Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей





НазваниеОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей
страница1/8
Дата публикации20.09.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Организация внеурочной деятельности младших школьников

в условиях учреждения дополнительного образования детей

(из опыта работы Шатровского ДДЮ)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые становятся базой для овладения ключевыми компетенциями. Их формирование может осуществляться в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в материалах ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и имеет целью обеспечение индивидуальных потребностей развития обучающихся.

В контексте проектирования и реализации внеурочной деятельности младших школьников по-новому востребованной становится система дополнительного образования, так как «именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи» (Д.А.Медведев). В этой связи становится актуальным взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, их интеграция в реализации внеурочной деятельности младших школьников.

МКОУДОД «Дом детства и юношества» Шатровского района в рамках областного инновационного проекта «Сетевое взаимодействие методических служб УДОД как фактор развития дополнительного образования детей и молодежи Курганской области» с 2011 года реализует педагогический проект, целью которого является формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе универсальных учебных действий в процессе реализации комплексной дополнительной образовательной программы декоративно-прикладного направления во внеурочной деятельности.

В 2011-2012 учебном году в порядке разработки и реализации проекта проделана необходимая исследовательско-аналитическая, проектировочная, организационно-управленческая и практическая работа. Ее промежуточные итоги представлены педагогической общественности на семинаре 4 декабря 2012 года.

Результаты начальных этапов:

  1. Определены критерии и механизмы взаимодействия ДДЮ и начальной школы, согласованы режимные моменты организации образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.

  2. Разработаны модули программы дополнительного образования детей «Волшебный сундучок». В программе учтен социальный заказ на изучение и освоение наиболее популярных традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства.

  3. Выработаны единые научно-методические подходы к решению задач формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования детей в условиях ДДЮ (Приложение 1).

  4. Определены условия формирования учебных групп и учебной нагрузки педагогов, участвующих в проекте.

  5. Разработаны: алгоритм действий ДДЮ по организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях внедрения ФГОС НОО (Приложение 10) и документы, регламентирующие совместную деятельность ДДЮ и Шатровской НОШ:

- договор о сотрудничестве (Приложение 2);

- план совместной работы (Приложение 3);

- годовой календарный учебный график;

- расписание занятий.

  1. Изданы локальные акты, регулирующие деятельность участников эксперимента в ДДЮ:

- Положение об инновационно-экспериментальной деятельности (Приложение 4);

- Приказ об организации инновационной деятельности (Приложение 5);

- Приказ о введении в действие комплексной модульной образовательной программы «Чудесный сундучок» (Приложение 6);

- Положение о мониторинге образовательной деятельности (Приложение 9);

- Приказ о проведении недели активного контроля (Приложение 7);

-Анкета для педагога «Подготовленность к формированию УУД у обучающихся Дома детства и юношества» (Приложение 8).

  1. Подготовлены методические рекомендации для педагогов, участвующих в проекте:

- Технологии формирования УУД;

- Показатели сформированности УУД;

- Оценка универсальных учебных действий обучающихся (Приложение 11);

-Требования к педагогу, осуществляющему личностно-ориентированное образование.

В стадии разработки находится УМК: планы-конспекты занятий (Приложение 1), методика оценки сформированности УУД, диагностический инструментарий, комплектуются диагностические материалы.

В конце 2011 – 2012 учебного года обобщены данные мониторинга формирования универсальных учебных действий у учащихся 1 классов. Результаты формирования личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД позитивные. Положительная динамика отмечена:

в формировании учебных мотивов;

в формировании интереса к новому;

в развитии правильных представлений о моральных нормах;

в развитии положительного отношения к ДДЮ.

На данном этапе работы участники проекта уверены, что решение задачи формирования универсальных учебных действий содержит потенциал развития у детей позитивных ценностных установок, личностных качеств и отношений. Работа по проекту продолжается.
Далее см. приложения №№ 1 – 11.


Приложения
Приложение 1.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим советом МКОУ ДОД директор МКОУ ДОД

«Дом детства и юношества» «Дом детства и юношества»

Протокол №_____________ _____________ Л.Н.Чуварина

от «___»______________2011 г. «____»_____________2011 г.
ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Чудесный сундучок»
(Комплексная, модульная программа формирования УУД в процессе

художественно-эстетического развития обучающихся)
срок реализации - 4 года

Авторы:

Коркина Клавдия Евстратьевна,

педагог – психолог,

Куделькина Надежда Леонидовна,

педагог дополнительного образования,

Неустроева Любовь Ивановна,

педагог дополнительного образования,

Щелудкова Галина Александровна,

педагог дополнительного образования,

Ядрышникова Надежда Михайловна,

педагог дополнительного образования


с. Шатрово 2011 г.

Паспорт программы


Наименование программы

«Чудесный сундучок»

Направление программы

Художественно-эстетическая

Область деятельности

Декоративно – прикладное искусство

Тип образовательной программы

Авторская программа дополнительного образования детей

Срок обучения

4 года

Возраст обучающихся

7-10 лет

Область реализации программы

Образовательная, комплексная, модульная программа формирования универсальных учебных действий

Уровни освоения

Поисково–диагностический, практический

Цель программы

Формирование УУД у обучающихся 7-10 лет посредством различных видов декоративно – прикладного искусства

Методы освоения содержания программы

Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения в обучении
Частично-поисковый

Исследовательский

Форма организации деятельности обучающихся

коллективные и групповые формы работы;

индивидуально – групповые

С какого года реализуется

2011 г.



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка _______________________________________________________4


Актуальность программы _______________________________________________________4
Цели и задачи программы______________________________________________________ 6

Планируемые результаты _______________________________________________________7
Принципы ___________________________________________________________________10
Организационно – педагогические основы обучения________________________________11
Методы, формы обучения______________________________________________________12
Формы и виды контроля________________________________________________________13
Оценка предметных и универсальных учебных действий ___________________________14


  1. Список литературы__________________________________________________________19


Пояснительная записка
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания принято считать искусство. Внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

Декоративно–прикладное искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно по своей сути направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним. Несомненно, те условия, в которых ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности, чистоте, определяют успешность его эстетического воспитания, жизненного становления.

Актуальность программы.

Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 определяет такую организацию внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения. К настоящему времени в практике обучения работа по развитию УУД, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется преимущественно стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов дополнительного образования, реализующих эффективные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития обучающегося как цели образовательного процесса, пытаются выполнить требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, их способности умело регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие, в дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Согласно требованиям ФГОС НОО комплексная программа художественно-эстетического развития обучающихся «Чудесный сундучок» предназначена для выполнения Базисного учебного плана школы, в котором предусматривается до 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности. Программа разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», программ дополнительного образования детей.

Теоретическую базу программы составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная согласно системно-деятельному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). В работах этих ученых исследованы основные психологические закономерности развивающего образования, условия и механизмы процесса усвоения знаний, общей структуры учебной деятельности учащихся и формирования у них картины мира. Личный опыт педагогов - мастеров является одним из важнейших источников составления программы.

Практическая значимость разработанной программы состоит в том, что в ней учтен социальный заказ социума на изучение и освоение наиболее популярных видов ремесел (техник и технологий традиционных и современных видов ДПИ).

Комплексная программа художественно-эстетического развития обучающихся «Чудесный сундучок» призвана формировать универсальные учебные действия – психологическую составляющую ключевых компетентностей на протяжении всего периода обучения.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения обучающихся в дополнительном образовательном процессе. Формирование компетентностей осуществляется посредством овладения универсальными учебными действиями в процессе освоения четырех дополнительных образовательных программных модулей: «Волшебный мир оригами», «Сувенир», «Волшебный мир бисера», «Радуга творчества».

Содержание модулей предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Модули ориентируют обучающихся 7 – 10 лет на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделий. Специфика изучаемых предметов направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основное отличие данной образовательной программы от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ


  1. Создание модели формирования универсальных учебных действий.

  2. Создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор УМК, использование современных технологий, вовлечение обучающихся в процесс овладения УУД.

  3. Разработка диагностических материалов по проблеме формирования УУД.

  4. Наличие оценочно – результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка, сформированности универсальных учебных действий.

Тип дополнительной образовательной программы: комплексная.

Основной способ разработки программы: Самостоятельная разработка программы формирования УУД в процессе художественно-эстетического развития обучающихся, согласованной с начальной школой и утвержденной на уровне образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПрограмма внеурочной деятельности «Мы должны жить в мире и согласии»
Программа сертифицирована нмэс гоу дпо ниро и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области, опубликована...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования ( внеурочной деятельности )
Программа соответствует направлению проектной деятельности младших школьников из раздела «Внеурочная деятельность» Базисного учебного...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей icon«Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников...
Проведение внеурочных занятий в образовательных учреждениях: мбоу сош №95, Посещение мбоу центр образования №1
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconУрока: в опросы по теме: Контрольно-оценочные средства
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля пм. 02. «Организация внеурочной...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Дом пионеров и школьников» имеет муниципальный статус: тип образовательное учреждение дополнительного образования детей
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных...
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках...
Организация внеурочной деятельности в мбоу «Лицей №89» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск