Муниципальное образовательное учреждение - Черепановская специальная /коррекционная/ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ,VIII вида МИР ЭМОЦИЙ
Педагог-психолог О.Ф.Лысова Цель занятия: Познакомить детей с основными базовыми эмоциями;
Задачи:
сформировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);
вести работу по развитию мимики и эмоционально-выразительных движений;
расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья;
воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки со словами, разноцветные шары, мультимедиа оборудование, маркеры, большой платок, иллюстрация цветик –семицветик, бабочки, мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение «Приветствие — улыбка»
Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.
Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие — если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем! (участники по кругу представляют себя) слайд2
Ребята, посмотрите, перед вами (на доске) картинка с изображением слайд 3 цветика-семицветика. Все лепестки этого цветка разного цвета. А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке посадив на него бабочку, поясните, почему вы выбрали именно этот цвет.
С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Ответы детей). Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше,
– Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том, как их можно выразить и как ими управлять.
– Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.
М/ф “Просто так”, просмотр первых кадров.
– Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).
– Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).
– Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).
– А какое чувство испытывает ослик? (Грусть.)
– Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).
– Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)
– А теперь – грусть. Молодцы!
II. Изучение нового материала.
Слайд №4
Психолог: – Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, переживания можно назвать одним словом – эмоции.
– Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.
Дети по очереди читают стихи и отвечают на вопрос: О какой эмоции идёт речь?
Слайд№5
Весела я, весела, Ножками я топаю. Я танцую и пою Ив ладошки хлопаю
И. Лопухина
– Какое чувство испытывает девочка? (Радость).
Слайд№6
Зайку бросила хозяйка – Под дождём остался зайка.
А. Барто
– Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)
Слайд№7
Гуси и Люся.
На дороге гуси ущипнули Люсю, И болела долго у неё нога. – Я вам, злые гуси! – погрозила Люся. А они в ответ ей: “Га-га-га”!
Л.Успенская
– Какие гуси? (Злые).
Слайд№8
Лепит девочка из глины Ушки, лапки, хвостик длинный. Удивляется братишка: Вышла серенькая мышка.
Мариджан
– Какое чувство испытывает братик? (Удивление).
Слайд №9
У опушки две старушки Брали грузди и волнушки. Филин: “У-у-х!”, Филин: “У-у-х!” У старушек замер дух: “Жутко!”
Е.Благинина
– Какое чувство испытывают старушки? (Страх).
Слайд №10
Кролики.
В старой корзине на кухонном столике Смирно сидели пушистые кролики. Мама сказала: “Их трогать не нужно.” Только, наверно, им, бедненьким, душно, Маленьким крошкам жарко и тесно. Сколько их там – посмотреть интересно.
З. Александрова
– Какое чувство испытывает герой? (Интерес).
Слайд№11
Мама недовольна
Ваза синяя разбита, Лужа на паркете... Мать на мальчиков сердита: — Отвечайте, дети, Кто из вас с цветами вазу Уронил с окошка? Может быть, ответить маме: “Виновата кошка”? И Володя, и Сережа Покраснели сразу. Мама спрашивает строже: —Кто же трогал вазу? Младший прячется за брата, Старший смотрит прямо, Говорит: — Прости нас, мама, Оба виноваты.
З. Александрова
– Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).
Слайд№12
– Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.
Детям раздаются карточки с названиями эмоций.
Радость
| Грусть
| Интерес
| Страх
| Удивление
| Вина
|
| Злость
| – Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)
– Их принято называть – положительные. А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные). Отрицательные.
Слайд №13
При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянем в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок.
Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке? (Ответы детей)
Выражение лиц: испуганное, грустное, злое, радостное.
– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.
Слайд№14 (изображение шаров)
– Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Сделайте их снова разными.
Дети с помощью маркера рисуют на шарике.
– Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.
– А сейчас мы поиграем в игру “Мои цыплята”. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.
Психолог вместе с детьми садится на пол и накрывает всех “волшебным платком”.
– Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы в цыплят играть. Желтые, хорошие, На солнышко похожие.
Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.
Первый цыплёнок очень удивился:
Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.
Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).
Психолог: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.
Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.
Психолог: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.
Психолог: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: “Какой чудесный мир вокруг!”
Ребенок повторяет слова: “Какой чудесный мир вокруг!” — улыбается и смеется.
Психолог: Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.
Ребенок выполняет действия, указанные воспитателем, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.
Психолог: Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.
Психолог: Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.
Психолог: Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Психолог накрывает детей платком.
Раз, два, три, четыре, пять! Поиграли мы в цыплят. И сейчас хотим опять Превратиться мы в ребят.
Психолог: ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.
– Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)
– Как положительные эмоции влияют на здоровье? ( Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечится от болезней).
– Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.
– Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).
– Правильно! Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. В одну из таких игр мы сейчас и поиграем.
Игра - тренинг «Волшебный цветок добра». (звучит медленная музыка)
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию).
- Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
-Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Как можно побороть своих внутренних врагов? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать
III. Итог урока.
Психолог: о чём мы с вами сегодня говорили?(Об эмоциях).Правильно, что такое эмоции? (Эмоции это чувства, состояния человека).
– На какие две группы оделяться эмоции? (Положительные, отрицательные).
– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? Ответы детей.
Слайд№15 Фрагмент мультфильма « Маша и медведь».
– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться. Помните, что добрые поступки дарят хорошее настроение.
Слайд №16
– Не забывайте совет Кота Леопольда: “Давайте жить дружно!” |