Скачать 73.3 Kb.
|
Уважаемые коллеги! Предлагаю урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» (II урок). Работая в системе Л.В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать самостоятельно, навыки контроля и самоконтроля. На уроке «Наследие древнего мира» вместе с великим умным Архимедом ребята путешествуют по государствам древнего мира и постигают тайны научных открытий, развития культуры в древнем мире. Моим учащимся нравится работа по составлению логически-структурных схем, характеристик исторических личностей, событий, понятий, работа в группах. Это организует и сплачивает коллектив учащихся. Работая в группах, ребята учатся уважать друг друга, учитывать мнение товарища, раскрывает индивидуальность каждого ученика. Ребятам нравится работать с дополнительной литературой, подбирать интересный материал. В ходе урока использовались логически-структурные схемы, листы с вопросами для групп. Окружающий мир, 3 класс. Тема урока: Наследие древнего мира. Цели урока: - развивать у школьников монологическую речь, навыки самоконтроля, умение работать в малых группах. - помощь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость наследия древнего мира для них и их современников. - организовать деятельность учащихся по закреплению основных отличий родового строя от рабовладельческого государства, давших возможность расцвету культуры, письменности, науки, искусства. Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова с применением разноуровневого обучения, по учебнику Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир» 3 класс. Оборудование: - Слайды: 7 чудес света, различные виды письменности, Архимед и древнеегипетская колесница. - карточки-таблички для составления логически-структурных схем. - листы для самостоятельной работы по составлению характеристики рабовладельческого государства, для работы в группах. Ход урока. I. Оргмомент: Учитель: - Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в далекое прошлое: в государства древнего мира. Мне хотелось, чтобы вы проследили, что явилось двигателем, толчком в познании человеческом мира в рабовладельческом государстве, и какое наследие досталось человечеству от древних цивилизаций. II. Проверка выполнения домашнего задания учащихся по теме: «Жизнь древних людей».
Каждый ученик получил индивидуальные листы. Учитель: - Прежде чем попасть в рабовладельческое государство, давайте вспомним: в каком общественном строе жили древние люди? Ученик: - Древние люди жили в первобытнообщинном или родовом строе. Учитель: - А теперь проследим, что же такое род, и какие функции он выполнял. Подумайте и продолжите предложение, правильно оформив свои мысли. Дети работают самостоятельно на листах. В это время один учащийся выполняет эту работу у доски с карточками-табличками, выстраивает логически-структурную схему. Племя Взаимопроверка самостоятельной работы учащихся в парах и оценка работы учащегося у доски. III. Этап применения знаний и способов действий. 1. Работа в группах. Руководители групп получают листы с вопросами для обсуждения. Вопросы для I группы.
Вопросы для II группы.
- как жили люди? - что больше ценилось в этих государствах? - роль армии в них. 4. Что вам кажется разумным в афинской и спартанской системах воспитания? Вопросы для III группы.
I группы II группы III группы
Учитель: - Каковы функции выполняло племя? Вождь? Ученик: - Вождь защищал племя, делил добычу, вел войну с другими племенами. Учитель: - Со временем родовой строй приходит к упадку, рушится. Каковы причины разрушения рода? Ученик: - Причинами разрушения рода явилась появления равенства между людьми, обращение пленных в рабов, их принуждение. Учитель: - А это несовместимо с отношениями между людьми при родовом строе. И происходит переход к новой общественной форме организации людей - государству. IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Учитель: - Ребята! Мы с вами повторили тему «Первые древние государства». А теперь я попрошу вас подумать и проследить в ходе работы с карточками-табличками: какие исторические понятия и термины встречались в изучении этой темы, что же характеризует государство и каковы его функции?
Учитель: - Какой группы людей не было при родовом строе? Ученик: - При родовом строе не было рабов. Учитель: - Какова роль этих людей в рабовладельческом государстве? Ученик: - Они занимались орошением земель, сооружением плотин и каналов, возведением пирамид. Учитель: - Было ли у них свободное время? Ученик: - Нет, не было. Учитель: - Кто выполнял эту работу при родовом строе? Ученик: - Трудились все сородичи. Учитель: - Какую группу людей освободили рабы от ежедневного труда? Ученик: - Рабы своим трудом обеспечили жизнь свободному населению государства. Учитель: - Возможность чем появилась у них заниматься? Ученик: - Появились люди, которые могли не заботиться о своем пропитании. Некоторые из них занялись исследованием природы, и изобретательством, искусством, изобрели письменность. Каждый учащийся получает карточки-таблички и после каждого вопроса учителя выстраивается схема. Учитель помогает выполнять детям это задание. Один учащийся самостоятельно работает на доске.
V. Физкультминутка. Учитель: - Какими качествами должен обладать колесничий при управлении лошадьми в колеснице? Ученик: - Он должен быть сильным, храбрым, ловким, умелым, физически выносливым. Учитель предлагает детям выполнить несколько упражнений для развития этих качеств. VI. Творческая работа учащихся с использованием научной литературы.
Учащиеся заранее приготовили интересное сообщение, рассказы. Сообщение учащихся сопровождались слайдами. В ходе рассказов учащихся на доске составляется схема «Наследие древнего мира». Дети с сообщениями о 7 чудесах света показывают по карте мира те места, где они были созданы.
- Много великолепных памятников было создано в государствах древнего мира. Кто же заставлял людей возводить такие сооружения? Такой силой и было рабовладельческое государство. VII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
В ходе данной работы учитель с помощью ребят составляет таблицу-характеристику государства на доске. VIII. Рекомендации по выполнению домашнего задания. с. 46, 4-5 группы вопросов. IX. Итог урока. Учитель: - Ребята! Где вы побывали, путешествуя сегодня на уроке? Ученик: - Мы побывали в древних государствах мира. Учитель: - Какие открытия вас удивили? Ученик: - Создание письменности, изобретение винта, колеса, сотворение 7 чудес света. X. Рефлексия. Учитель предлагает детям отправить письмо в Древнюю Грецию, написав его Архимеду, поделившись с ним своими впечатлениями о том, какие научные открытия и культурное наследие удивили и заинтересовали их больше всего. Вариант письма: Уля В.: - Уважаемый великий Архимед! Пишет Вам гостья из будущего из 21 века. Я приклоняюсь перед Вами, за Ваш ум, за Ваши изобретения, которые спустя тысячелетия продолжают применяться моими современниками. Я восторгаюсь тем, как Вы спасли свой родной город Сиракузы от нападения римского флота с помощью сбора солнечных лучей в одну точку, что и привело к уничтожению вражеских кораблей. Резюме. Одним из главных условий развивающего урока является установление связи при изучении нового материала с уже изученным ранее. Такая работа дает возможность учащимся самим сделать открытие, позволяет расширять и углублять имеющуюся систему знаний новыми. Предлагаемый урок обогащает представление младших школьников о рабовладельческом государстве, о научном и культурном наследии древнего мира. Атмосфера радости и творчества, которая царит в классе, способствует сохранению высокой мотивации на протяжении всего урока. Урок разнообразен в плане организации деятельности детей. Учащиеся работают в парах, группах, составляют характеристику рабовладельческого государства, выделяя его положительные и отрицательные стороны. По ходу урока составляют логические структурные схемы, участвуют в диалоге. Дети осознают социальную, практическую и личностную значимость наследия древнего мира для них и их современников. |
Урок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России" Цель урока познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями | Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Михайло Ломоносов первый русский университет" Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России | ||
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» ... | Пояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | ||
Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных" У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на... | Урок по математике и окружающему миру в 3 классе «Путешествие по звёздному небу» Обучающие: закреплять знания о трёхзначных числах, умение записывать числа в пределах 1000, навыки счёта в пределах 1000; углублять... | ||
Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная книга России " Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным,... | Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Пояснительная записка Введение в пятом классе историческое образование... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Урок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира» Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») |