Скачать 61.8 Kb.
|
Губарева Наталья Ильинична, учитель начальных классов МОУ СОШ №5. Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного мира Советско-Гаванского района. Задачи урока:
Вид урока: урок – конференция. Технология: на диалоговой основе. Оборудование: карта Хабаровского края, гербарий растений, рисунки детей, у детей сигнальные фонарики для игры «Экологический светофор», компьютеры, презентация к уроку, плакат «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем, и работать начинаем. - Каким бы вы хотели увидеть урок? Что для этого нужно сделать? - Девизом нашего урока будут слова: Сегодня мы откроем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет лесных чудес необычайных Узнаем мы за полчаса. Орешек знанья твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: Хотим всё знать! 2. Проверка домашнего задания. - На прошлом уроке мы изучили тему «Экосистема луга». Вам нужно применить свои знания и выполнить тест. - Пройдите к компьютерам и ответьте на вопросы теста. (Работа парами) 1. На лугу растут. А) только травянистые растения. Б) мхи и лишайники. В) кустарники и травянистые растения. 2. На лугу живут. А) лебеди, рябчики, шелкопряды. Б) трясогузка, жуки-навозники, кобылки. В) совы, глухари. 3. Растениями луга являются. А) тимофеевка, клевер, нивяник. Б) ландыш, осока, ягель. В) черника, пион. 4. Выбери цепь питания для луга. А) водоросли – рачки – карась – щука. Б) клевер – кузнечик – ящерица – трясогузка. В) клюква – белая куропатка – орёл. - Поднимите руку, кто получил «хорошо», «отлично», молодцы. 3. Актуализация знаний. - С какими экосистемами мы уже знакомы? - Экосистемой луга, озера, болота. - Что может произойти с озером, болотом, лугом с течением времени? Почему? - Озеро может превратиться в болото, болото в луг. Потому что круговорот веществ замкнут не полностью. - Догадайтесь, о чём идёт речь? (Читает ученица). Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят. Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Костеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. - Сегодня у нас необычный урок, а урок-конференция. Мы поведём разговор об экосистеме нашего леса, о её обитателях. -- Кого же назвали богатырём? - Лес. - А вы, не задумывались, почему так долго может существовать лес? - Много животных в лесу помогают ему жить. ПРОБЛЕМА: ПОЧЕМУ ЛЕСНАЯ ЭКОСИСТЕМА НЕ ЗАМЕНЯЕТСЯ ДРУГОЙ ЭКОСИСТЕМОЙ? - Давайте вспомним о природе, ведь она невидимыми нитями связана с человеком. Давайте вместе провёдем экологическое моделирование. Вспомним, что такое экология? - Экология – наука о доме, о взаимосвязях в природе, о защите нашего дома, природы. Определение «экология» на слайде №2. - Всё находится в гармонии, всё зависит друг от друга. К такой устойчивой экосистеме относится лес. - Какие бывают леса? Слайд №3. - Хвойные, лиственные, смешанные. - Приведите примеры деревьев, произрастающих на территории нашего района. - На территории Хабаровского края можно увидеть на Севере – хвойные леса, мы называем их тайгой. Правда, тайга тоже не везде одинаковая. Светлая (северная), южнее – тёмнохвойная. Удивительны кедрово-широколиственные леса. А вот в смешанных лесах растут и хвойные деревья, и лиственные. (Карта Хабаровского края). Слайды №4-7. «Лес». - Кто же обитает в нашем лесу? Слайд №8. - Растения, животные, грибы, микробы. 4. Работа по теме. - Наши ребята работали в группах: ботаники, зоологи, эксперты. Мы были на экскурсиях, где учились наблюдать, изучали природу. - Послушаем ребят из группы «ботаники», они нам расскажут о деревьях. Деревья – это главные среди зелёного населения леса. Они занимают ведущее место в этой экосистеме. Ученики рассказывают о ели, кедре, лиственнице, рябине. Показывают гербарий. Приложение. - Что добавят учёные эксперты? Слайд №9. 1. Строение дерева. (Ученица). - У дерева есть корень, ствол, крона с листьями. Корни не дают дереву упасть, добывают воду и минеральные вещества. Ствол удерживает крону с листьями. Внутри него находятся сосуды, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх, а органические вещества спускаются вниз. Листья производят органические вещества и кислород. Деревья – главные производители нашего леса. 2. Ярусы леса. Слайд №10. (Ученица). - Лес – это семья различных растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи. Если приглядеться к зелёной стене леса, можно заметить, что деревья в ней растут этажами, а под деревьями растут кустарники: малина, шиповник, жимолость. Кустарник ниже, у него не один ствол, а несколько. Много в лесу и травянистых растений. В хвойных лесах в тени и во влажных местах растут мхи. И особая группа лесных растений – грибы. 5. Физминутка. - Могут ли деревья жить без других обитателей леса? Заслушаем зоологов. Ребята расскажут о рыси, лосе, дикуше. Слайд №11. (Картинки с изображением животных) - Что добавят эксперты? (Ученик). - Разнообразен животный мир нашего леса: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, барсуки), другие делают запасы на (бурундуки, белки). Животных – потребителей намного меньше, чем растений – производителей. Но роль их очень велика. - Давайте составим цепь питания для лесной экосистемы. На столах конверты со словами. Дети работают в парах. Ель – белка – куница. Кедр – белка – рысь. Кора дерева – лось – волк. Пихта – дикуша – лиса. - Проверим, правильно ли сделали? Слайд № 12. - Подведём итог. Главный вывод экспертов. (Ученик). Слайд №13. Схема. - Животные участвуют в круговороте веществ и сами регулируют его. Лес вырастает там, где не слишком влажно и не слишком сухо. Разрушители перерабатывают умершие организмы в минеральные вещества. Круговорот становится замкнутым. Мёртвые останки организмов не накапливаются. Поэтому экосистема леса может существовать очень долго. - Экосистема леса – самая устойчивая из всех изученных экосистем. - Решили мы поставленную проблему? Чем экосистема леса отличается от других изученных экосистем? (Круговорот веществ замкнут полностью). - Решили мы поставленную проблему? Чем экосистема леса отличается от других изученных экосистем? (Круговорот веществ замкнут полностью). 6. Закрепление. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы? Вспомним правила поведения в природе. Игра «Экологический светофор». Учащиеся читают ситуации на слайдах, и поднимают «фонарики» (жёлтый, красный, зелёный). Красный цвет – опасность природе, жёлтый – ситуация выбора, зелёный – нет вреда природе. Слайды № 14-16. - Ситуации:
7. Итог урока. - Над какой проблемой урока мы работали? - Что решили, какой главный вывод сделаем? Лес - самая устойчивая экосистема. Но необходимо беречь его. - Что даёт нам лес? Слайд № 17. - Аптека. Дом для растений, животных, грибов. Воздух. Пища. Красота, доброта. Источник древесины. Здоровье. - А вот какие интересные сочинения написали дети на тему «Берегите лес». Слайды № 18, 19. - В заключение урока послушаем стихотворение. (Ученица). Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется природа, Давайте же всегда её беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить. Природой называется всё это, Давайте же с природою дружить! 8. Рефлексия. - Вам понравился урок? Что узнали нового? Поднимите светофоры: красный – очень понравилось; жёлтый – хорошо, узнал много интересного; зелёный – было скучно. 9. Домашнее задание (на выбор). Слайд № 20.
|
Урок окружающего мира по теме «экосистема озера» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение | ||
Урока окружающего мира в 4-в классе Тема: «Болото и его обитатели» Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о природном сообществе болото | Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | ||
Урок окружающего мира в 3 классе Система ро л. В. Занкова Тема : Зона лесов Предметные результаты: раскрыть понятие: Лес, типы лесов, «ярусность» растения светолюбивые, тенелюбивые, значение леса | Урок окружающего мира в 3 классе «Аквариум маленькая искусственная экосистема» Это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | Урок №2 тема: лес и его обитатели задачи Ребята, сегодня продолжаем тему «Лес и его обитатели». Посмотрите видеофильм и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, которые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок окружающего мира с элементами интеграции (технология) «Аквариум-маленькая искусственная экосистема» | Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать... | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Урок леса (лесные обитатели) | ||
Урок окружающего мира в 3д классе. Тема: Экологическая безопасность Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая | Урок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе Тема: "Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов" | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера" Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование |