Скачать 60.18 Kb.
|
7 класс Урок – КВН «Эпоха Петра I» Урок учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №2032 г. Москвы Сидоровой Валентины Ивановны Эпиграф: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник ». А.С.Пушкин. Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся по теме; подчеркнуть значение реформ Петра Великого; расширить представление учащихся о личности Петра, его роли в истории; провести фронтальный опрос с целью выявления знаний, умений, навыков учащихся. Учитель: У царя Алексея Михайловича 30 мая 1672 года родился сын Петр от второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Радость царя была безмерной: сбывалось его мечта оставить престол крепкому здоровьем и умом наследнику. Два его сына от первого брака Федор и Иван были слабы здоровьем, да, к тому же, у Ивана отличался не достаток ума. Когда Петру шел четвертый год, состояние здоровья его отца стало ухудшаться. Приказав освободить заключенных, вернуть из ссылки опальных и простить казенные недоимки, поручить малолетнего царевича Петра заботам и попечению деда Кирилла Нарышкина царь скончался. После смерти царствующего брата Федора земский собор нарек Петра царем. А после устранения властолюбивой Софьи и смерти Ивана Петр становится единоличным правителем, а с 1727 года по прошению сенаторов принимает титул императора. Спустя 4 года Петра не стало. Благородный поступок государя стал невольной причиной резкого ухудшения состояния здоровья. Возвращаясь в конце октября 1724 года с ладожского озера в Петербурге он увидел в устье Нивы севшее на мель судно с солдатами и матросами. Спрыгнув в холодную воду, Петр вместе с другими помогал снять судно с мели. Спасая людей, он проработал в воде всю ночь, и ... слег. Болезнь прогрессировала и 28 января 1725 года вся Россия оделась в глубокий траур. В воспоминаниях современника, воплощением художников создан облик сильного и энергичного человека с его трудолюбием, неудержимой тягой к знаниям, деятельным умом. Он был и великим политиком уверенно, и смело проводившим реформы в стране, и уверенно чувствовал себя за столом дипломатических переговоров. Кроме того, он был кузнецом и фортификатором, инженером и кораблестроителем, автором многих законов, указов; в то же время умел держать в руках шпагу, был храбрым воином. Петр обладал выдающимися умственными способностями железной волей, неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело. «То академик, то герой, то мореплаватель то плотник» - писал о нем А.С.Пушкин. Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников - плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. А что мы с вами узнали о Петре в этом году? 1. Жюри (представление). 2. Две команды Визитная карточка: - название - эмблема - девиз - приветствие
1. Забил заряд я в пушку туго И думал, угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою, Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою М.Ю.Лермонтов «Бородино» 1812г. 2. Горит восток зарёю новой Уж на равнине по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам Полки ряды свои сомкнули В кустах рассыпались стрелки Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. А.С.Пушкин «Полтава» 1709г. 3. Уже смешались люди, кони, Мечи, секиры, топоры, А князь по-прежнему спокойно Следил за битвою с горы Он полыхнул мечем на солнце, Повел дружину за собой.... Под ними лошади тонули Под ними дыбом лед вставал Их стремена на дно тонули Им панцирь выплыть не давал. К.Симонов «Ледовое побоище» 1242г. Вопросы:
5. Обмен заранее подготовленными кроссвордами. (10 минут) в это время: а) Фронтальная беседа с классом:
б) Кем были эти люди?
в) Когда произошли эти события:
г) объясните термины
6. Конкурс капитанов (логическая цепочка) Расположите ранги от низшего к высшему:
7. Командам: перечислить коллегии, существовавшие при Петре 1 ( готовится показать введение Европейского обычая)
Анна 16лет, Елизавета 15лет, Наталья 8лет. Петр любил Екатерину. В сохранившихся 170 письмах к ней нет и намека на деловую переписку, в них - тепло семейного очага. Он любил видеть её всюду, она стала для царя необходимой. В 1712г. Они обвенчались. 7мая 1724г. Петр торжественно короновал Екатерину. А после его смерти она с помощью стрельцов и Меньшикова - императрица. 9. Но есть неизвестные страницы жизни Петра. «Петр 1 в городе N» (см. в приложении) 10. При Петре 1 царская власть стала неограниченной. Вот как определялось: « Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Вопросы болельщикам 1. Необходимое условие для женитьбы дворянских и боярских детей?
10.Затрубку какого дерева в Петербурге Петр 1 назначил смертную казнь? 11 .Какой первый орден был учрежден Петром 1 ? 12. Какое количество денег платили за право ношения бороды купцы, дворяне, горожане, крестьяне. Рабочие материалы к уроку - КВН:
а) Крепость Центральная; б) Сказание о земле Центральной. 7. Судейский протокол. Домашнее задание: повторить даты, основные события, итоги деятельности Петра Великого. |