информации, а что можно исключить. Каждый проверил себя в определённой роли: читатель, интерпретатор, автор, зритель, слушатель, аналитик, исследователь, конструктор. Учитель выполнял роли советчика, организатора, информатора, критика. Наши отношения строились на основе не только взаимного доверия, уважения, но и взаимной требовательности.

Самым главным моим открытием стало то, что учитель должен уметь и исследовать, и быть фантазёром, творческой личностью, и знать, как писать доклад, реферат, должен уметь рисовать, конструировать.У него тоже никто не спрашивает, нравится ли это или нет. Значит в будущем, когда мы станем специалистами, жизнь нам будет предоставлять задания на свое усмотрение, а мы вынуждены будем их выполнять. Это меня разочаровало.

Подводя итоги нашей работы, учитель сказал, что быть односторонним человеком, действительно, скучно, а во взрослой жизни и опасно: одиноки и несчастны, так называемые «ботаники», теряют веру в себя. В жизни нет легких путей, поэтому нужно бать одновременно и художником, и аналитиком, и организатором, и конструктором. Мы уже в 8 классе чувствуем, что этому учиться трудно, а самое главное – долго. Помните всегда русскую мудрую пословицу «Век живи – век учись». Сэтим я спорить не могу.

III Заключение

Выводы по результатам достижения поставленных целей.

Я нашла ответы на вопросы, указанные в целях моего исследования. Они стали для меня окончательным словом об уроках русского языка, и не только; моим «новым» взглядом на школьный предмет.

1. Как организовать учебное занятие, чтобы школьники максимально самостоятельно, с желанием изучали основы наук?

Нужно не покорно принимать то, что нам предлагает учитель на уроке, а проявлять свою инициативу: я возьмусь сам – вы мне только посоветуйте, помогите сделать первые шаги.

2.Как сделать, чтобы учитель был не указчиком, а сопровождающим в увлекательный мир знаний?

Не бояться любых заданий, сотрудничать с учителем, настраивать себя: «Получение знаний – это так интересно!». Без нашей инициативы учителю ничего не остается делать, как указывать.

3.Только ли оценка – толчок к получению знаний, пониманию их необходимости?

Получить хорошую оценку на уроке всегда приятно, тем более, что это порадует и родителей. Но всё-таки я думаю, что внутри каждого ученика должен быть какой-то азарт, особый настрой. Как бы ни старался учитель создать для этого условия, результаты будут незначительные. Очень многое зависит от ученика: он сам должен определить удобный для себя путь к знаниям, это своеобразная игра с самим собой. Я нашла этот путь. При изучении новой темы черчу таблицу, постепенно ее заполняю, причем с увлечением.



Знала раньше

Узнала сейчас

Хочу знать







(формулирую проблему и ищуответ)


Так я побываю в роли читателя, слушателя, информатора, критика, аналитика, автора, исследователя и т.д. Самое главное – любой урок становится интересным.

4.Причины, не позволяющие учителям всегда проводит уроки, которые нравились бы ученикам, просматриваются в предыдущих ответах. Хочу только добавить: одна из веских причин – нехватка времени, перегрузка и учеников, и учителей. Еще мы не имеем достаточных «инструментов» для анализа информации, поэтому скучно.

2)Перспективы продолжения работы.

Мы оформили плакат: «Знакомьтесь: наречие!», создали макет главы «Наречия» учебника русского языка для 7 класса. Стенд сначала повисит в коридоре школы, его содержание будет интересно и учителям начальных классов, и всем ученикам. Потом при изучении темы «Наречие» в последующие годы его можно использовать как газету в кабинете русского языка. Макет главы учебника русского языка для 7 класса размножим и подарим семиклассникам.

Положением о проведении конкурса предусмотрена очная защита проектов, поэтому могу поделиться своими наблюдениями и выводами с более широкой аудиторией.


IV Список литературы и источников.

  1. «Русский язык» учебник для 7 класса под редакцией М.Т. Баранова

  2. В.В. Валина «Веселая грамматика»

  3. В.Г. Бурмако «Русский язык в картинках»

  4. Личные наблюдения и выводы.

  5. Анкетирование ровесников.

  6. Консультация учителя русского языка Харитоненко Г.Г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В данной статье определены задачи, цели и место проектно-исследовательской работы в воспитании ценностно-ориентированной личности...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconУрок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка»
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconТезисы научно-исследовательской работы по теме: «Вклад Пушкина в...
Научный Афанасьева В. Н. учительница русского языка и литературы бсош №1
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Городской конкурс разработок уроков на тему: «Словари на уроках русского языка» проводится с 19 по 28 ноября 2013 года в рамках ежегодного...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconРайонный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы
«Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconШкольный реферат: каким он должен быть?
Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской работы. Слово школьницы об уроках русского языка. Работу iconОтчет по теме самообразования «Использование алгоритма на уроках русского языка»
Тема: «Организация работы с учащимися в соответствии с их способностями и возможностями»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск