Скачать 0.97 Mb.
|
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 9-11 классах г. Барнаул, 2007г Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения Часть 2. Приложение 3 Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся 9 -11 классов Составитель Т.А. Матерова, отдел учебно-методических разработок и профессионального консультирования Старший подростковый возраст и раннее юношество – это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала. Пособие, которое предлагается вашему вниманию, окажет неоценимую помощь в организации занятий профориентационной тематики. Его могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги, завучи и другие специалисты школы. Вводное слово Возрастные особенности выпускников школы и социальная ситуация (окончание школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении. По сути дела вся учебно-воспитательная работа должна быть направлена на это. Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности. По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться. Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии. Нужно также отметить достаточно высокую тревожность старшеклассников в отношении своего будущего. Большинство учащихся связывают свое будущее с реализацией профессиональных планов: их беспокоит выбор профессии и пути ее освоения, тревожит, смогут ли они найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать и т. д. Источником такой тревожности и страхов у учащихся является также их предполагаемая неспособность к конкуренции по окончании школы. Многие испытывают страх не соответствовать требованиям родителей, а затем и рынка труда. Они чувствуют огромное давление из-за необходимости конкурировать в школе и во внешнем мире. Юноши и девушки, отвечая на вопрос, что они думают о своей жизни, школе и будущем, проявляют недоверие к себе: многие из них боятся будущего. Практически каждый опасается, что не будет соответствовать ожиданиям родителей и своим собственным. Наши мальчики и девочки становятся мужчинами и женщинами, пожалуй, в наиболее жесткой атмосфере социальной конкуренции. Граждане обоего пола испытывают сильный страх неудачи. Это хорошо замаскированный страх, скрытая ожидаемая тенденция в обществе, которая атакует разум юношей и девушек, не полностью осознающие себя. А вот родители и учителя от этих важных вопросов стараются уйти. Они больше говорят о послушании, старательности, хорошей учебе. Вот характерное высказывание одной девочки: «Учителя и родители такие несовременные... Учителям надо только, чтобы я хорошо знала их предмет, родители хотят видеть меня примерной ученицей, им важно, как я сейчас учусь, какие оценки приношу... А мне бы дорогу свою найти... Жизнь впереди такая непонятная, сколько всяких тревог, так легко потеряться...» Поэтому одна из актуальных задач классного руководителя - помощь своим воспитанникам в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути. Конечно, такие проблемы развития учащихся должны решаться в сотрудничестве с родителями и школьными психологами. Большую помощь старшеклассникам в формировании личности в обучении, принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная профориентационная работа. Ниже предлагаются сценарии мероприятий, нацеленных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся. Все предлагаемые в них методики, являясь психологическими, по сути, адаптированы для использования их педагогами. Профориентационная беседа Проблемы профессионального самоопределения Все люди так или иначе озабочены тем, что будет с ними завтра. Однако, одно дело — быть озабоченными, беспокоиться и тревожиться относительно своего будущего и совсем другое дело — позитивно планировать его, представлять чего ты хочешь в жизни, знать, как этого достичь и уметь это делать. Перед любым человеком рано или поздно встает проблема выбора профессии. Вопрос этот очень важен, поскольку от его решения зависит будущее каждого. Насколько важна для людей работа? Каждый может ответить на этот вопрос по-своему. Для одних работа — это смысл всей жизни, для других — просто средство к существованию, для третьих— это привычка, для четвертых — печальная необходимость. Понятно, что если пироги печет сапожник, то вряд ли он добьется успеха на этом поприще. А вот реализованные профессиональные склонности являются залогом успеха. Важно вовремя подметить, куда вас тянет больше и постараться жизненные цели поставить в зависимость от интересов. Профессиональная ориентация каждого отдельного человека начинается с семьи. В семье артистов обычно человек вырастает артистом, музыкантом. Конечно, не обязательно дети идут по проторенной родителями дороге. Как ни учили Ван Гога торговать, склонность к рисованию взяла верх, и мы знаем его как великого художника. Зря учился Собинов в Московском университете на юриста; из присяжного поверенного он уходит в солисты Большого театра и достигает мировой славы. Таких примеров бесчисленное множество. Например, многие артисты и писатели — люди творческих профессий — нашли свой путь, лишь попробовав себя на каком-то ином поприще: врача, инженера, учителя, геолога. Все это свидетельство того, что склонности все-таки помогли человеку найти себя и достичь успеха, несмотря на то, что обстоятельства толкали его в объятия чуждой ему профессии. «Попасть в точку» при выборе профессии не менее, а может быть и более важно для психического благополучия человека, чем отыскать свою «половинку». И, к сожалению, не менее сложно. За ошибки несовпадения, когда человек не любит свою профессию или профессия не любит человека, часто приходится расплачиваться всю жизнь. И, как в любви, при выборе профессии ни одна фирма, ни один специалист не может вычислить стопроцентный вариант и выдать вам беспроигрышное решение. Выбор должен быть вашим выбором, а специалисты, в частности психологи и профконсультанты, могут лишь помочь сделать его более осознанным и хотя бы немного снизить вероятность ваших ошибок и неудач. Вполне естественно, что, выбирая профессию, мы не можем досконально знать ее содержание. Но зачастую даже у абитуриентов ВУЗов нет и ориентировочных знаний о той профессии, которую они выбирают. Один из таких примеров приводит в своей книге «Как выбирать профессию» известный психолог Е. А. Климов. Речь идет о девушке, которую любовь к музыке привела ни много, ни мало как в электротехнический институт. А дело в том, что в этом институте был факультет, который назывался «радиовещание». Отталкиваясь от этого слова, девушка наивно полагала, что суть ее будущей работы будет состоять в подборе и исполнении музыкальных произведений для радиопередач. При этом в расчет не были приняты вроде бы совершенно очевидные вещи: институт-то технический, готовит инженеров, то есть людей, имеющих дело с приборами и механизмами. Инженер по радиовещанию, если и занимается музыкой, то только с физико-технической, а отнюдь не эстетической стороны. Этот пример мог бы показаться просто курьезом, если бы за ним, к сожалению, не стояла реальная человеческая судьба. Наши представления о мире профессий, в котором мы осуществляем свой выбор, часто напоминает «королевство кривых зеркал». И не только недостаток знаний тому причиной. Психологически мы склонны обращать особое внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности. А о многих других гораздо менее приятных ее сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Какая-то одна сторона предстает в таком образе чрезмерно преувеличенной, другие, на самом деле отнюдь не менее важные, оказываются едва различимыми, а то и вовсе незаметными. Очень ярко образцы такого рода иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность математикой, интерес к истории и т. п., а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало. Даже став студентами, будущие педагоги подчас с удивительным упорством продолжают мыслить себя исключительно математиками, историками или биологами, хотя очевидно, что избранная профессиональная деятельность вовсе не сводится к занятиям любимой наукой. Создавая образ своей будущей профессиональной деятельности, мы нередко склонны идеализировать не только привлекательную для нас профессию, но и самих себя в этой профессии. Задумайтесь, всегда ли наши оценки определенной деятельности и собственных возможностей на выбираемом поприще достаточно реалистичны? Часто в мыслях о будущем мы видим себя людьми, которые достигли наибольших успехов в своем деле, ставим себя на место тех, кто занимает в этой области «командные высоты». Может быть, именно этот, скорее рекламный, чем реальный образ более всего и привлекает нас в профессии, которой мы собираемся себя посвятить. Чтобы разобраться в этом, попробуйте поставить себя на место менее выдающихся, рядовых представителей выбираемой профессии, которых в любой деятельности абсолютное большинство. Насколько хорошо Вы представляете их ежедневную работу. Ведь, вполне возможно, что эта деятельность и будет вашим основным делом после окончания учебы, а может быть и всю жизнь? Привлекает ли она Вас? Если да, то у Вас немало шансов остаться удовлетворенным своим выбором и не испытать разочарования в будущем. Быть реалистом при выборе профессии, конечно же, не означает, что большинству из нас даже нечего мечтать о том, чтобы стать, скажем, преуспевающим банкиром, а надо сознательно готовить себя к судьбе простого клерка. Речь идет о понимании того, что преуспевающий банкир вырастает, как правило, из способного служащего банка, который стремится и много делает для того, чтобы достичь профессионального успеха. Пытаясь занять более реалистичную позицию при выборе профессии, сталкиваешься с тем, что разобраться в себе, понять собственные стремления, интересы, способности невероятно трудно, еще сложнее, чем получить более-менее верное представление о содержании выбираемой профессиональной деятельности. Эффективным фактором решения этих задач выступает профессиональная ориентация, которая путем проведения комплекса специальных мер оказывает содействие человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Классные часы К чему люди стремятся в жизни Цели 1. Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни. 2. Понимание разницы между материальными и нематериальными целями. 3. Осознание собственных целей и стремлений. Предварительная подготовка 1. Ведущий (классный руководитель или школьный психолог) предлагает детям написать мини-сочинение «Автобиография будущего»: - Я хочу предложить вам небольшое, но увлекательное задание. Оно будет немного похоже на сочинение. Вам, наверное, всем знакомо слово «биография». Его точное значение - жизнеописание. Автобиография - это описание своей жизни. Автобиографию обычно нужно писать при приеме на работу или поступлении в институт. Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека. Сегодня вы попытаетесь написать «автобиографию будущего». Загляните немного вперед. Подумайте и помечтайте. Не ограничивайте свою фантазию, объем сочинения может быть любым. Попытайтесь ответить на такие вопросы. 1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2030 года? 2. Какими будут ваше образование, профессия? 3. Есть ли семья, дети? 4. Материальное положение? 5. Что составляет основную гордость за прожитые годы? Перед подростком должен быть чистый листок бумаги. Подписывать его не обязательно, но если подросток хочет, он может написать имя и фамилию. Вспомогательные вопросы, приведенные выше, нужно написать на доске. Не ограничивайте подростков во времени. Ход классного часа I. Обсуждение мини-сочинений «Автобиография будущего». Ведущий рассказывает об обобщенных результатах мини-сочинений: 1. Какие жизненные достижения наиболее ценятся подростками? 2. Что больше ценят мальчики, что - девочки? 3. Насколько мечтания учащихся духовны или бездуховны, эгоистичны или альтруистичны? Подростки высказывают свое мнение, приводят аргументы в защиту тех или иных жизненных ценностей. II. Выявление целей, к которым люди могут стремиться в жизни. На доске: Хорошее образование Хорошая работа и карьера Счастливая семья Слава Деньги, богатство Дружба Достижения в искусстве, музыке, спорте Уважение и восхищение окружающих Наука как познание нового Хорошее здоровье Уверенность в себе и самоуважение Хорошая пища Красивая одежда, ювелирные украшения Власть или положение Хороший дом, квартира Сохранение жизни и природы на Земле Счастье близких людей Благополучие государства Задание 1. Перепишите данный перечень в свою тетрадь. Разбейтесь на пары и, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек невластен. Напротив каждого стремления поставьте соответствующую пометку - «властен» или «невластен». Задание 2. Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные. Напротив каждого стремления в тетради поставьте соответствующую пометку. Работайте парами. Примечание. Перед выполнением этого задания нужно объяснить подросткам значение слов «материальный» и «нематериальный». Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования. Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее это существует. Задание 3. Выпишите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни больше всего. Работайте индивидуально в своей тетради. Дети выполняют задание. Ведущий. В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира, хорошее здоровье. Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными. Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить - ненасытна лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест ровно столько, сколько нужно, - жадность и распущенность не должны руководить человеком. По поводу того над какими стремлениями человек властен, а над какими нет, возникли разногласия. Кто-то считает, что достижение почти каждой из перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше полагается на обстоятельства, чем на себя. На самом деле вопрос, что же играет большую роль - воля человека или обстоятельства жизни, - является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом предопределяет успешность деятельности и жизни человека. Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние внешних обстоятельств на результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними. Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов. Далее выясняется общее мнение группы по поводу того, какие же цели являются наиболее важными в жизни. Учащиеся смотрят на списки целей: написанные на доске и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3). Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками повторно упоминаемые пункты. Далее ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения: 1. Каковы для тебя пять самых важных вещей в твоем списке? 2. Думаешь ли ты, что будешь по-настоящему счастлив, если этого добьешься? 3. Совпадает ли мнение класса по поводу важности некоторых твоих устремлений? После обсуждения делаются выводы. Поведение людей мотивируется стремлениями или поставленными целями. Одни цели важнее других в силу ценности получаемого в результате вознаграждения. Цели и вознаграждения простираются от конкретных и осязаемых до абстрактных и нематериальных. Для достижения какой-либо цели необходимо приложить усилия. Иногда из-за желания достичь различные цели возникают противоречия. |
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф ориентации молодежи... | «30» августа 2013г. Директор маоу сош №45 Т. Н. Шаврина Программа профориентации ... | ||
По итогам 1 полугодия 2013/2014 учебного года в государственном бюджетном... По итогам 1 полугодия 2013/2014 учебного года в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы средней общеобразовательной... | Общероссийская общественная организация «молодые интеллектуалы россии» Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах) | ||
Рабочая программа по элективному курсу «профессиональное самоопределение» в 9-х классах Задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения... | Публичный отчет по итогам работы моу «Маганская сош» В 2010-2011 учебном году в Маганской школе обучалось 102 ученика, из них в 1-4 классах 41 ученик, 5-9 классах 42 ученика,10-11 классы... | ||
План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | Гбоу ао «Специальная Соломбальская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Организация работы по профориентации и профадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья | ||
Информационный отчёт работы Шераутской поселенческой библиотеки за 2013 год. Содержание Формирование культуры семейных отношений. 19 12. Содействие развитию художественно-эстетических вкусов. Эстетическое просвещение.... | Сборник статей и документов по питанию Word Пресс-релиз "Организация... Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста (приложение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В мбоу парабельской гимназии обучается на 1 января 2013 учебного года 462 обучающихся. Из них 288 – в гимназических классах, 174... | Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях... Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие... | ||
Публичный отчет мбоу «Чушевицкая средняя обшеобразовательная школа» Мбоу «Чушевицкая сош». Успеваемость по школе составила в 1-4 классах – 100%, в 5-9 классах – 98% в 10-11 классах – 100%, средний... | Программам Аннотация к рабочей программе по предмету Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших 5-9 классах осуществляются задачи, решаемые в младших... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нацеленность работы педагогического коллектива школы только на учебный и воспитательный процесс и в ряде случаев даже игнорирование... | Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся моу «Харпская сош» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана... |