Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме





Скачать 404.16 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер404.16 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области

Районный этап конкурса «Учитель года 2009»

Обобщение опыта работы по теме

«Использование национально-регионального компонента на уроках математики в 5-7 классах общеобразовательной школы»

Учитель МОУ СОШ № 2

п.Никель Печенгский район

Хома Ирина Николаевна

Адрес образовательного учреждения

184421 Мурманская область

Печенгский район п.Никель

улица Сидоровича дом 4

телефон 5-02-50

факс (881554)50250

E-mail scool2nickel@mail.ru

поселок Никель 2008 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1

ВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3 - 5

Глава 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НРК В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ ……………….. 6 - 8

Глава 3

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ С НРК 5-7 КЛАССАХ………………………………8 -24

Глава 4

ПОДБОРКА ЗАДАЧ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ
КОМПОНЕНТОМ…………………………………………………………………24-27


РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ …………………….…….28

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ………………………………………..29-36

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни. В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион. Проблемы образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном и поликонфессиональном Северо-Кавказском регионе. Схожесть материальной культуры и духовных ценностей, общность исторических судеб горских народов их обычаев и традиций, определили выбор определенных педагогических приемов, используемых в учебно-воспитательном процессе. Стратегия государства в области образования, в частности, проводимые реформы, вариативность и регионализация, оказывают значительное влияние на все регионы РФ. Реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Все это вместе взятое приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов учащихся происходит путем изучения этнокультуры, приобщения к национальным, российским и мировым ценностям истории, культуры и цивилизации. Подобный подход определяет инвариант современной педагогической системы, указывает пути возможной ее реализации на региональном уровне.
В истории РФ впервые в 1999г. принята Национальная доктрина образования, проект которой широко обсуждался педагогической общественностью. Доктрина представляла основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, направления его развития на период до 2025 года. Стратегические цели российского образования тесно увязаны с проблемами развития общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса РФ в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Основными целями и задачами образования являются:
- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений. Несмотря на значительную вариативность в построении национально-региональных систем образования, в доктрине указывается на необходимость сохранения и развития единого образовательного пространства Российской Федерации, в рамках которого должна происходить гармонизация национальных и этнокультурных отношений. Особо подчеркивается необходимость сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, гуманистической направленности их традиций и культуры. С давних времен обсуждался вопрос о необходимости изучения в школе этнографии. Различные аспекты построения национальной школы и принципы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике стали предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки: Я.А.Каменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, Д.Дьюи, П.Ф.Каптерева, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, П.А.Сорокина, В.Н.Сорока-Росинского, В.Я.Стоюнина и др.; положения о гармонии национального народного и общечеловеческого, патриотического и интернационального обоснованы в трудах отечественных и зарубежных современных психологов и педагогов: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Александрова, Б.М. Бим-Бада, Ю.С. Богачинской, Г.Н. Волкова, В.И. Загвязинского, А.Э. Измайлова, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, A.A., В.К. Шаповалова, E.H. Шиянова, И.А. Шорова и других исследователей.
Они изучали вопросы организации, содержания, методики воспитания школьников с использованием этнопедагогики, а также некоторые аспекты национально-регионального компонента в воспитательном процессе. Однако, их исследования, при всех достигнутых результатах, не учитывали полноты и своеобразия современного процесса преподавания естественных и математических дисциплин в общеобразовательной школе. Анализ философской, методической, этнографической, исторической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что этнизация и регионализация являются одними из основных тенденций развития современного российского и мирового образования. Однако основные концептуальные положения этнизации и регионализации, теоретические и прикладные аспекты данной проблемы разработаны недостаточно. Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе при преподавании естественных и математических дисциплин.
Современные требования к введению национально-регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решение сложной противоречивой проблемы приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям с одновременным обеспечением его национальной самоидентификации. При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение ребенка основам национальной культуры, посредством родного языка, но не рассматриваются вопросы комплексного охвата всех предметов по данной проблеме. Продолжается дискуссия о методах и средствах для достижения цели, о требованиях, которым должен отвечать преподаватель, о построении образовательного процесса, в ходе которого должна формироваться личность ребенка. Без учета индивидуальных способностей и особенностей учащихся, изменения методики преподавания, а также содержания нынешних учебных программ и учебников эта проблема не может быть решена. Реализовать ее нужно средствами самих уроков, а
не за счет увеличения учебных часов на изучение тех или иных новых курсов или введения факультативных занятий. Большинство педагогов прекрасно осознают необходимость и важность целенаправленной учебно-воспитательной работы по выработке у детей общей культуры. Одновременно с этим сохраняется созерцательная позиция некоторых учителей. Причин тому много: незнание; неумение вести определенную работу в данном направлении; пассивное поведение; консервативный стереотип поведения, не требующий глубокого анализа педагогических явлений и специальных знаний. Только при постоянном самосовершенствовании, нетрадиционном подходе к преподаванию всех учебных дисциплин, в частности, уроков ботаники, географии, истории, математики, физики, химии возможно формирование у учащихся нужных знаний и представлений о предмете. В российской и мировой практике введение национально-регионального компонента, направлено на решение противоречия современного образования, между необходимостью умения жить в мире высоких технологий и острых социальных проблем и невозможностью «втиснуть» все необходимое в рамки учебного процесса общеобразовательной школы. Современная школа ставит задачу разработки и реализации на практике национально-регионального компонента образования, в котором отразятся особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа, способного формировать его менталитет. Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор темы исследования.

  • Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе при преподавании математических дисциплин.

  • Предмет исследования: национально-региональный компонент в системе обучения, как средство активизации учебного процесса на уроках естественного и математического цикла.

  • Гипотеза исследования состоит в предположении, что комплексное использование национально-регионального компонента в структуре учебных планов и программ способствует более глубокому и эффективному усвоению знаний о малой родине, активизации учебной деятельности, позволяет решать значительный спектр образовательных и воспитательных задач в современной школе, ведет к социализации личности.

  • Цель исследования: обосновать и разработать научно-педагогические и методические основы технологии реализации национально-регионального компонента на уроках математики для активизации учебной деятельности.

  • Задачи:
    - выявление возможностей учебных дисциплин естественно-математического цикла, преподаваемых в общеобразовательной школе, в плане реализации национальных и этнорегиональных принципов.


Глава 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НРК В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. Однако анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, географии) и совсем не затрагивает общеобразовательные области, в том числе математику. Традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой. Одним из таких дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием.
Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике;
качество их математических знаний и умений.
Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики. Региональность характеризуют следующие особенности:

  • исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);

  • природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);

  • социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);

  • социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);

  • социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);

  • экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;

  • административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);

Нет научно обоснованной, адаптированной и комплексной программы реализации национально-регионального компонента в образовательной практике на различных ступенях обучения, отсутствуют технологии реализации национально-регионального компонента в общеобразовательной школе при преподавании естественных и математических дисциплин. Современные требования к введению национально-регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решение сложной противоречивой проблемы приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям с одновременным обеспечением его национальной самоидентификации. Современная школа РФ, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально- регионального компонента образования, в котором отразятся особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа, способного формировать его менталитет. Поэтому учителю математики необходимо разрабатывать задания к урокам и домашние задания с учетом вышеперечисленных положений. При изучении материалов 5-7 классов имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни. Прекрасно, если есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни. Есть две возможности в повседневной работе учителя:

  • ведение уроков по учебнику и по задачникам;

  • проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрытием прикладной сущности предмета «математика».

Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Намного интереснее ребятам решать на уроке задачи с использованием местного материала. Например: итоговый урок по теме «Задачи на проценты» в 5 классе можно провести в форме деловой игры «Город деловых людей». На этом уроке ребята занимают посты начальников и директоров предприятий своего города, готовят рассказ о своем предприятии, решают финансовые вопросы по своему предприятию в виде задач на проценты.На развитие творческих способностей направлены нестандартные домашние задания на составление и решение задач с использованием национально-регионального компонента. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность. Это могут быть задания на составление задач, кроссвордов с использованием краеведческого материала, составление плана своего дома, диаграмм по результатам опроса и т.д.Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т. к. именно знания лежат в основе осознанных поступках человека.
Экологическая этика, сформированная в знаниях — главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики в данном пособии основной целью ставит не просто постановку эколого-географических проблем во взаимосвязи с безопасным развитием общества. В 5 классе при изучении темы «Процент» можно реализовать национально-региональный компонент. Хорошим примером является применение знаний о территориях Мурманской области урок «Решение задач на проценты. Используя данные Мурманской области».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconИнформационная карта инновационного педагогического опыта
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconЛ. В. учитель мбоу сош №1 р п. Тумботино Павловского р-на Нижегородской...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconИнформация по специальным призам для участников и победителей муниципального...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №22 поселка Беркакит Нерюнгринского района
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconПрограмма конкурса «Учитель года»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме icon«Обобщение педагогического опыта при подготовке учащихся к егэ по...
Моу братовщинская средняя общеобразовательная школа Пушкинского муниципального района Московской области
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconМуниципальное образовательное учреждение Черепановская специальная...
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 посёлка городского...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме icon«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке»; 2009 год
Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Ю. А. Гагарина...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconМуниципальное образовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconНытвенского района Пермской области Муниципальное образовательное...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconОрганизация внеклассной работы по предмету в школе адаптивного типа
Место работы – муниципальное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconНаградной лист
Место работы, занимаемая должность: Муниципальное общеобразовательное учреждение Бокинская средняя общеобразовательная школа Тамбовского...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconМуниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 поселка Никель Печенгского района Мурманской области Районный этап конкурса «Учитель года 2009» Обобщение опыта работы по теме iconПубличный отчёт о результатах деятельности моу «сош №11» г. Братска в 2011-2012 уч году
Коллективом отработаны следующие этапы: 1-й, Теоретический (2008-2009 г.),2-й, Первый опыт освоения темы (2009-10г.); 3-й этап, Практическая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск