Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран





Скачать 343.59 Kb.
НазваниеЭфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран
страница1/3
Дата публикации10.03.2015
Размер343.59 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

СЕМЕНОВА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА

ЭФИОПСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ XIX - XX вв:

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ АНТОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН

Специальность – 07.00.07 – этнография, этнология, антропология
Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Санкт-Петербург

2013

Работа выполнена в отделе этнографии Африки и отделе этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Российской Академии Наук
Научный руководитель: доктор исторических наук

ведущий научный сотрудник отдела этнографии Южной и

Юго-Западной Азии МАЭ РАН

Альбедиль Маргарита Федоровна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

доцент, Зав. Отделом Ближнего и Среднего Востока

Института восточных рукописей РАН

Французов Сергей Алексеевич

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник Института этнологии и

антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Турьинская Христина Михайловна
Ведущая организация: Государственный Эрмитаж
Защита состоится «___»______________20___года в____часов на заседании диссертационного совета Д.002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Автореферат разослан «_______»____________________20__г

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат исторических наук А. И. Терюков

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Изучение традиционной духовной культуры народов мира, включая религию – одно из важнейших направлений в современной этнографической науке. Существенной областью изучения христианской традиции в Эфиопии является исследование культовых предметов (икон, настенных росписей и т.п.), которые принадлежа к сфере официальной религии, в то же время представляют местную художественную традицию, а часто служат целям этнической и социальной самоидентификации. Среди них первостепенное значение отводится иконам, часть из которых хранится в различных музеях мира, в том числе в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН.

Исследование музейных коллекций – продуктивный и перспективный путь для решения многих этнорелигиоведческих и культурно-антропологических вопросов, касающихся разных сторон жизни традиционного эфиопского общества, тем более что зачастую музейные экспонаты оказываются единственными доступными этноисторическими источниками по некоторым темам.

Исследуемые в диссертации музейные коллекции (в том числе – дары русских врачей, работавших в Эфиопии с 1896 по 1912 гг. в рамках деятельности Красного Креста) являются первыми полноценными этнографическими коллекциями в России. Они служат уникальными вещественными источниками по духовной культуре Эфиопии указанного периода.

Предлагаемое в диссертации комплексное исследование коллекции эфиопской сакральной живописи, хранящейся в МАЭ РАН, атрибуция и введение в научный оборот экспонатов XIX – XX вв., определение характерных особенностей художественной традиции Эфиопии, уточнение ее периодизации и выявление общих закономерностей в сложении и развитии конкретных художественных форм представляется весьма актуальным в аспекте этнической дифференциации культур.

Объектом исследования является эфиопская иконография XIX – XX вв., связанная с христианством, попавшим в Эфиопию через византийских монофизитов. В процессе усвоения христианского наследия и адаптации его к местным условиям происходили неизбежные двусторонние изменения, как в христианском изобразительном каноне, так и в местной этнокультурной традиции, интегрировавшей этот канон.

Предмет исследования - коллекции МАЭ РАН, представляющие художественную традицию Эфиопии XIX – XX вв. В качестве вещественных объектов христианства как религиозной системы, последние составили его существенную часть.

Цель работы состоит в описании и комплексном изучении фонда эфиопской традиционной живописи МАЭ РАН, а также выявлении на основе проведенного анализа закономерностей и особенностей изобразительного канона в эфиопской художественной традиции XIX – XX вв. Этот материал впервые вводится в оборот отечественной и зарубежной науке.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

  1. Проанализировать историю изучения эфиопской художественной традиции в отечественной и зарубежной науке;

  2. Рассмотреть этнографическое собрание МАЭ РАН по эфиопской традиционной живописи как доказательную базу выдвинутых тезисов о применении метода включенного наблюдения и этнологического анализа к изучению иконы как отдельного феномена эфиопской христианской культуры;

  3. Определить и систематизировать иконографические черты основных образов Эфиопской Церкви.

  4. Атрибутировать экспонаты МАЭ РАН как образцы художественной традиции, показать историю их бытования в эфиопской культуре, назначение и использование;

  5. Проследить эволюцию иконографического канона за период XIX – XX вв., выявить причины произошедших изменений, которые можно считать инновационными для художественной традиции Эфиопии, показать воздействие сакральной живописи на светскую картину, в том числе проследить появление специфической народной живописи, которая востребована туристами как национальный эфиопский сувенир;1

Хронологические рамки исследования заданы исследуемым материалом – коллекциями МАЭ РАН, в которых представлены образцы эфиопской иконографии XIX -XX вв., но фактически затронут и более ранний период, начиная от истоков возникновения канона, а также более поздний, связанный с современной церковной живописью и выросшей из нее туристической картиной.

Географические рамки очерчены исследуемым регионом – Эфиопией, точнее, по преимуществу, областью Аддис-Абебы, поскольку картины и иконы из коллекции МАЭ РАН были приобретены именно там. Этот факт подтверждают надписи на некоторых холстах коллекции № 2594 А. И. Кохановского, где указаны год создания, место и автор. Кроме того стилистические и иконографические особенности, тематика картин (портретные изображения правителей, русских врачей) ясно свидетельствуют о том, что местом создания могла быть только столица, где размещались посольства и правительство, либо близлежащие монастыри и церкви (например, Энтото).

Для сопоставительных анализов привлекаются также материалы из других областей Эфиопии, например, из Аксума, потому что этот город считается одним из центров христианской культуры Эфиопии, а также из городов юго-восточной Эфиопии (Робе, Харар, Дире Дауа), где христианская традиция существует в исламской по преимуществу среде.

Степень разработанности данной темы.

Насколько можно судить по доступным источникам, в западной науке изучение эфиопской художественной традиции началось в конце XIX в. Оно восходит к У. Бaджу, который являлся ученым-востоковедом широких научных интересов и редкой эрудиции, однако его труды по избранной нами теме зачастую слишком поверхностны. Его перу принадлежат работы и по египетскому искусству.2

Произведениями эфиопского сакрального искусства занимались преимущественно историки, отсюда преобладающая историческая направленность их исследований. Такой подход определил круг тем, заинтересовавших исследователей, среди которых на первое место вышли вопросы влияния западно- и восточноевропейского христианского искусства на эфиопское. Эта тема, как и многие другие, до сих пор остается предметом дискуссий в науке.

В 50-60-е гг. XX в. названным вопросам были посвящены отдельные главы в книгах на общие темы по эфиопской истории и культуре Д. Бакстона, Э. Уллендорфа и др. Исторический взгляд на эфиопское искусство привел к попыткам его периодизации, чему посвящены работы О. Егера, Ж. Лероя 1960-70-х гг. В связи с этим одним из главных стал вопрос о роли мусульманского нашествия Ахмеда Граня (30-е гг. XVI в.) как о переломном моменте в истории развития эфиопской культуры в целом и эфиопской иконографии в частности.

Дискуссионной остается и проблема периодизации этой традиции. Особого внимания заслуживают выводы Э. Хаммершмидта и О. Егера, работавших в монастырях озера Тана (1968 г). Они выделили следующие этапы в развитии эфиопского искусства: «символический» (до XIV в), «сакральный, посвященный Богу» (XIV - XV вв.), «драматичный, театральный» (XVI - XVII вв.), «сказительный» либо «жанровый» (конец XVII в. и последующие века).

Один из самых авторитетных исследователей эфиопской сакральной живописи Ст. Хойнацкий, несколько отступая от вопросов периодизации и поиска истоков иконографии, поставил главной задачей изучения эфиопского сакрального искусства запись, учет и описание икон, выстраивание собранного материала в хронологическом порядке.

Художественной традиции Эфиопии XIX –XX вв. особое внимание уделила Э. Биасио,3 которая многие годы занималась, с одной стороны, современным эфиопским искусством, с другой, историческим периодом Менелика II, к которому относится коллекция Альфреда Ильга, хранящаяся в Этнографическом Музее Цюриха. Изучая его собрание образцов материальной культуры Абиссинии, исследовательница познакомилась с художественной традицией того времени, в том числе с церковной живописью. Такой материал позволил ей проследить развитие последней вплоть до начала XXI в.

К настоящему времени в западной научной традиции сложились три основных направления в исследовании эфиопской иконографии. Они связаны с: изучением 1) икон; 2) рукописных миниатюр; 3) настенной церковной росписи. Отдельной областью также является изучение магических свитков. Такое деление объясняется фактическим существованием в эфиопской христианской культуре трех различных традиций, восходящих к разным иконографическим истокам.

Однако в исследуемый период наблюдается стирание иконографических и стилистических границ между этими направлениями в самой традиции. Это связано с формированием коммерческого интереса к предметам эфиопской художественной традиции, которые, таким образом, правильнее будет называть картиной, но не иконой. Не удивительно, что исследователи разошлись во взглядах на терминологию: «светская картина» Р. Панкхерста, «народная живопись» Г. Фыссыха, «традиционная живопись» Л. Риччи, «современная живопись в традиционном стиле» Э. Биасио. Несмотря на различия, все определения, данные исследователями эфиопской живописи, одинаково употребительны, но относятся к разным временным отрезкам истории Эфиопии XX в. и характеризуют разные аспекты художественной традиции.

В отечественной науке изучению эфиопской художественной традиции уделялось недостаточно внимания. Интерес к ней проявляли только Б.А.Тураев,4 работавший с эфиопскими письменными памятниками, а также С.Б.Чернецов.5 В сферу его интересов попали магические свитки из собрания МАЭ РАН, которым он посвятил свою кандидатскую диссертацию. Они часто украшались рисунками в своеобразной технике, стиле и манере исполнения, что позволяет выделить их в самостоятельную область традиции. Некоторые сюжеты в изображениях на свитках встречаются и в иконах. Однако иконами С. Б. Чернецов специально не занимался, хотя и написал ряд статей, посвященных литературным и фольклорным истокам иконографических сюжетов.

Настоящая диссертация восполняет этот пробел, продолжая отечественную этнографическую традицию в изучении эфиопской художественной традиции.

Источниковая база исследования

В диссертации использованы разные группы источников, потребовавшие разных исследовательских подходов.

Первую и самую важную группу составляют картины из коллекции МАЭ РАН, преимущественно собранные в начале XX в. врачом при дипломатической миссии России А. И. Кохановским. Его коллекция № 2594 насчитывает 30 ед.хр. и, таким образом, составляет почти половину от общего числа предметов по данной теме, хранящихся в МАЭ РАН.

В тематическом и стилистическом плане его собрание отличается большим разнообразием. С одной стороны, здесь есть прекрасные холсты, написанные для иконостаса церкви и представляющие святые образы Св. Троицы, Богоматери с младенцем Иисусом. С другой, в собрании содержатся образцы зарождающейся светской живописи, послужившей основой для возникновения так называемой народной картины. Дальнейшие поступления эфиопских картин в музей носили случайный характер, но тем не менее благодаря тому, что это происходило на протяжении XX в., собрание эфиопской сакральной живописи МАЭ РАН дает общее представление о развитии художественной традиции Эфиопии.

Вторая группа источников -- полевой материал. В него входят дневники и воспоминания европейцев, побывавших в Аддис-Абебе в исследуемый период.

В эту же группу входят и полевые наблюдения автора, а именно: материалы, собранные во время экспедиции МАЭ РАН в 2008 г, и командировочных поездок в Эфиопию в 2009, 2011 гг. Работа проводилась в церквях Аддис-Абебы, оз. Звай, Аксума, Харара и Дире-Дауа. Удалось сфотографировать иконостасы основных церквей этих населенных пунктов. Таким образом, в распоряжении автора оказались материалы уникальные с точки зрения их роли в определении вопросов, связанных с изменениями иконографического канона под влиянием современных процессов глобализации в Эфиопии.

Собранный полевой материал не только представляет широкое поле для исследования и анализа современного состояния церковной живописи, но и позволяет наметить основные тенденции дальнейшего развития художественной традиции Эфиопии.

В качестве дополнительного источника для изучения эфиопской художественной традиции можно рассматривать и каталоги выставок из музейных собраний Аддис-Абебы, Мюнхена и других европейских и американских городов. В них опубликованы иконы и другие образцы эфиопского сакрального искусства.

Также были использованы архивные материалы и интернет-ресурсы.

Методологической основой исследования был избран комплексный подход к изучению предметов, представляющих эфиопскую иконографию в собрании МАЭ РАН.

Принцип историзма, основанный на анализе всех явлений в их взаимной связи и развитии, позволил выстроить аргументированную периодизацию эфиопского религиозного искусства.

В основу систематизации исследуемого материала и изучения динамики его развития во времени и пространстве легли основные принципы типологического метода, прежде всего выявление направленности развития образов, сюжетов и стилистических особенностей эфиопской сакральной живописи.

В основу культурно-антропологического подхода к изучению икон из коллекций МАЭ РАН был положен тезис о тесной взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры, отраженной в сакральной живописи.

С этой точки зрения был применен анализ контекстов бытования предметов, что позволило рассматривать иконы как неотъемлемую органическую часть традиционной эфиопской культуры. Материал анализировался в контексте социальных функций памятников художественной традиции, выступавших элементами системы социальной коммуникации. Последнее показало, что применение метода включенного наблюдения и этнологического анализа к изучению иконы как важного феномена эфиопской христианской культуры является оправданным.

Продуктивным оказалось и использование религиоведческого и связанного с ним искусствоведческого подхода, а именно: рассмотрение особенностей иконографического канона, системы образов и способов их воплощения в эфиопской сакральной живописи.

Научная новизна исследования состоит в том, что эфиопская иконография до сих пор не изучалась как полноценный источник по этнографии, истории и культуре страны. Введение в научный оборот не исследованных ранее музейных и полевых материалов открывает новые возможности для решения целого ряда современных этнорелигиоведческих проблем, связанных с взаимоотношениями внутри эфиопского государства между обществом и церковью, между конфессиональными общинами, властью и людьми. Эти материалы позволяют также более полно и всесторонне изучить религиозные основы традиционной эфиопской культуры.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconЛитература Ciorănescu A
Н. Г. Голант, канд ист наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ран (Россия)
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconБиологическое загрязнение и безопасность залива петра великого
Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconВизитная карточка проекта
Изучение материала о периоде правления Петра Великого, эпохальное значение реформ Петра I, масштаб личности самого царя и взаимосвязь...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран icon2 Этнокультурная ситуация в Омске (Т. Б. Смирнова)
Омске в период с 24 мая по 9 июня. Заполнено 515 анкет. В проведении опроса участвовали сотрудники и аспиранты кафедры этнографии...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconВ рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconОсновная цель проекта Создание комплекса учебно-методических разработок...
Зоологического музея спбГУ. В течение первого этапа выполнения работ по проекту в соответствие с техническим заданием были выполнены...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В апреле нынешнего года отмечалась 150 летняя дата рождения великого реформатора и великого министра Петра Аркадьевича Столыпина....
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование...
Поурочные разработки по теме: «Образование Российской Империи. Эпоха Петра Великого»
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПётр Великий в творчестве А. С. Пушкина
«Арап Петра Великого» I «Полтава»
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся по теме; подчеркнуть значение реформ Петра Великого; расширить представление учащихся...
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconЭтнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа
Научный Е. Г. Царева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconМорские биоинвазии в заливе петра великого (японское море) 03. 02. 08 экология
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconН. А. Томилов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Высшее Церковное управление и отношения Церкви к государству. Св. Синод после Петра Великого
Эфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея антопологии и этнографии им. Петра великого (кунсткамера) ран iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Степанов Дмитрий Анатольевич руководитель структурного подразделения гоу мгдмц им. Петра Великого


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск