Скачать 404.16 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме «Использование национально-регионального компонента на уроках математики в 5-7 классах общеобразовательной школы» Учитель МОУ СОШ № 2 п.Никель Печенгский район Хома Ирина Николаевна Адрес образовательного учреждения 184421 Мурманская область Печенгский район п.Никель улица Сидоровича дом 4 телефон 5-02-50 факс (881554)50250 E-mail scool2nickel@mail.ru поселок Никель 2008 год ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1 ВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3 - 5 Глава 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НРК В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ ……………….. 6 - 8 Глава 3 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ С НРК 5-7 КЛАССАХ………………………………8 -24 Глава 4 ПОДБОРКА ЗАДАЧ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ…………………………………………………………………24-27 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ …………………….…….28 ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ………………………………………..29-36 Глава 1 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни. В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион. Проблемы образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном и поликонфессиональном Северо-Кавказском регионе. Схожесть материальной культуры и духовных ценностей, общность исторических судеб горских народов их обычаев и традиций, определили выбор определенных педагогических приемов, используемых в учебно-воспитательном процессе. Стратегия государства в области образования, в частности, проводимые реформы, вариативность и регионализация, оказывают значительное влияние на все регионы РФ. Реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Все это вместе взятое приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов учащихся происходит путем изучения этнокультуры, приобщения к национальным, российским и мировым ценностям истории, культуры и цивилизации. Подобный подход определяет инвариант современной педагогической системы, указывает пути возможной ее реализации на региональном уровне. В истории РФ впервые в 1999г. принята Национальная доктрина образования, проект которой широко обсуждался педагогической общественностью. Доктрина представляла основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, направления его развития на период до 2025 года. Стратегические цели российского образования тесно увязаны с проблемами развития общества, включая: - преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; - восстановление статуса РФ в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Основными целями и задачами образования являются: - обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений. Несмотря на значительную вариативность в построении национально-региональных систем образования, в доктрине указывается на необходимость сохранения и развития единого образовательного пространства Российской Федерации, в рамках которого должна происходить гармонизация национальных и этнокультурных отношений. Особо подчеркивается необходимость сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, гуманистической направленности их традиций и культуры. С давних времен обсуждался вопрос о необходимости изучения в школе этнографии. Различные аспекты построения национальной школы и принципы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике стали предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки: Я.А.Каменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Д.Дьюи, П.Ф.Каптерева, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, П.А.Сорокина, В.Н.Сорока-Росинского, В.Я.Стоюнина и др.; положения о гармонии национального народного и общечеловеческого, патриотического и интернационального обоснованы в трудах отечественных и зарубежных современных психологов и педагогов: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Александрова, Б.М. Бим-Бада, Ю.С. Богачинской, Г.Н. Волкова, В.И. Загвязинского, А.Э. Измайлова, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, A.A., В.К. Шаповалова, E.H. Шиянова, И.А. Шорова и других исследователей. Они изучали вопросы организации, содержания, методики воспитания школьников с использованием этнопедагогики, а также некоторые аспекты национально-регионального компонента в воспитательном процессе. Однако, их исследования, при всех достигнутых результатах, не учитывали полноты и своеобразия современного процесса преподавания естественных и математических дисциплин в общеобразовательной школе. Анализ философской, методической, этнографической, исторической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что этнизация и регионализация являются одними из основных тенденций развития современного российского и мирового образования. Однако основные концептуальные положения этнизации и регионализации, теоретические и прикладные аспекты данной проблемы разработаны недостаточно. Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе при преподавании естественных и математических дисциплин. Современные требования к введению национально-регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решение сложной противоречивой проблемы приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям с одновременным обеспечением его национальной самоидентификации. При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение ребенка основам национальной культуры, посредством родного языка, но не рассматриваются вопросы комплексного охвата всех предметов по данной проблеме. Продолжается дискуссия о методах и средствах для достижения цели, о требованиях, которым должен отвечать преподаватель, о построении образовательного процесса, в ходе которого должна формироваться личность ребенка. Без учета индивидуальных способностей и особенностей учащихся, изменения методики преподавания, а также содержания нынешних учебных программ и учебников эта проблема не может быть решена. Реализовать ее нужно средствами самих уроков, а не за счет увеличения учебных часов на изучение тех или иных новых курсов или введения факультативных занятий. Большинство педагогов прекрасно осознают необходимость и важность целенаправленной учебно-воспитательной работы по выработке у детей общей культуры. Одновременно с этим сохраняется созерцательная позиция некоторых учителей. Причин тому много: незнание; неумение вести определенную работу в данном направлении; пассивное поведение; консервативный стереотип поведения, не требующий глубокого анализа педагогических явлений и специальных знаний. Только при постоянном самосовершенствовании, нетрадиционном подходе к преподаванию всех учебных дисциплин, в частности, уроков ботаники, географии, истории, математики, физики, химии возможно формирование у учащихся нужных знаний и представлений о предмете. В российской и мировой практике введение национально-регионального компонента, направлено на решение противоречия современного образования, между необходимостью умения жить в мире высоких технологий и острых социальных проблем и невозможностью «втиснуть» все необходимое в рамки учебного процесса общеобразовательной школы. Современная школа ставит задачу разработки и реализации на практике национально-регионального компонента образования, в котором отразятся особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа, способного формировать его менталитет. Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор темы исследования.
Глава 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НРК В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. Однако анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, географии) и совсем не затрагивает общеобразовательные области, в том числе математику. Традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой. Одним из таких дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием. Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике; качество их математических знаний и умений. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики. Региональность характеризуют следующие особенности:
Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе при преподавании естественных и математических дисциплин. Современные требования к введению национально-регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решение сложной противоречивой проблемы приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям с одновременным обеспечением его национальной самоидентификации. Современная школа РФ, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально- регионального компонента образования, в котором отразятся особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа, способного формировать его менталитет. Поэтому учителю математики необходимо разрабатывать задания к урокам и домашние задания с учетом вышеперечисленных положений. При изучении материалов 5-7 классов имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни. Прекрасно, если есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни. Есть две возможности в повседневной работе учителя:
Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Намного интереснее ребятам решать на уроке задачи с использованием местного материала. Например: итоговый урок по теме «Задачи на проценты» в 5 классе можно провести в форме деловой игры «Город деловых людей». На этом уроке ребята занимают посты начальников и директоров предприятий своего города, готовят рассказ о своем предприятии, решают финансовые вопросы по своему предприятию в виде задач на проценты.На развитие творческих способностей направлены нестандартные домашние задания на составление и решение задач с использованием национально-регионального компонента. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность. Это могут быть задания на составление задач, кроссвордов с использованием краеведческого материала, составление плана своего дома, диаграмм по результатам опроса и т.д.Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т. к. именно знания лежат в основе осознанных поступках человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях — главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики в данном пособии основной целью ставит не просто постановку эколого-географических проблем во взаимосвязи с безопасным развитием общества. В 5 классе при изучении темы «Процент» можно реализовать национально-региональный компонент. Хорошим примером является применение знаний о территориях Мурманской области урок «Решение задач на проценты. Используя данные Мурманской области». |
Информационная карта инновационного педагогического опыта Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени... | Л. В. учитель мбоу сош №1 р п. Тумботино Павловского р-на Нижегородской... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Информация по специальным призам для участников и победителей муниципального... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №22 поселка Беркакит Нерюнгринского района | ||
Программа конкурса «Учитель года» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» | «Обобщение педагогического опыта при подготовке учащихся к егэ по... Моу братовщинская средняя общеобразовательная школа Пушкинского муниципального района Московской области | ||
Муниципальное образовательное учреждение Черепановская специальная... Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 посёлка городского... | ||
«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке»; 2009 год Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Ю. А. Гагарина... | Муниципальное образовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная... Муниципальное образовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная школа» | ||
Нытвенского района Пермской области Муниципальное образовательное... Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский | Организация внеклассной работы по предмету в школе адаптивного типа Место работы – муниципальное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального... | ||
Наградной лист Место работы, занимаемая должность: Муниципальное общеобразовательное учреждение Бокинская средняя общеобразовательная школа Тамбовского... | Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской... | ||
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука... Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский... | Публичный отчёт о результатах деятельности моу «сош №11» г. Братска в 2011-2012 уч году Коллективом отработаны следующие этапы: 1-й, Теоретический (2008-2009 г.),2-й, Первый опыт освоения темы (2009-10г.); 3-й этап, Практическая... |