Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа





Скачать 356.22 Kb.
НазваниеЭтнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа
страница1/3
Дата публикации06.04.2015
Размер356.22 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Казурова Наталья Валерьевна

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ИРАНА В ОТРАЖЕНИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА

Специальность: 07.00.07 – этнография, этнология, антропология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург

2012

Диссертация выполнена в Отделе этнографии Южной и Юго-Западной Азии

Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Научный руководитель: Е.Г. Царева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии

имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Официальные оппоненты: И.М. Стеблин-Каменский, академик РАН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник

Института лингвистических исследований РАН

Е.С. Данилко, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии

имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится «___» __________ 2012 года в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д 002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 3).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Автореферат разослан «___» __________ 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат исторических наук А. И. Терюков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Одной из актуальных задач этнографической науки является расширение источниковедческой базы как основы для изучения многообразных и сложных вопросов этнической и культурной истории человечества. Круг таких источников разнообразен, и в каждом отдельном случае связан с теми вопросами, которые являются предметом конкретного исследования. Одним из значимых источников для исследования событий этнической и политической истории современного Ирана, его социального и культурного прошлого и настоящего может быть национальный кинематограф страны.

К настоящему моменту прошло более тридцати лет с момента провозглашения Ирана Исламской республикой. За это время оформилась новая национальная идеология страны, главной составляющей которой выступает религиозный фактор. Политические процессы, в первую очередь события революции (1978–1979 гг.) и ирано-иракской войны (1980–1988 гг.), повлияли на определенные изменения в мировоззрении иранцев, их самосознании и самоопределении, и одновременно обусловили появление выраженной изоляции страны, до определенной степени сохраняющейся до сегодняшнего дня. Указанные обстоятельства значительно затрудняют возможность всестороннего изучения иранского общества на современном этапе его развития, что делает особенно актуальным привлечение для этой цели всех доступных этнографических источников.

Одним из таких ранее не использовавшихся источников становится национальный иранский кинематограф, запечатлевший, подобно кинолетописи, события трех последних десятилетий истории страны. Это ясно показывают не только классические жанры визуальной антропологии (этнографическое документальное кино, кинохроника), но и игровые ленты, вольно или невольно фиксирующие актуальные проблемы иранской современности. Важнейшие из таковых: возрождение традиционного для Ирана культа мученичества; борьба женщин за равноправие; обострение межэтнических противоречий и стремление ряда этнических групп к культурной и/или политической автономии.

В национальном кинематографе этнокультурные традиции Ирана представлены в интерпретации носителей культуры. Именно поэтому исследователь-антрополог способен увидеть в фильме не только перенесенную на экраны в кинематографической обработке реальность, но и ощутить отношение иранского общества к происходящим в стране этнокультурным процессам и их проявлениям.

При всех очевидных возможностях аудиовизуальной фиксации, расширяющей знания о мире и тем способствующей решению одной из основных задач визуальной антропологии – диалога культур, потенциал художественного кинематографа пока остается нераскрытым.

Объект и предмет исследования. Непосредственным объектом настоящего исследования послужили игровые фильмы национальной иранской кинематографии, с привлечением кинодокументалистики. Предмет исследования – специфика отражения этнокультурных традиций Ирана средствами национального кинематографа (на примере особенностей религиозного сознания и практик, гендерных проблем, вопросов положения этнических меньшинств) и трансформация способов их репрезентации в условиях активного развития медийных средств и глобализации в целом.

Географические и хронологические рамки исследования. Географические рамки диссертационного исследования заданы границами современного суверенного государства – Исламской республики Иран (далее – ИРИ). Хронологические рамки работы ограничены республиканским периодом в новейшей истории Ирана (1979–2012 гг.). Кинематографический материал указанного временного интервала позволяет проследить изменения, происходившие под воздействием внутригосударственных и внешних факторов в этнической культуре Ирана на протяжении всего существования ИРИ. Для углубленного и всестороннего изучения произошедших перемен и средств их показа были привлечены аудиовизуальные источники периода монархического правления Каджаров и Пехлеви.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы – комплексное изучение зафиксированных лентами национального кинематографа этнокультурных особенностей Ирана. При этом кинокартины не только маркируют бытующие в иранском обществе традиции, но и играют важную роль в пропаганде предлагаемых идеологами Исламской республики нравственных ценностей. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— выявление, рассмотрение и комплексный анализ работ иранских кинематографистов изучаемого периода;

— определение статуса и потенциала художественного кинематографа как объекта визуальной антропологии и правомочность использования возможностей игрового кино как этнографического источника;

— описание процесса становления национального кинематографа республиканского периода;

— выделение зафиксированных национальным кинематографом изменений в религиозном сознании иранцев, произошедших под воздействием событий революции и ирано-иракской войны;

— рассмотрение проблемы возрастания гендерной асимметрии в иранском обществе в условиях смены господствующего в стране режима от модернизированной и вестернизированной монархии к исламизированной республике;

— выявление уровня влияния этнического компонента на работы иранских кинорежиссеров и определение на основе полученных данных степени этносоциальной стабильности иранского общества;

— исследование изменений в способах представления этнокультурных традиций Ирана средствами кинематографической выразительности в эпоху существования транснациональных каналов коммуникации.

Научная значимость и новизна работы определяются предметом и методом исследования. Комплексное и детальное исследование художественных фильмов ставит перед визуальной антропологией новые цели и задачи, предлагает новаторские пути решения в выборе объекта и предметной области, методологии и источниковедческой базы, и тем самым расширяет границы и рамки использования игрового кинематографа в качестве объекта визуально-антропологического анализа. При этом в научный оборот вводится значительное количество видеоматериалов, ранее не рассматривавшихся отечественной наукой с позиций не только антропологии, но и искусствоведения. Всестороннее изучение проблематики производится в России впервые и конкретно на примере иранского кинематографа.

Методологические принципы исследования. Методологической основой работы как историко-этнографического исследования послужили: системный и структурно-функциональный подходы и сравнительно-исторический метод анализа привлекаемых междисциплинарных источников по вопросам теории визуальной антропологии, этноса и культурных традиций. Системный подход позволил более полно охарактеризовать иранское киноискусство как продукт сформировавшей его культурной среды. Структурно-функциональный подход дал возможность рассмотреть иранский кинематограф как деятельного соучастника коммуникации и в качестве носителя некоей диктуемой особенностями этнической культуры внутренней структуры (по К.Г. Хайдеру – «активный агент» и «пассивный продукт» соответственно).

Использование сравнительно-исторического критерия позволило автору выделить и проанализировать факторы, демонстрирующие степень сохранности/изменения ряда иранских традиций во времени и в зависимости от смены идеологической парадигмы. Одновременно, кросскультурные сопоставления иранских лент с работами режиссеров мирового киноискусства выступили как полноценный способ выявления этнических особенностей собственно иранского кинематографа. Примененный также сравнительно-типологический метод стал основой для тематической классификации привлеченных видеоматериалов и их последующего анализа.

Для дешифровки семиотических кодов/языка иранской культуры и интерпретации полученных результатов были применены, как вспомогательные, семиотический и герменевтический методы, а также художественный (на основе киноведческого) анализ кинокартин.

Теоретическая и практическая значимость. В работе излагаются методические и методологические основы комплексного исследования иранских фильмов как феномена национального кинематографа и одновременно – историко-этнографического источника. Использование предложенной методики при изучении национальных кинематографий позволит увидеть в них как частные для конкретно взятой страны этнические особенности рассматриваемого народа, так и сходные для разных территорий и этносов. Более того, примененная к рассмотрению схема исследования иранской культуры в дальнейшем может быть принята при изучении этнических культур иных регионов мира в целом.

Представленные опосредованно через национальный кинематограф многочисленные, ранее разрозненные, а ныне собранные в единый и последовательный континуум картины бытования культуры Ирана могут быть использованы при составлении лекционных курсов по страноведению, востоковедению, визуальной антропологии, а также кинематографических дисциплин (истории и теории кино) для студентов, обучающихся на восточных, философских, исторических, искусствоведческих и других факультетах. Помимо учебных программ, основные положения и результаты исследования могут быть применены при разработке методик первичной и последующей обработки видеоматериалов этнографической и антропологической направленности и при работе с видеоинсталляциями, в том числе в пространстве музейных залов и выставочных площадок.

Источники и литература. Базовым источником исследования послужил национальный кинематограф Ирана, что отвечает поставленной цели и задачам данного визуально-антропологического исследования.

В диссертационной работе рассмотрен ряд классических для визуальной антропологии кинокартин этнографического характера и документальных фильмов антропологического направления. Однако центральным источником для исследования стало игровое кино. Изучаемый отрезок истории иранской киноиндустрии представляют более сотни кинематографических работ послереволюционного периода (1979–2012 гг.) таких авторитетных режиссеров как А. Киаростами, М. Махмальбаф, дочери М. Махмальбафа Самира и Хана Махмальбаф и его супруга М. Мешкини, Б. Бейзаи, Д. Мехрджуи, А. Надери, М. Маджиди, Дж. Панахи, Ш. Нешат, Б. Гобади, А. Фархади, М. Кимиаи, Н. Тагвайи, П. Джахед, Б. Фарманара и др.

Главным теоретическим основанием, определившим выбор художественного кинематографа как источника для изучения этнокультурной специфики региона методами визуальной антропологии, послужили три основные работы. Книга К. Г. Хайдера «Индонезийское кино: национальная культура на экране»1; публикация П. Манкекар «Экранизированная культура, визуализированная политика: этнография телевидения, женственности и нации в постколониальной Индии»2, написанная на основе фильмов индийской киноиндустрии, и работа Г. Грея «Кинематограф: Визуальная антропология»3, в которой автор рассматривает кинематограф как важнейшую форму современной социальной коммуникации и излагает принципы антропологического подхода к изучению художественного кино.

Разноплановые данные по истории и теории иранского кино представлены в многочисленных работах публицистического и научного характера. В число основных авторов входят Х. Дабаши, Ч. Гоу, А. Девиктор, С. Зейдабади-Нежад, П. Калами, С. Клейтон, М. Мехраби, З. Мир-Хоссейни, Н. Моттахеде, Х. Нафиси, Н. Пак-Шираз, Э. Пардо, А. Реза-Хагиги, Х. Реза-Садр, Дж. Розенбаум, М. Саед-Вафа, А. Фарахманд, М. Фишер, Р. Хамид, К. Шайбани, А. Элена. В работах зарубежных исследователей главным образом уделяется внимание проблемам политического и социального плана. Многие авторы рассматривают иранский кинематограф как ярчайший кинематографический феномен, вписывая его в социально-политическую среду и одновременно исследуя его художественную составляющую в историческом контексте и во взаимосвязи с религиозной и народной традицией. Однако этнографический и антропологический материал, как правило, не структурируется и рассматривается фрагментарно.

Отечественные исследования на тему иранского кино ограничиваются редкими публикациями в прессе, в основном приуроченными к выходу того или иного иранского фильма в международный прокат или его победы на кинофестивале, а также немногочисленными статьями в профессиональных искусствоведческих изданиях, основными авторами которых можно назвать А. Плахова и А. Шахова. Систематическое изучение феномена иранского кинематографа представлено в кандидатской диссертации по искусствоведению Н.Г. Лоскутовой, отчасти восполнившей пробел в данной области знания.

Для понимания и интерпретации зрительного ряда и смыслового ядра иранских фильмов в контексте визуально-антропологического анализа и в рамках обозначенного в исследовании системного подхода в предлагаемой диссертационной работе активно привлекается широкий круг изысканий смежных дисциплин востоковедческого, этнографического, антропологического, социологического и искусствоведческого содержания. Важными исследованиями зарубежных авторов в указанных направлениях являются работы Дж. Афари, Т. Атабаки, Д. МакДауэлла, П. Мосли, М. Прайса, Дж. Шаупа, Ф. Фархи, рассматривающие противоречия между положением этнических меньшинств Ирана и стратегией национальной политики страны. Гендерное распределение ролей в иранском обществе изучают Г. Донмез-Колен, Ш. Лахиджи, А. Наджмабади, Н. Моруцци, Р. Пуде, Ш. Разави, Н. Рахимие, Г. Резаи-Рашти, Ш. Хаери, Р. Хешти, Х. Шахидиан. Шиитская доктрина, культ мученичества и почитание дней ашуры месяца мохаррама находятся в фокусе научных интересов М. Дорраджа, Дж. Ландау, Дж. Малекпура, Ф. Парлби, П. Партови, П. Хорсонежада, П. Щелковски.

Из отечественных исследователей отдельно назовем работы Е.А. Дорошенко, посвященные изучению шиитских аспектов ислама и роли шиитсткого духовенства в общекультурной жизни страны. Проблемы положения этнических меньшинств в Иране в русскоязычной литературе представлены ограниченно. Исследования Т.Ф. Аристовой, М.А. Гасратяна, О.И. Жигалиной, М.С. Лазарева, Ш.Х. Мгои послужили основным материалом для выявления курдского компонента в национальном иранском кинематографе. Особо важным источником для семиотического и герменевтического анализа визуального нарратива иранских фильмов стала работа А.А. Хисматулина и В.Ю. Крюковой «Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме»4. Сведения о народной драме тазийе почерпнуты из работ Е.О. Акимушкиной, Е.Э. Бертельса, Д.А. Гусейновой, С.М. и Ю.Н. Марр, С.М. Пелевина, А.А. Суворовой. Вопросы политической и религиозной обстановки в Иране рассматривались в сопоставлении с данными, приведенными в работах С.М. Агаева, М.С. Иванова, А.К. Лукоянова, Н.М. Мамедовой, С.М. Прозорова.

Труды по этнической идентичности и культуре повседневности Л.Г. Ионина, В.С. Малахова, Б.В. Маркова, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Н.В. Тишуниной, Д.В. Тренина, И.Г. Яковенко были привлечены для выделения особенностей этнического самосознания иранцев. Источниками для кросскультурных сравнений, позволяющих выявить специфику и направления развития мусульманского кинематографа в целом, послужили материалы С. Акина, М. Грэма, В. Шафика.

Апробация работы. Отдельные положения и основные результаты диссертационной работы были представлены в форме докладов на следующих научных конференциях: «Азиатский Бестиарий» (МАЭ РАН, С.-Петербург, 2009, 2010), итоговых годичных научных сессиях «Радловские чтения» (МАЭ РАН, С.-Петербург, 2010, 2011, 2012), научной конференции «XVII Санкт-Петербургские религиоведческие чтения» (ГМИР, С.-Петербург, 2010), на научных конференциях в рамках Дней петербургской философии (Философский факультет СПбГУ, С.-Петербург, 2010, 2011), XXVI международной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки. Модернизация и традиции» (Восточный факультет СПбГУ, С.-Петербург, 2011), VII международной востоковедческой конференции «Торчиновские чтения» (Философский факультет СПбГУ, С.-Петербург, 2011), научной конференции «Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения» (МАЭ РАН, С.-Петербург, 2011), IX Конгрессе этнографов и антропологов России (Петрозаводск, 2011), X Санкт-Петербургских этнографических чтениях (РЭМ, С.-Петербург, 2011), XIV и XV конференциях молодых востоковедов «Путь Востока» (Философский факультет СПбГУ, С.-Петербург, 2011, 2012), Первом международном кинофестивале этнографических фильмов стран СНГ Samruk.Ethno.Fest (Астана, Казахстан, 2012), VI Московском международном фестивале и научно-практической конференции визуальной антропологии «Камера-Посредник» (Москва, 2012). По теме диссертационного исследования сделан доклад на научном семинаре Совета Молодых Ученых МАЭ РАН (С.-Петербург, 2010). Материалы диссертации вошли в курс по этнологической практике, прочитанный в 2011 г. для студентов 2-го курса Философского факультета СПбГУ кафедры Философии и культурологии Востока, обучающихся по специальности «Арабо-мусульманская культура».

Структура исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка сокращений, списка цитированной литературы и перечня использованных фильмов. Диссертация дополнена приложением в виде иллюстраций, включающих кадры из рассматриваемых в исследовании иранских кинофильмов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет изучения, формулируются цели и задачи, обозначаются географические и хронологические рамки исследования, определяется его научная значимость и новизна, дается общая характеристика методологических оснований, теоретической и практической значимости работы, а также приводится обзор использованных источников и литературы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconАзербайджбн ирбнский область (ист провинция) на С. З. Ирана. В адм...
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconРеферат Этнокультурные обряды и традиции немцев села Гауф
Сибири. Но даже среди российских немцев встречаются различия в обрядовой сфере. Это объясняется как местами выхода переселенцев из...
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа icon1 Заводы постройки 60-90-х годов. Заводы были построены возле крупных...
«Развитие нефтехимии Ирана. Взаимодействие нефтехимии Ирана и химических кластеров Поволжья и стран шос»
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconЭтнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной...
Этнокультурные процессы на северном кавказе в русле современной национальной политики в регионе
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconКонцепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные...
Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» в 2013 – первой половине 2014 года
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconРеферат по теме: «История и принцип работы советской кинокамеры \"Кварц...
«История и принцип работы советской кинокамеры "Кварц 1*8 С*2", первые предпосылки кинематографа» 1
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconТрадиции урока
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconУрок знаний «традиции моей семьи»
Цель: изучить точки зрения детей и родителей, связанных с понятием «семья» и «семейные традиции»
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconРоль Ирана и его спецслужб в формировании новой региональной ситуации...

Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconДипломная работа Студентки 5 курса 54/1 группы специальности «Социально-культурная деятельность»
Этнокультурные особенности свадебного обряда в зарубежных странах
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconДипломная работа Студентки 5 курса 54/1 группы специальности «Социально-культурная деятельность»
Этнокультурные особенности свадебного обряда в зарубежных странах
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconТема: Цели
Знакомство с историей возникновения кинематографа в России, с известными актерами, продюсерами и режиссерами
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconСистема национального счетоводства
Цель изучения дисциплины – отразить основные теоретические концепции и актуальные прикладные вопросы национального счетоводства
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconНачать свое сочинение я хотела бы с вопроса: что такое традиции?
В нашей семье, а у нас она большая, есть свои семейные традиции. Именно об этом мне хотелось бы рассказать
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconКонспект урока английского языка
Знакомство с историей возникновения кинематографа в России, с известными актерами, продюсерами и режиссерами
Этнокультурные традиции ирана в отражении национального кинематографа iconТема урока: «Environmental Protection»
Знакомство с историей возникновения кинематографа в России, с известными актерами, продюсерами и режиссерами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск