1.Аннотация Урок «Преобразования Пётра Великого» - 13 урок из раздела «Времена Российской империи. XIV-XVII века» окружающему миру в 3 классе.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.
Задачи:
- обучающие:
познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;
формировать ИКТ-компетенции обучающихся в процессе изучения нового материала.
продолжить формировать знание географической номенклатуры и умение работать с картографическим материалом;
- развивающие:
развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;
- воспитательные:
воспитывать умение общаться друг с другом, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
2. Описание разработки.
Учитель: Чиркина Анна Александровна
| Образовательное учреждение: МОУ «СОШ №15 г. Балашов Саратовской области».
| Предмет: окружающий мир – вводный курс истории и обществознания «Мое Отечество»
| Краткая аннотация урока:
|
| Класс : 3
|
| Тема урока: Преобразования Пётра Великого
|
| Тип урока: Урок открытия новых знаний
|
| Приобретаемые навыки детей: овладение навыками анализировать информацию, умение ориентироваться в тексте, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
| Технологические особенности
|
| Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, слайды из презентации «Пётр Великий», иллюстрации с изображениями исторических событий (Куликовская битва, начало возникновения Московского государства, венчание на царство Ивана Васильевича Грозного, освобождения Москвы в 1612 г. от иноземных захватчиков, преобразования Петра I), карточки с изображением веков (XIV, XVI, XV, XVII, XVIII), карточки для исследовательской работы в группах, записи на доске.
|
|
|
| Используемые ресурсы:
Открытая образовательная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный модуль
1. Видеофрагмент "Петр I - "То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed8a191c-acb2-4d3b-b7d9-d59efc0ae6de/view/ 2. Портрет «Петр I» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54f831c5-3b23-4f8c-8966-454e12d204ef/view/
|
|
|
3.ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Преобразования Пётра Великого»
ФИО: Чиркина Анна Александровна
Место работы: МОУ «СОШ №15 г. Балашов Саратовской области».
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир – вводный курс истории и обществознания «Мое Отечество»
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: Преобразования Пётра Великого. Тема 13.
Базовый учебник: учебник «Мое Отечество» автор: Данилов Д.Д., Тырин С.В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество».
Цели урока:
1) в направлении личностного развития:
-формирование представлений о преобразованиях Петра Великого как части истории российской культуры; развитие уважительного отношения к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда; повышение познавательного интереса обучающихся к истории.
2) в метапредметном направлении:
-формировать умение наблюдать, обобщать, самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных формах), доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы).
3) в предметном направлении:
- формировать представления учащихся о Петре Великом – первом императоре.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: самостоятельная, групповая, исследовательская, дифференцированная работы.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, с выходом в интернет.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| 1.
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
| -Ребята посмотрите друг на друга и своими улыбками подарите одноклассникам и мне своё тепло, доброту и хорошее настроение.
-Встаньте на свои места. Посмотрите, ребята, у нас в классе присутствуют гости. Давайте с нашими дорогими гостями, тоже поделимся своим хорошим настроением, добротой своих сердец. Молодцы, спасибо!
-Начнём наш любимый урок.
| Обучающиеся психологически настраиваются на работу в классе.
Дети выполняют действия, которые сообщает учитель.
| 1 мин
| 2.
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
| Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки
-Ребята, наши друзья Анюта и Илюша предлагают нам вновь отправиться в историческое путешествие по «реке времени»
-Вы согласны?
-Но прежде, что нам нужно проверить?
-Свои знания, которые понадобятся нам в путешествии.
-Что мы должны сделать?
-Верно! Как вы справились с заданием в рабочей тетради №3,с.26.
-Кто у нас будет консультантом?
-И так, проверяем. Консультант называет название времен России и перечисляет представленные в рабочей тетради, а потом самостоятельно указанные события, имена людей, которые к ней относятся. А ребята на местах проверяют самостоятельно. Если консультант правильно определил эпоху – вы аплодируете, если есть недочеты – топаете.
-Итак, что же у нас получилось?
-Замечательно. Скажите на пустой желудок можно путешествовать, да еще делать открытия? Почему?
-Перед путешествием нам необходимо подкрепиться не просто пирогом, а интеллектуальным пирогом.
-Дело в том, что озорница Анюта позабыла исторические события и не помнит, как определить дату и век.
-Поможем нашей Анютке? Для начала вспомним правило? (учебник, с.15)
-Кто его может напомнить?
-Ребята, на сенсорном кресте помещены иллюстрации, попробуйте определить с помощью них исторические события, указать год, определить век и найти его в пространстве класса и указать на него рукой.
| Ответы детей.
- Проверить домашнее задание.
Ученики, которые желают, стать консультантом поднимают руки.
Ученики проверяют выполненное домашнее задание.
-Нельзя. Не будет сил, энергии для путешествия.
Ученики рассказывают правила перевода года в век.
Дети определяют с помощью
| 7 мин
| иллюстраций исторические события, указывают год, определяют век и находят его в пространстве класса и указывают на него рукой.
|
|
|
| 3.
| Выявление места и причины затруднений.
|
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию
Наблюдение.
-Какая иллюстрация вызвала у вас затруднение?
-Почему возникло затруднение? Назовите причину.
-Давайте воспользуемся рекой времени, чтобы определить какое историческое событие связано с именем этого человека. (с.26-27)
Физминутка
Наш корабль движется дальше. Бежит волнами времени река, И дует ветер, раздувая паруса, И юнга, взяв флажок, сигналы подаёт: 1, 2, 3, 4, 5-причалил теплоход. А времени река течёт, течёт, течёт.
| -Вызвала затруднение иллюстрация, на которой изображён памятник Петру Первому.
-Нам трудно определить историческое событие, указать год, определить век. Это затруднение связано с тем, что мы этот материал еще не изучали.
Дети выполняют физминутку.
| 4 мин
| 4.
| Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
| Портрет «Петр I» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54f831c5-3b23-4f8c-8966-454e12d204ef/view/
| Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
-Откройте с.26. Давайте воспользуемся «рекой времени».
-Найдите на ней данную иллюстрацию. Как называется этот участок «реки времени»?
-Что означает эта дата? Какое событие произошло?
- Как понимаете слово «преобразование»?
-Судя по тому, что «река времени» сделала поворот, как могли повлиять преобразования Петра 1 на историю нашей страны?
-Скажите, какой встает перед нами вопрос? Что мы должны узнать?
-Какая цель нашего урока?
-Какая тема нашего урока?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос урока? (ЭОР 2)
-Ребята, где находится это памятник?
-Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?
-Для чего?
| Ученики с помощью реки времени определяют историческое событие.
-В 1682-1725 гг. происходили преобразования Петра 1.
-Преобразование – это крупное изменение, перемена, переустройство чего-нибудь, изменение к лучшему.
-Эти преобразования внесли глобальные изменения.
Дети высказывают своё предположение
- Этот памятник находится в г. Санкт-Петербурге.
-Мы отправимся в Санкт-Петербург, чтобы изучить преобразования Петра I.
| 2 мин
| 5.
| Реализация построенного проекта
| Видеофрагмент "Петр I - "То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed8a191c-acb2-4d3b-b7d9-d59efc0ae6de/view/
| - Кто бывал в этом городе?
- Чем запомнился этот город?
- Однажды наши герои Анюта и Илюша тоже побывали в Санкт-Петербурге. Давайте прочитаем, что они узнали.
- Откройте учебники на с.66. Кто желает прочитать вслух текст?
(ЭОР1)
-Что 300 лет назад было в устье реки Невы?
-Что по приказу Петра 1 было создано в устье реки Невы? -Для чего нужно Петру 1 строить город на болоте, ведь было много богатых городов в России?
-Вы можете ответить на этот вопрос?
-Чтобы ответить на этот вопрос Анюта и Илюша предлагают нам воспользоваться картой на с.53.
-В какое море впадает Нева.
-В начале 18 века Швеция владела Балтийским морем, поэтому имела, какую возможность в отличие от нашей страны?
-Зачем Петр 1 построил город в устье реки Невы?
| Ответы детей.
-Дремучие леса, непроходимые болота.
-Город Санкт-Петербург.
Дети высказывают свои предположения.
-В Балтийское море.
-Швеция имела следующие возможности: 1)выход к морю; 2) возможность создания флота; 3) получение даров моря; 4)возможность вести торговлю с другими странами, обмениваться научными открытиями и изобретениями с другими странами.
-Чтобы иметь возможность выхода в Балтийское море, создать флот.
| 6 мин
| 6.
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
| Сейчас мы с вами поработаем в группах.
-Но что вы будите изучить в группе, вы узнаете, рассмотрев иллюстрации на с. 67.
Что мы должны изучить, работая в группе?
-Преобразования Петра 1, на что могли повлиять?
-К чему могла привести борьба двух государств за владение Балтийским морем?
-Итак, я попрошу развернуться первые парты к своим соседям. У нас получится 4 группы: первая группа изучает строительство Санкт-Петербурга; вторая – преобразования в армии, в культуре, третья – морские ворота. У каждой группы дана информация на партах, изучите ее, после самостоятельно выберите консультанта, который расскажет о преобразованиях Петра
1) Выступление представителей.
-Давайте проверим, как наши команды справились с этим заданием. Прошу представителей от каждых команд.
-Пушкин А.С. писал о Санкт-Петербурге: Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.
-Что значит, в Европу прорубить окно?
|
-Строительство Санкт-Петербурга.
-На армию, на культуру, на власть.
-К войне.
Дети работают в группах, изучают информацию.
Выступают представители из каждой группы. Если им трудно ответить на вопрос, то член группы дополняет ответ.
Дети высказывают свои предположения.
| 16мин
| 7.
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
| -Ребята, давайте выполним задание
№1, с. 31 (РТ)
№2, с. 31 (РТ)
| Дети выполняют письменную работу в рабочей тетради, с последующим подробным рассмотрением ее верности.
| 5 мин
| 8.
| Включение в систему знаний повторение.
|
| -Почему «река времени» сделала поворот?
- Какие события определили начало нового времени в истории?
-Что произошло благодаря преобразованиям Петра1?
| -Преобразования Петра Великого были глобальными.
Ответы детей.
| 2 мин
| 9.
| Рефлексия УД на уроке
|
| -Ребята, запишите домашнее задание:
с.66-69-читать (учебник); №3,4,с.32 (РТ); приготовить сообщение о российском флаге, о войне со Швецией.
- Что запомнилось больше всего?
- С каким настроением заканчиваете урок?
-Как вы оцениваете работу всего класса на уроке? Как вы оцениваете свою работу?
| Дети записывают домашнее задание.
Ответы детей.
| 2мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Преобразования Пётра Великого» Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Видеофрагмент "Петр I - "То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…"
| http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CF%E5%F2%F0%20I&interface=pupil&context=all&onpage=20&onpage=20&page=2
| Иллюстративная
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed8a191c-acb2-4d3b-b7d9-d59efc0ae6de/view/
| 2
| Портрет «Петр I»
| http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CF%E5%F2%F0%20I&interface=pupil&context=all&onpage=20&onpage=20&page=2
| Иллюстративная
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54f831c5-3b23-4f8c-8966-454e12d204ef/view/
| |