Скачать 1.15 Mb.
|
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского МР. Представление опыта работы «Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности». Учитель русского языка и литературы Семёновской СОШ Торопова Елена Борисовна. (152445 Ярославская область Первомайский район с.Семёновское ул.Некрасова, д.2 Телефон: 3-21-93, 3-22-41) Семёновское 2007 г. План работы.
III. «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».(Л.Н.Толстой). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. IV.Моя педагогическая философия. V. Приложения. Строгим и ласковым, мудрым и чутким, Тем, у кого седина на висках, Тем, кто недавно из стен институтских, Тем, кто поведал нам тайны открытий, Учит в труде добиваться побед, - Всем, кому гордое имя «Учитель», Посвящается… I. Это гордое звание – Учитель! Моё учительское школьное «вчера» наступило в ноябре 1991 года. Я – студентка пятого курса Ярославского государственного института имени К.Д.Ушинского. В Семёновской средней школе Первомайского района срочно требовался учитель русского языка и литературы. Никогда не забуду своего состояния перед первым уроком. Старшие классы… Как встретят? Как воспримут? Как поведут себя? Я очень благодарна детям, которые как-то сразу увидели во мне своего учителя. И я приложила все усилия, чтобы стать им по-настоящему. Первое время было трудно, сказывалась нехватка педагогического опыта. Приходилось много читать, много сидеть за книгами, готовясь к урокам. Я поняла, мало знать самому, важнее найти пути и формы передачи информации детскому сознанию… Вспоминаю годы моей школьной жизни – восьмидесятые. Требовательные учителя, робкие, послушные ученики, строгие рамки поведения – вот что замопнилось мне прежде всего. Мы, активные, ответственные учащиеся, в основном занимались общественной работой: подготовка и проведение сборов, собраний, тимуровская помощь престарелым и ветеранам, строгая подготовка нас, пионеров, к вступлению в комсомол. Пришло время перестройки. Многое в жизни страны изменилось. На смену авторитаризму пришли гласность и демократия. Новое постучалось в двери школы. И вот я, уже с дипломом педагога в руках, в 1992 году вернулась работать в ту же сельскую школу, ставшую за год почти родной. Хочу заметить, что современные ученики, по сравнению с нами, заметно изменились. Самостоятельные, уверенные в себе, целеустремлённые, они добывали знания в кропотливом труде вместе с нами, учителями. Приоритетными качествами детей в настоящее время я считаю их способность к творчеству, предприимчивость и организованность. Сегодня огромна роль школы в обеспечении условий для проявления склонностей и способностей учащихся. Об этом не могли мечтать сельские школьники 80-х годов. Расширяется спектр образовательских услуг. Множество образовательных технологий, учебных планов, выбор учебников представляют возможности учащимся для получения как можно большего объёма знаний и умений в разных сферах деятельности. Хочется отметить и то, что в нашей школе дети чувствуют себя комфортно, отношения между мной, как учителем, и учащимся открытые, доверительные. В своей педагогической работе я часто веду с ребятами разговор о школе, в которую они ходили бы с радостью, из которой бы не спешили возвращаться домой. С каждым годом всё смелее и смелее они высказывают своё мнение о такой школе. Что думают дети об учителе? По их словам, он должен быть добрым. Дети хотят, чтобы педагог был чутким и внимательным, понимающим их с полуслова, с полувзгляда, хотят видеть учителя своим другом. Поэтому, какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными. На современном этапе работы школы главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно, выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в который должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил учащихся. Появляется необходимость в учителе-профессионале, способном с учётом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, преобразующую силу труда. Чтобы показать свой профессионализм, поделиться опытом работы, необходимо принимать участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. Я являюсь участником нескольких таких конкурсов. В 2003-2004 учебном году наша школа стала лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Школа года - 2003». (Копия диплома). Вниманию жюри мною был представлен открытый урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по УМК «Вокруг тебя - Мир» на тему «Эта вещь сильнее смерти». В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)». Также я приняла участие в работе Круглого стола и выступила с докладом «Из опыта работы по курсу «Вокруг тебя мир»». Следует отметить, что данный курс вызвал существенный интерес у представителей различных муниципальных районов Ярославской области. В перспективе хочу поделиться своим опытом преподавания учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир» с коллегами из других областей, опубликовать конспекты проведённых занятий на страницах печати. В 2005-2006 учебном году я – участница конкурса на денежное поощрение лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». (Копия грамоты). В настоящее время я готовлюсь к выступлению на районном конкурсе «Учитель года». (В качестве приложения к I разделу – фотовыставка). II. Развитие коммуникативных способностей детей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. Обучение через желание. Моё профессиональное «завтра» неразрывно связано с моими «вчера» и «сегодня». Впереди много работы. В системе образования грядут перемены. Главной задачей школы на современном этапе является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, ответственной и коммуникабельной. Поэтому, я считаю, что русский язык и литература более многих других школьных дисциплин имеют и должны иметь отношение к воспитанию этих качеств. Одной из целей изучения русского языка на ступени основного общего образования является развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. В числе основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы и способствующих развитию коммуникативных способностей я выделила следующие: - Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). - Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров). - Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды. Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов. Проанализировав обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русскому языку и литературе, я отметила, что содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции, богато и разнообразно. Оно включает следующий материал для изучения: - Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. - Сферы и ситуации речевого общения. - Стили и типы речи. - Культура речи. -Текст как продукт речевой деятельности. - Основные виды информационной переработки текста. - Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. - Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. - Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. - Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. - Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Моя внеурочная деятельность, я считаю, так же как и обучение русскому языку и литературе, играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений, а главное – способствует развитию коммуникативных способностей учащихся. Как же организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Как сформировать у школьника коммуникативную компетентность? На эти и другие вопросы поможет найти ответы представленный мною опыт работы «Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».
Основным направлением в своей работе считаю развитие коммуникативных способностей учащихся. С этой целью для коллег провожу открытые уроки развития речи, практикую нетрадиционные уроки русского языка и литературы, занимаюсь разнообразной внеурочной деятельностью. (Приложения №1, №2, №3). В 2002 году обобщила опыт работы по теме «Внеклассная работа по русскому языку». (В качестве приложения творческий отчёт). В течение трех лет (2002-2005) работала над методической темой «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы». С 2005г. приступила к работе над новой методической темой «Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». Применяю в практической деятельности элементы развивающего обучения. С 2006-2007 учебного года начала осваивать программу по литературе А.Г.Кутузова. Развитие познавательных способностей и развитие речи учащихся – одна из важнейших задач моей педагогической деятельности. При проведении уроков использую индивидуальный дидактический материал с целью дифференциации обучения учащихся. На уроках развития речи использую репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, аудио и видеозаписи. Осуществляю эстетическое воспитание детей, учу ценить правдивое отражение жизни, учу находить слова и обороты, передающие зрительный образ, цветовую гамму изображаемого. На уроках литературы я ставлю перед собой цель - способствовать духовному становлению личности ребёнка, формированию её нравственных позиций, формированию эстетического вкуса, совершенному владению речью. В условиях нашей школы, расположенной в отдалении от культурных центров, формирование эстетического вкуса и совершенное владение речью для учащихся особенно актуальны, а для учителя сложны, так как в достижении этой цели очень ограниченное число средств, но я стараюсь использовать возможности урока литературы и внеклассной работы, чтобы помочь ученикам. Я стараюсь формировать у детей представление о художественной литературе как искусстве слова, приводя их к осознанию своеобразия и богатства литературы как искусства. Поэтому школьники не только осваивают теоретические понятия, овладевают знаниями и умениями, но и глубоко и доказательно оценивают художественные произведения, развивают культуру чтения, совершенствуют устную и письменную речь. (Приложение №4). Всё это способствует успешному написанию итоговых контрольных диктантов в переводных классах, сдаче государственной аттестации. Ежегодно учащиеся выбирают экзамен по русскому языку устно и успешно с ним справляются. В 2006 году все учащиеся сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ: 48% учащихся получили оценки «4-5». Ежегодно учащиеся участвуют в школьных и районных олимпиадах, где занимают призовые места. (Приложение№5). Мои выпускники продолжают успешно обучаться в средних и высших учебных заведениях: Столбов Владимир после окончания филологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского продолжает обучение в аспирантуре; Краснопёрова Ольга, обучаясь в автомеханическом техникуме, за успехи в учёбе получает президентскую стипендию, её имя внесено в книгу «Лучшие выпускники Ярославской области 2006 года». В неё внесены также Иванова Ирина и Петухова Дарья - выпускницы школы 2006 года. В книгу «Лучшие выпускники Ярославской области 2004 года» внесено имя моего выпускника Краснопёрова Михаила. За последние пять лет в классах, где я работаю, есть учащиеся, получающие муниципальную стипендию: 2000-01 учебный год - 3 стипендиата, 2001-02 - 2, 2002-03 - 1, 2003-04 - 2, 2004-05 - 1, 2005-06 - 1. (Приложение №6). Если проанализировать данные предыдущих таблиц (таблицы 1.1; 1.2), то можно увидеть, что количество учащихся, обучающихся на «4-5» снизилось. Это можно объяснить тем, что с 2004 года в районе идёт оптимизация сети образовательных учреждений. В связи с этим наша школа пополняется новыми учениками: у одних преобладающей оценкой является «3», а другие снизили успеваемость, так как ещё не полностью адаптировались в школе. Вместе с развитием системы образования стараюсь развиваться и я. Так, в учебной деятельности применяю информационно - коммуникационные технологии, провела открытый урок на конкурсе «Школа года - 2003» по курсу «Вокруг тебя - Мир» с использованием компьютера. (Приложение №7). Сейчас вместе с учащимися широко использую компьютер для проектной деятельности, на уроках использую мультимедийные учебники. Активно участвую в проводимых в школе и районе мероприятиях для педагогов, родителей и учащихся, выступаю на педсоветах, семинарах, совещаниях. (Приложения №8).
Успеху обучения русскому языку и литературе в школе во многом способствует внеклассная работа по этим предметам, которой я занимаюсь, можно сказать, с начала своей педагогической деятельности. Я провожу внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе во внеурочное время, а также включаю элементы внеклассной работы в традиционные уроки. (Приложение №9). За основу беру разработки мероприятий из различных профессиональных журналов, правила какой-либо телевизионной игры, а материал подбираю сама. Совместно с ребятами на занятиях кружка придумываю разнообразные вопросы, задания, викторины, конкурсы. (Приложение №10). В процессе работы осознала всю важность и необходимость внеклассной работы в школе. Благодаря таким мероприятиям, как «Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка»(7 класс,2004г.), «Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов»(6 класс,2003г.), «В гостях у словарей»(6 класс,2003г.), часам занимательной грамматики, лингвистическим и литературоведческим конференциям в старших классах(10 и 11 класс, 2005г.,2006г.), я стараюсь привить интерес к предмету, повышать и активизировать познавательную деятельность учащихся. (В качестве приложений – дидактический материал к мероприятиям). Кроме того, я считаю, что внеклассные занятия плодотворно воздействуют на учащихся со слабым уровнем знаний. Они включаются в работу вместе со всеми и принимают посильное участие. Учитывая возрастные особенности учащихся среднего звена, нетрудно заметить, что различные игры, конкурсы, путешествия ребятам очень нравятся. Наверно поэтому учащиеся 6 класса (2003-2004) с большим энтузиазмом решили поучаствовать в лингвистическом турнире «Юный языковед», проводимом Центром образования школьников «Олимп» города Ярославля. Набрав необходимое количество баллов в заочном туре, наша команда была приглашена в город Данилов, одержала там победу, а затем показала свои знания в городе Ярославле, соревнуясь с ребятами из других школ области. Команда стала лауреатом этого конкурса. (Приложение №11, копия грамоты). Привитие интереса к предмету не ограничивается только проведением отдельных мероприятий. Ежегодно в нашей школе проводится Неделя русского языка и литературы, где я также использую различные формы внеклассной работы: конкурсные диктанты, смотр–конкурс на лучшую тетрадь, почерк, проведение конкурсов чтецов и сочинений. Одной из массовых форм является олимпиада по предмету. Сначала я провожу олимпиаду на школьном уровне среди всех желающих. После проверки работ проводится их разбор, оглашение имён победителей и награждение на общешкольной линейке. Победители школьного тура приглашаются в район. На заседаниях методического объединения учителя- словесники делятся опытом проведения внеклассной работы по предметам, обсуждают задания и результаты олимпиад. Кроме внеклассной работы по русскому языку и литературе я занимаюсь и другой внеурочной деятельностью: веду различные кружки (драматический, «Язык мой - друг мой», «Подготовка к ЕГЭ»), факультативы («Мировая художественная культура»), курсы («История русской культуры», «Вокруг тебя - Мир»). Следует отметить, что посещаемость кружков и курсов по выбору достаточно высокая (от 70% до 100%). Я считаю, что для того чтобы заниматься внеурочной деятельностью, учителю мало быть теоретически и методически подготовленным, нужна его заинтересованность в каждом проводимом занятии, нужна продуманная, систематическая работа. 3. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». (Китайская пословица). О результатах использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Я познакомилась с лексическим значением слова «технология» в толковом словаре С.И. Ожегова, проанализировала определения, данные несколькими авторами (И.П. Волков, В.М. Шепель, В.М. Монахов), и пришла к выводу, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, её структурой, средствами, методами и формами. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В своей педагогической практике я использую чаще других игровые технологии, технологию проблемного обучения, групповые технологии, а также использую в процессе обучения предмету и в воспитательной работе информационно-коммуникационные технологии. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе игровую деятельность стараюсь использовать в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля) или как технологию внеклассной работы (КТД). Так, один из моих уроков по теме «Деепричастие» в 7 классе проходил в форме игры-соревнования с привлечением ребят-старшеклассников и родителей, были использованы инсценировки, подготовленные учителем во время внеклассной работы по предмету. При систематизации и обобщении материала по теме «Деепричастие» я использовала форму урока - путешествие. (Приложение№12). Урок литературы в 5 классе по теме «Русские поэты о родной природе» был построен в форме игры-сказки. Для ребят старшего школьного возраста предпочитаю проводить деловые игры. Урок в форме деловой игры я провела в 8 классе по теме «Введение в раздел «Синтаксис и пунктуация»». Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Для создания проблемных ситуаций я использую следующие приёмы: подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения, сталкиваю противоречия практической деятельности, излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос и другие. (Приложение №13). При групповой форме работы делю класс на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определённое задание, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. (Приложение №14). Во время групповой работы выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом. Разновидностями групповых технологий являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, диспут. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, которые я широко применяю в своей практике (например, урок – суд «Образ Плюшкина»). В связи с улучшением материальной базы, в нашей школе у каждого учителя появилась возможность использовать в своей работе персональный компьютер. В течение последних трёх лет я постепенно научилась использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроля ЗУН, а также во внеурочной деятельности. Один из таких уроков по курсу «Вокруг тебя - Мир» получил высокую оценку на межмуниципальном уровне. В течение 2005-2006 учебного года совместно с учащимися 11 класса мы использовали компьютер для подготовки к ЕГЭ. В проведении классного часа на тему «Государственная символика России» также помог компьютер. В этом учебном году я создала компьютерную презентацию, которую использовала для коллег межшкольного методического объединения на открытом уроке русского языка в 5 классе по теме «Род имён существительных». (Приложение№15, презентация). Одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося, является приобщение школьников к проектной деятельности. (Презентации учащихся «Жанры публицистического стиля», «Жизнь или смерть»). В перспективе я планирую освоить проектную образовательную технологию в полном объёме. 5.5. О некоторых особенностях УМК «Вокруг тебя – Мир». Из опыта работы. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир» (5-8 классы) разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. В нашем, Первомайском муниципальном округе, я одна из первых попробовала преподавать «Вокруг тебя – Мир» отдельным курсом. К тому, что предлагают авторы пособия, я добавила несколько уроков развития речи, тематически и проблемно связанных с разделами курса, и получилась полная 34 – часовая программа на целый год. (Приложение №16). Чем меня привлёк данный курс? Действительно, он прежде всего помогает учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права. Ребята учатся размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным. Они высказывают собственное мнение, отстаивают его. Причём говорят именно то, что думают, прислушиваются к тому, что говорят их одноклассники. Откровенность – одно из главных качеств уроков данного курса. Судя по проведённому анкетированию, ни один ребёнок в нашей школе не посчитал ещё, что данный курс не нужен. (Приложение №17). Многие отмечают полезность и познавательность курса. Вот мнения некоторых ребят:
И таких высказываний очень много. Хочется добавить от себя, что курс «Вокруг тебя – Мир» предлагает разнообразную систему творческих работ, где ребята имеют хорошую возможность высказаться, если не хватило времени на занятии или когда не всё хочется произносить вслух. А ещё ребята проявляют свои таланты, когда представляют содержание произведения в виде комикса, создают сборники текстов, поясняющие общечеловеческие нравственные законы, придумывают плакаты на тему «Международное гуманитарное право». (Работы учащихся). Окружающий нас мир очень сложен. Наша задача – помочь детям оценить всё то, что происходит вокруг, оценить с гуманистической точки зрения. 3.3. Обобщение опыта воспитательной работы за последние три года. Классным руководителем я являюсь с начала работы в Семёновской средней школе. В моей практике уже два выпуска. Последние четыре года занимаюсь воспитанием учащихся 9 класса (с 6 по 9 класс). Коллектив класса дважды пополнялся за счёт перехода детей из соседних малокомплектных школ. Воспитательные цели и задачи решаю через ряд мероприятий. Считаю, что проводимые беседы, игры, конкурсы способствуют адаптации детей в коллективе, сплочению коллектива, взаимопомощи, изменению поведения в отношениях друг с другом. В своей практике я использую различные формы воспитательной работы: классные часы, собрания, экскурсии, встречи с интересными людьми, коллективные творческие дела и т.д. Наиболее активны учащиеся на классных часах, когда участвуют в викторинах-путешествиях по родному краю, в юмористических апрельских конкурсах, рассказывают о себе в начале года и подводят итоги в конце года. С большим интересом мои ребята ходят на экскурсии в мир природы, изучая и исследуя любимые уголки своей малой родины. Ежегодно ребята принимают участие в школьной краеведческой конференции. На районной краеведческой конференции доклад по теме «Из истории колхоза «Верный путь» занял 2 место. В прошлом учебном году мы собирали материал по теме «Русская печь в быту и литературе». В этом учебном году мы оформили материал «Летопись Семёновской школы». Мои ученики активно участвуют не только в жизни образовательного учреждения, но и в жизни местного сообщества: помогают пожилым людям, сажают деревья, приводят в порядок территорию села. Дети проявляют свои творческие способности, выступая на концертах к Дню пожилого человека и к Дню Победы. Проводя воспитательную работу с детьми, использую следующие методы: личный пример, убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседу, игру, разъяснение, постановку перспективы и другие. Я считаю, что внутришкольные условия воспитания в целом способствует воспитанию и развитию всестороннеразвитой личности. Отрицательное воздействие на ребёнка в наше время оказывает телевидение (малое количество отечественных фильмов, мультфильмов, познавательных передач), а также социальная сфера (распространение пьянства, наркотиков). Хотелось бы чаще вывозить детей в музеи и театры. Использую в своей работе различные диагностики, позволяющие выявить уровень сплочённости и развития классного коллектива, уровень воспитанности, лидеров и изолированных детей. Хочу отметить, что мои ребята дружелюбные, отзывчивые, добрые. Отдельных группировок в классе нет. Коллектив в целом достаточно самостоятелен. Каждый имеет своё мнение. Лидерами бы я назвала Женю Т., Лёшу К. и Лёшу М. В течение года неоднократно провожу индивидуальные беседы с учащимися о поведении в общественных местах, о взаимоотношениях друг с другом, об успеваемости, о пользе чтения, об умении следить за собой. Я думаю, что проведённые беседы имели положительный результат. Тесно взаимодействую с родителями своих учеников. (Таблица 3.2.) Лично беседую, приглашаю на собрания, провожу совместные мероприятия (турнир «Сказочный калейдоскоп»). Стараюсь разнообразить тематику родительских собраний («Поведение ребёнка и его душевное равновесие», «О родительском авторитете», «Истоки доброты».) Мои воспитанники учатся в 9 классе. Период старшей школы отмечается как сложный и конфликтный в личностном становлении и самоопределении школьников. Старшеклассники понимают, что умение разрешать проблемы, осознанность принимаемого решения, сделанный ими выбор во многом определяют их дальнейшую жизнь. Моя задача – поддержать их в этот непростой период. III. «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». (Л.Н. Толстой). Повышение квалификации и прфессиональная переподготовка. Изменения, происходящие в российской системе образования, направлены не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету - это личность учителя, его увлечённость своим делом. Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо постепенно совершенствоваться в избранной профессии. Как педагог, я не могу не задуматься над тем, что ожидает моих учеников. Сейчас я совершенно уверена в том, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Ученики должны освоить ноые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал: «Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться». Но чтобы «учить учиться», я считаю, учитель должен как можно больше и чаще повышать свой профессиональный уровень. Поэтому я с удовольствием посещаю различные семинары, конференции, круглые столы, обучаюсь на курсах повышения квалификации при ГОУ ЯО Институте развития образования (таблица 7.3, копия свидетельства), активно участвую в работе межшкольного методического объединения, не только в качестве руководителя, но и как учитель - предметник. (Приложение №18). Через три года мне предстоит принять класс, обучающийся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Я уже задумываюсь о преемственности преподавания русского языка и литературы между начальным и основным звеном школы. Вначале я планирую уяснить суть системы общего развития школьников, затем изучить учебники, программу и методики для начальных классов и для среднего звена по моим предметам, определю, с какого старта я начну использовать возможности русского языка и литературы для дальнейшего развития, обучения и воспитания учеников. Ориентирами мне послужат сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников, которые мне передаст учитель начальных классов, а также проверочные работы, проведенные мною в начале года. Обязательно проучусь на курсах не только по развивающему обучению, но и по профильному. Я считаю, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка – неотъемлемая и значимая часть деятельности каждого учителя. IV. Моя педагогическая философия. Листья жёлтые в октябре кружатся, С тихим шорохом всем под ноги ложатся! И от радости не спрятаться, не скрыться! Мне пришла пора родиться. Тик-так ходики. Полетели годики! А жизнь не сахар и не мёд. Иногда и просто не везёт. Но я - ловкая, креплюсь, Работы вовсе не боюсь: Дрова пилить, коров доить, Младшим сёстрам нос умыть! В моих руках дело спорится. Как-нибудь да всё устроится! Бодро ножки вдаль ведут. Школа – дальше институт. Я долго не гадала, Когда профессию выбирала. Не страшна зубрёжка без конца. Решила жечь глаголами сердца! Махнув рукой на неизвестность, Чемодан свой собрала. И на долгие на годы Себя школе отдала! Повидала мест немало, Городов и деревень. Но на одно село запала, Гдке живу я и теперь. Прочно корни здесь пустила, Задышала, расцвела. Для меня во всей России Нет родней теперь села! О моей профессии много говорят, Мнения различные встречаю: Словом «благородная» начинают ряд И «неблагодарная» кончают. Очень трудно спорить, да и не кчему. Мнений, что песчинок, как известно . А вот взгляды, близкие сердцу моему, Я открою искренне и честно. Для меня учитель – означает Бог Своего любимого предмета. Чтоб себя уверенно чувствовать он мог И иметь достойные ответы. Стать таким непросто, и непросто быть. Трудно, но практически возможно. Нужно очень преданно Свой предмет любить – Многого любя добиться можно. Все уроки нужные, и неглавных нет. Важно всё, что ученик получит. Знания конкретные каждый даст предмет. А литература жизни их научит. Для меня учитель – это человек, Чувствующий к детям уваженье. Лишь при этом тает недоверья снег, И возможно встречное движенье. Чтобы быть услышанным, нужно говорить, Но ещё важней учиться слушать. Воспитатель может чудеса творить, Понимая досконально душу. А понять ребёнка можно лишь тогда, Если жить не параллельно – рядом. И отбросив комплексы, зачеркнув года, Удивляться миру каждым взглядом. И мои секреты собственно просты: Не читать морали, хмурясь строго, Чтоб с детьми наладить прочные мосты, Нужно их тащить с собой в дорогу. Для меня учитель – это ученик, Бесконечно у доски стоящий. Жизнь – его учитель, жизнь – его дневник. Каждый день – экзамен настоящий. Чтоб учить, мне кажется, нужно самому Жадно и настойчиво учиться. А учиться можно всюду и всему. Всё на свете в жизни пригодится. Ничего сверхнового не открыла я Для коллег учителей из зала… Просто философия МОЯ В том, что я сейчас вам рассказала: - Для меня учитель означает Бог своего любимого предмета… - Нужно очень преданно свой предмет любить… - Для меня учитель – это человек, чувствующий к детям уваженье… - Понимать ребёнка можно лишь тогда, если жить не параллельно – рядом… - Для меня учитель – это ученик, бесконечно у доски стоящий… - Чтоб учить, мне кажется, нужно самому жадно и настойчиво учиться. Презентация: «Учитель года – 2007. Торопова Елена Борисовна». V. Приложения. Приложение №1. Урок развития речи по русскому языку в 5 классе. |
Буинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008» Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отдел образования администрации Первомайского района, методическая служба Первомайского района мкоу дов гцро, профсоюз педагогических... | ||
Положение о районном конкурсе «Учитель года 2010» Районный конкурс «Учитель года 2010» (далее конкурс) проводится Кяхтинским руо, Районным организационным комитетом, Районным комитетом... | Конкурс лучших учителей Челябинской области (Киселёва Ю. А.) Районный... Выступление с презентацией заместителя директора по учебной работе Жиденковой Т. А | ||
Надежда Викторовна Иванова абсолютный победитель конкурса «Учитель года -2013» Каждый год в посёлке Чернышевск проводится районный конкурс педагогического мастерства. В этом году торжественное мероприятие Учитель... | О проведении районного конкурса Районный конкурс творческих и исследовательских работ обучающихся по математике «Математика вокруг нас» (далее Конкурс) проводится... | ||
Конкурс проводится в рамках реализации национального проекта «Образование» Учредителями муниципального конкурса «Учитель года 2014» (далее конкурс) являются мку «Управление образования» Исполнительного комитета... | ПоложениЕ о республиканском конкурсе «Учитель года 2014» «Учитель года – 2014» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы... | ||
Руководство и организаторы Районный конкурс «Школа дорожных наук» Районный конкурс «Школа дорожных наук» проводится районным отделом образования, огибдд буинского гровд мвд рт, Фондом безопасности... | Управление образования Увельского района, как средства духовного развития личности, в соответствии с планом работы мбоу цдод, с 22 марта по 8 мая 2013 года... | ||
Конкурс Лучшее занятие нод по тематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | Конкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | ||
С. В. Тронин >10. 01. 2013 положение о районном конкурс Районный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием интерактивной доски (далее Конкурс) проводится... | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная... До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается... | ||
Конкурс методических разработок и пособий в номинации «Информатика и икт» Описание опыта работы Гиззатуллиной Чулпан Махсутовны и результаты учебно-воспитательной работы за три года | Постановление От 21. 02. 2013 года №336 о подготовке и проведении... Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... |