Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы





НазваниеРайонный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы
страница1/9
Дата публикации29.04.2015
Размер1.15 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Районный конкурс «Учитель года».

Отдел образования Первомайского МР.
Представление опыта работы
«Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».


Учитель русского языка и литературы Семёновской СОШ Торопова Елена Борисовна.
(152445 Ярославская область

Первомайский район

с.Семёновское

ул.Некрасова, д.2

Телефон: 3-21-93, 3-22-41)


Семёновское

2007 г.

План работы.



  1. Это гордое звание – Учитель!




  1. Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. Обучение через желание.




    1. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания». Позитивная динамика достижений обучающихся за последние три года.

    2. «То, что мы знаем, ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно». О значении внеклассной работы по предмету. Обобщение опыта внеурочной деятельности.

    3. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню». Вовлеки меня – и я научусь». (Китайская пословица). О результатах использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

    4. О некоторых особенностях преподавания курса «Вокруг тебя – Мир».

    5. Обобщение опыта воспитательной работы за последние три года.


III. «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».(Л.Н.Толстой). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
IV.Моя педагогическая философия.
V. Приложения.

Строгим и ласковым, мудрым и чутким,

Тем, у кого седина на висках,

Тем, кто недавно из стен институтских,

Тем, кто поведал нам тайны открытий,

Учит в труде добиваться побед, -

Всем, кому гордое имя «Учитель»,

Посвящается…
I. Это гордое звание – Учитель!

Моё учительское школьное «вчера» наступило в ноябре 1991 года. Я – студентка пятого курса Ярославского государственного института имени К.Д.Ушинского. В Семёновской средней школе Первомайского района срочно требовался учитель русского языка и литературы.

Никогда не забуду своего состояния перед первым уроком. Старшие классы… Как встретят? Как воспримут? Как поведут себя? Я очень благодарна детям, которые как-то сразу увидели во мне своего учителя. И я приложила все усилия, чтобы стать им по-настоящему. Первое время было трудно, сказывалась нехватка педагогического опыта. Приходилось много читать, много сидеть за книгами, готовясь к урокам. Я поняла, мало знать самому, важнее найти пути и формы передачи информации детскому сознанию…

Вспоминаю годы моей школьной жизни – восьмидесятые. Требовательные учителя, робкие, послушные ученики, строгие рамки поведения – вот что замопнилось мне прежде всего. Мы, активные, ответственные учащиеся, в основном занимались общественной работой: подготовка и проведение сборов, собраний, тимуровская помощь престарелым и ветеранам, строгая подготовка нас, пионеров, к вступлению в комсомол.

Пришло время перестройки. Многое в жизни страны изменилось. На смену авторитаризму пришли гласность и демократия. Новое постучалось в двери школы. И вот я, уже с дипломом педагога в руках, в 1992 году вернулась работать в ту же сельскую школу, ставшую за год почти родной.

Хочу заметить, что современные ученики, по сравнению с нами, заметно изменились. Самостоятельные, уверенные в себе, целеустремлённые, они добывали знания в кропотливом труде вместе с нами, учителями. Приоритетными качествами детей в настоящее время я считаю их способность к творчеству, предприимчивость и организованность.

Сегодня огромна роль школы в обеспечении условий для проявления склонностей и способностей учащихся. Об этом не могли мечтать сельские школьники 80-х годов. Расширяется спектр образовательских услуг. Множество образовательных технологий, учебных планов, выбор учебников представляют возможности учащимся для получения как можно большего объёма знаний и умений в разных сферах деятельности. Хочется отметить и то, что в нашей школе дети чувствуют себя комфортно, отношения между мной, как учителем, и учащимся открытые, доверительные.

В своей педагогической работе я часто веду с ребятами разговор о школе, в которую они ходили бы с радостью, из которой бы не спешили возвращаться домой. С каждым годом всё смелее и смелее они высказывают своё мнение о такой школе. Что думают дети об учителе? По их словам, он должен быть добрым. Дети хотят, чтобы педагог был чутким и внимательным, понимающим их с полуслова, с полувзгляда, хотят видеть учителя своим другом.

Поэтому, какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными. На современном этапе работы школы главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно, выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в который должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил учащихся.

Появляется необходимость в учителе-профессионале, способном с учётом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, преобразующую силу труда.

Чтобы показать свой профессионализм, поделиться опытом работы, необходимо принимать участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. Я являюсь участником нескольких таких конкурсов.

В 2003-2004 учебном году наша школа стала лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Школа года - 2003». (Копия диплома). Вниманию жюри мною был представлен открытый урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по УМК «Вокруг тебя - Мир» на тему «Эта вещь сильнее смерти». В.А.Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)». Также я приняла участие в работе Круглого стола и выступила с докладом «Из опыта работы по курсу «Вокруг тебя мир»». Следует отметить, что данный курс вызвал существенный интерес у представителей различных муниципальных районов Ярославской области. В перспективе хочу поделиться своим опытом преподавания учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир» с коллегами из других областей, опубликовать конспекты проведённых занятий на страницах печати.

В 2005-2006 учебном году я – участница конкурса на денежное поощрение лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». (Копия грамоты).

В настоящее время я готовлюсь к выступлению на районном конкурсе «Учитель года».

(В качестве приложения к I разделу – фотовыставка).

II. Развитие коммуникативных способностей детей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. Обучение через желание.

Моё профессиональное «завтра» неразрывно связано с моими «вчера» и «сегодня». Впереди много работы. В системе образования грядут перемены. Главной задачей школы на современном этапе является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, ответственной и коммуникабельной. Поэтому, я считаю, что русский язык и литература более многих других школьных дисциплин имеют и должны иметь отношение к воспитанию этих качеств.

Одной из целей изучения русского языка на ступени основного общего образования является развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

В числе основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы и способствующих развитию коммуникативных способностей я выделила следующие:

- Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

Проанализировав обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русскому языку и литературе, я отметила, что содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции, богато и разнообразно. Оно включает следующий материал для изучения:

- Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

- Сферы и ситуации речевого общения.

- Стили и типы речи.

- Культура речи.

-Текст как продукт речевой деятельности.

- Основные виды информационной переработки текста.

- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли.

- Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

- Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

- Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

- Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров.

Моя внеурочная деятельность, я считаю, так же как и обучение русскому языку и литературе, играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений, а главное – способствует развитию коммуникативных способностей учащихся.

Как же организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Как сформировать у школьника коммуникативную компетентность? На эти и другие вопросы поможет найти ответы представленный мною опыт работы «Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».


  1. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» (Ф.И.Буслаев). Позитивная динамика достижений обучающихся за последние три года.


Основным направлением в своей работе считаю развитие коммуникативных способностей учащихся. С этой целью для коллег провожу открытые уроки развития речи, практикую нетрадиционные уроки русского языка и литературы, занимаюсь разнообразной внеурочной деятельностью. (Приложения №1, №2, №3). В 2002 году обобщила опыт работы по теме «Внеклассная работа по русскому языку». (В качестве приложения творческий отчёт). В течение трех лет (2002-2005) работала над методической темой «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы». С 2005г. приступила к работе над новой методической темой «Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». Применяю в практической деятельности элементы развивающего обучения. С 2006-2007 учебного года начала осваивать программу по литературе А.Г.Кутузова. Развитие познавательных способностей и развитие речи учащихся – одна из важнейших задач моей педагогической деятельности.

При проведении уроков использую индивидуальный дидактический материал с целью дифференциации обучения учащихся. На уроках развития речи использую репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, аудио и видеозаписи. Осуществляю эстетическое воспитание детей, учу ценить правдивое отражение жизни, учу находить слова и обороты, передающие зрительный образ, цветовую гамму изображаемого. На уроках литературы я ставлю перед собой цель - способствовать духовному становлению личности ребёнка, формированию её нравственных позиций, формированию эстетического вкуса, совершенному владению речью. В условиях нашей школы, расположенной в отдалении от культурных центров, формирование эстетического вкуса и совершенное владение речью для учащихся особенно актуальны, а для учителя сложны, так как в достижении этой цели очень ограниченное число средств, но я стараюсь использовать возможности урока литературы и внеклассной работы, чтобы помочь ученикам. Я стараюсь формировать у детей представление о художественной литературе как искусстве слова, приводя их к осознанию своеобразия и богатства литературы как искусства. Поэтому школьники не только осваивают теоретические понятия, овладевают знаниями и умениями, но и глубоко и доказательно оценивают художественные произведения, развивают культуру чтения, совершенствуют устную и письменную речь. (Приложение №4).

Всё это способствует успешному написанию итоговых контрольных диктантов в переводных классах, сдаче государственной аттестации. Ежегодно учащиеся выбирают экзамен по русскому языку устно и успешно с ним справляются. В 2006 году все учащиеся сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ: 48% учащихся получили оценки «4-5». Ежегодно учащиеся участвуют в школьных и районных олимпиадах, где занимают призовые места. (Приложение№5). Мои выпускники продолжают успешно обучаться в средних и высших учебных заведениях: Столбов Владимир после окончания филологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского продолжает обучение в аспирантуре; Краснопёрова Ольга, обучаясь в автомеханическом техникуме, за успехи в учёбе получает президентскую стипендию, её имя внесено в книгу «Лучшие выпускники Ярославской области 2006 года». В неё внесены также Иванова Ирина и Петухова Дарья - выпускницы школы 2006 года. В книгу «Лучшие выпускники Ярославской области 2004 года» внесено имя моего выпускника Краснопёрова Михаила. За последние пять лет в классах, где я работаю, есть учащиеся, получающие муниципальную стипендию: 2000-01 учебный год - 3 стипендиата, 2001-02 - 2, 2002-03 - 1, 2003-04 - 2, 2004-05 - 1, 2005-06 - 1. (Приложение №6).

Если проанализировать данные предыдущих таблиц (таблицы 1.1; 1.2), то можно увидеть, что количество учащихся, обучающихся на «4-5» снизилось. Это можно объяснить тем, что с 2004 года в районе идёт оптимизация сети образовательных учреждений. В связи с этим наша школа пополняется новыми учениками: у одних преобладающей оценкой является «3», а другие снизили успеваемость, так как ещё не полностью адаптировались в школе.

Вместе с развитием системы образования стараюсь развиваться и я. Так, в учебной деятельности применяю информационно - коммуникационные технологии, провела открытый урок на конкурсе «Школа года - 2003» по курсу «Вокруг тебя - Мир» с использованием компьютера. (Приложение №7). Сейчас вместе с учащимися широко использую компьютер для проектной деятельности, на уроках использую мультимедийные учебники. Активно участвую в проводимых в школе и районе мероприятиях для педагогов, родителей и учащихся, выступаю на педсоветах, семинарах, совещаниях. (Приложения №8).


  1. «То, что мы знаем, ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно» (Г. Лаплас). О значении внеклассной работы по предмету. Обобщение опыта внеурочной деятельности.

Успеху обучения русскому языку и литературе в школе во многом способствует внеклассная работа по этим предметам, которой я занимаюсь, можно сказать, с начала своей педагогической деятельности. Я провожу внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе во внеурочное время, а также включаю элементы внеклассной работы в традиционные уроки. (Приложение №9). За основу беру разработки мероприятий из различных профессиональных журналов, правила какой-либо телевизионной игры, а материал подбираю сама. Совместно с ребятами на занятиях кружка придумываю разнообразные вопросы, задания, викторины, конкурсы. (Приложение №10).

В процессе работы осознала всю важность и необходимость внеклассной работы в школе. Благодаря таким мероприятиям, как «Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка»(7 класс,2004г.), «Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов»(6 класс,2003г.), «В гостях у словарей»(6 класс,2003г.), часам занимательной грамматики, лингвистическим и литературоведческим конференциям в старших классах(10 и 11 класс, 2005г.,2006г.), я стараюсь привить интерес к предмету, повышать и активизировать познавательную деятельность учащихся. (В качестве приложений – дидактический материал к мероприятиям). Кроме того, я считаю, что внеклассные занятия плодотворно воздействуют на учащихся со слабым уровнем знаний. Они включаются в работу вместе со всеми и принимают посильное участие.

Учитывая возрастные особенности учащихся среднего звена, нетрудно заметить, что различные игры, конкурсы, путешествия ребятам очень нравятся. Наверно поэтому учащиеся 6 класса (2003-2004) с большим энтузиазмом решили поучаствовать в лингвистическом турнире «Юный языковед», проводимом Центром образования школьников «Олимп» города Ярославля. Набрав необходимое количество баллов в заочном туре, наша команда была приглашена в город Данилов, одержала там победу, а затем показала свои знания в городе Ярославле, соревнуясь с ребятами из других школ области. Команда стала лауреатом этого конкурса. (Приложение №11, копия грамоты).

Привитие интереса к предмету не ограничивается только проведением отдельных мероприятий. Ежегодно в нашей школе проводится Неделя русского языка и литературы, где я также использую различные формы внеклассной работы: конкурсные диктанты, смотр–конкурс на лучшую тетрадь, почерк, проведение конкурсов чтецов и сочинений. Одной из массовых форм является олимпиада по предмету. Сначала я провожу олимпиаду на школьном уровне среди всех желающих. После проверки работ проводится их разбор, оглашение имён победителей и награждение на общешкольной линейке. Победители школьного тура приглашаются в район. На заседаниях методического объединения учителя- словесники делятся опытом проведения внеклассной работы по предметам, обсуждают задания и результаты олимпиад.

Кроме внеклассной работы по русскому языку и литературе я занимаюсь и другой внеурочной деятельностью: веду различные кружки (драматический, «Язык мой - друг мой», «Подготовка к ЕГЭ»), факультативы («Мировая художественная культура»), курсы («История русской культуры», «Вокруг тебя - Мир»).

Следует отметить, что посещаемость кружков и курсов по выбору достаточно высокая (от 70% до 100%).

Я считаю, что для того чтобы заниматься внеурочной деятельностью, учителю мало быть теоретически и методически подготовленным, нужна его заинтересованность в каждом проводимом занятии, нужна продуманная, систематическая работа.

3. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». (Китайская пословица). О результатах использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Я познакомилась с лексическим значением слова «технология» в толковом словаре С.И. Ожегова, проанализировала определения, данные несколькими авторами (И.П. Волков, В.М. Шепель, В.М. Монахов), и пришла к выводу, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, её структурой, средствами, методами и формами. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески.

В своей педагогической практике я использую чаще других игровые технологии, технологию проблемного обучения, групповые технологии, а также использую в процессе обучения предмету и в воспитательной работе информационно-коммуникационные технологии.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе игровую деятельность стараюсь использовать в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля) или как технологию внеклассной работы (КТД). Так, один из моих уроков по теме «Деепричастие» в 7 классе проходил в форме игры-соревнования с привлечением ребят-старшеклассников и родителей, были использованы инсценировки, подготовленные учителем во время внеклассной работы по предмету. При систематизации и обобщении материала по теме «Деепричастие» я использовала форму урока - путешествие. (Приложение№12). Урок литературы в 5 классе по теме «Русские поэты о родной природе» был построен в форме игры-сказки. Для ребят старшего школьного возраста предпочитаю проводить деловые игры. Урок в форме деловой игры я провела в 8 классе по теме «Введение в раздел «Синтаксис и пунктуация»».

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Для создания проблемных ситуаций я использую следующие приёмы: подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения, сталкиваю противоречия практической деятельности, излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос и другие. (Приложение №13).

При групповой форме работы делю класс на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определённое задание, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. (Приложение №14). Во время групповой работы выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом. Разновидностями групповых технологий являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, диспут. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, которые я широко применяю в своей практике (например, урок – суд «Образ Плюшкина»).

В связи с улучшением материальной базы, в нашей школе у каждого учителя появилась возможность использовать в своей работе персональный компьютер. В течение последних трёх лет я постепенно научилась использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроля ЗУН, а также во внеурочной деятельности. Один из таких уроков по курсу «Вокруг тебя - Мир» получил высокую оценку на межмуниципальном уровне. В течение 2005-2006 учебного года совместно с учащимися 11 класса мы использовали компьютер для подготовки к ЕГЭ. В проведении классного часа на тему «Государственная символика России» также помог компьютер. В этом учебном году я создала компьютерную презентацию, которую использовала для коллег межшкольного методического объединения на открытом уроке русского языка в 5 классе по теме «Род имён существительных». (Приложение№15, презентация).

Одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося, является приобщение школьников к проектной деятельности. (Презентации учащихся «Жанры публицистического стиля», «Жизнь или смерть»). В перспективе я планирую освоить проектную образовательную технологию в полном объёме.

5.5. О некоторых особенностях УМК «Вокруг тебя – Мир». Из опыта работы.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир» (5-8 классы) разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

В нашем, Первомайском муниципальном округе, я одна из первых попробовала преподавать «Вокруг тебя – Мир» отдельным курсом. К тому, что предлагают авторы пособия, я добавила несколько уроков развития речи, тематически и проблемно связанных с разделами курса, и получилась полная 34 – часовая программа на целый год. (Приложение №16).

Чем меня привлёк данный курс? Действительно, он прежде всего помогает учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права. Ребята учатся размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным. Они высказывают собственное мнение, отстаивают его. Причём говорят именно то, что думают, прислушиваются к тому, что говорят их одноклассники. Откровенность – одно из главных качеств уроков данного курса.

Судя по проведённому анкетированию, ни один ребёнок в нашей школе не посчитал ещё, что данный курс не нужен. (Приложение №17). Многие отмечают полезность и познавательность курса. Вот мнения некоторых ребят:

  1. «Этот курс непременно нужен. С помощью него дети учатся понимать мир. Ребята познают некоторые проблемы жизни. Они начинают осмысливать всё происходящее вокруг». (Смирнова Ира)

  2. «Я узнал, что не надо между собой враждовать, не надо быть злым, бессердечным». (Голубев Вова)

  3. «Этот курс отличается от других тем, что он учит нас помогать людям, бережно относиться к природе, чтобы мы умели понимать и утешать друг друга». (Бычков Рома)

  4. «Курс « Вокруг тебя - Мир» нам нужен. Учитель, преподающий его, старается, чтобы мы научились сопереживать людям, которые попадают в трудные ситуации, а также радовались за тех, кому хорошо. Эти уроки помогают нам разобраться в своей жизни, в своих мыслях». (Румянцева Катя)

  5. « Из произведений курса «Вокруг тебя – Мир» мы узнали много плохих качеств, которые нам нужно вычеркнуть из своей жизни. Данный курс отличается от других уроков тем, что на занятиях нужно понимать и рассуждать. Этот урок мне очень нравится. Он немного трагичен и печален. Мне интересны рассказы об итогах войн, катастроф, стихийных бедствий». (Петухова Даша)

И таких высказываний очень много. Хочется добавить от себя, что курс «Вокруг тебя – Мир» предлагает разнообразную систему творческих работ, где ребята имеют хорошую возможность высказаться, если не хватило времени на занятии или когда не всё хочется произносить вслух. А ещё ребята проявляют свои таланты, когда представляют содержание произведения в виде комикса, создают сборники текстов, поясняющие общечеловеческие нравственные законы, придумывают плакаты на тему «Международное гуманитарное право». (Работы учащихся).

Окружающий нас мир очень сложен. Наша задача – помочь детям оценить всё то, что происходит вокруг, оценить с гуманистической точки зрения.
3.3. Обобщение опыта воспитательной работы за последние три года.
Классным руководителем я являюсь с начала работы в Семёновской средней школе. В моей практике уже два выпуска. Последние четыре года занимаюсь воспитанием учащихся 9 класса (с 6 по 9 класс). Коллектив класса дважды пополнялся за счёт перехода детей из соседних малокомплектных школ. Воспитательные цели и задачи решаю через ряд мероприятий. Считаю, что проводимые беседы, игры, конкурсы способствуют адаптации детей в коллективе, сплочению коллектива, взаимопомощи, изменению поведения в отношениях друг с другом.

В своей практике я использую различные формы воспитательной работы: классные часы, собрания, экскурсии, встречи с интересными людьми, коллективные творческие дела и т.д. Наиболее активны учащиеся на классных часах, когда участвуют в викторинах-путешествиях по родному краю, в юмористических апрельских конкурсах, рассказывают о себе в начале года и подводят итоги в конце года. С большим интересом мои ребята ходят на экскурсии в мир природы, изучая и исследуя любимые уголки своей малой родины. Ежегодно ребята принимают участие в школьной краеведческой конференции. На районной краеведческой конференции доклад по теме «Из истории колхоза «Верный путь» занял 2 место. В прошлом учебном году мы собирали материал по теме «Русская печь в быту и литературе». В этом учебном году мы оформили материал «Летопись Семёновской школы».

Мои ученики активно участвуют не только в жизни образовательного учреждения, но и в жизни местного сообщества: помогают пожилым людям, сажают деревья, приводят в порядок территорию села. Дети проявляют свои творческие способности, выступая на концертах к Дню пожилого человека и к Дню Победы.

Проводя воспитательную работу с детьми, использую следующие методы: личный пример, убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседу, игру, разъяснение, постановку перспективы и другие. Я считаю, что внутришкольные условия воспитания в целом способствует воспитанию и развитию всестороннеразвитой личности. Отрицательное воздействие на ребёнка в наше время оказывает телевидение (малое количество отечественных фильмов, мультфильмов, познавательных передач), а также социальная сфера (распространение пьянства, наркотиков). Хотелось бы чаще вывозить детей в музеи и театры.

Использую в своей работе различные диагностики, позволяющие выявить уровень сплочённости и развития классного коллектива, уровень воспитанности, лидеров и изолированных детей. Хочу отметить, что мои ребята дружелюбные, отзывчивые, добрые. Отдельных группировок в классе нет. Коллектив в целом достаточно самостоятелен. Каждый имеет своё мнение. Лидерами бы я назвала Женю Т., Лёшу К. и Лёшу М.

В течение года неоднократно провожу индивидуальные беседы с учащимися о поведении в общественных местах, о взаимоотношениях друг с другом, об успеваемости, о пользе чтения, об умении следить за собой. Я думаю, что проведённые беседы имели положительный результат.

Тесно взаимодействую с родителями своих учеников. (Таблица 3.2.) Лично беседую, приглашаю на собрания, провожу совместные мероприятия (турнир «Сказочный калейдоскоп»). Стараюсь разнообразить тематику родительских собраний («Поведение ребёнка и его душевное равновесие», «О родительском авторитете», «Истоки доброты».)

Мои воспитанники учатся в 9 классе. Период старшей школы отмечается как сложный и конфликтный в личностном становлении и самоопределении школьников. Старшеклассники понимают, что умение разрешать проблемы, осознанность принимаемого решения, сделанный ими выбор во многом определяют их дальнейшую жизнь. Моя задача – поддержать их в этот непростой период.

III. «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». (Л.Н. Толстой). Повышение квалификации и прфессиональная переподготовка.
Изменения, происходящие в российской системе образования, направлены не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету - это личность учителя, его увлечённость своим делом. Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо постепенно совершенствоваться в избранной профессии.

Как педагог, я не могу не задуматься над тем, что ожидает моих учеников. Сейчас я совершенно уверена в том, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Ученики должны освоить ноые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал: «Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться». Но чтобы «учить учиться», я считаю, учитель должен как можно больше и чаще повышать свой профессиональный уровень. Поэтому я с удовольствием посещаю различные семинары, конференции, круглые столы, обучаюсь на курсах повышения квалификации при ГОУ ЯО Институте развития образования (таблица 7.3, копия свидетельства), активно участвую в работе межшкольного методического объединения, не только в качестве руководителя, но и как учитель - предметник. (Приложение №18).

Через три года мне предстоит принять класс, обучающийся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Я уже задумываюсь о преемственности преподавания русского языка и литературы между начальным и основным звеном школы. Вначале я планирую уяснить суть системы общего развития школьников, затем изучить учебники, программу и методики для начальных классов и для среднего звена по моим предметам, определю, с какого старта я начну использовать возможности русского языка и литературы для дальнейшего развития, обучения и воспитания учеников. Ориентирами мне послужат сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников, которые мне передаст учитель начальных классов, а также проверочные работы, проведенные мною в начале года.

Обязательно проучусь на курсах не только по развивающему обучению, но и по профильному.

Я считаю, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка – неотъемлемая и значимая часть деятельности каждого учителя.

IV. Моя педагогическая философия.
Листья жёлтые в октябре кружатся,

С тихим шорохом всем под ноги ложатся!

И от радости не спрятаться, не скрыться!

Мне пришла пора родиться.
Тик-так ходики.

Полетели годики!

А жизнь не сахар и не мёд.

Иногда и просто не везёт.
Но я - ловкая, креплюсь,

Работы вовсе не боюсь:

Дрова пилить, коров доить,

Младшим сёстрам нос умыть!

В моих руках дело спорится.

Как-нибудь да всё устроится!

Бодро ножки вдаль ведут.

Школа – дальше институт.
Я долго не гадала,

Когда профессию выбирала.

Не страшна зубрёжка без конца.

Решила жечь глаголами сердца!
Махнув рукой на неизвестность,

Чемодан свой собрала.

И на долгие на годы

Себя школе отдала!
Повидала мест немало,

Городов и деревень.

Но на одно село запала,

Гдке живу я и теперь.

Прочно корни здесь пустила,

Задышала, расцвела.

Для меня во всей России

Нет родней теперь села!
О моей профессии много говорят,

Мнения различные встречаю:

Словом «благородная» начинают ряд

И «неблагодарная» кончают.
Очень трудно спорить, да и не кчему.

Мнений, что песчинок, как известно .

А вот взгляды, близкие сердцу моему,

Я открою искренне и честно.
Для меня учитель – означает Бог

Своего любимого предмета.

Чтоб себя уверенно чувствовать он мог

И иметь достойные ответы.
Стать таким непросто, и непросто быть.

Трудно, но практически возможно.

Нужно очень преданно

Свой предмет любить –

Многого любя добиться можно.
Все уроки нужные, и неглавных нет.

Важно всё, что ученик получит.

Знания конкретные каждый даст предмет.

А литература жизни их научит.
Для меня учитель – это человек,

Чувствующий к детям уваженье.

Лишь при этом тает недоверья снег,

И возможно встречное движенье.
Чтобы быть услышанным, нужно говорить,

Но ещё важней учиться слушать.

Воспитатель может чудеса творить,

Понимая досконально душу.
А понять ребёнка можно лишь тогда,

Если жить не параллельно – рядом.

И отбросив комплексы, зачеркнув года,

Удивляться миру каждым взглядом.
И мои секреты собственно просты:

Не читать морали, хмурясь строго,

Чтоб с детьми наладить прочные мосты,

Нужно их тащить с собой в дорогу.
Для меня учитель – это ученик,

Бесконечно у доски стоящий.

Жизнь – его учитель, жизнь – его дневник.

Каждый день – экзамен настоящий.
Чтоб учить, мне кажется, нужно самому

Жадно и настойчиво учиться.

А учиться можно всюду и всему.

Всё на свете в жизни пригодится.
Ничего сверхнового не открыла я

Для коллег учителей из зала…

Просто философия МОЯ

В том, что я сейчас вам рассказала:

- Для меня учитель означает Бог своего любимого предмета…
- Нужно очень преданно свой предмет любить…
- Для меня учитель – это человек, чувствующий к детям уваженье…
- Понимать ребёнка можно лишь тогда, если жить не параллельно – рядом…
- Для меня учитель – это ученик, бесконечно у доски стоящий…
- Чтоб учить, мне кажется, нужно самому жадно и настойчиво учиться.
Презентация: «Учитель года – 2007. Торопова Елена Борисовна».

V. Приложения.
Приложение №1.
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел образования администрации Первомайского района, методическая служба Первомайского района мкоу дов гцро, профсоюз педагогических...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconПоложение о районном конкурсе «Учитель года 2010»
Районный конкурс «Учитель года 2010» (далее конкурс) проводится Кяхтинским руо, Районным организационным комитетом, Районным комитетом...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconКонкурс лучших учителей Челябинской области (Киселёва Ю. А.) Районный...
Выступление с презентацией заместителя директора по учебной работе Жиденковой Т. А
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconНадежда Викторовна Иванова абсолютный победитель конкурса «Учитель года -2013»
Каждый год в посёлке Чернышевск проводится районный конкурс педагогического мастерства. В этом году торжественное мероприятие Учитель...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconО проведении районного конкурса
Районный конкурс творческих и исследовательских работ обучающихся по математике «Математика вокруг нас» (далее Конкурс) проводится...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconКонкурс проводится в рамках реализации национального проекта «Образование»
Учредителями муниципального конкурса «Учитель года 2014» (далее конкурс) являются мку «Управление образования» Исполнительного комитета...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconПоложениЕ о республиканском конкурсе «Учитель года 2014»
«Учитель года – 2014» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconРуководство и организаторы Районный конкурс «Школа дорожных наук»
Районный конкурс «Школа дорожных наук» проводится районным отделом образования, огибдд буинского гровд мвд рт, Фондом безопасности...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconУправление образования
Увельского района, как средства духовного развития личности, в соответствии с планом работы мбоу цдод, с 22 марта по 8 мая 2013 года...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconКонкурс Лучшее занятие нод по тематике
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconКонкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconС. В. Тронин >10. 01. 2013 положение о районном конкурс
Районный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием интерактивной доски (далее Конкурс) проводится...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconМуниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная...
До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается...
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconКонкурс методических разработок и пособий в номинации «Информатика и икт»
Описание опыта работы Гиззатуллиной Чулпан Махсутовны и результаты учебно-воспитательной работы за три года
Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы iconПостановление От 21. 02. 2013 года №336 о подготовке и проведении...
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск