Урок на тему: «Преобразования Петра I»





Скачать 57.73 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Преобразования Петра I»
Дата публикации29.08.2014
Размер57.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок на тему: «Преобразования Петра I».

Учитель: Годына Г.В.

Цель урока: проследить процесс преобразований Петра I, их, причины, ход и значение.

Задачи:

- способствовать формированию понимания необходимости проведения реформ в России в первой четверти 18 в.

- дать представление учащимся о методах, используемых правительством в процессе преобразований и их итогах;

- способствовать воспитанию уважения к истории своей страны и труду народа.

Тип урока: комбинированный.

Используемые методы:

- по внешним признакам: беседа, рассказ, упражнения, работа с книгой;

- по познавательной деятельности учащихся – практические задания, частично-поисковый, проблемный методы;

- по форме общения – диалог, полиалог.

Проверка изученного:

Викторина.

Цель: выяснить степень усвоения домашнего задания, определить западающие моменты и отработать ошибки, выявить лучшего знатока истории Северной войны.

  1. Как называлась война, которую Петр I вел на протяжении 21 года?

  2. Кто был союзниками России?

  3. Укажите годы войны, на какие периоды ее можно поделить?

  4. Что такое «нарвская конфузия» и когда она произошла?

  5. Когда основан Санкт-Петербург?

  6. Почему Петр оставил армию под Нарвой и уехал в Новгород?

  7. Как звали короля Швеции?

  8. С каких событий начинается Северная война?

  9. Когда и после чего в войну вступила Россия?

  10. Как развивалась война для Швеции после поражения России под Нарвой?

  11. Назовите полки, устоявшие в сражении под Нарвой. Как отметил их Петр I?

  12. Продолжите предложение: Русской армией под Нарвой командовал …, перешедший с другими …. Наемными офицерами на сторону … .

  13. Что сделал Петр для дальнейшего ведения войны?

  14. Когда пришли первые победы?

  15. Что такое «матерь Полтавской баталии»?

  16. Какую позицию в Северной войне занял гетман Украины Мазепа?

  17. Почему Карл XII двинул свою армию из Белоруссии на Украину, а не на Москву?

  18. Где произошло решающее сражение в ходе Северной войны?

  19. Кто командовал армиями под Полтавой?

  20. Каково значение Полтавской битвы?

  21. Что вы знаете о мире России с Турцией, заключенном в 1700 г.?

  22. Когда и кем он был нарушен?

  23. Чем известны Гангут и Гренгам?

  24. Зачем Петр I захватывал шведские территории после 1711 г.?

  25. Где и когда был подписан мирный договор со Швецией?

  26. Каковы условия Ништадского мира?

  27. Что изменилось в статусе царя Петра и страны вообще после победы над Швецией?

Задание: Сделайте выводы по итогам викторины и озвучте их.

Оцените ответы.

- Кто стал знатоком войны в вашем классе.

(Поставить оценки).

Изучение нового материала.

План.

  1. Реформа армии.

  2. Реформа налогообложения.

  3. Реформа центрального управления.

  4. Указ о единонаследии.

  5. Областная и городская реформы.

  6. Церковная реформы.

Актуализация темы:

- Что сделал Петр I, чтобы победить лучшую армию в Европе?

- Как теперь комплектовалась армия?

- Кто служил офицерами? Какие школы были открыты для подготовки кадров военных?

- Где и когда началось строительство Балтийского флота?

- Что сделал царь для материального обеспечения армии?

Вывод: все эти преобразования привели к изменениям России не только в военном и экономическом отношении, но изменили систему государственных органов, налоговую систему, порядок наследования, административное деление и даже самих людей, начиная от манеры поведения и заканчивая одеждой и досугом дворян.

1 вопрос.

- Вспомните, что заставило Петра раньше вернуться из Великого посольства?

Сразу же по возвращению он начинает перемены. Уже по пути в Москву он отдает приказ отправиться жене Е. Лопухиной в монастырь, а сына передает на воспитание сестре Наталье.

При первой встрече с боярами обрезает им собственноручно бороды и укорачивает кафтаны.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. запрещает избирать нового и создает должность местоблюстителя патриаршего престола (до 1917 г. Просуществовала должность). Святейший Синод во главе с обер-прокурором позже. Что окончательно церковь поставило под контроль государства. Царь даже требовал нарушать тайну исповеди и ограничивал количество священников в стране. Так начался период реформ Петра и будет продолжаться все годы его жизни.

Единого плана не было.

- Как вы думаете, какова главная цель Петра во всех государственных изменениях?

Вывод. Победить в Северной войне. И все реформы были подчинены этой цели и потребовали невероятных усилий со стороны не только царя, но и всего российского общества, начиная с самых низов и заканчивая самыми близкими к царю людьми.

2 вопрос.

- Что нужно армии, чтоб она успешно воевала?

- Где взять средства?

Прибыльщики.

От подворной подати (Когда введена?) перешли к подушной, а для того, чтоб никто не уклонился, провели перепись и ревизию всех мужских душ.

- Что значит подушная подать?

3 вопрос.

- Как в 17 в. Принимали решения цари? С кем они советовались?

Петр ненавидел старину и бояр с их медлительностью. Уже его отец (Как его звали?) решения принимал с ближней Думой. А Петр перестал пополнять Б.Д. после смерти ее членов, поэтому к 1704 г. Она перестала существовать. Вместо нее появилась консилия и секретарь при особе царя. А направляясь на войну с Турцией в 1711 г. (Как называлась эта кампания?) он создает Правительствующий Сенат.

Прочитайте соответствующий материал в учебнике (стр.115-116) .

Беседа

- Какими функциями обладал этот орган?

- Как принимались решения?

- Кто руководил его работой?

- Какие центральные органы власти существовали со времен Ивана Грозного? Как изменилась их структура в 17 в.?

Петр реорганизовал приказы.

А что появилось им на смену – посмотрите в материале учебного текста. (Работа с учебником, стр. 116).

- Как назывались новые органы власти?

- Сколько их было?

- Как принимались решения?

-Что было сделано, чтобы не допустить превышения полномочий в коллегиях?

4 вопрос.

Указ о единонаследии – 1714 г. Обязательная служба всех дворян: морское ведомство, армия или государственная служба.

1722 г. – Табель о рангах.

(Работа с таблицей чинов).

- Вспомните, что такое местничество?

- Когда и кем оно было отменено?

Петр позволил занимать государственные должности не считаясь со знатностью происхождения, главное для него – быть полезным царю и государству (пирожник Меньшиков – канцлер).

Работа с учебником – стр. 117, 1 абзац).

- Какие возможности открывались перед людьми, находящимися на государственной службе?

5 вопрос.

Областная реформа – 1708 г.: 8 губерний. Затем 10. Губернии на провинции – 50, те на уезды.

Особенность для Украины – гетманство. Но после предательства Мазепы, гетман назначался царем.

Самостоятельная работа с текстом: Реформа городского управления, стр. 117-118.

Беседа:

- На какое время приходится городская реформа?

- Что изменилось в управлении городов?

- На какие группы делилось городское население?

Закрепление знаний:

  1. Работа с понятиями:

Дайте определение понятий: коллегии, Сенат, Синод, бырмистер, Главный магистрат, Указ о майоратах, Табель о рангах.

  1. Персоналии: Меншиков, Ягужинский.

  2. Даты: время проведения губернской реформы, учреждение Сената, коллегиальная реформа.

Сделайте вывод: Каким государством стала Россия при Петре I? Улучшилась ли жизнь населения страны?

Домашнее задание:

  1. Все: параграф 15 и хронологическая таблица по Северной войне.

2) Индивидуальное задание: сообщения о реформах:

а) новое летоисчисление,

б) новый календарь

в) новый шрифт,

г) новая система образования

д) новые праздники

е) выступления против реформ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconУрок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок истории «Петровские преобразования» (Антикоррупционная деятельность Петра I)-7 класс
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconРеферат по истории на тему: "Преобразования Петра Первого"
Конечно же, Россия, лишенная выхода к морю, в конце концов, его приобрела. Появилась у нее и регулярная армия, и флот, Академия наук,...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconРеферат ‘ По «Отечественной истории» на тему «Русские императрицы»
Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconУрок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым,...
...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconИстория России. 7 класс. Урок повторения. Петровская эпоха. Своя игра
Вопрос стоимостью 300 очков с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Со своим наставником будущий царь освоил азбуку и...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconЭссе на тему жизнедеятельности Петра
Таков был пастырь стад словесных Феофан
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconВизитная карточка проекта
Изучение материала о периоде правления Петра Великого, эпохальное значение реформ Петра I, масштаб личности самого царя и взаимосвязь...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconБиологическое загрязнение и безопасность залива петра великого
Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconВ рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход...
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconКонспект урока истории в 10 классе разработал Сысоев Дмитрий Владимирович...
Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I
Урок на тему: «Преобразования Петра I» icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Урок на тему: «Преобразования Петра I» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск