Тема : «Природные зоны. Зона степей»





Скачать 83.33 Kb.
НазваниеТема : «Природные зоны. Зона степей»
Дата публикации24.06.2014
Размер83.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Учитель Чуб Т.В.

Окружающий мир 4 класс

Тема : «Природные зоны. Зона степей».

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека в освоении степи. Создать словарь растений и животных зоны степей.

Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, де наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон(ИКТ); карточки с изображением растений и животных степи.

Ход урока

I. Организационный момент (1 слайд)

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
II. Повторение изученного.

1.Фронтальная работа.

Рассказать о роле леса в жизни растений и животных. (2 слайд)

2.Работа по группам.

Составление памяток «Правила поведения в лесу»

Раз иду я через двор 
И слышу такой разговор: 
“Мы на солнечной поляне 
Загорали, жгли костер, 
Пили квас, консервы ели, 
Хоровые песни пели... 
Веселились как могли, 
Отдохнули и ушли! 
И остались на полянке 
У потухшего костра 
Две разбитых нами склянки, 
Две размокшие баранки - 
Словом, мусора гора!”.

– Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.

Составьте памятки поведения в лесу.

Зачитываются три памятки.

– Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

3.Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд)

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

4. Работа в группах

Исправь географические ошибки в тексте.

Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом для растений, животных, грибов.

4. Вставьте пропущенные названия зон (задания группам)

а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; 
б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

III. Работа над новой темой (слайд 7)

– Куда приведет нас дорога? 
Хотите об этом узнать? 
Тогда постарайтесь скорее 
Этот кроссворд разгадать:

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.

3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой 
Спит в избушке снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют “сладким”. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

  2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

http://festival.1september.ru/articles/588648/img1.gif

 

(Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха.Ключевое слово: Степи.)

Постановка проблемного вопроса.

- “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос

: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

  1. Где расположена зона степей?

  2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.

- Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).

Работа по группам:

- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи

Капитаны групп выбираю ребят, которые расскажут об особенностях растительного и животного мира.по итогам выступлений мы составим «Словарь зоны спети»

Материалы для ботаников (слайд 10)

Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115).

  1. Общая особенность растений.

  2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

Материалы для зоологов:

Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).

  1. Отличительная черта степных животных.

  2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

Материалы для экологов:

Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120)

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине
человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

IV. Физкультминутка.

– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

Рассказ ботаников 

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на плакате).

– Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Рассказ зоологов: 

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на плакате).

Рассказ экологов

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля . Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа. Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

- Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по
знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

Выступление учащихся с сообщениями по теме «Животный и растительный мир степи»

V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей,
познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи.

Растения –> хомяки –> степная гадюка;

Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел

Сотавление цепей питания.

  • Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

  • Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)

  • Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?(Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)

-Послушайте стихотворение и определите самую главную мысль.

  • Любите родную природу-

  • Озёра,леса и поля.

  • Ведь это же наша с тобою

  • Навеки родная земля.

  • На ней мы с тобою родились,

  • Живём мы с тобою на ней.

  • Так будем же, люди,все вместе

  • Мы к ней относиться добрей.

  • Давайте будем

  • К тому стремиться.

  • Чтоб нас любили

  • И звери, и птицы.

  • И доверяли

  • Повсюду нам,

  • Как самым верным своим друзьям.

VI. Подведение итогов

Выставление оценок

Домашнее задание

Продолжить работу по формированию «Словаря степи»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconКонспект урока Тема: Зона степей
Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки»
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская...
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрок окружающего мира
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрок викторина по теме: “Природные зоны.”
...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconТесты к разделу «Природа России» тест №6 тема: «зона степей»
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрока: изучение нового материала. Используемые приёмы
Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни»
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса»
Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить с понятием «природные зоны», природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой, приспособленность...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconЗона степей
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни»
Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconТема: «Природные зоны Земли», «Жизнь в морях и океанах»
Характерными климатическими особенностями смешанных и широколиственных лесов являются
Тема : «Природные зоны. Зона степей» icon”жизнь на земле”
Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания,...
Тема : «Природные зоны. Зона степей» iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт
Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск