Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни»





Скачать 111.32 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни»
Дата публикации24.06.2014
Размер111.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок окружающего мира

«Природные зоны России.

Пустыни»

4 класс

А.А.Плешаков «Окружающий мир»

Учитель МОУ « СОШ №85

с углубленным изучением предметов»

Ново –Савиновского района г.Казани

Рахматуллина Алсу Данисовна

24.11.2010

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи:

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.

Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Ход урока:

I. Организационный момент

Снова пришел долгожданный миг

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.
II. Актуализация знаний. Проверка знаний
Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны повторить природные зоны , которые мы изучили с севера на юг ( СЛАЙД 1).

-Арктика. (СЛАЙД 2)

-тундра(СЛАЙД 3)
-тайга (СЛАЙД 4)

-зона лесов (СЛАЙД 5)
- а теперь убедимся, что особенности следующей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении: (СЛАЙД 6)
На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

- Конечно же, это стихи о степи.

- Выполним тест , проверим домашнее задание , проверим ваши знания о степи (СЛАЙД 7)

- Сегодня мы работаем в группах. Для дружной работы необходимо вспомнить правила работы в группах.
Работать тихо, не шуметь.

Не говорить всем сразу.

Слушать говорящего, не перебивать, не спорить,


Тест «Зона степей»
1. В степи лето :

а) короткое ,

б) длинное,

в ) весь год.
2 Суховей – это :

а) сухой и холодный ветер ,

б) сухой и тёплый ветер,

в) сухой и горячий ветер.
3. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
5. Какое животное не водится в степи :

А )суслик ,

Б )жаворонок ,

В )бурундук.

- А теперь проверим (СЛАЙД 8)

III. Сообщение темы и цели урока.

(СЛАЙД 9)

-Снова работаем в группах, разгадаем кроссворд и узнаем о чём пойдёт речь далее. (ПУСТЫНЯ)

- Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе. (СЛАЙД 10)
Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

-Какие слова подобраны автором этого стихотворения для описания пустыни ?
-Ставим цели урока,которые мы постараемя достичь : (СЛАЙД 11)

.

* Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями

,* растениями и животным миром,

* деятельностью людей.
IV.Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
-Сегодня вы не просто ученики , вы станете «учёными-географами, бологами и экологами» и с помощью учебной литературы отправитесь исследовать пустыню. (СЛАЙД 12)


Перед каждой группой стоит задача, которая изложена в карточках - «помогайках». (СЛАЙД 13)


Далее работа ведется в группах.

Карточка - «помогайка» для «географов»:

1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон .

2. Поверхность пустыни.

3. Климат.

Рассказ учителя:

(СЛАЙД 14) Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря.

(СЛАЙД 15) Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы – постоянно передвигаются.

(СЛАЙД 16) Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые . Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
(СЛАЙД 17) - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев

(СЛАЙД). Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

- Пора включаться в работу нашим биологам . (СЛАЙД 18)

Карточка - «помогайка» для биологов. (СЛАЙД 19)
1. Общая особенность растений

2. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни.
Сообщение ученика . (СЛАЙД 20)
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.

Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте).

Сообщение ученика. (СЛАЙД 21)
Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений . Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. Этим они и ценны.

Сообщение ученика. (СЛАЙД 22)
В пустыне встречаются и деревья, например саксаул . Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)
.

(СЛАЙД 23)

-А ещё в пустыне можно встретить перекати – поле.. (читает Самат )

(СЛАЙД 24)

- А вот так пустыня выглядит весной (показ картины «Пустыня весной»).

(СЛАЙД 25)

- Секрет жизни тюльпана.

(СЛАЙД 26)

- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами
Сообщение ученика. (СЛАЙД 27)
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось, есть и пить Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши . Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.

Сообщение ученика . (СЛАЙД 28)
В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки . Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину.

. (СЛАЙД 29)

. В пустыне обитают песчаный удавчик , ящерица-круглоголовка . Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности.
Сообщение ученика . (СЛАЙД 30)

Крупными животными считаются сайгаки и верблюды

Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать.
(СЛАЙД 31)

Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи

О жуке-скарабее прочитайте на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем. ( Исламия )

Такие интересные животные обитают в пустыне.
V. Физкультминутка . (СЛАЙД 32)
- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

(СЛАЙД 43)

- А теперь выполним задание № 3 в рабочей тетради с. 40. Нужно найти и справить ошибки.

-А теперь проверим . (Читает ученик )

( Ценными растениями пустыни являются джузгун и колосняк .Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки.. Они держатся стадами , кочуя в поисках пищи и воды.)

-Самооценка.

-Встаньте у кого «5» , «4» , «3». МОЛОДЦЫ !

-Чем же могут заниматься люди в пустыне?. . (СЛАЙД33 ) Животноводство , Растениеводство , освоение пустынь , добыча природных ископаемых

VI. Продолжение работы над новой темой

- Продолжим нашу работу.. (СЛАЙД 34)
Карточка - «помогайка» для экологов . (СЛАЙД 35)

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
Рассказ учителя : . (СЛАЙД 36)

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.
(СЛАЙД 37)

Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

(СЛАЙД 38)

-Мираж
(СЛАЙД 39)

- А какие пустыни в мире самые крупные ?

САХАРА (СЛАЙД 40)

ГОБИ (СЛАЙД 41)

КЫЗЫЛКУМ и КАРАКУМ (СЛАЙД 42)

VII. Подведение итогов исследования.

(СЛАЙД 44) А теперь поиграем

Игра «Узнай меня»

1. Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

3. Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

.4 Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

.5 Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.).

VIII. Рефлексия.

-Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг?

-Справились ли мы с поставленными целями?

* Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями

,* растениями и животным миром,

* деятельностью людей.
Спасибо за работу.

Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями!

IX. Домашнее задание.

Стр. 122-131. Ответить на вопросы.

Составить кроссворд по сегодняшней теме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрока: изучение нового материала. Используемые приёмы
Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни»
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Леса России" с применением икт
Задачи: совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России», карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в пк», гербарий, в/фильм «Природные зоны...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса»
Образовательные закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок викторина по теме: “Природные зоны.”
...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки»
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок окружающего мира по теме «Природные зоны»
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок-проект «Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание...
«Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание презентаций в среде PowerPoint» и «Природные зоны России»
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок окружающего мира
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить применять теоретические знания о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны арктической пустыни и зоны тундры, -использовать...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconПриродные зоны это природные комплексы, занимающие большие площади...
Они формируются преимущественно под влиянием климата — особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconТема : «Природные зоны. Зона степей»
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,...
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск