Скачать 111.32 Kb.
|
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» 4 класс А.А.Плешаков «Окружающий мир» Учитель МОУ « СОШ №85 с углубленным изучением предметов» Ново –Савиновского района г.Казани Рахматуллина Алсу Данисовна 24.11.2010 Цель урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи: Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. Ход урока: I. Организационный момент Снова пришел долгожданный миг Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. II. Актуализация знаний. Проверка знаний Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны повторить природные зоны , которые мы изучили с севера на юг ( СЛАЙД 1). -Арктика. (СЛАЙД 2) -тундра(СЛАЙД 3) -тайга (СЛАЙД 4) -зона лесов (СЛАЙД 5) - а теперь убедимся, что особенности следующей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении: (СЛАЙД 6) На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! - Конечно же, это стихи о степи. - Выполним тест , проверим домашнее задание , проверим ваши знания о степи (СЛАЙД 7) - Сегодня мы работаем в группах. Для дружной работы необходимо вспомнить правила работы в группах. Работать тихо, не шуметь. Не говорить всем сразу. Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, Тест «Зона степей» 1. В степи лето : а) короткое , б) длинное, в ) весь год. 2 Суховей – это : а) сухой и холодный ветер , б) сухой и тёплый ветер, в) сухой и горячий ветер. 3. Характерный признак зоны степей - это ... а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся ... а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. 5. Какое животное не водится в степи : А )суслик , Б )жаворонок , В )бурундук. - А теперь проверим (СЛАЙД 8) III. Сообщение темы и цели урока. (СЛАЙД 9) -Снова работаем в группах, разгадаем кроссворд и узнаем о чём пойдёт речь далее. (ПУСТЫНЯ) - Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе. (СЛАЙД 10) Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. -Какие слова подобраны автором этого стихотворения для описания пустыни ? -Ставим цели урока,которые мы постараемя достичь : (СЛАЙД 11) . * Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями ,* растениями и животным миром, * деятельностью людей. IV.Самостоятельная исследовательская работа учащихся. -Сегодня вы не просто ученики , вы станете «учёными-географами, бологами и экологами» и с помощью учебной литературы отправитесь исследовать пустыню. (СЛАЙД 12) Перед каждой группой стоит задача, которая изложена в карточках - «помогайках». (СЛАЙД 13) Далее работа ведется в группах. Карточка - «помогайка» для «географов»: 1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон . 2. Поверхность пустыни. 3. Климат. Рассказ учителя: (СЛАЙД 14) Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. (СЛАЙД 15) Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы – постоянно передвигаются. (СЛАЙД 16) Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые . Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. (СЛАЙД 17) - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев (СЛАЙД). Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. - Пора включаться в работу нашим биологам . (СЛАЙД 18) Карточка - «помогайка» для биологов. (СЛАЙД 19) 1. Общая особенность растений 2. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни. Сообщение ученика . (СЛАЙД 20) Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Сообщение ученика. (СЛАЙД 21) Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений . Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. Этим они и ценны. Сообщение ученика. (СЛАЙД 22) В пустыне встречаются и деревья, например саксаул . Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.) . (СЛАЙД 23) -А ещё в пустыне можно встретить перекати – поле.. (читает Самат ) (СЛАЙД 24) - А вот так пустыня выглядит весной (показ картины «Пустыня весной»). (СЛАЙД 25) - Секрет жизни тюльпана. (СЛАЙД 26) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами Сообщение ученика. (СЛАЙД 27) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось, есть и пить Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши . Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. Сообщение ученика . (СЛАЙД 28) В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки . Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. . (СЛАЙД 29) . В пустыне обитают песчаный удавчик , ящерица-круглоголовка . Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Сообщение ученика . (СЛАЙД 30) Крупными животными считаются сайгаки и верблюды Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. (СЛАЙД 31) Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи О жуке-скарабее прочитайте на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем. ( Исламия ) Такие интересные животные обитают в пустыне. V. Физкультминутка . (СЛАЙД 32) - Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть! Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! (СЛАЙД 43) - А теперь выполним задание № 3 в рабочей тетради с. 40. Нужно найти и справить ошибки. -А теперь проверим . (Читает ученик ) ( Ценными растениями пустыни являются джузгун и колосняк .Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки.. Они держатся стадами , кочуя в поисках пищи и воды.) -Самооценка. -Встаньте у кого «5» , «4» , «3». МОЛОДЦЫ ! -Чем же могут заниматься люди в пустыне?. . (СЛАЙД33 ) Животноводство , Растениеводство , освоение пустынь , добыча природных ископаемых VI. Продолжение работы над новой темой - Продолжим нашу работу.. (СЛАЙД 34) Карточка - «помогайка» для экологов . (СЛАЙД 35) 1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения. Рассказ учителя : . (СЛАЙД 36) Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. (СЛАЙД 37) Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. (СЛАЙД 38) -Мираж (СЛАЙД 39) - А какие пустыни в мире самые крупные ? САХАРА (СЛАЙД 40) ГОБИ (СЛАЙД 41) КЫЗЫЛКУМ и КАРАКУМ (СЛАЙД 42) VII. Подведение итогов исследования. (СЛАЙД 44) А теперь поиграем Игра «Узнай меня» 1. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.) 2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.) 3. Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.) .4 Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) .5 Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.). VIII. Рефлексия. -Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг? -Справились ли мы с поставленными целями? * Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями ,* растениями и животным миром, * деятельностью людей. Спасибо за работу. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями! IX. Домашнее задание. Стр. 122-131. Ответить на вопросы. Составить кроссворд по сегодняшней теме. |
Урока: изучение нового материала. Используемые приёмы Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни» | Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать... | ||
Чередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России», карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в пк», гербарий, в/фильм «Природные зоны... | ||
Урок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса» Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать... | Урок викторина по теме: “Природные зоны.” ... | ||
Конспект урока по теме: «Природные зоны Африки» Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш... | Урок окружающего мира по теме «Природные зоны» Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | ||
Урок-проект «Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание... «Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание презентаций в среде PowerPoint» и «Природные зоны России» | Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | ||
Урок окружающего мира Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить применять теоретические знания о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны арктической пустыни и зоны тундры, -использовать... | ||
Природные зоны это природные комплексы, занимающие большие площади... Они формируются преимущественно под влиянием климата — особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной... | «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» | ||
Тема : «Природные зоны. Зона степей» Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,... | Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) |