Скачать 85.56 Kb.
|
Урок окружающего мира Зона степей (4 класс) Цели урока:
Оборудование: карта природных зон России, проектор, компьютер, экран, презентация «Зона степей», дополнительная литература, тесты, карточки-помогайки. Ход урока 1. Организационный момент (слайд 1 – урок окружающего мира) У нас урок окружающего мира. И как обычно мы начнем его с проверки домашнего задания. У вас на партах лежат листочки с тестом «Природная зона лесов», выполните его. 2. Проверка д/з Тест по теме: «Природная зона лесов» Дети выполняют тест. Проверка на слайдах (дети ставят простым карандашом знак +, если верно, - если не верно; учитель читает задание и ответ, дети помечают) 1) Хвойный, труднопроходимый лес называется: (слайд 2) а) бор б) роща в) тайга 2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница: (слайд 3) а) смешанном б) хвойном в) широколиственном 3) В лесной зоне не водится: (слайд 4) а) белый медведь б) рысь в) бурундук 4) В лесной зоне не растёт: (слайд 5) а) берёза б) калина в) ягель 5) В лесной зоне не встречается: (слайд 6) а) глухарь б) кедровка в) белая куропатка -Поднимите руку, кто выполнил все верно? Молодцы! Остальным нужно быть внимательнее. 3. Работа над новой темой Сейчас я вам предлагаю разгадать следующий кроссворд (слайды 7-11) Вопросы к кроссворду. (один ученик отвечает, другие сигналят: красная карточка - не согласен, зеленая - согласен) 1) Крупное рогатое животное лесной полосы (лось) 2) О человеке, сравнивая его с этой птицей, могут сказать: «Глухой, как …» (тетерев) 3) Родственница белки, умеющая планировать между деревьями (летяга) 4) Мышь, живущая в наших лесах (полёвка) 5) Хищный зверь семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах (рысь) - Какое слово получилось по вертикали? (степь) - Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? (зона степей) - А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или зону степей. (слайд 12) - «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. - Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем сегодня ответить? Мы постараемся ответить на следующие вопросы: - Где расположена данная природная зона? - Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? - В каком тепловом поясе она находится? -Как приспособились растения и животные к жизни в степи? -Какие экологические проблемы в зоне степей? -На первые 3 вопроса нам пожжет ответить наша помощница – карта. (висит карта «Природные зоны России») -У вас на партах лежат «карточки-помогайки». На них записаны вопросы, на которые вы должны ответить. (дети сидят по группам, висит правило работы в группах на доске) Карточка-помогайка (карта) 1.Где расположена данная природная зона? 2.Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? 3.В каком тепловом поясе находится данная зона? -О чем рассказала нам карта? Где расположена зона степей? Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. -Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. -В каком тепловом поясе находится зона степей? Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской. -А как выглядит степь в разное время года, нам расскажут ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщение. Ваша задача запомнить, какие особенности каждого времени года в степи. Весна (сообщение ученика) (слайд 13) Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается много влаги. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть. В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь. Я пользовался …… книгой. -Что вы узнали про весну в степи? (ранняя) -Что узнали про температуру? (до +20 градусов) -Что узнали про осадки? (дожди сильные, ливневые) -Что можете сказать о почве? (влажная) Лето (сообщение ученика) (слайд 14) Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +22-24 градуса, в июле может подниматься до +40. Лето сухое и солнечное. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья. Летом часто дуют суховеи – это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури. Я пользовался …. книгой. Какое лето в степи? (засушливое) -Что узнали про температуру? (от +22 градусов до +40) -Что узнали про осадки? (дожди редкие, ливневые) -Что можете сказать о почве? (сухая) -О каком интересном ветре вы узнали? (суховей-сухой, горячий) Осень и зима (сообщение ученика) (слайд 15) Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают редко. Почва сухая. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели. Я пользовался … книгой. -Какая осень в степи? (сухая, теплая) -Что вы можете сказать про температуру? (до +15 градусов) -Какие дожди? (редкие) -О почве, что вы можете сказать? (сухая) -Что узнали про зиму в степи? (холодная) -Что можете сказать про температуру? (до – 20 градусов – 30) -Какой ветер? (сильный, метели, снега мало) -Спасибо. (Выставка книг, которыми пользовались дети) 4. Физминутка (слайд 16) -А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Встали все. Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места). 5. Продолжение работы над новой темой Продолжаем дальше нашу работу. А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи, ученые-экологи. (Дети разделены на 3 группы, 3-4 человека – ученые-экологи) -Какая задача будет перед ботаниками стоять? Нам надо рассказать про общие особенности и как приспособились растения зоны степей. (с.114,115) - Какая задача будет стоять перед зоологами? Нам надо рассказать о жизни животных зоны степей и как они приспособились к жизни в степи. (с.116-118) - Какая задача будет стоять перед экологами? Нам надо рассказать про экологические проблемы зоны степи. (с.119,120) -Какая задача будет стоять перед учеными-экологами? Нам надо рассказать про животных и растения степи, которые занесены в Красную книгу. (с.119,120) -Какие у вас есть помощники? (учебник, атлас-определитель, карточки-помогайки) (Дети готовятся 5-7 минут) Рассказ ботаников (2 ученика) (слайд 17-растительный мир) 1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному: (слайд 18) например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. 2) (слайд 19) Совсем по-другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. -Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. (слайд 20-пшеница, кукуруза, подсолнечник, просо) Летом можно увидеть растение перекати-поле. (слайд 21-перекати-поле) -Как вы думаете, почему это растение получило такое название? Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так перекати-поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния. Рассказ зоологов (2 ученика)(слайд 22-животный мир) 1) В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых и животных: кобылка, кузнечик, шмель и другие. (слайд 23-насекомые, животные) Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы устраивают свои гнезда прямо на земле. (слайд 24-птицы) 2) Животные степи некрупные, они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки. (слайд 25-грызуны) В степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которые питаются грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности. (слайд 26-хищники) -Спасибо вам. И теперь нам расскажут экологи про экологические проблемы в степи. Рассказ экологов (2 ученика) (слайд 27) 1) Многим растениям и животным грозит исчезновение. Главная причина в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. 2) Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. -Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения. Ученые-экологи расскажут про животных и растения степи, которые занесены в Красную книгу. Ученые-экологи (1 человек) (слайд 28) В Красную книгу занесены следующие животные и растения: -степной орел -журавль-красавка -дрофа -кузнечик степная дыбка -пион тонколистый. (С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Одни совсем исчезли, а другие стали редкими. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках, создают новые заповедники). -Спасибо. 6. Закрепление изученного (слайд 29) - Мы путешествовали с вами по бескрайным просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить 2 цепи питания, сложившиеся в степи (на столах картинки с изображением растений, животных степей). Дети составляют цепи питания. (слайд 30) Растения-хомяки-степная гадюка Растения-насекомые-серая куропатка-стпеной орел -В начале урока мы поставили несколько вопросов. На какие мы смогли ответить? (слайд 31) Мы смогли ответить на следующие вопросы: -Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни-луковицы, длинные корни, узкие листья) -Как приспособились к жизни в степи животные? (некрупные животные, защитная окраска) -Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство) 7. Подведение итогов Выставление оценок. 8. Домашнее задание (слайд 32) Выберите себе д/з -с.114-121 пересказ, вопросы с.121, в тетради с.36-38 -подготовить сообщение по теме: «Животные степи» - подготовить сообщение по теме: «Растения степи» 9. Итог |
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Пояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе... ... | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Урок окружающего мира «Опора тела и движение» | ||
Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | ||
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные» Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям) | Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | ||
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | План проведения открытых мероприятий Интегрированный урок окружающего мира и информационно-коммуникационных технологий | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Урок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии... |