Скачать 0.91 Mb.
|
БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Рабочая программа « Профессионально-трудовое обучение» 6-9 (класс) на 2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы» авторов Л.С. Иноземцевой (швейное дело) и Е.А. Ковалевой (сельскохозяйственный труд), под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1. Закон РФ «Об образовании»; 2. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п; 3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; 4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г. 5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г. 6. Учебный план БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, утвержденный заседанием педсовета №1 по БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида от 31.09.2012г. 7. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, принятое на заседании педагогического совета, протокол № 5 от 28.04.2007 г. и утвержденное приказом № 28 от 15.05.2007г. Целью данной программы является: -воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда. С учетом уровня знаний обучающихся 6-9 классов основными задачами являются: - формирование трудовых качеств; - обучение доступным приемам труда; - развитие самостоятельности в труде; - привитие интереса к труду; -формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы; - знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях труда в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений: - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); -предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям. Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011г. № 19776 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год». Рабочая программа по профессионально -трудовому обучению в соответствии с учебным планом БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», принятом на педагогическом совете № 1 от 30.09.2012 г.и утвержденном приказом № 42 от по БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида рассчитана: 6 класс – 204 часа в год (6 часов в неделю); 7 класс – 272 часа в год ( 8 часов в неделю); 8 класс – 306 часов в год (9 часов в неделю); 9 класс – 330 часов в год (10 часов в неделю). В 6 классе – семь обучающихся, в 7 классе – восемь обучающихся (2 человека имеют инвалидность), в 8 классе – трое обучающихся, в 9 классе – четверо обучающихся. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В 6-9 классах у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий на уроках профессионально-трудового обучения. Уроки труда должны быть тесно связаны с другими предметами. Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний, умений обучающихся на уроках следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионально-трудового обучения предусмотрены экскурсии на предприятия поселка. Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности. Формирование умений обучающихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются схемами, шаблонами и рисунками. На уроках труда в 6-9 классах решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к самостоятельной жизни. К основным из них относятся: - выявление актуальных и потенциальных способностей обучающихся в трудовом обучении; - воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских; - обучение технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данных классах, воспитателей, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из восьми учебных разделов: сельскохозяйственный труд, кулинария, технология обработки тканей, художественная обработка материалов, личная гигиена, уход за одеждой и обувью, интерьер дома и выполнение проекта. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа обучающихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется обучающимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности обучающихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. Данная учебная программа содержит материал для 6-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Она отличается от базовой программы тем, что в ней изменены учебные часы из-за 5-дневной рабочей недели. Материальная база и оборудование не позволяет заниматься по базовой программе. Большинство обучающихся нашей школы заканчивают только одно учебное заведение - специальную (коррекционную) школу, и хотелось, чтобы на уроках труда они получали как можно больше знаний, умений и навыков, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни. Самое важное в обучении обучающихся - формирование у них творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания с пользой для себя и окружающих. Это непростая задача, которая должна решаться на каждой ступени обучения. Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи, последовательности и правильного соотношения между частями учебного предмета, в единстве требований, предъявляемых к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, формам, методам и проблемам учебной программы. В данную программу введены такие разделы: 1) Сельскохозяйственный труд Так как школа имеет пришкольный участок, имеется возможность включить в программу занятий по сельхоз труду в сентябре и мае оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в сельских хозяйствах. Цель программы в данном случае - допрофессиональная подготовка обучающихся. Для закрепления знаний и проверки умений и навыков на каждом уроке проводятся практические работы. На занятиях учащиеся знакомятся с основами овощеводства, с биологическими особенностями и технологиями выращивания столовых корнеплодов, лука, капусты, чеснока, декоративных растений, с особенностями осенней и весенней обработки почвы, с уборкой и учетом урожая, с закладкой и хранением овощных культур. Таким образом, этот раздел программы способствует формированию основ культуры труда, воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, добросовестности и ответственности за порученное дело; способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся. 2) Кулинария. Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария», она включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простым способом варки и жаренья, а так же ознакомление с основами физиологии питания, технологии приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола, а так же воспитывает хороший вкус и навыки культуры поведения. 3) Технология обработки ткани. Этот раздел включает в себя: материаловедение, машиноведение конструирование, моделирование и шитье швейных изделий. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупные моторики у детей с отклонениями в развитии. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им, в определенной степени, самостоятельность в быту. 4) Художественная обработка ткани. В этот раздел включены: лоскутное шитье, вышивка и вязание. Изучение этого раздела способствует духовному и материальному наследию своего народа, воспитывает уважение к истокам его культуры и традиций, развивает у обучающихся чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Цель раздела - сформировать у обучающихся знания и умения по технологии шитья из лоскута, вышивке и вязанию, которые пригодились бы им в будущей жизни. 5) Личная гигиена. Изучение тем этого раздела направлено на формирование у обучающихся здорового образа жизни, воспитание нравственности и красоты. 6) Уход за одеждой. В программу введены темы по ремонту одежды и белья с применением ручных и машинных работ. Цель этого раздела - научить обучающихся устранять недостатки и производить ремонт своей одежды, быть аккуратными и бережливыми, ухаживать за одеждой, выводить пятна, уметь хранить одежду и обувь, знать о средствах защиты от моли и их применении. 7) Интерьер дома и гигиена жилища. Изучение тем этого раздела направлено на формирование у обучающихся соблюдения и поддержания чистоты и порядка в помещении, созданию уюта и возможности украсить свою квартиру, дом, знакомиться со способами создания интерьера кухни, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения. 8) Выполнение проектов. В данной учебной программе несколько часов отведено на выполнение проектов. Проект является творческой работой обучающихся с помощью учителя и родителей. Работа может быть выполнена в домашней обстановке, тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. Работа над проектом обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении активизирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся при выполнении проекта. Знания и умения, полученные при изучении основ технологии и практических работ по данным разделам программы обязательно пригодятся в будущем, а возможно станут началом освоения всей дальнейшей жизни: работника сельского хозяйства, портного, повара, парикмахера и др. Эти профессии, как впрочем, и все остальные требуют творческого отношения к работе, добросовестности, развитых пространственных представлений, хорошего вкуса, аккуратности в работе, трудолюбия. Освоение технологии совершенствует и личностные качества, развивается наглядно-образная память, логическое мышление, глазомер, скоровитость в работе. II. ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ Целью профессионального обучения является подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, преимущественно в промышленности и сельском хозяйстве. Для ее достижения решаются следующие задачи: -формирование у обучающихся доступных технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда, ответственности за полученное дело; -развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самостоятельности, самоконтроля; -воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, бережного отношения к инструментам и оборудованию; -коррекция недостатков трудовой деятельности и познавательной деятельности, творческого мышления, мелкой и крупной моторики; -привитие элементарных знаний и умений по личной гигиене и этикету; -соблюдение техники безопасности и санитарии. |
Образовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)... Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Мкскоу «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная... «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» | ||
Кгсоу «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная... Наименование оу: Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников... | Рабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных... Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного | ||
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида... Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | Публичный доклад Мбс(к)оу «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» | ||
Образовательная программа профессиональной подготовки швея код 19601... Череповецкого муниципального района «Петриневская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» это нормативный... | Рабочая программа учебного предмета Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида | ||
Приказ №102 от 29. 08. 2013 г. Протокол №1 от 29. 08. 13 Специальная... Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» | Тема проекта Автор: Медведева Н. А. педагог психолог, Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида | ||
Урок во 2-в классе по предмету «Самообслуживание». Тема : «Посуда» Гксоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида о. Муром» | Курсовая работа тема: «Животный мир степей» Согоу духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1, VIII вида | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс ... | Рабочая программа по предмету «Биология» 9 класс ... | ||
Рабочая программа по предмету «География» 6-9 классы ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящие Правила приняты решением общественно-государственного Совета Государственного бюджетного образовательного учреждения специальная... |