Скачать 83.33 Kb.
|
Учитель Чуб Т.В. Окружающий мир 4 класс Тема : «Природные зоны. Зона степей». Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека в освоении степи. Создать словарь растений и животных зоны степей. Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, де наблюдать, рассуждать, делать выводы. Оборудование: Карта природных зон(ИКТ); карточки с изображением растений и животных степи. Ход урока I. Организационный момент (1 слайд) – Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. II. Повторение изученного. 1.Фронтальная работа. Рассказать о роле леса в жизни растений и животных. (2 слайд) 2.Работа по группам. Составление памяток «Правила поведения в лесу» Раз иду я через двор И слышу такой разговор: “Мы на солнечной поляне Загорали, жгли костер, Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели... Веселились как могли, Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки - Словом, мусора гора!”. – Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. Составьте памятки поведения в лесу. Зачитываются три памятки. – Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.) 3.Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд) 1. Природная зона лесов состоит из… а) пяти частей; б) двух частей; в) трех частей; г) одной части. 2. Самую большую территорию занимают… а) смешанные леса; б) хвойные леса; в) широколиственные леса. 3. Природные зоны России расположены так: а) тундра, арктическая зона, зона лесов; б) арктическая зона, зона лесов, тундра; в) арктическая зона, тундра, зона лесов. 4. В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели; в) березы, липы, лиственницы. 4. Работа в группах Исправь географические ошибки в тексте. Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно –редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом для растений, животных, грибов. 4. Вставьте пропущенные названия зон (задания группам) а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники; в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. III. Работа над новой темой (слайд 7) – Куда приведет нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать: Вопросы к кроссворду: 1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне. 2. Вроде сосны, вроде елок, А зимою без иголок. 3. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой.
(Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха.Ключевое слово: Степи.) Постановка проблемного вопроса. - “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос : Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето. - Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”). Работа по группам: - А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи Капитаны групп выбираю ребят, которые расскажут об особенностях растительного и животного мира.по итогам выступлений мы составим «Словарь зоны спети» Материалы для ботаников (слайд 10) Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115).
Материалы для зоологов: Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).
Материалы для экологов: Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120) 1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека. 2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. IV. Физкультминутка. – Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места). Рассказ ботаников Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на плакате). – Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам. Рассказ зоологов: В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на плакате). Рассказ экологов Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля . Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа. Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. - Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения. Выступление учащихся с сообщениями по теме «Животный и растительный мир степи» V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18) - Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи. Растения –> хомяки –> степная гадюка; Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел Сотавление цепей питания.
-Послушайте стихотворение и определите самую главную мысль.
VI. Подведение итогов Выставление оценок Домашнее задание Продолжить работу по формированию «Словаря степи» |
Конспект урока Тема: Зона степей Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным... | Чередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять... | ||
Конспект урока по теме: «Природные зоны Африки» Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш... | Урок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская... Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным... | ||
Урок окружающего мира Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,... | Урок викторина по теме: “Природные зоны.” ... | ||
Тесты к разделу «Природа России» тест №6 тема: «зона степей» Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г | Урока: изучение нового материала. Используемые приёмы Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни» | ||
Урок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса» Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить с понятием «природные зоны», природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой, приспособленность... | ||
«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» | Зона степей В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент... | ||
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей | Тема: «Природные зоны Земли», «Жизнь в морях и океанах» Характерными климатическими особенностями смешанных и широколиственных лесов являются | ||
”жизнь на земле” Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания,... | Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать... |