Скачать 67.68 Kb.
|
СОГОУ Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1, VIII вида Курсовая работа ТЕМА: « Животный мир степей» Выполнила: Учитель географии Вахлова Ольга Анатольевна Г.Духовщина 2011 г. Содержание
Цели: 1.Сформировать представление о животном мире степей; о том, как животные приспосабливаются к природным условиям; учить устанавливать причинно – следственные связи. 2.Коррекция произвольной, зрительной памяти, мелкой моторики, зрительных и слуховых анализаторов. 3.Воспитание природоохранных чувств. Тип урока: комбинированный Средства обучения: учебник 7 класс (с.118 – 119), приложение к учебнику, набор иллюстраций растительного и животного мира зоны степей (с.116), гербарий, цветные карандаши, клей.Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка знаний и умений - Здравствуйте, ребята. Раздаётся стук в дверь. Входит Незнайка - Здравствуйте, ребята, я – Незнайка. Я узнал, что вы хорошо знаете географию и, решил попросить вас о помощи. Дело в том, что я дружу c Цветочком, а она надо мной смеётся. Говорит, что я глупый, потому, что не знаю названий растений степи. - Ребята, поможем Незнайке? П.о.: Да! - Давайте вспомним всё, что мы знаем о растениях степной зоны. Но сначала давайте вспомним, что такое степь. П.о.: Степь – это безлесные, равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью, которая приспособлена к засушливому климату. - Как растения приспосабливаются к засушливому климату? Найдите их. Учитель берёт у Незнайки гербарий и раскладывает на столе. Ученики отвечают на вопросы и выбирают нужные растения из гербария. П.о.: Растения запасают питательные вещества в луковицах, а корни их разрастаются в самом верхнем слое почв и рано высыхают. Такие растения первыми украшают степь весной, первыми и засыхают. Это жёлтый гусиный лук, лиловый ирис, тюльпан. П.о.: Позже вырастают травы, у которых узкие листья, поэтому они мало испаряют влаги. У большинства этих растений длинные ветвистые корни, которые могут доставать воду из глубоких слоёв почвы. К таким растениям относится ковыль, типчак, тонконог. П.о.: В сухих степях трава ниже и растёт отдельными кустарниками. Трава эта сухая, иногда колючая. Некоторые растения степей, растущие на границе с полупустынями, имеют кустистую форму. Их называют перекати-поле. После созревания они высыхают, становятся лёгкими, отрываются от земли и при малейшем ветре катятся по степи, разбрасывая семена. В степях растёт полынь, степная осока, мятлик. - А какие растения у нас остались? П.о.: Остались культурные растения. Это подсолнечник, пшеница, кукуруза. Незнайка: Спасибо ребята за помощь. Теперь я всё знаю о растениях степной зоны, и Цветочек не будет надо мной смеяться. До свидания. Ш. Изучение нового материала. - Ребята, у вас на столе лежат карточки. Что на них записано? П.о.: На карточках записаны буквы. - Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
П.о.: Получилось слово «Животные». - Правильно, и тема нашего сегодняшнего урока – животный мир степей.- По карте «Растительный и животный мир зоны степей» в учебнике на странице 116 определите, какие животные обитают в степях. П.о.: Степной орёл, суслик, гадюка, дрофа. - Чем они отличаются от животных других зон? П.о.: Они не крупные, умеют прятаться, приспосабливаться к суровым условиям. - Обитатели зоны степей отличаются от обитателей лесной зоны. Животные живут на открытых пространствах и среди трав, поэтому большинство из них прекрасные бегуны. В степях обитают перепела, куропатки, жаворонки. В отдалённых районах, далеко от городов и посёлков, встречается птица - дрофа (рис.132). Она занесена в Красную книгу. Эта крупная птица (около метра высотой) имеет длинные ноги, летает тяжело. После дождя, когда у неё намокают крылья, она даже не может взлететь. Питается дрофа семенами, растениями, а также насекомыми. Особенно многочисленны в чернозёмных степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полёвки, а в азиатской части степей – сурки. Все эти грызуны на зиму впадают в спячку и делают запасы. Хомяк, например, запасает на зиму до 20 килограммов зерна, кукурузных початков, моркови, картофеля. Грызуны являются пищей многих хищных птиц: луней, степных орлов, ястребов, пустельги, сов. А также для волков, лис, барсуков, степных хорьков, горностаев, ласок. Поедают их и змеи – степные гадюки, полозы. В степях встречается много насекомых. Сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Есть и бабочки. Ими питаются многие птицы. Особенно большую пользу приносят степные жаворонки, которые в огромном количестве уничтожают вредителей полей и садов. Животные зоны степей хорошо приспособились к природным условиям. Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы и травы, что делает их незаметными. Многие хищные животные ведут ночной образ жизни, то есть выходят на охоту в ночное время суток. Грызуны зимой, когда нет растительности, впадают в спячку. Сейчас в нашей стране почти не осталось степей, не распаханных человеком. Физическая минутка. IV. Закрепление пройденного материала. Дидактическая игра с выдуманным животным, изображённым на картине. Задание №1. С помощью приложения к учебнику заполните таблицу.
- А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать. Не птица, а летает С хоботом, да не слон. (Комар). Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко Любит морковку. ( Заяц). Рыжая красавица По степи гуляет Следы хвостом заметает. (Лиса) Ползун - ползёт Иглы везёт. ( Ёж). Днём спит, ночью летает Всех грызунов пугает. ( Сова) В поле таится, Кошки боится. ( Мышь) В кустах сидит, На всех шипит. ( Змея). Маленькая, лёгкая, а за хвост Не поднимешь. (Ящерица). Задание № 2. У каждого на столе лежит вот такая карточка. Посмотрите внимательно, что на ней изображено. П.о.: Пшеница, суслик, орёл. - Правильно. Скажите, кто питается пшеницей? П.о.: Пшеницей питаются суслики. - А кто питается сусликами? П.о.: Сусликами питается орёл. - А теперь задание. Проведите стрелки так, чтобы получилась цепь питания. Ниже, в рамке изобразите эту цепь питания схемой. Тесть вместо рисунков напишите слова. Задание № 3. Нарисуйте представителей животного мира степей. После выполнения задания учитель спрашивает у детей: « Что они нарисовали?», и просит рассказать интересные истории о них (истории дети подготовили заранее). - Ребята, вложите в тетради карточки, на которых вы выполняли задания. А тетради закройте и положите на край стола. После урока я их соберу и проверю. -А теперь подведём итог нашего урока. Откройте учебник на странице 119. Вверху страницы написан вывод. Прочитаем его. Вывод: Самые многочисленные животные зоны степей – грызуны. На них охотятся хищные птицы и животные: степные орлы, коршуны, ястребы, волки, лисы, степные хорьки и другие. В степи обитают змеи, ящерицы, черепахи. Степные птицы – перепела, куропатки, жаворонки, скворцы. Самая крупная птица – дрофа. Все животные хорошо приспособились к жизни в степях. Сейчас большая часть территории степей распахана, и многие животные обитают только в заповедниках. Оценить ответы детей. V.Д/З.: Стр. 118-119. Пересказ. Литература:
|
Тема : «Природные зоны. Зона степей» Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,... | Урок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская... Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным... | ||
Конспект урока Тема: Зона степей Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным... | Животный мир нашего края Я хочу рассказать о природе родного края, о животных наших лесов. Животный мир наших лесов богат и разнообразен | ||
Рабочая программа элективного курса «Растительный и животный мир Татарстана» В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... | Тема: Животный мир экваториального леса Цели: -сформировать представление о животных экваториальных лесов, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни | ||
Конспект по теме «Латинская Америка», небольшие презентации о традициях, праздниках ГП, рельеф, климат, природные зоны, в т ч растительный мир, почвы, животный мир | Урок окружающего мира Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,... | ||
Курсовая работа на тему : Формирование рынка ценных бумаг в Украине Курсовая работа содержит 38 листов, 2 рисунка, 2 таблицы и было использовано 11 источников | Тема: «Природные зоны Африки» Африка, выяснить степень изменения природных зон в результате деятельности человека. Установить причинно-следственную связь «климат... | ||
Учитель: Учитель ГП, рельеф, климат, природные зоны, в т ч растительный мир, почвы, животный мир | Курсовая работа Курсовая работа оформляется в виде электронного файла и прикрепляется к своей странице в системе мониторинга нир. Распечатывать работу... | ||
Курсовая работа по дисциплине Электромагнитная совместимость систем... Курсовая работа состоит из 20 с, в которых содержаться: 3 рисунка, 3 таблицы, 6 формул и 4 ссылки на литературу | Курсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право» Курсовая работа имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение и решение студентом... | ||
Курсовой работы. Составитель: доцент Корляков А. С. Екатеринбург... Курсовая работа самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с типовой программой учебного процесса по подготовке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника рисования» |