Скачать 369.91 Kb.
|
Организация внеклассной работы по предмету в школе адаптивного типа. Автор материалов – Пахомова Елена Андреевна Место работы – муниципальное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального района Волгоградской области Почтовый адрес - 403391, Россия, Волгоградская область, Даниловский район, ст. Островская, переулок Школьный, 4 Контактные телефоны – 8-8442-61- 5-32-40 (раб.), 8 -8442-61-5-34-27 (дом.) Факс: 8-8442-61- 5-32-67 e-mail (школа) - Schkola-ostrov@mail.ru Занимаемая должность – учитель русского языка и литературы - 2007 год- Филологическая неделя в школе. Родной язык и литература как учебные предметы испокон веков служили средством духовного обогащения, умственного, нравственного, эстетического развития учащихся через слово, словесные произведения. Но дар слова нельзя обрести посредством изучения грамматики, правописания и так называемых речевых упражнений, он развивается прежде всего активным приобщением школьника к действительности. Познание окружающего – задача и результат не только двух наших предметов, а и всего учебно – воспитательного процесса, всех видов занятий учащегося в школе и вне школы, образа его жизни в семье, среди сверстников и взрослых. Именно здесь, на широком лоне действительности, проходит насыщение души растущего человека тем, о чем надо сказать, что нужно выразить в слове, формируется речевой дар. Столь же необходимо для развития дара слова умственное развитие. Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, самостоятельный поиск, интуитивные решения, связанные с изучением грамматики языка, литературы и других предметов, являются важнейшими предпосылками для развития речевых способностей учащихся, условиями, предопределяющими правильность употребления слов и простых предложений, точность выражения мыслей, убедительность и доходчивость составляемых текстов. Таким образом, важнейшая задача, которая стоит перед учителем – филологом, - помочь детям полюбить слово, открыть его красоту, получать радость чтения. Бесполезно доказывать, что надо читать, если можно бездумно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Значит, надо научить школьников получать от книги наслаждение, а это возможно, только если ребята полюбят язык и чтение, потому что красота и любовь -могучая сила, способная не разрушать, а созидать. В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщение их к искусству слова, к богатству русской литературы большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе: организация кружков, олимпиад, викторин, тематических вечеров, экскурсий. Одним из видов внеклассной работы в школе является предметная неделя или декадник, которые проводятся с целью пробуждения интереса к изучаемой науке. Этой цели могут послужить увлекательные мероприятия и словесные игры, т.к. это не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Одни игры проводятся как викторины, другие – требуют групповой работы или соревнования команд. Такие мероприятия во внеурочное время служат средством активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. В последние несколько лет мы, учителя русского языка и литературы, совместно с учителями иностранного языка проводим филологическую неделю. В настоящее время активно осуществляется процесс интеграции наук, т.к. ребенок должен получить нужные представления и видение целостной картины мира. Такие интегрированные занятия расширяют кругозор учащихся. Предметы гуманитарного цикла обладают большим потенциалом для интеграции, особенно широкое поле представляет интеграция истории и литературы, а также русского и иностранных языков. Интегрированные занятия требуют сочетания разнообразных видов человеческой деятельности (мыслительной, речевой, коммуникативной), сочетание научного и художественного. На своих занятиях мы учим детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, работать самостоятельно над разрешением проблемы, получением конкретного результата и его публичным предъявлением, т.е. даем своим ученикам возможность делать что – то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Эта деятельность, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Таким образом, цель данных мероприятий - помочь ученикам осознать значимость научных и межпредметных знаний и умений, потому что от того, как педагог организует внеклассную работу, зависит в значительной степени успех обучения школьников. Подготовительная работа: 1.Выпуск учащимися всех классов газеты (на выбор) - история языка; - мой любимый писатель; - в мире русского языка. 2. Составить оригинальный кроссворд по одному из разделов языка (5-11 кл). 3. Придумать рекламу недели, помня о требованиях к рекламному тексту (9-11 кл). - максимум информации при минимуме слов; - доказательность и доходчивость; - краткость, лаконичность; - зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях. 4. Оформить выставку лучших ученических тетрадей и работ, собственных произведений на литературные и свободные темы, рефератов (6-11кл), докладов, рисунков к любимым литературным произведениям (1-5кл). 5. Организовать совместно с библиотекой выставку новинок литературы «Современная литература». 6. Объявить тему конкурса чтецов «Мое любимое стихотворение о…» и начать к нему подготовку. Объявление. Помещается на рекламном щите. Внимание! Внимание! Всем! Всем! Если вы хотите знать Как появилась первая книга Можно ли самим создать словарь; Что такое баклуши и можно ли их бить; Сколько слов в словаре Даля; Почему чучело – гороховое, барышня – кисейная, А друг закадычный; С какими науками связана литература Одинаковы ли слова дипломат и дипломант И еще множество ответов на вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как? И, наконец, если вы хотите стать Ещё грамотнее, тогда принимайте участие В нашей Филологической неделе! В программе недели: Понедельник: 1. Открытие Недели: - приветствие любителей языков и литературы; - выставка книг «Современная литература» - реклама Недели; - выставка тетрадей, сочинений, иллюстраций; - смотр – конкурс стенгазет; - выставка кроссвордов; - подведение итогов; - Аукцион тем проектов по теме «Цвет – как отражение мира в русском языке и литературе»: - цвета солнечного спектра и бытовые цвета. - цветной словарь и его составляющие. - цветовая символика в изображении г. Петербурга писателей 19 века (Достоевский, Гоголь, Пушкин,) Рефераты: - Ломоносов – филолог и поэт; - особенности стиля писателя; - зарождение и формирование научного стиля в России; - иностранные слова в русском языке; - В.И. Даль – лексикограф; - язык и история народа; - наука о русском языке. Выдающиеся ученые – русисты; - роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка. Вторник: 1.Проведение во всех классах мини – беседы: – «Великий и могучий русский язык», «Проблемы современного языка» и т.д. - викторина по русскому языку для учащихся (5 – 9 кл); - урок КВН (соревнование для 10-11 классов). Среда: - проведение олимпиад по русскому языку, иностранному языку, литературе (9-11 классы); - организация конкурса творческих работ на тему «Русский язык в моей жизни» в любом жанре (эссе, сочинение, стихотворение). - конкурс эрудитов – 9 класс; - Что? Где? Когда? (познавательная игра для учащихся 6-7 классов). Четверг: - конкурс чтецов ( по возрастным группам), «Моё любимое стихотворение», с комментарием (4-5кл), элементами анализа (6-8 кл), анализом лирического стихотворения (9-11 кл), чтение собственных стихов; - подведение итогов конкурса; - игра по сказкам Пушкина 5 кл; - очень серьезная игра (конкурс эрудитов) 6-7 кл; - филологическая викторина – 8 кл; - занимательное стихосложение – начальные классы (проводят учащиеся 10-11 классов). Пятница: - «Все началось с таблички, свитка, бересты» (игра – соревнование для учащихся 7-8 кл); - «Умники и умницы» 9 кл; - заседание ученого совета «Цвет – как отражение мира в русском языке и литературе» (защита рефератов, презентация проектов); - Литературный вечер для старшеклассников «Книга жизни» (по творчеству Бунина); - литературная игра «Литература +» (10-11 кл); - театрализованное представление «Современный человек должен быть грамотным» - подведение итогов Недели; - награждение победителей. Викторина по русскому языку и литературе. Цель: развитие коллективной деятельности, выявление творческих и организаторских способностей детей, расширение кругозора. Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами собрались на урок, который имеет необычное название - «Викторина». Кто из вас может объяснить, что означает это слово? - Правильно, а точнее это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и литературе. Я приготовила для вас маленькое угощение. Оно лежит вот здесь (мешочек). Вы опускаете руку в этот мешочек, берете то, что лежит. Можно брать только одну штучку. Мешочек опустел. Теперь разожмите свои ладошки, как видите, у вас по горошине. Все они сладкие на вкус, но по цвету разные. Не торопитесь сразу положить их в рот. Вот здесь собирается команда белых горошин, а здесь – зеленых. Итак, у нас 2 команды: «Угадай -ка» и «Любознательные» Т.к. у нас викторина, давайте выберем жюри. 1. Приветствие. 1 команда: Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед. 2 команда: И соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней. И наша дружба крепнет с ней! 1команда И пусть кипит борьба, Сильней соревнование. 2 команда. Успех решает не судьба, а только наши знания. 2 конкурс «Наборщик» - из букв слова «Викторина» составить новые слова. Каждое слово – 1 очко. 3 конкурс «Подумай и ответь» Вопросы для команды «Угадай-ка».
Вопрос для команды «Любознательные»
- Если команда не отвечает, помогает нам соперница и зарабатывает баллы. ( на доске) 7 «люков» 7 «львов» 1. –лю – к - 1. – ле - - в - - 2. – люк - 2. ле –в - - 3. – лю – к - 3. – лев- - 4. – люк - 4. - - лев - - - - 5. – лю - - - к - 5. – лев 6. – люк - - 6. - - лев - - 7. – лю - - к 7. ле - - в - - 4. «Орфографическая зарядка» Ребята, вы все делаете дома зарядку? А сегодня зарядка немного необычная: нужно написать на доске за 2 минуты как можно больше слов на орфограмму. И – ы после ц о – ё после шипящих в корне. Игра со зрителями. -А пока ребята заняты, мы с вами постараемся еще заработать очки своей команде. 1. Жеребенок с каждым днем подрастал и стал (конем) 2.Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно, (карандаш). 3.Кругла, рассыпчата, бела На стол с полей пришла. Ты посоли её немножко, Ведь, правда, вкусная (картошка). 4. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я (капуста). 5. Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки! Кто несет меня? (коньки). 6. По дороге наша Машенька идет, за веревочку козу она ведет. А прохожие глядят во все глаза - Очень длинная у девочки (коса). 7. В яме спит зимою длинной. Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется (медведь) 8. В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц (мел). -Молодцы, а теперь давайте посмотрим, что получилось у ваших товарищей. 5. «Отгадай слово» Каждой команде вручаются карточки: 1. Корень из слова СКАЗКА, суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка в слове РАСХОД, окончание в слове ДОМ (рассказчик) 2. Корень в слове СНЕЖИНКА, приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ, суффикс, что в слове ЛЕСНИК, окончание в слове СТОЛ (подснежник). 6. «Литературный конкурс» Угадайте сказку, стихотворение, повесть. 1. Иван – царевич говорит ей: - Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу («Царевна – лягушка»). 2. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю? («По - щучьему велению»). 3. Красна девица грустна, её не нравится весна, ей на солнце тяжко. Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»). 4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора («Узник»). 5. Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный. («Зимнее утро»). 6. Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч («Сказка о мертвой царевне…»). 7. Владимир Николаевич в каждом письме умолял её предаться ему, венчаться тайно. («Метель»). 8. «Так вы знали мою Дуню? – начал он. - Кто же не знал её? Ах, Дуня, Дуня!» (« Станционный смотритель»). 9. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! («Парус» Лермонтов). 10. «В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. («3 пальмы»). 11. Не лежалось на окошке- покатился по дорожке. («Колобок»). 7.«Оживи пословицу» Команде дается пословица. Раскрыть смысл пословицы, если смысл раскрыт – 10 очков, недостаточно -5, неправильно -0. 1. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 2. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. 8. «Реши кроссворд». - Заполните клетки словами – именами существительными.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной... | ||
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе Рабочая программа по английскому языку в 3-ем классе составлена на основе сле-дующих нормативных документов | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования... | ||
Паспорт кабинета геогрфии Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования... | Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская... Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции... | ||
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | ||
Доклад «Организация внеклассной работы» На каком бы высоком теоретическом и идейном уровне ни проходил урок, трудно добиться воспитания желаемых качеств личности учащихся,... | Е. Я. Задерко, сош №365, г. Санкт-Петербург Внеклассная работа по физике У этих учеников обычно повышается успеваемость, появляется интерес к предмету – им становится интересно. Формы внеклассной работы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Совершенствование педагогического мастерства учителей гуманитарного цикла в целях повышения качества образования, направленного... | Решение практических задач заказчика проекта Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация... | ||
Конкурсная развлекательная программа "Домашние потешки" Форм внеклассной работы множество, но одной из них является предметная неделя. В нашей школе такие недели получили широкое распространение... | Экологические здоровьесберегающие технологии Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной... | ||
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное... Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения | Программа по предмету «информатика и икт» Икт, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи... |