В рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра





Скачать 37.79 Kb.
НазваниеВ рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра
Дата публикации12.03.2015
Размер37.79 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > История > Рассказ
История написания романа "Петр Первый"
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского государства" . - писал о Петре 1 Белинский.

Перелом в истории России, совершившийся при правлении Петра,определил путь нашей страны на много лет вперед.

. Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого. Историю России он переживал как собственную жизнь; его творческим принципом и было: перед тем как писать роман о Петре, вжиться в образ любого из персонажей.

Начал работать писатель над своим «лучшим» произведением в 1929 году.

Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой - надолго ".

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII1 века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной.

Однако к эпохе Петра А.Толстой обратился еще до февральской революции 1917 г. в рассказе "Навождение". Это рассказ из петровского времени, но в нем еще нет Петра. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны, но пытается перестроить Россию на европейский образец в одиночку.

В пьесе "На дыбе", написанной десятью годами позже (1928 г.),писатель дает более широкую характеристику времени Петра и его окружения. Однако Петр предстает перед нами таким же одиноким в преобразованиях: даже его ближайшие помощники думают не о России, а только о собственной корысти.
Но менялось время, менялось и понимание Толстого о Петре и его роли в истории. В работе над романом Толстой преодолевал самого себя – прежнего. Он знал теперь гораздо больше о Петре и о России его времени и понимал это время гораздо глубже.

Начало работы над романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
Прежде всего, писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах.

Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе и это одна из задач моего романа".

Весь ход повествования, вся система художественных образов должны по мнению писателя подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов.
В центре романа Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал только биографическим произведением. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая, способствовала формированию этого деятеля.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Первая книга романа (детство и юность Петра) посвящена показу начальных трудностей, самых тяжелых для преобразователя. Писатель убеждает читателя в необходимости петровских преобразований. Книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. "Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Во второй книге А.Толстой подводит Петра к решению главной внешнеполитической задачи времени – выхода России к Балтийскому морю.

Последняя книга романа писалась в военные годы ( к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.). Автор видел одну из задач этой книги в том, чтобы напомнить читателю об исторических победах русских войск. Этой задаче книга соответствовала вполне: в ней речь шла об успехах Петровских солдат в Северной войне.

Роман не окончен. Однако сцена, на которой обрывается роман, кажется естественным его завершением. Нарва взята.
В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

Игнатьев Дмитрий 18 февраля 2003 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconБиологическое загрязнение и безопасность залива петра великого
Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconУрок на тему: «Преобразования Петра I»
Цель урока: проследить процесс преобразований Петра I, их, причины, ход и значение
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconКонспект урока в 10 классе «Экономика и политический строй в канун...
России на рубеже XVII xviii веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconВизитная карточка проекта
Изучение материала о периоде правления Петра Великого, эпохальное значение реформ Петра I, масштаб личности самого царя и взаимосвязь...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconКонспект урока истории в 10 классе разработал Сысоев Дмитрий Владимирович...
Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconУрок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым,...
...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconРеферат по истории. Петр I и его время
России в первой четверти XVIII в. Они связаны с именем царя Петра I. Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconИстория России. 7 класс. Урок повторения. Петровская эпоха. Своя игра
Вопрос стоимостью 300 очков с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Со своим наставником будущий царь освоил азбуку и...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconМетодическая разработка по литературе «Медный всадник»
Показать значение преобразовательной деятельности Петра в современный период развития общества
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconРеферат ‘ По «Отечественной истории» на тему «Русские императрицы»
Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconПетр Первый! Во всём ты Первый!
Цель урока: проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого. Вместе с детьми сделать общие...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся по теме; подчеркнуть значение реформ Петра Великого; расширить представление учащихся...
В рассказе \" День Петра \" (1918 г.) Толстой стремился показать Петра iconВеликий реформатор Петр
«Значение реформ Петра I» потому, что хотела раскрыть важность петровских преобразований для русского государства. Актуальность данной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск