Скачать 113.71 Kb.
|
МОУ гимназия № 7 им. В.М.Воронцова Левобережного района г.Воронежа Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Учитель начальных классов: Родина Т.В.; ВКК Структура урока:
слайд № 1 Ход урока.1.Организационный момент. – Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? слайд № 2 Интересным наш урок получится при совместной работе. 2. Наблюдение за природой. слайд № 3 - Какое сейчас время года? - Какие зимние месяцы вы знаете? На доске: Декабрь – студень, стужайло, лютень. В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца. - Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает. - Как вы понимаете смысл этой поговорки? - 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Что это значит? (самый короткий день, самая длинная ночь) - Именно поэтому говорят, что в декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. - А какие поговорки и приметы о зиме знаете вы? 9 декабря – Юрьев день (Медведь засыпает в берлоге. В этот день ходили слушать воду в колодцах: тихо – зима будет тёплая, звуки – сильные вьюги и метели) 10 декабря – день рождения русского поэта Н.А.Некрасова (1821-1877) 3. Актуализация знаний.- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об экосистеме, о почве.) слайд № 4 - Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы) - Какую роль в экосистеме играет почва? (В почве завершается круговорот веществ) слайд № 5 (пустой) на доске - карточки-слова. единство живая и неживая природа сообщество живые организмы разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ - Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (Это опорные слова для определения экосистемы) - Назовите составные части экосистемы. слайд № 6 (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители) - Распределите их на части.
Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа. - Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ). слайд № 7 - Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник стр .29 - цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом). - Скажите теперь, что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.) - Какие экосистемы существуют? (Луг, лес, поле, озеро, болото). - Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку: Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляют прически. И месяц, и звезды – в нем все отражается. Как это зеркало называется? (озеро) 4. Совместное открытие новых знаний.А) Сообщение темы и цели урока. - О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера). слайд № 8 - Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро? слайд № 9 (Озера – естественный водоём, замкнутый в берегах). (сообщение) Велик и разнообразен мир озёр! Среди них есть водоёмы, такие огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метрами. Есть в мире озёра глубокие, как моря, а у других слой воды измеряется десятками сантиметров. И цвет воды у озёр бывает самый разнообразный: светлый, тёмный, молочный, коричневый, оранжевый. Различны озёра и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких крутых провалах, другие окаймлены золотистыми песчаными пляжами или луговыми берегами. Во многих озёрах ключом бьёт жизнь. Но есть водоёмы, воды которых мертвы, а берега лишены растительности. В одних озёрах вода пресная, а в других — солёная или горько-солёная. Много озёр на земном шаре. Их можно встретить в горах и на равнинах, среди густых лесов и в знойных песках пустынь, под тропиками, в тундре, среди ледяного безмолвия Арктики и Антарктиды. Сколько же озёр на нашей планете? Лишь по самым приблизительным прикидкам можно сказать, что на Земле не менее десяти миллионов больших, средних, малых озёр и водохранилищ. слайд № 10 Несмотря на такое многообразие озер, их все можно разделить на 2 вида: проточное, через которое может протекать или вытекать река и бессточное. Большинство глубоких озер России – проточные. Б) Постановка задачи урока. - Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними. - Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?) - Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера? - Какова задача нашего урока? (Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера). На уроке вы узнаете: слайд № 11 - Какие организмы живут в озере? - Какова их роль? - Можно ли считать озеро экосистемой? - Как живет экосистема озера? В) Совместное открытие новых знаний. - Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станете исследователями. Работать вы будете в группах. слайд № 12 Прежде чем начать работу, нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.) Правила работы в группах
учебник стр. 47. Рассмотрим рисунок. - Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника) – I группа - Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями) – II группа слайд № 13 - Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. слайд № 14 На дне растут более крупные растения: элодея, хара. Вблизи берегов видны кувшинки: белые - лилии и желтые - кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу. слайд № 15,16 Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки. Это озерные производители. - Назовите потребителей. – III группа слайд № 17 Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: слайд № 18 карась, плотва, линь, пескарь. Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: слайд № 19 щука, слайд № 20 окунь Это озерные потребители. - Какая «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители) Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? – IV группа На дне водоемов живут различные слайд № 21,22 разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. (сообщение) Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера. слайд № 23 Физкультминутка. слайды № 24-35 стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради слайд № 36 - Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания). - Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради. - От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради. Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот. Г) Постановка проблемы. - Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей) - Перечитаем диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям). - Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут). - Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото). - В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой). - Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом. - Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 – учебник, вопрос №6) - Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго. 4. Первичное закрепление.- Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой). стр. 23 №2 в тетради - Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа - производителей, II группа - потребителей, Ш группа - разрушителей. - - Пользуясь рис. на стр.47 цепочку питания составит IV группа - С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители) слайд № 37,щелчок водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии - А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки. - Проверим. Какие цепи питания у вас получились? Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль слайд № 37,щелчок - Вы хорошо справились с этим заданием. - Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме). слайд № - Могут ли они поменяться профессиями? слайд № 38 (пустой) задание на карточках. - Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой). Практическое применение знаний, полученных на уроке. Тест с использованием ИКТ (возможно использование, как в электронном, так и в бумажном варианте) - Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.
5. Итог урока.- Какую экосистему изучали на уроке? - Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера.? - Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме? - Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут). - Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота). - Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото) - Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. слайды № 39-44 Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь. Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята! 6. Домашнее задание. слайд № 45
- К сегодняшнему уроку вы подготовили сообщения об обитателях озера. На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Также вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать книги об озёрах.
- С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Заполните лист самооценки. слайд № 47Лист самооценки _________________________
|
Урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «полезные ископаемые» ... | Урока: «Экосистема озера» Ознакомить со звеньями экосистемы озера, показать их взаимосвязь на примере краеведческого материала | ||
Урок по окружающему миру во 2 «в классе» на тему: «будь природе другом» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1 С. Старые атаги грозненского муниципального... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | Урок по окружающему миру на тему: «Разнообразие растений» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска рт» | ||
Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») | Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная... | ||
Урок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85... Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская... | Конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему... План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | ||
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «кто такие рыбы?» Обучающие: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб особенностями строения | Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Если хочешь быть здоров" Познакомить обучающихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями, сравнить | ||
Урок окружающего мира по теме «экосистема озера» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Урок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Сезонные изменения в природе» Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Урок по окружающему миру в 3-м классе "С чего начинается Родина" России; сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности |