Скачать 0.79 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 45 города Тюмени Утверждаю «30» августа 2013г. Директор МАОУ СОШ № 45 Т.Н.Шаврина Программа профориентации «Ориентир» МАОУ СОШ № 45 г.Тюмени на 2013-2015 годы Составитель: заместитель директора по УВР Куликова С.В.
Выбор профессии школьниками, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. По данным статистики в настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми формами и методами работы по профессиональному самоопределению. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности в школе, проведение разъяснительной работы с родителями. Профессиональная реклама и агитация - оперативная и привлекательная для школьников форма, она дает свои положительные результаты. Однако этого бывает недостаточно для осуществления осознанного выбора. Экскурсии на предприятия случаются реже, т.к. трудно договориться о сотрудничестве, а если все же удается, не всегда встречи на предприятиях соответствуют ожиданиям, между тем встречи должны быть интересными для детей. Для этого руководителям предприятий необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов, а не случайных людей и подготовить их для такой работы с подростками. Время от времени возникает вопрос, нужна ли в школе работа по профессиональному самоопределению. Если согласиться с мнением, что профориентация нужна, возникает множество других вопросов. Первый - когда начинать эту работу? Одни считают, что в девятом классе подростки еще не готовы к осмыслению профориентационных проблем. Другие уверены, что работа по профессиональному самоопределению в 11-м классе бессмысленна, так как все школьники уже выбрали себе вуз и соответственно профессию. Мнение же психологов заключается в том, что в 5-9 классах школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире прфессий. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс основной школы. Понимая это, педагоги школы проводят профориентационную работу даже в пришкольном лагере (посещение мастер-классов, игровая программа «Ярмарка профессий»), большое внимание уделяется трудоустройству подростков в течение учебного года и в летний период. Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи. В 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес, уже в 7-8 – надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии, в 9-х – важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию портфолио обучающихся. По данным мониторинга, выпускники школ города Тюмени мотивированы на получение высшего профессионального образования, лишь 7 % готовы обучаться рабочим профессиям. Около 27% детей считают, что дальнейшая трудовая и жизненная карьера определяется родителями, это свидетельствует о неготовности подростков к взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений. В последние годы развитие профессиональной ориентации в городе Тюмени шло в направлении углубления личностной (психологической) и расширения информационной составляющей. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения. В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация (приложение 1). Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Сегодня необходимо организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней, среднего профессионального образования, и высшего образования, используя такие понятия, как ”образование через всю жизнь“, ”ценностно-нравственные карьерные ориентации“, ”планирование карьеры“, ”система планирования карьеры“. Региональная целевая программа комплексного развития профессионального образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 года. Регламентирующими документами для разработки Программы являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 № 652-рп); Концепция развития профессионального образования Тюменской области до 2020 года. В Региональной программе комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011-2015 годы перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки обучающихся к профессиональному выбору. То есть, школа должна научить ребенка определяться в собственных интересах и возможностях, в ситуации на рынке труда, ориентироваться в мире профессий. В городе Тюмени сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации учащихся и молодежи, однако в новых социально-экономических условиях, обусловленных внедрением новых информационных технологий во все сферы трудовой деятельности, инновационным развитием малого бизнеса, становлением новой сферы трудовой деятельности – ИТ-сферы и, как следствие, ”экономикой знаний“ – требуется модернизация сложившейся системы по следующим направлениям: - разработка электронных контентов профориентационной направленности, в том числе и в ИТ-сфере; - разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, требует разработки на государственном уровне новой редакции Концепции профессиональной ориентации учащихся и молодежи; - обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся; - выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайтах учреждений образования. Целевая Программа по профориентации «Ориентир» для учащихся МАОУ СОШ № 45 на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. II. Обоснование программы Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное невилирование значимости рабочих специальностей. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. ВСТАВИТЬ ДАННЫЕ АНКЕТ Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в информировании и приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Ориентир». III. Цель и задачи Программы Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе. Задачи:
IV Нормативно-правовое обеспечение программы Программа разработана в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 328 "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области", а также со следующими нормативными правовыми актами: - Концепцией Модернизации российского образования; - Распоряжением от 24 января 2011 г. N 57-рп «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ» - Распоряжением Правительства РФ, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов - Положением о долгосрочном целевом проекте «Стратегия жизни» и др. V Основные направления системы программных мероприятий Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
|
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Рабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | ||
Рабочая программа по предмету,,Окружающий мир” составлена на основе... Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Публичный отчет о работе маоу сош №70 Директор маоу сош №70 Русакова Л. Н Расходование бюджетных средств: профинансировано: 51515,4 тыс рублей; использовано: 52647,8 тыс рублей | ||
На педагогическом совете Директор маоу сош №22 Федерации и определяет порядок условного перевода обучающихся маоу сош №22. Томска (далее – школы), имеющих по итогам учебного года... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана... Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | ||
Приказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного... Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93" | Приказ №62 от30 августа 2013 г. Директор моу «Звениговская средняя... «Звениговская средняя общеобразовательная школа №3», реализующего программы начального общего, основного общего, среднего (полного)... | ||
«31» августа 2012г. Директор мбоу сош №42 г. Шахты А. В. Басакина 2012г. Директор Продолжительность урока в 1 классе-35 мин в первом полугодии; по 45 мин –во втором полугодии | Енгнл Т. И. «28» августа 2013 г. «28» августа 2013г Рабочая программа составлена на основании: Авторской программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Программа составлена на основе Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории | Рабочая программа по биологии для 8 класса (общеобразовательный уровень) Мо естественно-математических наук, маоу сош №43 города Тюмень маоу сош №43 города Тюмени |