Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы





Скачать 305.37 Kb.
НазваниеМетодика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер305.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО ХИМИИ


1. Общие вопросы организации внеклассной работы

Внеклассная, или внеурочная работа по химии – это система учебно-воспитательных мероприятий, проводимых вне обычных классных занятий, сверх учебного плана, вне расписания уроков. В отличие от обычных уроков, участие во внеклассной работе является для учащихся добровольной.

Основными задачами внеклассной работы по химии являются формирование и развитие интереса, склонности к изучению химии, выявление способностей и дарований к этому предмету, расширение кругозора, овладение специальными умениями и навыками экспериментальной работы в химической лаборатории, а также со специальной научной и популярной литературой. В ходе внеклассной работы осуществляются оформление химического кабинета, учащиеся получают дополнительные возможности социальной адаптации, развивается их самостоятельность, творческие способности, нравственные качества личности, проводится профессиональная ориентация.

Внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью общешкольного плана учебно-воспитательного процесса. Планы внеклассной работы по предмету обсуждаются, как в педагогическом коллективе, так и с участием ученических органов самоуправления и всех заинтересованных школьников.

Чтобы внеклассная работа была успешной, массовой и продуктивной необходимо предварительно заинтересовать учащихся на уроках. Нужно, чтобы у определенной части учащихся появилась увлеченность предметом и потребность более углубленно заниматься химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая детей к активной внеклассной деятельности. Это особенно важно, так как вся внеклассная работа строится в школе на принципе добровольности.

Внеклассную работу по химии в зависимости от числа участников и от формы ее организации можно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. К массовым формам относятся такие, как: тематические вечера, химические олимпиады, научно-практические и читательские конференции, дни, недели или месячники химии и т.д. В массовых мероприятиях в той или иной степени участвуют многие учащиеся с различным уровнем интереса к химии, хотя основная роль принадлежит членам химических кружков и тем учащимся, которые сознательно интересуются химией. В массовых мероприятиях могут принимать участие учащиеся целого ряда школ.

К групповым формам внеклассной работы, прежде всего, относятся химические тематические кружки, объединяющие 10-15 учащихся по возрасту, интересам и определенному виду занятий.

Индивидуальная внеклассная работа проводится как в рамках массовых или групповых мероприятий, когда некоторые ученики получают индивидуальные задания или работают по отдельным программам, так и только лишь с отдельными учениками, например, при подготовке к конференции, к олимпиаде, к поступлению в вуз и т.д.

Основными принципами организации внеклассной работы являются добровольность, инициатива и самодеятельность учащихся; актуальность и научность темы выбранного направления работы и ее связь с жизнью; плановость, систематичность и системность проведения занятий и мероприятий.

^ 2. Дни химии в школе (неделя, декада, месячник)

Наиболее массовым (наиболее трудоемким и ответственным, но и более эффективным) видом внеклассной работы по химии в школе является проведение Дней химии.

Дни, посвященные определенному школьному предмету, проводятся в школах традиционно в определенное время. Для химии оптимальными сроками являются октябрь-ноябрь. Проведение Дней химии включается в общешкольный учебно-воспитательный план; для их проведения создается оргкомитет (рабочая группа) во главе с . Заместителем назначается ______________. В состав оргкомитета входят классные руководители 8-11 классов, учителя-предметники, представители ученического самоуправления, воспитатели и т.д.

В проведении Дней химии участвует практически вся школа. Заранее вывешиваются объявления о проведении и план мероприятий с указанием сроков и ответственных лиц.

Примерный план меропрятий Дней химии включает: подготовку и развешивание красочных объявлений, плакатов; проведение классных часов в начальных и старших классов; проведение открытых уроков; проведение экскурсий; выпуск каждым классом тематических стенных газет и плакатов; отчеты о работе химических кружков; изготовление тематических стендов; оформление школы и химического кабинета; субботники в химкабинете; проведение общественного смотра знаний по химии; конкурсы, викторины, школьная олимпиада по химии; подготовка и проведение тематического вечера или утренников по химии; подведение итогов и награждение лучших химиков (учащихся) школы и педагогов-организаторов Дней химии.

^ 3. Химические кружки

Химические кружки, как и учебный предмет в целом, в общеобразовательной школе, решают определенные задачи. Такими задачами, вытекающими также из роли химической науки в современной жизни, в первую очередь, являются:

-сознательное, прочное и глубокое усвоение основ химической науки, ее понятий, законов, учений и теорий; овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;

-развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимание роли химической науки в обществе;

-формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

-ознакомление школьников с ролью химии в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, строительстве, транспорте, искусстве и других отраслях производства и деятельности человека; подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;

-воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Кроме того, эта форма внеклассной работы обеспечивает:

-дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся в области химии и смежных наук; проведение профориентационной работы;

-расширение и углубление знаний учащихся об истории химии и сути основных химических терминов, понятий, законов, теорий и учений; о свойствах, применении и методах получения важнейших веществ и материалов; о сущности и механизмах химических процессов;

-подготовку и проведение тематических вечеров, выпуск стенных газет, оформление стендов, изготовление дидактических материалов и пособий (моделей, схем, плакатов, слайдов и т.д.), помощь в оформлении химического кабинета школы;

-подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

Организуя работу кружков, следует исходить из таких общедидактических принципов, как: актуальность и связь с жизнью; научность; доступность изучаемого на занятиях кружка материала и его связь с учебной программой; возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности; индивидуальный подход и учет интересов каждого ученика; плановость и систематичность в проведении занятий; занимательность; добровольность участия школьников во внеклассных мероприятиях; включение в эти мероприятия элементов общественно-полезного труда; широкое освещение достигнутых результатов.

Основное содержание кружков должно, на наш взгляд, во-первых, базироваться на учебном и исследовательском эксперименте, а, во-вторых, быть многопрофильным по тематике, то есть включать сведения по биологии, медицине, физике, экологии, географии, истории и т.д.

Химические кружки лучше всего организовывать по классам, однако, если параллельных классов в школе мало, то в кружок записываются учащиеся нескольких классов. Работу в этом случае проводят по секциям или возрастным группам. Общее число членов кружка из соображений обеспечения должной безопасности при проведении эксперимента не должно превышать 12-15 человек.

Члены кружка выбирают старосту (и его помощников, если кружок состоит из нескольких секций по классам). Время работы кружка (не менее 2 часов в неделю) согласуется с учащимися и включается в общешкольное расписание внеклассных мероприятий. Не следует допускать необоснованных переносов занятий, тем более их отмену. Занятия должны проходить в химическом кабинете. За безопасность работы учащихся отвечает преподаватель.

На первых занятиях химического кружка школьники более подробно знакомятся с химическим кабинетом, посудой и лабораторным оборудованием. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности работы в химическом кабинете с соответствующей его регистрацией в журнале химического кабинета. Каждый ученик расписывается в том, что он усвоил правила работы и будет их неукоснительно соблюдать.

Следующие несколько занятий посвящаются отработке умений и навыков работы со штативом, нагревательными приборами, химической посудой (в том числе, и с мерной посудой), весами и реактивами. Особо следует обратить внимание на то, чтобы ученики овладели навыками приготовления растворов.

Каждый ученик должен иметь лабораторный рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям. Кроме того, для повышения интереса учащихся рекомендуется на первых занятиях кружка разработать и принять особое название и его символику (эмблема, гимн, лозунг и т.д.). Эти название и символика используются затем при выпуске стенных газет, при проведении тематических вечеров и т.д.

Каждое занятие, независимо от формы проведения, целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с учебной программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности и самостоятельности учащихся. На примере основных понятий рассматриваемой темы рекомендуется обсуждение определенных исторических фактов, мировоззренческих и нравственных вопросов. В заключение занятия учащиеся могут проводит занимательные опыты, игры, составлять и решать различные вербальные загадки, ребусы, кроссворды. Некоторые занятия кружка могут быть целиком или частично посвящаться оформлению химического кабинета, реставрации или изготовлению дидактических материалов, выпуску стенных газет, подготовке к вечеру или конференции и т.д. На каждое занятие назначаются ответственные дежурные.

Работу кружка, а также успехи и достижения учащихся следует широко освещать и пропагандировать среди других учащихся, как на уроках химии, так и, используя различные формы массовой информации. Кружковцы – это первые помощники учителя на уроках при проведении практических работ и демонстрационных опытов, при проверке домашних и самостоятельных работ. Итоги работы кружка за полугодие и за год нужно, по нашему мнению, обязательно подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей.

Темы и вопросы учебного материала кружков в тесты единого государственного экзамена не включаются.


Рассмотрим пример планирования и организации химического кружка «Юный химик», который организуется в 8 классе в течение всего учебного года. Если в школе введен пропедевтический курс химии в 6-7 классах, то кружок можно создать и для учащихся этих классов.

Содержание и построение материала химического кружка призвано, наряду с развитием устойчивого интереса к химии и углублением знаний по предмету, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, повышать уровень общеучебных умений и навыков.

Используя практические занятия по ознакомлению учащихся с химической посудой, оборудованием и реактивами, следует формировать и развивать умения организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности и культуры труда, планировать, выполнять и оформлять эксперименты, составлять таблицы и схемы, работать со справочной литературой.

На занятиях кружка необходимо учить учащихся наблюдать и сравнивать течение химических реакций, свойства различных веществ, анализировать, моделировать и классифицировать химические явления.

Школьные кружки дают уникальную дополнительную к урокам возможность развивать умения учащихся правильно говорить, слушать оппонентов, составлять доклады и рефераты химического содержания.

Кроме углубления и расширения специальных знаний, умений и навыков у учащихся, необходимо всемерно выявлять, поддерживать и развивать художественные, музыкальные, литературно-поэтические наклонности, способности и дарования. Эти и другие важнейшие задачи внеклассной работы можно успешно решать только в ходе активной деятельности учащихся.

Особое внимание уделяется краткой истории становления и развития химической науки. Сочетание эксперимента с объяснением его сущности и привлечение метода историзма позволяет, на наш взгляд, плодотворно влиять на развитие нравственных качеств (на примере биографии великих химиков) и мировоззрения (опыты – это не фокусы) школьников.

Тематический план школьного кружка «Юный химик»


№№

темы


Наименование изучаемой темы


Число

часов


1


Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. Знакомство с химическим кабинетом


2


2


Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Работа со штативом, химической посудой, нагревательными приборами, весами, мерной посудой и химическими реактивами


4


3


Химия – наука о веществах и их свойствах. Изучение некоторых физических и химических свойств веществ простейшими методами


4


4


Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ


6


5


Изучение физических и химических явлений


4


6


Типы химических реакций (на основе их классификации по составу исходных веществ и продуктов реакции)


8


7


Свойства основных классов неорганических веществ и генетические связи между ними


24


8


Выпуск тематических стенных газет («Металлы», «Неметаллы», «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли»)


4


9


Подготовка и проведение тематического вечера


6


10


Экскурсии


4




Итого часов


66

^

Программа кружка «Юный химик»


Тема 1. Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. Знакомство с химическим кабинетом. Уточнение списков учащихся, желающих посещать занятия кружка. Расписание занятий. Выбор старосты и его помощников. Общие требования к учащимся (рабочий журнал, халат, дисциплина и т.д.). Ознакомление учащихся с программой и формами занятий кружка. Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности работы в химическом кабинете на занятиях кружка. Уточнение расположения в кабинете электрических выключателей, водопроводных и газовых кранов, средств тушения пожаров. Введение в историю химии. Периодизация в развитии химии.

^ Тема 2. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Работа со штативом, химической посудой, нагревательными приборами, весами, мерной посудой и химическими реактивами. Приемы обращения с лабораторным штативом, укрепление и установка пробирки, колбы, стакана с помощью зажимов (лапок) и колец. Нагревательные приборы. Строение пламени. Нагревание веществ в пробирке, колбе. Взвешивание твердых веществ и отмеривание определенных объемов жидкостей. Плотность растворов и их измерение. Классификация реактивов по их возможному воздействию на организм и по степени чистоты. Хранение реактивов. Вербально-цветовые обозначения на этикетках. Ремесла и производства, использовавшие химические процессы в Древнем мире.

^ Тема 3. Химия – наука о веществах и их свойствах. Изучение некоторых физических и химических свойств веществ простейшими методами. Приемы определения физических свойств веществ на основе органов чувств и с помощью простейших специальных методов. Простейшие опыты по установлению химических свойств веществ. Оформление результатов исследования. Атомистика древних философов.

^ Тема 4. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Проблема чистоты вещества в химии. Понятие о смесях и их классификация. Разделение смесей различными методами и их сущность. Алхимия. Ошибочность представлений алхимиков о взаимопревращении веществ. Достижения алхимии. Мистика и наука.

^ Тема 5. Изучение физических и химических явлений. Уточнение понятий материи и вещества. Классификация явлений в природе и обществе. Сущность химических явлений и их возможные внешние признаки. Развитие прикладных направлений химической науки в эпоху Возрождения.

^ Тема 6. Типы химических реакций (на основе их классификации по составу исходных веществ и продуктов реакции). Значение классификации в развитии науки. Различные варианты классификации химических реакций. Изучение свойств различных веществ и сущности химических процессов на основе проведения реакций соединения, разложения, замещения и обмена. Становление химии как науки. Работы выдающихся химиков XVII-XIX веков.

^ Тема 7. Свойства основных классов неорганических веществ и генетические связи между ними. Многообразие неорганических веществ. Их классификация на основе различных критериев и научных подходов. Изучение свойств металлов, неметаллов, оксидов, кислот, оснований и солей на основе учебного химического эксперимента. Формирование и развитие навыков планирования эксперимента, самостоятельного его проведения, оформления результатов и умений их обсуждения и защиты. Хронологический обзор важнейших открытий в области химии в течение XVII-XIX веков.

^ Тема 8. Выпуск тематических стенных газет («Металлы», «Неметаллы», «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли»). Общие требования к содержанию и оформлению стенных газет. Подборка материалов из справочной и дополнительной литературы. Освещение результатов работы кружка.

Примечания. Кружковцы делятся на 6 групп (по числу классов неорганических веществ), и каждая группа выпускает газету по своей тематике. Работу над газетами не обязательно выделять в отдельное занятие. Каждая газета должна иметь красочный заголовок, определенные рубрики и выходные данные как издание химического кружка.

^ Тема 9. Подготовка и проведение тематического вечера. Предварительное планирование вечера и включение его в общешкольный план воспитательной работы. Определение ведущей идеи вечера и разработка сценария. Распределение обязанностей. Анонс и реклама будущего мероприятия. Подготовка атрибутики, звукотехники, оформление зала. Приглашение гостей.

Примечание. Тематический вечер нужно рассматривать и организовывать как творческий отчет о работе кружка и как праздник для всей школы, включенный в общешкольный план внеклассной работы.

^ Тема 10. Экскурсии. Экскурсии организуются в течение года. Объекты экскурсии: лаборатории органов санэпиднадзора, лечебных учреждений или производственных предприятий.

Определения понятия. Школьный химический кружок – это


^

4. Классные часы. Диспуты


Организовать классный час по химической тематике, с активным участием всех учащихся довольно сложно. Здесь требуется большая специальная подготовка. Однако если в проведении мероприятия примут участие многие ученики, а не только лишь учитель и 2-3 отличника, то классный час будет полезен во всех отношениях. Важно, чтобы здесь прозвучали не азбучные истины, прочитанные учениками с листа, а состоялся бы интересный диспут. Рассмотрим пример классного часа на тему: «Алхимия – это наука или мистика»? Для подготовки необходимо рекомендовать учащимся широкий набор литературы (см. библиографический сборник Семенова В.Г. «Чудеса? Нет, химия!» М.: Книга, 1984; журналы «Химия в школе», «Химия и жизнь», газета «Химия» и др.).

На обсуждение можно внести следующие вопросы.

1. Как произошли слова «химия» и «алхимия»?

2. Какова была цель алхимии?

3. Были ли у алхимиков определенные теоретические взгляды и практические достижения при «получении» золота из неблагородных металлов?

4. Как относились в обществе того времени к идее превращения металлов и получения «философского камня»?

5. В чем принципиально заключались ошибочные представления алхимиков?

6. Почему алхимия в определенной степени пронизана мистикой?

7. Было ли что-то полезным в алхимии, внесла ли она вклад в развитие науки и химии?

8. Каковы цели и задачи химии в настоящее время?

9. Можно ли на основе современных достижений науки получить золото из неблагородных металлов и получить «философский камень»?

10. Тема «философского камня» в современной литературе, кино, телешоу и т.д.

Перечень вопросов можно изменить или продолжить в зависимости от конкретной ситуации. Учитель должен учесть, что классный час будет интересным, если в обсуждении примут активное участие все ученики. Для развития интереса учащихся и дальнейшей дискуссии можно поставить такие вопросы, которые, на первый взгляд, не совсем связаны с темой.

1. Что такое «святая вода»?

2. Почему с солью связаны различные приметы: «если соль рассыпать – это к ссоре»; «если соль отсырела – это к плохой погоде»?

3. Правда ли, что «святые места» приносят исцеление больным? и т.д.

4. Можно ли с точки зрения науки объяснить «самовозгорание свечей»?

Определения понятия. Классный час – это


^

5. Химические вечера


Химические вечера в школе проводят двух типов: классические тематические вечера и нетрадиционные вечера на основе различных телевизионных передач.

Химические
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconТема методика организации внеклассной работы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconОрганизации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»
Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская...
Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconПаспорт кабинета геогрфии
Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconМетодические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей,...
Еделения молодежи. Они дадут небесполезное стартовое представление об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconЗаочное отделение Общие вопросы организации самостоятельной работы...
Ф. И. О. учителя
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconОсновные показатели по воспитательной работы за 2013 -2014 учебный год
Охват школьными спортивными секциями (проводимые учителями школы за счет часов внеклассной работы по физкультуре)
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconОбщие вопросы организации дипломной работы Ануфриев А. Ф
Ануфриев А. Ф. Научное исследование курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев; Московский государственный открытый...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconОрганизация внеклассной работы по предмету в школе адаптивного типа
Место работы – муниципальное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconПлан работы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconОбразовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов
Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта...
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconОбщие принципы организации и работы компьютеров
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран
Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск