Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей «Каракулинскаяспециальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Директор «Каракулинская специальная (коррекционная) школа - интерната VIII вида»
__________________Н.И.Аникаева Приказ № _____ от августа 2013 г. Утверждаю:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Каракулинская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида»
на 2013 – 2018 гг.
Каракулино 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ________________________________________________________________
| 3 – 9
|
|
| НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
|
| Письмо и развитие речи _______________________________________________
| 11 – 12
|
| Развитие устной речи на основе
изучения предметов и явлений
окружающей среды __________________________________ _
|
12 - 13
|
| Чтение и развитие речи _______________________________________________________
| 13 – 14
|
| Математика ____________________________________________________________________
| 14 – 17
|
| ИЗО __________________________________________________________________________
| 17 – 20
|
| Музыка, пение, ритмика ___________________________________________________
| 21 – 24
|
| Трудовое обучение _____________________________________________________________
| 22 – 29
|
| Физкультура ___________________________________________________________________
| 28 – 31
|
| Охрана здоровья ________________________________________________________________
| 33 – 34
|
| ЛФК __________________________________________________________________________
| 32 – 37
|
| Развитие психомоторики и психомоторных процессов _________________
| 37 – 39
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Письмо и развитие речи ________________________________________________
|
39 – 41
|
| Чтение и развитие речи ______________________________________________________
| 41 – 43
|
| Математика ____________________________________________________________________
| 43 – 45
|
| Обществознание _____________________________________________________
| 45 – 47
|
| История Отечества ______________________________________________________________
| 47 – 49
|
| География _____________________________________________________________________
| 49 – 52
|
| Природоведение ________________________________________________________________
| 52 – 54
|
| Биология _________________________________________________________________
| 54 – 58
|
| ИЗО __________________________________________________________________________
| 58 – 60
|
| Музыка, пение ___________________________________________________________
| 60 – 61
|
| Социально – бытовая ориентировка _____________________________________
| 61– 65
|
| Профильный труд (швейное дело) _________________________________________________
| 65 – 70
|
| Профильный труд (столярное дело) ________________________________________________
| 70 – 74
|
| Профильный труд (сельскохозяйственный труд)
| 74 - 75
|
| Профильный труд (штукатурные работы)
| 75 - 76
|
| Физкультура ___________________________________________________________________
| 76 – 78
|
|
|
|
| Психомоторика и сенсорные процессы _____________________________________________
| 78 – 79
|
|
|
|
| Программа коррекционной работы школы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ФАКУЛЬТАТИВЫ
|
|
|
| «Основы безопасной жизнедеятельности» ________________________________________
| 80 – 82
| «Выбор профессии» _____________________________________________________________
| 82 - 84
|
|
| Методическое обеспечение программы______________________________________ 85-89
Дидактический материал____________________________________________________90- 114
ПРЕАМБУЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа МКОУДДСИДОБПР «Каракулинской специальной (коррекционной) школы – интерната» составлена в соответствии с основными направлениями образовательной политики России, а именно, с учетом доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В разработке программы принимали участие: педагогический коллектив школы-интерната.
Программа направлена на достижение целей, которые поставлены перед педагогическим коллективом школы-интерната и предназначена для решения задач, помогающих учащимся достичь того уровня образовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида предусмотрена для общего образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида, являясь одним из звеньев общей системы образования, определяет социальное и правовое положение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образование.
МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» является казённым учреждением.
стратегия образовательного учреждения:
Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к успешной интеграции в общество.
проблема школы-интерната:
Создание системности в работе структурной модели коррекционно-учебно-воспитательного процесса.
цель:
Создание целостной системы коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
задачи:
Создание комплексного подхода в обучении, воспитании, адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья при взаимодействии всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива для актуального и перспективного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления физического и нравственно – психического здоровья учащихся, воспитанников.
Образовательная программа«Каракулинской специальной ( коррекционной)
школы-интерната VIII вида"разработана коллективом педагогов школы на основе:
• Закона «Об образовании» РФ;
• Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
• Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п)
• Устава образовательного учреждения.
Цель образовательной программы – приближение содержания образования к требованиям современного общества с учётом меняющихся социально – экономических условий; обеспечение учащихся знаниями, способствующими становлению личности на основе социального опыта, оздоровления и коррекции, для дальнейшей социальной адаптации и реабилитации.
Данная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в 2013-2018 году, с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, учет возрастных и психологических особенностей учащихся.
Программа рассчитана для реализации в течение 5 учебных лет.
Школа – интернат осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии посредством обучения, воспитания, трудовой подготовки, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
На основании Закона «Об образовании» РФ обязательное обучение осуществляется в 1-9 классах.
I ступень (1-4 классы - начальное общее образование) - осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с пропедевтической и коррекционной работой. Для коррекции недостатков развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в содержание образования включены специальные коррекционные учебные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
II ступень (5-9 классы - основное общее образование) - продолжается обучение по общеобразовательным предметам, трудовому обучению, которое имеет профессиональную направленность.
Все предметы, в учебном плане, являются логическим продолжением тех, которые изучались в предыдущих классах; обучение носит пролонгированный характер, акцент на социокультурную и трудовую подготовку.
В течение всего срока обучения осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию учащихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Для обеспечения учащимся обязательного минимума образования введены коррекционные занятия:
I ступень (1-4 классы) - занятия ЛФК, логопедические и коррекционные занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
II ступень (5-9 классы) – Социально – бытовая ориентировка, логопедические и коррекционные занятия,факультативные занятия по ОБЖ и физкультуре.
В рамках своей образовательной деятельности школа – интернат реализует программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида:
Начальное общее образование:
- программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для подготовительного, 1 – 4 классов /под редакцией В.В. Воронковой, 5-е издание, Москва, «Просвещение» 2010 год, допущено Министерством образования и науки РФ;
Авторы программ:
Письмо и развитие речи – В.В. Воронкова
Развитие устной речи на основе
изучения предметов и явлений
окружающей действительности– В.В. Воронкова.
Чтение и развитие речи – В.В. Воронкова
Математика – М.Н. Перова В.В. Эк
ИЗО – И.А. Грошенков
Музыка, пение, ритмика – И.В. Евтушенко
Трудовое обучение - Н.Н. Павлова, С.Л. Мирский
Физическое воспитание–В.М. МозговойВ.Н.Белов.
Основное общее образование:
- программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в двух сборниках под редакцией В.В. Воронковой. - М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год;
Авторы программ:
Письмо и развитие речи – В.В.Воронкова
Чтение и развитие речи – В.В.Воронкова
Математика – М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева.
История Отечества – О.И. Бородина, В.М. Мозговой
Обществознание - В.М. Мозговой, В.В.Воронкова
География – Т.М. Лифанова
Природоведение – В.В. Воронкова, Л.В.Кмытюк
Биология – В.И. Сивоглазов, Т.В. Шивырева.
ИЗО –И.А. Грошенков
Музыка, пение (танец) – И.В. Евтушенко
СБО – С.А. Казакова, В.В.Воронкова
Профессионально-трудовое обучение (столярное дело) – С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв
Профессионально-трудовое обучение(швейное дело) – Л.С. Иноземцева.
Профессионально-трудовое обучение(сельскохозяйственный труд) – Е.А. Ковалева.
Профессионально-трудовое обучение (штукатурно – малярное дело) – С.В Бобрешева
Физкультура –В.М. Мозговой
Образовательные программы осваиваются в очной форме обучения.
Они учитывают особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Обучение по специальным (коррекционным) программам VIII вида осуществляется по соответствующим учебно – методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего учебного года.
В школе – интернате осуществляется психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение с использованием соответствующих диагностических методик и проведением коррекционных мероприятий.
Школа – интернат имеет лицензию на ведение образовательной деятельности по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных программ VIII вида.
По окончании школы – интерната выпускникам выдается «Свидетельство об окончании специального (коррекционного) общеобразовательной школы VIII вида».
Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по учебному плану.
|