Скачать 57.73 Kb.
|
Урок на тему: «Преобразования Петра I». Учитель: Годына Г.В. Цель урока: проследить процесс преобразований Петра I, их, причины, ход и значение. Задачи: - способствовать формированию понимания необходимости проведения реформ в России в первой четверти 18 в. - дать представление учащимся о методах, используемых правительством в процессе преобразований и их итогах; - способствовать воспитанию уважения к истории своей страны и труду народа. Тип урока: комбинированный. Используемые методы: - по внешним признакам: беседа, рассказ, упражнения, работа с книгой; - по познавательной деятельности учащихся – практические задания, частично-поисковый, проблемный методы; - по форме общения – диалог, полиалог. Проверка изученного: Викторина. Цель: выяснить степень усвоения домашнего задания, определить западающие моменты и отработать ошибки, выявить лучшего знатока истории Северной войны.
Задание: Сделайте выводы по итогам викторины и озвучте их. Оцените ответы. - Кто стал знатоком войны в вашем классе. (Поставить оценки). Изучение нового материала. План.
Актуализация темы: - Что сделал Петр I, чтобы победить лучшую армию в Европе? - Как теперь комплектовалась армия? - Кто служил офицерами? Какие школы были открыты для подготовки кадров военных? - Где и когда началось строительство Балтийского флота? - Что сделал царь для материального обеспечения армии? Вывод: все эти преобразования привели к изменениям России не только в военном и экономическом отношении, но изменили систему государственных органов, налоговую систему, порядок наследования, административное деление и даже самих людей, начиная от манеры поведения и заканчивая одеждой и досугом дворян. 1 вопрос. - Вспомните, что заставило Петра раньше вернуться из Великого посольства? Сразу же по возвращению он начинает перемены. Уже по пути в Москву он отдает приказ отправиться жене Е. Лопухиной в монастырь, а сына передает на воспитание сестре Наталье. При первой встрече с боярами обрезает им собственноручно бороды и укорачивает кафтаны. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. запрещает избирать нового и создает должность местоблюстителя патриаршего престола (до 1917 г. Просуществовала должность). Святейший Синод во главе с обер-прокурором позже. Что окончательно церковь поставило под контроль государства. Царь даже требовал нарушать тайну исповеди и ограничивал количество священников в стране. Так начался период реформ Петра и будет продолжаться все годы его жизни. Единого плана не было. - Как вы думаете, какова главная цель Петра во всех государственных изменениях? Вывод. Победить в Северной войне. И все реформы были подчинены этой цели и потребовали невероятных усилий со стороны не только царя, но и всего российского общества, начиная с самых низов и заканчивая самыми близкими к царю людьми. 2 вопрос. - Что нужно армии, чтоб она успешно воевала? - Где взять средства? Прибыльщики. От подворной подати (Когда введена?) перешли к подушной, а для того, чтоб никто не уклонился, провели перепись и ревизию всех мужских душ. - Что значит подушная подать? 3 вопрос. - Как в 17 в. Принимали решения цари? С кем они советовались? Петр ненавидел старину и бояр с их медлительностью. Уже его отец (Как его звали?) решения принимал с ближней Думой. А Петр перестал пополнять Б.Д. после смерти ее членов, поэтому к 1704 г. Она перестала существовать. Вместо нее появилась консилия и секретарь при особе царя. А направляясь на войну с Турцией в 1711 г. (Как называлась эта кампания?) он создает Правительствующий Сенат. Прочитайте соответствующий материал в учебнике (стр.115-116) . Беседа - Какими функциями обладал этот орган? - Как принимались решения? - Кто руководил его работой? - Какие центральные органы власти существовали со времен Ивана Грозного? Как изменилась их структура в 17 в.? Петр реорганизовал приказы. А что появилось им на смену – посмотрите в материале учебного текста. (Работа с учебником, стр. 116). - Как назывались новые органы власти? - Сколько их было? - Как принимались решения? -Что было сделано, чтобы не допустить превышения полномочий в коллегиях? 4 вопрос. Указ о единонаследии – 1714 г. Обязательная служба всех дворян: морское ведомство, армия или государственная служба. 1722 г. – Табель о рангах. (Работа с таблицей чинов). - Вспомните, что такое местничество? - Когда и кем оно было отменено? Петр позволил занимать государственные должности не считаясь со знатностью происхождения, главное для него – быть полезным царю и государству (пирожник Меньшиков – канцлер). Работа с учебником – стр. 117, 1 абзац). - Какие возможности открывались перед людьми, находящимися на государственной службе? 5 вопрос. Областная реформа – 1708 г.: 8 губерний. Затем 10. Губернии на провинции – 50, те на уезды. Особенность для Украины – гетманство. Но после предательства Мазепы, гетман назначался царем. Самостоятельная работа с текстом: Реформа городского управления, стр. 117-118. Беседа: - На какое время приходится городская реформа? - Что изменилось в управлении городов? - На какие группы делилось городское население? Закрепление знаний:
Дайте определение понятий: коллегии, Сенат, Синод, бырмистер, Главный магистрат, Указ о майоратах, Табель о рангах.
Сделайте вывод: Каким государством стала Россия при Петре I? Улучшилась ли жизнь населения страны? Домашнее задание:
2) Индивидуальное задание: сообщения о реформах: а) новое летоисчисление, б) новый календарь в) новый шрифт, г) новая система образования д) новые праздники е) выступления против реформ. |
Урок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок истории «Петровские преобразования» (Антикоррупционная деятельность Петра I)-7 класс | ||
Реферат по истории на тему: "Преобразования Петра Первого" Конечно же, Россия, лишенная выхода к морю, в конце концов, его приобрела. Появилась у нее и регулярная армия, и флот, Академия наук,... | Реферат ‘ По «Отечественной истории» на тему «Русские императрицы» Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С... | ||
Урок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым,... ... | История России. 7 класс. Урок повторения. Петровская эпоха. Своя игра Вопрос стоимостью 300 очков с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Со своим наставником будущий царь освоил азбуку и... | ||
Эссе на тему жизнедеятельности Петра Таков был пастырь стад словесных Феофан | Визитная карточка проекта Изучение материала о периоде правления Петра Великого, эпохальное значение реформ Петра I, масштаб личности самого царя и взаимосвязь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Биологическое загрязнение и безопасность залива петра великого Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения... | ||
В рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход... | Конспект урока истории в 10 классе разработал Сысоев Дмитрий Владимирович... Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I | ||
«Да кто его отец?» Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с... |