Скачать 68.76 Kb.
|
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. УРОК “ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА” Предмет: История отечественная Тема: Экономическое развитие России в начале XX века Класс: 9 класс Автор: Т.Ю. Кудрявцева, учитель истории, участник конкурса «Учитель-учителю» Учреждение образования: МОУ «Лицей», г. Абакан Цели урока:
Тип урока: урок анализа и синтеза. Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в группах Метод (приём) урока: практическое занятие: работа с текстами, диаграммами, картами Педагогическая технология: педагогическая мастерская Оборудование урока: в кабинете с одним компьютеризированным рабочим местом (АРМ Учителя + проектор), АРМ учащихся. Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003. Ход урока:
1 группа
2 группа
«Первые монополистические объединения, в основном в лёгкой промышленности, сложились в России в 1880-1890-е гг. В 1890г. примерно 70% всего капитала, вложенного в промышленность. Было акционировано и принадлежало различным монополистическим объединениям, в основном в форме картелей. В начале XX века возникла новая форма монополистических объединений – синдикаты. Они развивались в капиталоёмких отраслях промышленности, которые успешно начали осваиваться российскими предпринимателями: «Продвагон», «Гвоздь», «Продуголь», «Продамет». Развивался процесс концентрации банковского капитала. В 1905г. 10 петербургских коммерческих банков контролировали 64,4 %всех частных вкладов. Банки скупали акции промышленных предприятий, вывозили капиталы в менее развитые страны (Китай, Монголию, Персию)». Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками «Российский монополистический капитализм», «Виды монополистических союзов». Данная информация расширяет представление учащихся о процессе монополизации в России.
3 группа
«Развивая индустриализацию, правительство Витте руководствовалось, прежде всего, стратегическим интересами государства: ликвидировать разрыв между Россией и индустриально развитыми странами, укрепить обороноспособность и целостность страны. В основу экономической политики было положено преимущественное развитие государственного сектора экономики. Государству принадлежали государственные, кабинетские и удельные земли, составлявшие более трети земельного фонда страны, железные дороги, Государственный банк, военные заводы, винная монополия. Делом огромной важности Витте считал строительство Транссибирской железной дороги. Государство являлось главным заказчиком продукции металлургических и машиностроительных заводов, планируя её количество, качество и стоимость. Ни государственные, ни частные предприятия, связанные с госзаказами, не были подвержены рыночной стихии, т.к. имели гарантированный сбыт продукции». Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками «Государственный сектор в экономике», «Вмешательство государства в экономику», что позволяет представить механизмы влияния государства на экономику.
4 группа
«В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств. Машина, привезённая в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет всё-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и всё это владелец должен будет купить в России. Из рубля, уплачиваемого за изделия предприятия, учрежденного хотя бы при посредстве иностранного капитала. Приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительн6ая часть пойдёт на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя». Учащимся предлагается ознакомиться с рисунком «Иностранный капитал в России», что позволяет выяснить причины привлечения иностранного капитала в Россию и сферы его приложения.
5 группа.
«К началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции. На её долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 20% - пшеницы и 255 морового экспорта зерна. Весь прирост приходился на незначительную часть крестьянских хозяйств. Помещичьи хозяйства давали 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Зажиточные хозяйства давали 30-405 валового сбора зерна и 50% товарной продукции. В центральных районах таких хозяйств насчитывалось 15-20%, остальные были полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Всего насчитывалось 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось 6 десятин земли, на помещичье – 370. При этом обрабатывалось 10 % помещичьих земель. В деревне сохранялась крестьянская община. Община производила регулярный передел земли между своими членами, что бы всем досталось поровну. Т.к. население России увеличивалось ежегодно на 2,5 млн.человек, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось всё меньше». Учащимся предлагается ознакомиться с диаграммами: «Валовые сборы хлебов в1909 – 1913гг.», «Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьих земли», «Положительные и отрицательные стороны общинного пользования землёй». Знакомство с диаграммами позволит учащимся лучше представить те проблемы, которые существовали в российской деревне, определить главную проблему деревни - вопрос о владении землёй.
Каждая из групп устно представляет результаты работы по вопросам. В это время остальные учащиеся письменно отвечают на опережающее задание:
Вопросы к проведённому «голосованию»:
|
Программа курса «Отечественная история» Дисциплина «Отечественная история» входит в цикл общих гуманитарных предметов и предназначена | Отечественная история М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контрольных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф. Г. Миниханов.... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... ... | Л. А. Гумерова отечественная история «Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные... | ||
Л. А. Гумерова отечественная история «Отечественная история» и новыми структурными требованиями Министерства образования. Учебно-методический комплекс включает все основные... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Отечественная история Рабочая тетрадь по курсу «Отечественная история» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» «Отечественная история», согласно ныне действующему государственному образовательному стандарту впо, является общеобязательным в... | ||
Пояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта... | Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности... Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история» | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» (специальность... «Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой... | История отечественная. Урок “особенности геополитического положения россии” Предмет Понять особенности российского варианта модернизации, обусловленные геополитическими факторами | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история» | Отечественная история библиографический указатель Пенза ббк 63. 3(2Рос)... Отечественная история: Библиографический указатель.–Пенза: Инф изд центр пгу, 2003. 70 с | ||
Методические указания и планы семинаров по курсу «отечественная история» Уфа 2003 Методические указания и планы семинаров по курсу «Отечественная история» / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.: У. Б. Гайсин, В. П.... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен... |