Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии





Скачать 294.94 Kb.
НазваниеОрганизации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер294.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3
Научно-методическая работа

«СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ»

«ЛИЦЕЙ №43»http://www.licey43.ru/

ВЫПОЛНИЛ: учитель химии МОУ «Лицей №43»

ИЛЬИН АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

РЕФЕРАТ

Перечень ключевых слов: индивидуальная внеклассная работа, система, методика, эксперимент, интересы, способности, тематика, тестирование, анкетирование.

Объект исследования: проблема индивидуальной внеклассной работы по химии.

Цель работы: разработать систему индивидуальной внеклассной работы по химии.

Методы исследования: теоретический, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент

Полученные результаты: проанализирована методическая, психологическая и педагогическая литература на предмет постановки и организации индивидуальной внеклассной работы по химии, изучен опыт работы учителей в этом направлении, разработана методика организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии, предложенные рекомендации проверены путем педагогического эксперимента, результаты которого положительны.

Степень внедрения: частичная.

Эффективность: повышение качества знаний и успеваемости учащихся.

Область применения: в практике работы учителя.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим существенно возрастает роль внеклассной работы, а особенно индивидуальной ее формы.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с учетом конкретных интересов каждого учащегося. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей учеников и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности.

Однако, следует отметить, что изучение педагогической, психологической и методической литературы, а также опыта работы учителей выявило ряд проблем в организации и проведении индивидуальной внеклассной работы. Так проведенное нами анкетирование учителей химии, биологии, физики и математики г. Саранска показало, что какой-либо системы такой работы в большинстве случаев не наблюдается, и носит она в основном чисто условный и эпизодических характер. И это, на наш взгляд, связано прежде всего с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные интересные разработки и рекомендации, предложенные в методической литературе, не вполне доступны для рядовых учителей.

Поэтому в своей работе мы попытались отобрать наиболее важные, интересные рекомендации и использовать их для достижения следующей цели: разработать систему индивидуальной внеклассной работы по химии и предварительно проверить ее в ходе педагогического эксперимента.

Для этого потребовалось решить ряд задач:

узучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на предмет постановки и организации индивидуальной внеклассной работы по химии;

изучить эту проблему в опыте работы учителей (провести анкетирование среди учителей г. Саранска);

разработать методику организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии;

предложенные рекомендации проверить путем предварительного формирующего эксперимента.

В процессе проведенного педагогического эксперимента нами были использованы следующие методы: 1) теоретический, 2) анкетирование, 3) интервьюирование, 4) тестирование, 5) педагогический эксперимент.

СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ,

ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ.

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.

Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой цели специалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов и др.

Учебные планы средней школы предусматривают факультативные занятия по разным предметам, в том числе по химии. Так же как и внеклассные занятия, они не обязательны для всех учащихся. Факультативные занятия отличаются от внеклассных тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся. В связи с этим существенно возрастает роль именно внеклассной работы.

Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся;осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.

Во внеклассной работе по химии большое внимание уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли химии в жизни человека.

Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.

В зависимости от содержания и адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по химии: массовая – химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, лекция-концерт, конференция, экскурсия, химические общества и т.д.;групповая –химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др.

При использовании индивидуальной и групповой фом внеклассной работы по интересам возможно также проведение шефской работы в младших классах, изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для химического кабинета, подготовка демонстрационных опытов для лекций, к урокам, к химическому вечеру, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач.

Такое расчленение не формы и виды внеклассной работы является в значительной мере условным, так как подготовка, например, химического вечера или работа химического кружка требует большой и кропотливой индивидуальной работы каждого их участника, оказывает влияние на направление и характер их работы. Это свидетельствует о взаимной интеграции разных форм и видов внеклассной работы, о том, что все ее элементы связаны между собой, влияют друг на друга.

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

У учителя химии имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения химии.

При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.

При изучении педагогической, психологической и методической литературы выяснилось, что проблеме индивидуальной внеклассной работы уделяется мало внимания. Так, недостаточно освещается этот вопрос в журнале «Химия в школе» – многие публикации представляют незначительный практический интерес.

Очень полезными и интересными можно считать методические разработки, являющиеся частью комплекса, направленного на внедрение технологии индивидуализации обучения учащихся по химии. Данный комплекс предложен отделением технологии индивидуализации обучения (ОТИО) при Ассоциации научно-практических работников профориентации (президент Драль Ю.С.).

Достойный широкого распространения опыт по организации индивидуальной внеклассной работы накоплен кандидатом педагогических наук учителем И.П. Волковым в школе №2 г. Реутово Московской области. Он оформил в школе комнату для творческой деятельности. Фактически это большой зал, в котором созданы условия для многих видов творчества учащихся по интересам: для выпиливания, электровыжигания, изготовления макетов, рисунков, чертежей, для проведения опытов по физике, химии. Ученики имеют возможность попробовать свои силы в двадцати видах творческой деятельности: художественной, технической, конструкторской, чертежной, а также педагогической и др. У каждого ученика свое место, где он может хранить заготовки и поделки. Учителя изготовили наглядные пособия, схемы, чертежи рисунки, которыми ученики пользуются при выполнении индивидуальных заданий. Каждый школьник имеет книжку творческих дел, где учителя отмечают его успехи. В результате выявляется та область, в которой тот или иной ученик проявляет особые склонности, способности. Ему рекомендуется затем углубить и развивать их под руководством опытных руководителей из числа учителей и работников внешкольных учреждений.

Такая форма индивидуальной работы, перерастающая в групповую и носящая при этом массовый с точки зрения охвата учеников характер, имеет большое значение в профессиональном самоопределении учащихся.

Известен также опыт учителей, которые начинают индивидуальную внеклассную работу по химии с 11-12 летними школьниками, которые показывают хорошие результаты, даже становятся призерами и победителями предметных олимпиад.

В основном учителя химии индивидуальные занятия используют лишь при подготовке отдельных учеников к олимпиадам. Такая работа включает углубленную теоретическую подготовку, тренировки в решении нестандартных задач, выполнение исследовательского эксперимента, химические чтения и т.д. (школы г. Славянска Украины, средняя школа №78 г. Воронежа, средняя школа №10 г. Пинска Белоруссии).

В сельской школе пропаганда химических знаний среди младших школьников и населения ведется через широкую сеть агрохимических кружков (Раменская средняя школа, Костенковская средняя школа и др.). Оживление индивидуальной творческой деятельности школьников в этом плане способствуют конкурсы лучших докладов, рефератов, стенгазет, фотовыставок и т.п.

В опыте школ и отдельных учителей заслуживает внимания система развития учащихся, в частности, их химических способностей. Этому содействуют комплексные по содержанию (теоретическое, экспериментальное, конструкторское), и формам (индивидуальные, групповые, массовые) программы внеклассных и внешкольных занятий, а также привлечение школьников к исследовательской работе.

Таким образом, по литературным данным можно сделать вывод о том, что проблеме индивидуальной внеклассной работе уделяется недостаточно внимания. Отдельными учителями такая работа проводится, однако какой-либо определенной системы работы в этом направлении не наблюдается Несомненно, индивидуальная внеклассная работа требует целенаправленной разработки.

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

НА ПРИМЕРЕ МОУ «ЛИЦЕЙ №43» Г. САРАНСКА.

Специфика учебного заведения такого типа как лицей определяет содержание учебно-воспитательного процесса, а также оказывает существенное влияние на интересы учащихся. Поэтому мы учитывали этот фактор при разработке системы индивидуальной внеклассной работы.

Муниципальное общеобразовательной учреждение «Лицей №43», в соответствии со своим статусом реализует общеобразовательную программу.

МОУ «Лицей №43» – учебное заведение, основной задачей которого является содействие формированию высокоразвитого интеллектуального потенциала г. Саранска через целенаправленную подготовку одаренных школьников к учебе в ВУЗах с преимущественной ориентацией на последующую научную работу в естественных и технических отраслях науки.

В настоящее время общее количество учеников в лицее составляет около 170 человек, причем количество учащихся в классах не превышает 22 человек, что позволяет активно проводить индивидуальную работу с детьми.

При разработке системы индивидуальной внеклассной работы по химии мы руководствовались следующими общедидактическими принципами: научность, доступность, систематичность, добровольность и др.

Одним из важных общепсихологических условий, необходимых для успешной деятельности в области химии, мы считаем наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке.

В комплекс химических способностей входят очень многие компоненты. Это, прежде всего, - логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению, ассоциативное мышление, способность к запоминанию фактического материала, терминов и др. Эти способности нужны, вероятно, и другим специалистам – физикам, биологам, географам. Химическая же направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. Химиков отличает стремление работать с веществами, осуществлять превращения веществ, получать новые вещества и т.д.

Все эти пожелания мы и учитывали при осуществлении первого шага – отбора учащихся для индивидуальной внеклассной работы по химии.

При отборе учащихся применялся метод тестирования. При этом использовались методики, задания и упражнения для самопознания ми самооценки учащихся, разработанные Л.А. Коробейниковой и Г.В. Лисичкиным.

Безусловно, что только по тестам, как бы хорошо они ни были составлены, нельзя сделать окончательного вывода о способностях – их надо изучать комплексно, с привлечением различных методов педагогического и психологического исследования. Тем не менее тесты дают исходную информацию, которая затем проверяется в ходе длительного наблюдения.

Главное достоинство тестовой методики – возможность полученить за короткий срок большой объем первичной информации и группе испытуемых. Тестовая методика проста в употреблении, все испытуемые находятся в равных условиях, а полученная информация удобна для обработки.

Учащимся предлагаются следующие тесты на определение основных компонентов химических способностей.

ТЕСТ 1. Интересы и склонности.

Этот тест, на наш взгляд, может быть использован для профессиональной ориентации учащихся, в частности, для выявления среди учащихся тех, кто имеет склонность к химии.

С левой стороны листа напишите одно под другим числа от 1 до 13. Для ответов на вопросы используйте следующие обозначения: очень нравится ++, нравится +, не нравится -, совсем не нравится --.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconМетодика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы
Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconШ. Н. Хазиев Особенности организации судебных экспертиз в странах англо-американского права
Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»
Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconТема методика организации внеклассной работы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская...
Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconМкоу "Парфеньевская сош" Паспорт кабинета истории
На уроках использовали карты, пособия, словари, имеющиеся в кабинете, раздаточный и дидактический материал. Кроме проведения уроков...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconТема Срок
Обработка практических навыков по организации индивидуальной работы с учащимися и групповых форм работы с учащимися
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconЭлементы музейной педагогики в преподавании химии Из опыта организации...
Из опыта организации курсовой работы учащихся по химии на базе минералогического музея
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconТема урока: Свойства сложения Тип урока
Оборудование: карточки с заданиями для интерактивной игры и индивидуальной работы, мультимедиа, презентация, компьютеры для индивидуальной...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии icon«Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы...
Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconОбразовательная программа «Друзья природы» Для обучающихся 7-11 классов
Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии мб оу «Ужовская сош» Чивкуновой Е. В. на основе опыта...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconПоложение о режиме занятий учащихся Негосударственного общеобразовательного учреждения
Целью настоящего Положения является установление режима занятий обучающихся учебной деятельности, организации питания, медицинского...
Организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии iconМетодические указания для студентов по организации самостоятельной работы
Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск