Утверждаю
Директор гимназии№79
____________ Л.Н.Копцева
«____» _______________ 2013г.
Программа профориентационной работы с учащимися
МБОУ гимназии №79
Г. Ульяновска
Согласовано
Заволжский Центр занятости
Г. Ульяновска
_____________Е.В.Петрова
Цели программы:
подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка труда Ульяновской области. Задачи:
оказывать профориентационную поддержку обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
формировать у обучающихся сознательное отношение к труду, способствовать их профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда Ульяновской области;
выработка гибкой системы взаимодействия на уровне среднего общего образования с образовательными организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также с предприятиями Ульяновской области.
.
Актуальность, проблемы:
отсутствие систематизированного подхода к профориентации в школе – систематизация методической литературы и координации работы всех заинтересованных структур.
Нацеленность работы педагогического коллектива школы только на учебный и воспитательный процесс и в ряде случаев даже игнорирование профориентации в школе.
большая загруженность учебной программы у выпускников: 6-урочная система, обилие факультативов, дополнительное образование – музыкальные, спортивные и др. школы.
Информированность учащихся по профориентации.
Психологическая незрелость, отсутствие у учащихся серьезного подхода к выбору профессии.
Неспособность части выпускников к моменту получения аттестатов профессионально самоопределиться.
Распределение функций в рамках реализации программы
Администрация гимназии:
- объединяет, координирует и направляет усилия педагогического коллектива по совершенствованию системы педагогического профиля; - планирует и организовывает общешкольные и внутришкольные мероприятия по профориентации; - обеспечивает работу учебно-методического кабинета; - организовывает профориентационную работу с родителями;
- обобщает передовой опыт профориентационной работы и распространяет его, организуя семинары по обмену опытом работы, научно-практические конференции по проблемам профориентации.
Классный руководитель:
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Каждый учитель-предметник:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Психолог: - проводит психолого-педагогическое консультирование;
- изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Социальный педагог: - способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Библиотекарь: - регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
СМИ:
Публикации:
Профориентационной информации.
Тематических статей.
Направления деятельности в рамках реализации программ Профессиональная ориентация (далее – профориентация) предполагает комплекс мер по оказанию помощи обучающимся в выборе профессии, куда традиционно входят следующие направления: профессиональное информирование, профессиональная агитация, профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональное консультирование.
Профессиональное информирование - это информирование о профессиях (их содержании, сферах экономики, в которых они используются, условиях труда, способностях и психологических качествах, которые они требуют от человека), об учебных заведениях, в которых можно пройти подготовку к определенным профессиям, и о рынке труда, его динамике и ситуации с определенными профессиями − на сегодня и на перспективу, об уровне спроса и предложения на определенные профессии.
Профессиональная агитация – реклама и воздействие на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность обучающегося.
Профессиональное просвещение − информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (экскурсии, классные часы, встречи с представителями различных профессий, сюжетно-ролевые игры, диспуты). Успеху профессионального просвещения во многом способствуют профессиограммы, раскрывающие различные аспекты той или иной профессии.
Профессиональная диагностика − выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Профессиональное консультирование − практическая помощь в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профессиональная консультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов
Этапы профориентационной работы
1 этап (1-4 кл.).
Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую, понимание роли труда в жизни человека и общества, формирование добросовестного отношения к труду.
Формы работы:
утренники, устные журналы, посвященные профессиональным праздникам;
подготовка устных журналов о профессиях членов семьи;
оформление альбомов «Люди разных профессий»;
дидактические и ролевые игры, имитирующие деятельность людей различных профессий;
экскурсияи на предприятия;
общественно- полезный труд. 2 этап (5-7 кл.).
Цель: развитие у обучающихся потребности в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).
Формы работы:
мероприятия, посвященные профессиональным праздникам;
деловые игры, профориентационные игры, игры-путешествия, позволяющих подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире;
экскурсии на предприятия;
общественно- полезный труд.
освоение основ проектной деятельности;
диагностика предпочтительных типов и классов профессий. 3 этап (8-9 кл.).
Цель: групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Формы работы:
мероприятия, посвященные профессиональным праздникам;
знакомство с востребованными профессиями на рынке труда Ульяновской области и муниципального образования (в рамках, факультативных занятий, экскурсий, ролевых и деловых профориентационных игр);
посещение уроков выбора профессий;
освоение основ исследовательской деятельности;
предметные конкурсы и олимпиады;
посещение Дней открытых дверей учреждений среднего профессионального образования, профессиональных конкурсов, проводимых профессиональными образовательными организациями;
анкетирование профессионального самоопределения;
диагностика профессиональных интересов и склонностей;
знакомство с профилями обучения для построения индивидуального образовательного маршрута;
экскурсия на предприятия. 4 этап (10-11 кл.).
Цель: формирование у обучающихся профориентационных компетентностей, коррекция образовательно-профессиональных планов, формирование у обучающихся личностного осознанного выбора направления образования.
Формы работы:
мероприятия, посвященные профессиональным праздникам;
знакомство с востребованными профессиями на рынке труда Ульяновской области и муниципального образования (в рамках, факультативных занятий, экскурсий, ролевых и деловых профориентационных игр);
анкетирование профессионального самоопределения;
диагностика профессиональных интересов и склонностей;
трудоустройство в летнее время;
предметные конкурсы и олимпиады;
посещение Дней открытых дверей профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования, профессиональных конкурсов, проводимых профессиональными образовательными организациями;
экскурсии на предприятия;
ролевые игры, имитирующих собеседование при трудоустройстве.
Совмещение учебно-воспитательного процесса с профориентационной деятельностью
Система профориентации и психологической поддержки школьников как часть общей концепции управления человеческими ресурсами, базируется на принципе взаимной увязки интересов и возможностей личности и потребности общества в кадрах.
В современном обществе изменились условия профориентации: поменялся престиж большинства профессий, кардинально изменились социально-классовая дифференциация, социальная политика государства в области профориентации. Усиливается противоречие между недостатком информированности школьников о множестве существующих видов деятельности и необходимостью самостоятельно и обоснованно выбрать профессию; актуализируется разобщенность в работе по подготовке молодежи к самоопределению в системе образования и практическим нуждам производства.
Для того чтобы выбранная профессия была востребована на рынке труда и соответствовала индивидуально-психологическим особенностям подростка, необходима совместная работа школьного психолога с педагогическим коллективом школы.
Направления работы: организационные мероприятия, профессиональная информация, профессиональная консультация и профотбор, организация массовых мероприятий с профориентационной направленностью.
Совместные мероприятия по управлению процессом выбора профессии:
Практическая, профориентационная направленность учебного процесса в гимназии.
Межпредметная связь.
Интегрированные уроки.
Внеклассная работа.
- подготовка и проведение родительских собраний; - организация экскурсий на предприятия; - проведение встреч с представителями востребованных профессий; - проведение классных часов по пропаганде и агитации к выбору профессии; - организация и проведение выставок (с привлечением работ учеников).
План мероприятий по выполнению программы проформентационной работы МБОУ гимназии №79
№
| Содержание работы
| Сроки
| Ответственный
| I. Организационно-методическая работа.
Информационно-аналитическая деятельность.
| 1.
| Создать банк методических материалов по профориентации
а) методики изучения личности в профориентационных целях;
б) дифференциально-диагностичекие опросники;
в) карты интересов;
г) наборы тестов;
д) наборы анкет и т.д.
е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.
| В течение года
| Координатор работы по профориентации
| 2.
| Создать банк данных об учебных заведениях города.
| До 1 апреля
| Социальная педагогическая служба
| 3.
| Оформить сменный информационный стенд по профориентации
| Сентябрь
| Координатор работы по профориентации
| 4.
| Создать картотеку «Профессии, с которыми знакомит предмет»
| До 1 января
| Учителя-предметники
| 5.
| Пополнить фонд библиотеки справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города, о социально-правовой защите выпускников школы.
| Постоянно
| Библиотекарь гимназии
| 6.
| Проанализировать соответствие рекомендаций выпускнику гимназии, изложенных в профориентационной карте с его выбором
| Октябрь
| Педагог-психолог
| II. Работа с педкадрами | 1.
| Работа психолого-педагогической мастерской для вновь назначенных классных руководителей по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся.
| В течение года
| Координатор работы по профориентации, педагог-психолог
| 2.
| Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.
| Сентябрь
| Зам. директора по ВР
| 3.
| Оказание методической помощи педагогам по вопросам профориентации молодёжи.
| В течение года
| Специалисты Заволжского центра занятости
| 4.
| Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации.
| В течение года
| Зам. директора по ВР
| III. Работа с учащимися | 1-4 классы | 1.
| Проведение игр, праздников, встреч с родителями, по ознакомлению детей с различными профессиями.
| В течение года
| Учителя начальных классов
| 2.
| Классные часы
Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).
Профессии моего города (2 классы).
Трудовая родословнаямоей семьи (3 классы).
Известные люди нашего города (4 классы).
| Февраль-март
| Учителя начальных классов
| 3.
| Конкурсы рисунков «Все работы хороши»
| Октябрь-ноябрь
| Учителя ИЗО
| 4.
| Экскурсии в мастерские по трудовому обучению.
| Ноябрь
| Учителя начальных классов
| 5.
| Вовлечение учащихся в кружки в соответствии с их интересами
| В течение года, по запросам
| Учителя начальных классов, педагог-организатор
| 6
| Организация работ на пришкольном участке
| Октябрь. апрель
| Учителя начальных классов
| 5-8 классы
| 1.
| Диагностика профориентационной направленности учащихся для определения в кружки, факультеты, секции
| В течение года по запросам
| Педагог-психолог, классные руководители
| 2.
| Организация экскурсии на предприятия района
| Ноябрь
| Классные руководители
| 3.
| Проведение классных часов: Мир профессий (5 классы).
Как изучить свои способности (6 класс).
Я и моя будущая профессия (7 классы)
Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы
| В течение года, в соответст. с планами кл. рук.
| Классные руководители
| 4.
| Выпуск стенгазет, проведение вечеров, КВН к профессиональным праздникам («День учителя», «День строителя» и т.д.)
| В течение года
| Зам. директора по ВР , классные руководители.
| 5.
| Принять участие в «Дне школьника» в Центре занятости
| Апрель
| Координатор работы по профориентации
| 6.
| Провести конкурсы «Юные модельеры», «Юные кулинары», «Юные строители» и т.д.
| Апрель-май
| Классные руководители, учителя трудового обучения
| 7.
| Организовать выставку работ учащихся кружков, факультативов
| Май
| Учителя-предметники, руководители кружков
| 8
| Организация работ на пришкольном участке
| Октябрь. апрель
| Учителя-предметники
| 9-11 классы
| 1.
| Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности
| Сентябрь-ноябрь
| Педагог-психолог
| 2.
| Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся
| В течение года
| Заволжский Центр занятости
| 3.
| Ведение профдиагностических карт учащихся
| Постоянно
| Классные руководители, педагог-психолог
| 4.
| Экскурсии на предприятия района, города
| В течение года
| Зам. директора по УВР
| 5.
| Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей»
| Апрель-май
| Зам. директора по УВР
| 6.
| Трудоустройство учащихся, желающих работать во время каникул
| Январь, июнь-август
| Соц. педагог
| 7.
| Классные часы
Формула успеха - труд по призванию.
Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).
Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).
Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).
| В течение года
| Классные руководители
| 8.
| Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп с целью развития их способностей
| В течение года
| Учителя-предметники
| 9.
| Организация работы курса «Основы профессионального самоопределения» 9 класс
| В течение года
| Директор школы, зам. директора по УВР
| 10.
| Консультация врача по теме: «Здоровье и выбор профессии»
| В течение года
| Фельдшер гимназии
| 11.
| Беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью»
| В течение года
| Фельдшер гимназии
| 12.
| Проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации.
| В течение года
| Библиотекарь
| 13.
| Проведение уроков профориентации:
Выбор рабочей профессии- шаг в будущее.
Ульяновск- авиационная столица.
| март
| Заволжский Центр занятости
| 14
| Уроки Успеха.
Встречи с выпускниками гимназии.
| В течение года
| Социальный педагог
| 15
| Организация работ на пришкольном участке
| Октябрь. апрель
| Классные руководители
| IV. Совместная работа школы, предприятий, службы занятости населения, ССУЗов, ВУЗов
| 1.
| Организация экскурсий на предприятия города
| Декабрь, март
| Зам. директора по УВР, зам. директора по идеологии шефствующих предприятий
| 2.
| Проведение бесед по темам:
Профессии разные нужны, профессии разные важны.
Как правильно выбрать профессию. Ошибки при выборе профессии.
Рынок труда и рейтинг профессий.
| В течение года
| Заволжский Центр занятости
| 3.
| Создать банк профессиограмм о профессиях шефствующего предприятия
| До 1 апреля
| Социально-психологическая служба
| 4.
| Тестирование учащихся 9-11 кл, с целью выявления их профессиональной направленности
| В течение года
| Педагог-психолог,
| 5.
| Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности
| В течение года
| Педагог-психолог,
| 6.
| Провести для учащихся выпускных классов:
встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;
экскурсии учащихся выпускных классов в учебных заведения города;
посещение «Дней открытых дверей».
| Март-май
| Зам. директора по УВР
| V. Работа с родителями учащихся
| 1.
| Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы
| Постоянно
| Классные руководители
| 2.
| Индивидуальные и групповые консультации «Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?»
| Постоянно
| Педагог-психолог, классные руководители
| 3.
| Родительские собрания Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. Изучение склонностей и способностей ребенка. Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. Родительское собрание для будущих 10 классников. Знакомство с профилями
| По графику кл. руководителей
| Классные руководители
| 4.
| Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия, в учебные заведения.
| В течение года
| Классные руководители
| VI. Мониторинг качества профориентационной работы
| 1.
| Провести мониторинг:
уровня удовлетворенности выпускников гимназии избранной специальностью;
уровня соответствия рекомендаций, изложенных в профдиагностических картах и выборах профессии выпускниками гимназии.
| Октябрь-ноябрь
| Педагог-психолог
| 2.
| Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.
| В течение года
| Зам. директора по УВР
| 3.
| Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы
| В течение года
| Зам. директора
|
Ожидаемые результаты.
- Формирование устойчивого интереса к обучению.
- Обеспечение углубленного изучение отдельных общеобразовательных предметов.
- Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании по специальной подготовкой профессиональной деятельности.
- Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации.
- Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению. |